"Галантная" оккупация

10 июня 1940 года Италия вступила во вторую мировую войну на стороне Германии. В ответ на это уже на следующий день британские бомбардировщики совершили налёт на Геную и Турин. Два самолёта итальянцам удалось сбить, и в ходе допросов пленных лётчиков было установлено, что налёты совершались с базы королевских ВВС на острове Гернси. На самом деле В ночь на 11 июня 36 самолётов королевских ВВС «Уитли» поднялись в воздух с базы в Йоркшире по приказу бомбить Турин — сердце итальянской промышленности. По дороге бомбардировщики заправились на Нормандских островах.



Остров Гернси площадью 78 км², как и соседний с ним более крупный (116 км²) остров Джерси, входил в состав расположенных в Ла-Манше Нормандских островов, принадлежащих британской короне с 1259 года. А также небольшие острова Олдерни и Сарк (оба административно относятся к Гернси).



Мириться с существованием столь близко расположенной базы дальней авиации противника немцы не могли. Сначала самолёты Люфтваффе совершили на Гернси воздушный налёт, разбомбив в порту города Сент-Питер-Порт – главного городка этого острова – пять грузовиков с помидорами. Затем для большей надёжности немцы решили оккупировать Гернси, а заодно и Джерси. Немцы тогда ещё не знали, что англичане эвакуировали свои войска с островов, чтобы усилить оборону Великобритании, немецкое вторжение в которую ожидалось со дня на день. Кроме войск с островов было эвакуировано и 25 тысяч детей, которые увидели своих родителей лишь через пять лет.



30 июня пилот немецкого самолёта-разведчика совершил облёт британского аэродрома на Гернси, но найдя его пустым, приземлился на его ВПП. Погуляв по острову, немецкий лётчик понял, что ни одного британского солдата на нём нет, и объявил жителям, что Гернси отныне захвачен Германией. Другой же остров – остров Джерси – также безо всякого боя был занят двумя немецкими батальонами на следующий день.


Нормандские острова Джерси, Гернси, а также небольшие острова Олдерни и Сарк, стали единственной территорий европейской Британии, которая была оккупирована немцами. Около ста тысяч англичан почти пять лет прожили под германским управлением.



Немцы вели себя на островах скромно. Всё очень культурно, вежливо, необременительно для населения. Худшее из зверств, причинившее джерсийцам и гернсийцам тяжкие страдания, – замена дорожного движения с левостороннего на правостороннее.


Местная администрация продолжала работать на своих местах, на улицах поддерживали порядок британские бобби в своих знаменитых шлемах, а население острова Гернси, включая неэвакуированных детей, дежурило в МПВО, помогая немцам оборонять аэродром, с которого взлетали самолёты, бомбившие Лондон, Манчестер и Ковентри.


На острове Джерси даже существовал лагерь французских военнопленных, в охране которого служили пленные британцы.



За годы войны в эти лагеря попали около 6 000 человек, более 700 из которых погибли от непосильного труда, болезней и издевательств охранников.



На острове Олдерни были построены четыре концентрационных лагеря, являющихся подразделением лагеря Нойенгамме (Neuengamme) под Гамбургом. Они были названы в честь четырёх Фризских островов — Нордерней (Norderney), Боркум (Borkum), Зюльт (Sylt) и Гельголанд (Helgoland). Заключённых Олдерни строили бункеры, укрепительные сооружения, склады для вооружения и другие военные объекты. В трудовых лагерях Боркум и Гельголанд содержались «добровольцы» (Hilfswillige) - рабочие организации ТОДТа, положение которых было ненамного лучше, чем у узников двух других лагерей. В лагере Зюльт содержались евреи, в Нордерней - узники из стран Восточной Европы и СССР. В трудовом лагере Гельголанд работали граждане СССР.



С 1942 года Лагерями Норденей и Зюльт управлял гауптштурмфюрер СС Максимилиан Лист, избежавший суда после окончания войны и, предположительно, прожил до 1980-х годов под Гамбургом. Более 700 человек были убиты до июня 1944 года, когда лагеря на острове Олдерни были закрыты, а оставшиеся заключённые увезены в Германию.



Конечно, когда война закончилась, появился и перечень немецких преступлений. Но по сравнению с тем, как юберменши вели себя в других странах, всё выглядит очень скромно.


Жертв оккупации набралось 5 (пять): двое агитаторов-антифашистов были арестованы и умерли в тюрьме; трех евреек депортировали в Освенцим.


Причины фашистской галантности секретом не являлись. Во-первых, фюрер сильно уважал британцев, считал эту нацию почти равной немцам. Во-вторых, Рейху было очень важно сделать из Англо-Нормандских островов образцово-показательную «витрину» – чтобы остальные англичане поняли: ничего такого уж ужасного в «Новом Порядке» нет.



«Флаг Великобритании и флаг с изображением свастики в 1940— 1945 гг. дружно развевались над Нормандскими островами — британской территорией, занятой вермахтом. Британский бейлиф (наместник) распорядился не оказывать сопротивления — и «ис­полнять приказания немцев». Гитлеровскую оккупационную власть «побежденные подданные гордой страны» «приветствовали с вежливым почтением», «так вежливо, что невозможно было представить, что между ними идет война», — сообщал в 1940 г. американ­ский журналист Чарлз Свифт. Ведь, в конце концов, «немцы освобождали Европу от коммунизма» — и называли англичан своими «двоюродными братьями по расе». На Нормандских островах — в отличие от других оккупированных территорий — солдатам вермахта незачем было носить оружие. Во всей оккупированной Европе эта британская территория была для немецких оккупантов самым безопасным местом, чтобы переждать войну: там (и только там) они могли не опасаться никаких враждебных действий.



