Рабочее место пилота Ту-144

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Как выглядело рабочее место капитана сверхзвукового пассажирского лайнера в условиях технологий 60-х годов прошлого века?


За исключением перевода большинства приборов на экраны - практически так же, как и сегодня. Компоновка, расположение рычагов и приборов сформировались уже тогда.

Посмотрим в подробностях кресло КВС и его окрестности на примере борта СССР-77106, первого, совершившего пассажирский рейс - из Домодедово в Алма-Ату 26 декабря 1975 года.


Потрогать фюзеляж вживую можно каждый день в Центральном музее Военно-Воздушных Сил РФ в Монино. А вот попасть в кабину - лишь два раза в год.

Ищите дни открытых дверей (обычно 9 мая и середина августа).

Начинаем с огромного кожаного кресла, не чета нынешним:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Такой обзор будет весь крейсерский полет, носовая стойка поднята:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Садимся:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Пульт автоматической бортовой системы управления (АБСУ). Внушительно, зато просто и понятно. Не уверен, что TO/GA удобнее иметь на штурвале, чем на РУД, но как есть. Второй пилот лишен большей части радостей АБСУ.


АБСУ имеет следующие режимы:

- режим штурвального управления;

- режим захода на посадку по планкам положения;

- режим стабилизации и управления приборной скорости.

Кнопки и назначение:
- <значок штурвала> - переход на штурвальное управление в продольном и боковом каналах, на левой и правой половинах;

- В <высота> - стабилизация барометрической высоты;

- С <скорость> - стабилизация и управление приборной скоростью (черзе тягу двигателей);

- ПРОДОЛ. - стабилизация и управление углом тангажа;


- БОК - стабилизация и управление курсом (разворот);

- ЗК - стабилизация и управление заданным курсом;


- ГЛИС + <вправо> - автоматический заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <влево> - автоматический заход на посадку в боковом канале;


- ГЛИС + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в продольном канале;

- ЗАХОД + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в боковом канале;


- УХОД/ВЗЛЕТ - TO/GA, контроль тяги во время ухода на второй круг или взлета;

- ПРИЗЕМ и КРУГ - неизвестно, не упоминаются в РЛЭ.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

В центре внимания - авиагоризонт, высота, горизонтальная и вертикальная скорость:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Слева от штурвала - указатель числа маха, уточненный указатель скорости, угол атаки и перегрузок, указатель поворота, рулей направления и высоты, выключатели гидроусилителей и соответствующие манометры:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

На месте MCP, который появится пару десятилетий спустя, светомузыка:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Показания двигателей:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

РУДы, кнопки отключения автоматов тяги и автопилота, триммированиие:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Навигационно-пилотажный комплекс НПК-144.


Карта записана на пленке и проецируется на манер диафильма. Во время полета ее, насколько мне известно, передвигали вручную:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Система позиционирования (напоминаю, на дворе год появления аудиокассеты и бытового видеомагнитофона, первый спутник отправится на орбиту через четыре года):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Управление носовым обтекателем, шасси и автопилотом:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Отображение положения носового обтекателя, передних крыльев, шасси и хвостовой пяты (даже по схеме видно, где у борта сосредоточена масса):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Обогревы, огни, управление радионавигационной системой и вот куда перекочевал MCP.

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

А вот тут подскажите, что это :)

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Рабочее место второго пилота:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Кресло от максимальной комплектации, а опцию "мультиштурвал" не докупили (сэкономил Аэрофлот):

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Бонус - рабочее место пассажира :) В/Г/Д нажать не догадался, но возможно, не просто обозначение места, но также дублирование вызова стюардессы на конкретное место:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Салон первого класса. Места много:

Рабочее место пилота Ту-144 Ту-144, Рабочее место, Авиация, Пилот, Работа, Длиннопост

Не лишним будет упомянуть, что самолет был оставлен на долгие годы и разобран на части вандалами, особенно кабина пилотов и пассажирский салон.


Волонтеры Монино годами собирали его из пепла, за что выражаю им лично низкий поклон. И, конечно же, занес денег (реквизиты и историю восстановления легко найти).


Обязательно съездите в Монино, если давно собирались, так как есть вероятность распиливания борта на части для перевозки на вечную стоянку в парк Патриот...

Да, этот борт привести в летную годность сложно, но почему-то меня не воодушевляет мысль резать на части легенду.


Спасибо за внимание!

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий
Система позиционирования (напоминаю, на дворе год появления аудиокассеты и бытового видеомагнитофона, первый спутник отправится на орбиту через четыре года):

эээ, это выходит 53 год?

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
1968 год первый полет.
раскрыть ветку (12)
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по всему автор имеет ввиду навигационные спутники

раскрыть ветку (11)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Перепутал даты... Но в целом, первый Ту-144 начали строить в 1965, а первый спутник GPS полетел в 1978. Все равно позиционирование ещё не могло вестись по спутникам.
раскрыть ветку (9)
10
Автор поста оценил этот комментарий

позиционирование отлично велось инерциальными системами

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда инерциальные системы были еще очень громоздки и неуклюжи, а про их Shift я вообще молчу.

Отлично вести позиционирование они станут через 10-15 лет, с приходом лазерных гироскопов и миниатюрных акселерометров.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Те системы были ТОЧНЫ, но громоздки, а точности были хорошие и уходы небольшие.


Лазерные гироскопы только упростили систему убрав гиростабилизированную платформу.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Ту-144.. точнее его кабина пожалуй первая среди советских самолётов где пришли к уже какому то централизованному и внятному расположению приборов, похожему на современное. Сугубое имхо.

На самолете стоит инерциальная навигационная система насколько я знаю. Уверен на 95%.

Прибор на стойке остекления кабины насколько я помню показывает угол атаки самолета. То есть по сути дублирует показания другого прибора.


Замечание по тексту. «Такой обзор будет весь полет» Поднимается не стойка, а носовой обтекатель. Носовая стойка это все таки к шасси.

И по поводу того что понятно где масса сосредоточена... схема вообще не об этом и не для того. Режет глаз.


А так здорово. Пойти любимый самолёт. Спасибо за описание пульта на штурвале.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Приношу свои извинения. Да, имел ввиду обтекатель. Опечатка.
Про массу относилось к хвостовой пяте, зачем она в целом понадобилась. Самолеты с расположением двигателей в хвосте периодически роняли.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну... напишите тогда что обратите внимание есть хвостовая пята которая нужна для того то. Корявенько немного. У меня почему то фотки плохо прогрузились, я ожидал увидеть что то связанное с распределением топлива и центровкой самолета. А там конфигурация самолета.

И по стойке тоже. Попросите модератора поправить если уже не даёт. Хороший пост ведь, поставил пять плюсиков, нотглаза режет.

Вы не снимали рабочее бортинженера?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Поправлю чуть позже, пока не даёт. Место бортинженера не получилось, к сожалению, качественно поснимать.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кайф...

2
Автор поста оценил этот комментарий

да ладно, не парься об ошибках, постящие склонны преувеличивать важность информации, которую они публикуют (из-за 0,1% людей, которые склонны поставить их на место), а 99,9% людей здесь похуй, в какой именно год пролетел первый спутник, первый человек в космос или первый ТУ-144 или Конкорд. Или 1969 год, как время отсчета Космоса для амеров (полет на Луну). Примерно в одно и то же время. В чем и состоит смысл поста. Мне было интересно, спасибо!

3
Автор поста оценил этот комментарий

а спутники не особо и нужны, есть инерциальные системы

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку