1

ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЯ. ВТОРОЗАКОНИЕ. Главы 19, 20 и 21

Глава 19.

«1 Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю тебе даёт…»

… и сыны Израилевы вступят в неё, необходимо отделить три города со статусом города-убежища для неумышленных убийц. Если же какой еврей нарочно убьёт еврея и убежит в город-убежище, то старейшины города должны выдать его оттуда в руки мстителя за кровь.

Здесь любопытна предопределённость судьбы народов, занимающих те земли, которые Бог обещал евреям. Складывается впечатление, что их единственная вина в этом и состоит – не на той земле и не в то время оказались. Ничего личного – Бог сказал, Бог сделал. Жили себе народы, жили, потом раз – и истреблены, чужой бог ваши земли отдал евреям.

«14 Не нарушай межи ближнего твоего».

Нельзя вменять грех какой или преступление кому-нибудь при одном свидетеле. Свидетелей должно быть два, а лучше три. Если будет информация, что кто-то ложно свидетельствует на брата своего, то все должны предстать перед священником и судьёй для подробного выяснения обстоятельств дела. Если выяснится, что свидетель действительно ложно свидетельствует, то ему надо сделать так, как он хотел сделать брату своему.

«21 да не пощадит его глаз твой: душа за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно и отплатить ему».

Глава 20.

Когда выйдут сыны Израилевы, говорил Моисей, против врагов своих и увидят, что они сильнее и многочисленнее, то пусть не боятся, ибо Господь с ними. Священники перед битвой пусть так и скажут, что бы народов, которые они пришли сгонять с родной земли, не боялись, что, мол, Господь идёт на битву с ними…

«4 …чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас».

А надзиратели пусть отпустят домой следующих лиц: кто построил новый дом, но не обновил его; кто насадил виноградник и не пользовался им; кто обручился с женою, но не взял её. И ещё боязливых и малодушных, чтобы в битве не служили плохим примером для других воинов.

«9 Когда надзиратели скажут всё это народу, тогда должно поставить военных начальников в вожди народу».

В вооружённых международных конфликтах обычно вожди идут военачальниками, а тут наоборот – военачальники в вожди.

Укреплённому городу сначала нужно предложить мир. Если он соглашается, то на население города накладывается дань, если же не соглашается, то необходимо приступать к осаде города, пока Господь не предаст его им в руки. После этого уничтожается всё мужское население города, а жёнами, детьми, скотом и добром можно пользоваться. Но есть нюанс:

«15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих».

То есть при будущих завоеваниях, вне земель, которые Господь отдаёт евреям сейчас, в настоящее время.

«16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души».

Только поголовно, так как оставшиеся, как бы мало их не осталось, могут научить евреев плохому, повести за своими богами, отвернуть от Господа. Так что никакой пощады, от мала до велика, женщин и детей, крестьян, калек и юродивых. Всех. Впрочем, а с чего бы еврейскому Богу проявлять милосердие. Если раньше не проявлял, то нечего и начинать.

«18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим».

Я заранее прошу извинить меня за сравнение, но в ходе второй мировой войны, пропитанная бесчеловечной националистической моралью фашистская Германия на захваченных территориях так не поступала. Выборочное уничтожение определённой категории населения проводила, но поголовное истребление всего – нет.

Ну да Бог с ними, с женщинами и детьми. Язычники ведь, мерзость. Главное, чтобы у богоизбранных сынов Израиля не было дурных примеров для подражания.

Во время осады какого-нибудь города Господь запрещает Израильтянам использовать для строительства фортификационных сооружений плодовые деревья. Плодовые помогают питаться во время осады.

Глава 21.

Если на земле, которую Господь даёт сынам Израилевым, в дальнейшем, где-нибудь между городами обнаружится убитый еврей, и убийца будет неизвестен, то все старейшины ближайшего к месту убийства города должны будут взять телицу, отвести и заколоть её в какой-нибудь дикой долине. Затем старейшины омывают руки над головой убитой телицы и говорят, что не они это сделали, а кто сделал не знают.

«8 … И они очистятся от крови».

Если на войне неожиданно полюбит еврей пленницу так сильно, что захочет взять её в жёны, то для начала её необходимо привести в дом, переодеть, остричь голову, обрезать ногти и пусть она оплакивает родителей своих в течение месяца.

«13 … после того ты можешь войти к ней и сделаться её мужем».

Если к тому времени она разонравится, то её нужно просто отпустить.

«14 но не продавай её за серебро и не обращай в рабство, потому что ты смерил её».

Если в результате сожительства с двумя жёнами, любимой и нелюбимой, первым родится сын от нелюбимой жены, то ему всё равно надо отдать двойную долю наследства. Первородством пренебрегать нельзя.

Если у кого сын будет буйный и непокорный, не слушающийся своих отца и мать, то родители должны привести его к старейшинам города и сказать следующие слова: «сей сын наш буен и не покорен, не слушает слов наших, мот и пьяница».

«21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся».

Уверен, все еврейские дети трепетны и послушны по отношению к родителям. И конечно же исключительно по причине глубокого уважения.

Любого повешенного на дереве нужно хоронить в день казни.

«23 тело его не должно ночевать на дереве».