Утверждается, что Невилл Чемберлен предрекал: «Люди предпочтут быть несвободными и живыми, чем свободными и мертвыми...» ...



«Если бы [британские] островные органы отказались выполнять хотя бы административные... функции для немецких оккупацион­ных властей, последним было бы нелегко управлять [Нормандскими] островами». Произошло обратное: Амброз Шервилл, генераль­ный атторней (прокурор) острова Гернси, выразил по радио (в августе 1940 г.) не только свою гордость поведением сограждан, но и благодарность немецким оккупационным властям — за то, что те учли лояльность британских подданных (в том числе и) его британского величества... Шервилл заявил, что цель его деятельности заключается в том, чтобы реализовать меры по осуществлению оккупации в наибольшем объеме.



При немецкой оккупации британские суды на Нормандских островах преследовали тех, кого обвиняли в сопротивлении; даже поведение, приводившее к обострению отношений с оккупационными войсками, расценивалось британскими островными властями как правонарушение. Некоторые из островных жителей «были вовлечены» в издевательства над заключенными трудовых лагерей. Повешение одного из них, русского, вызвало у полисмена с острова Джерси такую же реакцию, как и у большинства немцев. Ведь при гитлеров­ской оккупации прагматичная британская тактика на британских Нормандских островах — еще в течение долгого времени после отставки Невилла Чемберлена — формулировалась так: «мир лю­бой ценой».



Министерство информации Англии ограничилось по этому по­воду заявлением от 19 июля 1945 г.: «Коллаборационизм был почти неизбежен». Ни один британец с Норман­дских островов не был привлечен к ответу за сотрудничество с «вра­гом» — даже доносчик, виновный в смерти двух из пяти подполь­ных активистов сопротивления. (Уже после освобождения от не­мецкой оккупации австралийский журналист Роланд ле Фоле Хоф-фманн, находившийся на острове Гернси, покончил с собой, по­скольку не смог вынести стыда и отвращения при виде открытого сотрудничества с врагом.) Не прозвучало и какой-либо публичной критики действий местного руководства в период вражеской окку­пации. Напротив: высшие служащие местной британской админи­страции удостоились официальных почестей. (В этом отно­шении Великобритания стала уникальным исключением среди стран, территории которых были заняты державами «оси» и где появились коллаборационисты, — включая такие страны «сред­него класса», как Франция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, не говоря уже о «докапиталистических» — Польше, Греции, Болга­рии, Сербии.)



Послевоенная пресса Англии наложила табу на тему сотрудни­чества британцев на Нормандских островах с Третьим рейхом. («Уди­вительна эта дисциплина прессы, эта солидарность, когда речь идет о престиже и мощи империи», — восхищался до войны корреспон­дент «Völkischer Beobachter».) Только одна газета — «Daily Herald» в номере от 7 июня 1945 г. отметила, что органы правосудия Вели­кобритании не проявляют никакого интереса к британским колла­борационистам, сотрудничавшим с нацистами, — кто помогал отправлять людей в концлагеря. Отказ от судебного пре­следования военных преступников, действовавших в концлагере Олдерни, стал неприятным фактом для лейбористского правитель­ства Британии после 1946 г.



И вообще «британцы не желают замечать, что на британской земле были [нацистские] концлагеря». Когда немецкий социал-демократ Отто Шпер — после девяти лет пребывания в гиммлеровских кон­центрационных лагерях — был переведен в концлагерь Олдерни на британских Нормандских островах, и сообщил об этом британским радиослушателям, он получил выговор. Не возымело никакого дей­ствия и письменное обращение жителя острова Джерси к министру внутренних дел, лейбористу Моррисону (тому самому, который в 1937 г. обвинял Невилла Чемберлена в укрывании фашистских зло­деяний). Автор этого обращения подчеркивал, что «гражданская ад­министрация была пронацистской — со дня прихода нацистов и до самой их капитуляции». По слухам, около 50 самых активных колаборационистов с Нормандских островов были тайно вывезены британскими секретными службами в Англию, чтобы «замять суету вок­руг них». В Англии они были тихо отпущены на свободу. «Важнейшие документы с чьей-то помощью пропа­ли», явно для того, чтобы «избежать неприятностей», — сообщала журналистка Маделейн Бантинг.


Нормандские острова были освобождены от нацистской оккупации 9 мая 1945 года, однако немецкий гарнизон на острове Олдерни капитулировал только 16 мая.

"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост
"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост

Как часть Атлантического вала , вдоль берегов Нормандских острова между 1940 и 1945 оккупационными немецкими войсками и организациией Тодта были построены укрепления, такие как смотровая башня в Ле-Ланд, Джерси.

"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост
"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост

Дизайн этих башен является уникальным для Нормандских островов. Скорее всего «вдохновение» было получено от круглых башен 18 века, которые до сегодняшнего дня окружают остров по береговой линии. На вершине башни была установлена зенитка Oerlikon

"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост

В городе Сент-Хельере, столице острова Джерси.

"Галантная" оккупация Англия, Вторая мировая война, Немцы, Оккупация, Нормандские острова, Сотрудничество, Длиннопост
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
С одной стороны мерзкое чувство от того, что они мало того все просто подняли лапы вверх и сдались, но ещё и сотрудничать начали.

С другой стороны, а что им было делать? Их просто считай кинули там без всякой защиты и не думаю, что они были особенно благодарны Великобритании в тот момент.
Автор поста оценил этот комментарий

Везде в Европе, где не было партизанщины, было так.