Pz.Kpfw. B2 (Flamm) - немецкий огнемёт с французскими корнями
Привет!
Я изначально не планировал писать про два немецких танка подряд, но так уж вышло.
Основной немецкий огнемётный танк (на базе Pz II), применявшийся в боевых действиях, очень быстро продемонстрировали свою неэффективность. Машины были плохо защищены и имели малую дальность огнеметания. В то же самое время, немцы были недовольны трофейными французскими танками Pz. Kpfw. B2 740(f), хотя, казалось бы: есть броня, есть две пушки. Но их расположение и распределение ролей экипажа выбешивало немецких танкистов будь здоров (да и французских до них). Наводить 75-мм гаубицу в лобовом бронелисте было настолько неудобно, что сводило её применение к минимуму.
Flammpanzer PzKpfw B2(f) с размонтированным огнемётом
В марте 1941 года компетентные органы выдали заказ на разработку нового огнемётного танка на базе Pz. Kpfw. B2 740(f). К этому привело совещание военных и ведущего инженера DB. Рассматривались перспективы установки огнемёта во французский танк разными способами. Первый и самый странный – размещение огнемёта в башне вместо 47-мм пушки, а французскую гаубицу в корпусе надлежало заменить на немецкую гаубицу KwK 37, чтобы та имела некоторые углы наводки. Известный нам вариант был вторым.
Оба проекта реализовали в виде макетов и 3 апреля 1941 года продемонстрировали самому Гитлеру, который одобрил размещение огнемёта в корпусе. Таким образом, создание огнемётного танка на базе Pz. Kpfw. B2 740(f) не было завязано на опыте боёв в СССР, как многие считают.
Огнеметание на испытаниях
К релизации проекта привлекли конторы Wegmann, Köbe и Daimler-Benz, соответственно. Первые две обыгрывали собственные варианты создания огнемётов, незначительно отличавшиеся друг от друга. В корпус танка, замещая 75-мм пушку и боекомплект, размещали огнемёт, работавший с бензиновым мотором. Ёмкости огнесмеси по 500 литров устанавливали в корме корпуса за бронированными стенками.
Wegmann и Köbe производили танки в равной степени. В 1941 году таким образом модифицировали 60 танков, а позднее – ещё 36. Занятно, что фирма Köbe всегда работала с оборудованием для пожаротушения.
Танки Flamm.Pz.B2 740(f) поступали на вооружение специального полка, сформированного во Франции. Работы затягивались по различным причинам, но на фронт огнемётные танки начали поступать уже летом 1941 года. Дальность огнеметания достигала 45 метров, а боезапаса хватало на 200 залпов.
Колонна огнемётных танков под Львовом.
Танки действовали с сомнительным успехом. Плохо защищённые огневые точки они ликвидировали эффективно, но хорошо организованные укрепрайоны подавляли их наступление. Тот самый 102-огнемётный полк, в котором танки несли службу, понёс потери и быстро столкнулся с трудностями. Не прошло и месяца с начала войны с СССР, как батальон расформировали из-за технических трудностей с танками. Выдвигались требования по улучшению конструкции огнемёта, увеличения надёжности машины, но должного эффекта они не возымели.
Большая часть машин этого типа «стояла» на Восточном фронте, последние из них эксплуатировались в Крыму , значительная часть просто держалась на балансе и рассматривалась для использования в обороне. Из-за многочисленных поломок танки уже не годились для наступательных операций. Существуют упоминания применения отдельных танков Flammwagen auf Pz.Kpfw. B2(f) в Югославии и Франции в 1944 году.
Огнемёт конструкции Wegmann
Подводя итоги, можно сказать, что немцы быстро осознали неэффективность огнемётных танков, хоть и было построено несколько моделей оных. Но поздние машины даже не рассматривались в качестве кандидатов на огнеметание. Стоить заметить, что предпочтение штурмовым самоходкам было отдано не напрасно.
Огнемёт конструкции Köbe
Предыдущий пост.
касаемо 75мм во лбу В1, возможно это выводы из тактики 1МВ, когда тяжи (да и танки вообще) предназначались лишь для медленного прогрызания линий обороны. то есть французы - победители прекрасно подготовились к прошедшей войне. и это имея опыт создания FT17!
А почему никто не придумал огнеметный танк с "бесконечным" огнеметом? Просто приделать шланг в несколько километров к танку, присоединить к резервуару в тылу (а резервуар трубопроводом к месторождению), а сам танк катается и жжет всё на своем пути хоть весь день, мжно даже просто весь фронт залить топливом, а потом спичку кинуть, и покончить с войной одним танком.