Раб, который стал царём

Автор: Георг Родель.


Огромный торговый флот, сотни колоний и торговых факторий, широчайшая экономическая экспансия, самые экзотические товары на рынках… Нет, речь не о Британской империи, не об итальянских торговых республиках, и даже не о древних греках. Место действия — Средиземноморье, время — XI в. до н. э., страна — Финикия. Город, вставший во главе торговой империи — Тир. Об этом наш рассказ.

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Руины Тира на фоне современного города.


Лирическое отступление.


Ближний Восток, в некотором смысле, является родиной империй и сверхдержав. Персия, Ассирия, Вавилония, Элам, и прочая, и прочая… Наша история невозможна без короткого освещения отношений двух из них. Как театр начинается с вешалки, так и наша история — с отношений между левиафанами тогдашнего мира.


В левом углу ринга — Древний Египет. Практически ровесник самой истории человечества, уже на тот момент он имел за плечами тысячелетнюю историю с Нилом, пирамидами, поклонением котикам и живыми богами в лице правителей-фараонов.


В правом углу — не менее могущественное Новохеттское царство, занимавшее территорию своременной Турции и Сирии. Обширные территории, конфедерационные порядки с царем во главе, развитое военное дело и развитая металлургия делали его весьма опасным противником.


В общем, этакие СССР и США древнего мира. Разве что не разделенные океаном и не обладающие оружием массового поражения. Да и никакие высокие идеалы ими не двигали, только суровое перемалывание в порошок всех, кто осмелится сказать слово против, да непридуманный еще тогда империализм.

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Совочек и персы, Рим и пиндосы, на фоне Египта и хеттов — обсосы! Кто где, чекаем по легенде. На данный момент большую часть Финикии контролирует игрок в зеленом.


«Ну хорошо, а при чём тут Финикия и Тир, автор?» — спросите вы. А при том, что именно она стала ареной борьбы между двумя этими державами. И воевали они за нее упорно, долго и кроваво, ибо Финикия хоть регион и маленький, но очень, очень важный в торговом и стратегическом отношении, с богатыми портовыми городами и прибыльными торговыми путями. Рассмотрим его поподробнее.


Как я уже упоминал, Финикия — весьма небольшой регион, расположенный на территории Ближнего Востока. С востока он ограничен горами Джебель-Ансария, за которой пустыня, а в ней — кочевники, голозадые, зато дико злобные. Что торговый караван, что армию там провести проблематично. С севера границей Финикии служит река Оронт, за котрой начинается Хеттская держава, а южный рубеж — гора Кармель, за которой уже египесткие владения. На западе — Средиземное море.


Исходя из вышесказанного, Финикия — это узенький такой коридор между, говоря образно, «комнатами», в каждой из которых живет перекачанный альфач. И эти альфачи десятилетиями пытаются поделить коридор. То хетты оттяпают себе Финикию по самую Палестину, то египтяне под Кадешем заберут ее обратно… А то, что по финикийским огородам туда-сюда ходят тысячи солдатских сандалий, да колесницы топчут поля с брюквой, это так, мелочи жизни.

А между тем обстановка вокруг менялась. И ход событий становился все более угрожающим для обоих игроков. И гром грянул.


«До основанья, а затем…»


В 1206 — 1210 гг. до н. э. в результате вторжения так называемых «народов моря» в регионе случился самый настоящий апокалипсис. Тысячи кораблей с двумя десятками воинов на каждом устремились к берегам Восточного Средиземноморья. Налетчики грабили и уничтожали все на своем пути. Последствия этих набегов были самыми мрачными.


Для начала, поменялась вся ближневосточная геополитика — вторжение прямо затронуло локомотивы тогдашнего мира, посокльку владения как Египта, так и хеттов примыкали как раз к берегам Средиземного моря, притом, что обе державы не располагали сколько-то мощным флотом. Итоги были страшны. Египет пришел в упадок, и более никогда не смог длостичь прежней славы, и ему еще повезло. Новохеттское царство, бывшее более рыхлым изнутри, и вовсе было уничтожено; раскопки показали, что в этот преиод был разрушен практически каждый крупный город страны, включая столицу.


На месте некогда мощных держав оказались десятки независимых княжеств, постоянно воевавшие как друг с другом, так и с новыми волнами пришельцев. Привычные торговые пути оказались заброшены культура всего Средиземноморья пришла в упадок. Исчезли целые виды письменности, назад откатились архитектура, кораблестроение, даже ткачество... Так наступал железный век.


Финикии же, можно сказать, повезло. Конечно, города пострадали от набегов, но довольно быстро смогли оправиться от этого удара — все же основной добычей «народов моря» становились города египтян и хеттов. Благодаря своему торгову значению достаточно быстро здесь воцарился привычный порядок. А уже к X в. до н. э. один из финикийских городов — Тир, сам стал во главе мощной колониальной империи.

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Финикийская бирема в круизе. Где-то на просторах Средиземноморья.


Судьба дает шанс.


