Путешествие на самый юг Вьетнама. Ка Мау
Считается название происходит от кхмерского «туккха мау», что значит буквально – «чёрная вода», потому что вода в Меконге здесь очень тёмного цвета, окрашенная соком, выделяемым мангровыми деревьями. По-вьетнамски река Меконг называется река Кыу Лонг, то есть река Девяти Драконов, потому что в районе дельты Меконг разделяется на девять крупных речных потоков, которые, в свою очередь, делятся на ещё множество более мелких потоков.
Места эти начали осваиваться ещё в XVII в., а в 1825 г., во времена правления короля по имени Минь Манг, город стал центром этого региона, но даже и в XIX веке были мало заселены из-за недостатка пресной воды, ведь в Меконг здесь от сильных приливов идёт солёная вода моря. В этой уникальной системе растут мангровые леса – редкая биосистема, коих в мире сохранилось не много. Конечно, в самом городе мангровых зарослей давно уже нет, зато можно полюбоваться прекрасными зданиями храмов и очень эффектной современной жилой застройкой, а чтобы увидеть настоящие мангровые леса, надо проделать путь к мысу Ка Мау, или в заповедник У Минь. Путь до мангровых лесов в самой южной точке Вьетнама, на мысу Ка Мау, идёт сначала по реке с таким же названием, как город, то есть Ка Мау, а затем по одному из крупных потоков Меконга – по реке Онг Док.
Согласно статистическим данным, в 2006 г. в мангровых лесах в окрестностях Ка Мау насчитывалось более двадцати редчайших видов растений, среди них – авицения (Avicennia marna), ризофора (Rhizophora apiculata), соннератия (Sonneratia caseolaris). Этот мангровый лес включён в список всемирного биосферного наследия ЮНЕСКО, и по величине является вторым в мире подобного рода заповедником.
На мысу Камау можно одновременно увидеть и рассвет над Сиамским заливом, и закат над Восточным морем. К западу от мыса находится Сиамский залив, а к юго-востоку – Восточное море. Здесь установлена стела Независимости, возвышающаяся на макете корабля, обращённого к Восточному морю. Здесь же, на площаде, завершающей мыс, находится памятник матери народа по имени Ау Ко, она по легенде была дочерью короля волшебных птиц Феникс, и стала прародительницей вьетнамцев.
Впечатляет по масштабам флагштог Ка Мау, установленный на трехэтажном постаменте, внутри которого музей. Мыс Ка Мау богат созерцательной красотой первозданной природы и памятниками, отмечающими самую южную точку материковой суши Вьетнама и проникнутые искренним чувством патриотизма вьетнамцев.
В самом же городе Ка Мау так же немало интересных достопримечательностей.
Среди них – пагода Куан Ам, построенная в годы расцвета этого города, в 1840 г. по инициативе монаха настоятеля Тик Чи Там. Согласно легенде, храм был основан на месте, где раньше местный лекарь, во время поиска целебных трав, нашёл древние сутры буддийского учения, и стал читать их вслух, и тогда даже дикие звери, даже тигры пришли слушать. С помощью этих сутр, монаху удалось приручить самых злых хищных тигров. Тогда лекарь поселился здесь и основал небольшое святилище в честь бодхисатвы Куан Ам (в китайской традиции она известна под именем Гуань Инь). Архитектура храма восхищает своей гармоничной и простой изящной красотой.
На набережной реки с одноимённым с городом названием находится памятник архитектуры народности хоа (потомков китайских переселенцев, в разное время прибывавших сюда из различных регионов Китая).
Храм посвящён в основном богине Тхиен Хау, хотя внутри множество алтарей и в честь других божеств и духов. Храм был возведён в 1903 г., и сюда приходят молиться не только представители народности хоа, но и вьеты, и кхмеры. Считается, что Тхиен Хау (по-китайски её называют Мацзу) – заступница и защитница во времена трудностей и невзгод, она спасает от стихий и бедствий. По легенде, до того, как стать богиней, она была простой дочерью рыбака. Звали её Лам Мак Нуонг (по-китайски Линь Монян), она родилась в 1044 г. в провинции Фуцзянь и с юных лет была очень талантливой, научилась определять путь по звёздам, а так же прекрасно плавала. В возрасте 28 лет она вознеслась на небеса, стала повелевать ветрами и штормами. Изначально, ей поклонялись рыбаки и моряки, отправляющиеся в плавания, потому что считалось, она способна спасти утопающих во время штормов, и дать рыбакам удачный улов рыбы.
Храм Нгок Минь. Буддийская школа, строящая подобные восьмигранные в плане храмы во многих местах Вьетнама, была основана буддийским мыслителем и наставником Минь Данг Куанг (род. в 1923 г.).