Финикийцы, как и позднее греки, вышли в море далеко не от хорошей жизни. Территория Финикии была крайне небольшой, да и сама страна не была единой. Каждый крупный город (Тир, Библ, Сидон, Арвад) с окрестностями был отдельным государством со своей армией, правительством и законами. Полномасштабные войны друг с другом практически не велись: во-первых, города были достаточно хорошо укреплены, и каждый город в военном отношении был примерно равен соседнему; во вторых — все города были частью единого торгового пути, и если из этой цепи «выключался» один из них, это сказывалось на прочих. Да и в принципе, финикийцы не обладали крепкими военными традициями. К тому же львиная доля элиты кадого города состояла из торговцев. Поэтому регион являлся относительно спокойным, не считая мелких стычек. Территория небольшая, местный рынок давно поделен, и новым игрокам здесь крайне проблематично вписаться, население растет, ресурсов немного… Именно по этим причинам греки развернут свою колонизацию. Эти же причины побудили финикийцев начать свою.


«Из чего же, из чего же?….»


В процессе колонизации Тиром Средиземноморья участвовали самые разнородные общественные элементы: безземельные крестьяне, разорившиеся ремесленники, городская беднота без определенного рода занятий, купцы всех мастей. Достаточно часто во главе колонистов стояли знатные горожане, имевшие врагов среди правящей верхушки, либо потерпевшие поражение в борьбе за власть. Достаточно велика была и доля жречества: сам акт основания колонии подавался как акт божественного творения, этакая аллюзия на сотворение мира. Тут стоит отметить, что главным богом Тира был Мелькарт — в одной из ипостасей покровитель путешествий. Поэтому первоочердная задача колонистов состояла возведении святилища своему защитнику.

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Бог-Император Мелькарт. Эпичен. Порушен. Но все равно эпичен.


Жрецы вообще играли весьма важную роль в связях каждой колонии и метрополии, вполне вероятно, что гораздо более весомую, чем светские управлявшие ей. Так, имеются сведения, что раз в несколько лет в Тир прибывали из основанных колоний с богатыми подношениями в расположенный там главный храм Мелькарта. В то же время, был ли в Тире какой-то светский особый орган по колониальным делам, мы не знаем. Ясно одно: все колонии были так или иначе связаны с Тиром, если не прямо ему подчинены. О роли жречества в этих делах я уже упомянул. Роль же светских властей в данных процессах достаточно туманна, хотя можно с известной долей уверенности полагать, что правитель колонии был явно лоялен Тиру, и так или иначе, признавал власть метрополии. Так же, в городах, основанных колонистами, были расположены гарнизонные войска, пресекавшие всякие попытки отделения от метрополии. Вполне вероятно, что на случай организованного мятежа была и сеть осведомителей, предотвращавшая эти заговоры. Кроме того, сама процедура провозглашения незавсимости была не так и выгодна, как может показаться: надо ли поднимать мятеж, если верховные власти далеко, в делах внутренних — известная свобода действий, заплатил годовой налог, и спи спокойно, рынок внутри поселения вполне свободен, да и земли кругом хватает?…

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Карта побережий, колонизированных финикийцами. Куды там этим вашим грекам, ой-вей…


Расцвет империи.


К концу XI в. до н.э. тирийцы достаточно быстро заселили территории от Кипра до Киренаики. Ими были основаны десятки поселений различного типа: от небольших торговых факторий без постоянного населения, до полноценных городов. Кроме того, их экспансия коснулась и Балканского полуострова: кварталы финикийских купцов существовали в Афинах, Фивах, Коринфе, и ряде других городов. Торговля велась самыми различными товарами: керамикой, ювелирными украшениями, изделиями из стекла, и, конечно, рабами. Работорговля вообще была неотрывно связана с мореплаванием. И в самом деле, чего проще: пристал к берегу, близ какого-нибудь мелкого поселения, днем поторговал, а ночью устроил вылазку и захватил пленников. Ничего личного, просто бизнес...


И все же, главным направлением торговой экспансии Тира стало Западное Средиземноморье. Там, далеко на Западном побережье Испании, располагался важный в торговом отношении торговый партнер — Тартесс, богатый различными металлами, в частности, серебром и свинцом. Помимо того, сами тартесии — жители Тартесса, вели торговлю с Британией, откуда доставляли олово — очень важный соствной компонент бронзы. Естественно, чвто финикийцы быстро сообразили, что покупать олово у тартессиев и торговать им уже в Тире — это очень выгодно, и вот почему. Во-первых, несмотря на наступление железного века, бронзовые изделия вовсю будут в ходу еще очень, очень долгое время. В то же время, месторождений олова в Средиземноморье было не так уж и много, и ценился этот металл настолько, что, несмотря на дотсавку его аж из Британии, а потом через все Средиземное море, прибыль с лихвой окупала затраты.


Тут мы подходим еще к одной важной роли колоний: они обеспечивали стабильную и более масштабную торговлю со всем средиземноморским регионом. Вполне реальной была ситуация, когда купеческая бирема, отправившись, скажем, из Тира в Коринф с грузом стеклянных украшений, продавала там часть, покупала на эту сумму рабов и железо, затем оправлялась в Тартесс, где купец с успехом обменивал свой товар уже на олово, и отправлялся с грузом олова в Тир, по пути останавливаясь для торговли в колониях, и обменивая в них часть товара.