Здесь поклоняются самому Будде Шакьямуни и многочисленным бодхисатвам. Восьмигранник в плане – символ Восьмеричного Пути, предписанного Буддой для верующих на пути к освобождению от страданий и к духовному и моральному совершенствованию (согласно буддийскому вероучению, этот путь состоит из правильности мыслей, намерений, речи, действий, образа жизни, усилия, внимания и медитации).
В просторном дворе при храме – сделаны гигантские искусственные пещеры, внутри них – различные сцены из жизни и проповеди Будды Шакьямуни. В самой большой пещере – композиция, представляющая сцену рождения Будды Шакьямуни, когда он делал первые шаги, а на их месте возникали цветы лотоса.
В другой пещере – Будда во время своей первой проповеди пяти ученикам.
В одной из пещер – статуя бодхисатвы Куан Ам на раскрытом бутоне лотоса, а на вершине этой пещеры три статуи, покрытые позолоченной краской: Будды Шакьямуни в центре, справа от него – бодхисатва Махастамапрапта (Дайтхечи, по-вьетнамски), символизирующая мудрость и осознанность, а с лева – бодхисатва Куан Ам, держащая небольшой флакончик с целительной водой или эликсиром долголетия, символизирующая интуицию, душевность, сострадание и здоровье.
Великолепен декор храма, сквозные вентиляционные окна украшены резными мотивами цветов и птиц.
В начале XX в. во Вьетнаме появилась религия Као Дай, на западный манер называемая каодаизм. Эта религия возникла под смешанным влиянием французского католицизма, философских идей Виктора Гюго, и даже – франкмасонства.
В культовой практике и в мировоззрении каодаистов проявились так же и черты местных народных верований, и конфуцианства, и даоизма, и буддизма. Эта столь необычная религия, вмещающая в себя множество различных аспектов весьма разных духовных, философских и религиозных учений, и в наше время имеет множество последователей среди жителей дельты реки Меконг. Храмы религии Као Дай представляют собой в плане базилику, подобно многим католическим храмам. Башни, увенчивающие портики боковых нефов, напоминают церковные (в храмах романского и готического стилей), и, в тоже время, по манере оформления крыш, с загнутыми краями и с фигурками драконов на них, - буддийскую пагоду. Внутреннее пространство делится на три нефа, на втором этаже – хоры, огороженные балюстрадой.
Эта религия, зародившаяся во Вьетнаме, поистине уникальна, и архитектура подобных храмов тоже. Поражает красота яркого, богато и изящно декорированного интерьера храма.
Кхмерская культура города Ка Мау наиболее впечатляюще представлена храмом Монивонгса Бопхарам, построенный в 1964 г. по инициативе достопочтенного буддиста Тхак Кен.
Он собрал средства для возведения храма кхмерской общины. В оформлении входных ворот на священную территорию храма использован мотив башен из знаменитого комплекса Ангкор Ват в Камбодже. Основные цвета в оформлении фасадов и интерьеров храма – желтый, ярко-красный, зелёный символически представляющие удачу, защиту от зла и благословение. Во дворе храма множество деревьев, буддийских статуй, пруд с лотосами, - очень поэтичное и тихое место. Главный зал, высотой 32 м., расположен в самом центре комплекса, на постаменте высотой полтора метра. Снаружи зал окружён колоннадой, стены и колонный богато украшены типичными кхмерскими орнаментами, традиции которых берут начало в декоре храмов Ангкора. Мастерски выполнены фрески во внутреннем пространстве храма. На потолке и лестнице выгравированы мотивы в виде змей, по легенде, Будда своей добротой и великодушием сумел приручить и сделать добрыми эти ядовитые создания, а по другой версии, изображения змей, часто встречающиеся в кхмерской традиции, берут начало от традиций индуизма, от священных змей Нагов.
Створки дверей и наличники представляют собой прекрасные произведения резьбы по дереву. При храме находится монастырь, кладбище, религиозная школа и школа кхмерского языка, в которой дети этой народности могут изучить свой родной язык, а так же небольшой парк со скамейками, где местные жители могут собираться и общаться. Храмы для кхмеров – не только место духовной и религиозной жизни, но и неотъемлемая часть повседневности с самых ранних лет и до последнего пути. Здесь проходят и самые счастливые, и самые печальные моменты жизни, и ежедневные встречи знакомых и друзей.
В центре города Ка Мау – замечательный небольшой парк под названием Хонг Банг, (перед развязкой дорог и недалеко от центрального рынка), с прудами с цветущими лотосами и горбатыми мостиками, стилизованными под XVIII в.
Прогулка по живописной, хорошо озелененной набережной Ка Мау дает возможность насладиться свежем речным воздухом, красотой и разнообразием городской застройки.