Основными колониями Тира в Западном Средиземноморье были Утика на северном побережье Африки (территоррия современного Туниса) и Гадес на испанском побережье, неподалеку от самого Тартесса. Отношения между колонистами и месными жителями, как правило, не были конфликтными. Все же обе стороны были больше заинтересованы в торговле, нежели в войне. Хотя ситуацию идеализировать не стоит — так, известно о войне Тартесса с финикийской колонией Гадес, причем последний смог расширить свою территорию.


Таким образом, не имея изначально практически никаких шансов на лидерство в регионе, Тир смог его достичь в результате благоприятных обстоятельств, позволивших приступить к строителсьву своей империи. Причем здесь финикийцы пошли очень нетрадиционным (и уникальным для древнего востока) путем — они не стали строить ее прямо у себя под боком (им, честно говоря, даже с мелкими княжествами, возникшими на развалинах Хеттской державы, было не под силу справиться), а начав осваивать далекие земли, связывая колонии в первую очередь экономическим и религиозным путем. И эта карта с блеском была разыграна.


К Х в. до н. э. Тир был на пике своего могущества, возглавляя мощную морскую торговую империю. Не будет преувеличением сказать, что финикийцы в данный период контролировали вообще всю морскую торговлю в регионе, от Гадеса на западе Испании до Карт-Хадашта (Карфагена) на востоке Кипра. В самом Тире можно было встретить товары практически со всех уголоков извсетного тогда мира: металлы из Британии и Испании, сукно из Египта и Передней Азии, оливки из Греции, керамика, стекло, драгоценности, рабы — всем этим тирийцы торговали на широкую ногу. Наивысший расцвет Тира пришелся на правление царя Хирама I Великого (969 — 936 гг. до н. э.). В период его долгого (нет, серьезно) правления велась обширная морская торговля, были полностью подчинены киприоты, захвачен соседний город Библ, один из крупнейших в Финикии. Также Хирам установил добрососедские отношения с Израильским царством, где правил знаменитый царь Соломон. В частности, известно, что на постройке храма Яхве в Иерусалиме работали финикийские мастера, не о говоря уж о том, что построен он был из ливанского кедра, добытого в горах Финикии. Сам Тир в период правления Хирама также бурно расширяется и отстраивается: были возведены новые храмы Мелькарта и Астарты, велась полномасштабная реконструкция старых зданий, островная часть города обносится мощнейшими бастионами, которые оставались неприступны вплоть до похода Александра Македонского.

Раб, который стал царём Cat_cat, История, Древность, Длиннопост

Знаменитая крепость Тира (Палетир, старый город), расположенная на острове.


Конец игры.


Однако подъем продлился недолго: уже сын Хирама, Баалезор I, столкнулся с возрастающим влиянием Египта, который вел активную борьбу за Палестину. Тиру просто нечем было ответить на этот шаг — слишком неравны были силы. Вдобавок, в это время распадается Израильское царство, которое потомки Соломона уже никогда не смогут объединить. Таким образом, внешняя обстановка в этот период времени становится для Тира все более неблагоприятной.


К неурядицам внешним прибавились и внутренние. После смерти Баалезора власть перешла к его сыну Абдастарту, который был убит после семилетнего правления. Власть в Тире переходит к слабым правителям, и вследствие этого держава начинает все быстрее терять позиции. Авторитет верховной власти падает; в этот период из подчинения Тиру выходит ряд колоний, что еще больше усугубляет ситуацию. Тем не менее, город продолжает сохранять за собой лидирующие позиции в средиземноморской торговле.


Финальной точкой Тирской морской державы, как независимого государства, считается 868 г. до н. э., когда ассирийская армия, переправившись через Оронт, принудила Тир и другие города Финикии выплатить дань и признать тем самым верховенство ассирийских царей. Тогдашний правитель Тира, Итобаал I, прекрасно понимая бессмысленность борьбы с могучей, агрессивной и жестокой ассирийской военной машиной, признал себя вассалом ассирийского владыки. История независимого Тира на этом закончилась. Он остался весьма оживленным торговым городом, но политической независмости, а тем более могущества, не достиг уже никогда. Большая часть колоний на востоке перешла с течением времени под власть новых хозяев — греков и персов. Над западными колниями же утвердили свою власть карфагеняне. Ну а славу финикийских мореходов спустя несколько столетий затмят греки — новые хозяева Средиземного моря.


Так закончилась короткая, но яркая история Тирской морской державы, первой настоящей колониальной торговой империи.


Источники:


Примечание: поскольку статья писалась два года назад на коленке, то здесь приведены те источники, которые я смог вспомнить. Вполне вероятно, что их больше.


И. Ш. Шифман. Финикийские мореходы. — М.: Главная редакция восточной литературы, 1965.

Ю. Б. Циркин. История Древней Испании. — СПб.: Нестор-История, 2011.

Д. Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_185914

Автор: Георг Родель.

Наш Архив публикаций за май 2020


А вот тут можно покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения