Пучок баек про одного хулиганистого художника.

Спасибо большое всем подписавшимся и принявшем участие в ужас каких интересных дискуссиях под прошлым постом. Теперь немного страшно писать даже, но я храбра аки тигр с печатной машинкой:D


Хочу немного рассказать нынче про любимого моего Фра Филиппо Липпи. Это был такой флорентийский художник, ученик достопочтенного и, по некоторым свидетельствам, очень унылого, а по другим - ангелического, что бы это ни значило, художника Фра Беато Анжелико. (Кстати, то что они оба Фра это не потому что они тезки, а потому что Фра - сокращение от итальянского frate, то есть брат, то есть - монах.)

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монахи, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Автопортрет. Деталь большой картины, которая будет ниже - «Коронования Марии»


Так вот, в  родился он в 1406 году в семье бедного мясника, родители его умерли рано и он оказался сначала на попечении у не менее бедной тетки, а потом его из милости взял на воспитание монашеский орден кармелитов и в 15 лет он принял обет монашества.


Монахом он был, судя по всему, наибестолковейшим - работы избегал миллионом хитрых способов, гуманитарные науки ему не давались почти, а точные - так вообще, а его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником, но оказался таким талантливым рисовальщиком, что монахи сообразили, что если в своих стенах вырастить художника, то можно отлично сэкономить на приглашенных звездах и на всякий случай освободили юное дарование практически ото всех остальных занятий.


Через примерно десяток лет Липпи оставил монастырь и позже отрекся от всех своих клятв, хотя, говорят, что иноческие одежды носить продолжил. И еще говорят, что причиной ухода из монастыря было что-то вроде звездной болезни - очень уж его хвалили за фресковые росписи, даже говорили, что в него “вселился дух Мазаччо”. И что братья его ордена вообще не огорчились, когда он свалил, потому что ужасно он их там всех своим поведением достал.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монахи, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Видение блаженного Августина. Кстати, она в Эрмитаже, надо ехать и глядеть.


А дальше вот что случилось. Однажды художник вместе с друзьями отправился в плаванье близ побережья Анконы, но далеко не уплыл, потому что попал в плен к арабским пиратам, сплавившим его в Берберию и там продавшим в рабство. Полтора года он болтался невольником, пока однажды от тоски не нарисовал на стене углем потрет своего хозяина. А тот как увидел - так и обалдел, он же мусульманин был, этот хозяин, у них вообще нельзя людей было рисовать, а тут такое и решил он что надо Липпи отпустить, то ли потому что он гений, то ли потому что колдун и ваще лучше не связываться.


В общем, отпустили Фра Филиппо и он обходными путями вернулся в родную Флоренцию. А там давай работать как не в себя. И благодаря этому, после написания картины Коронование Мариньи, на него обращает внимание Козимо Медичи, который вообще собирал вокруг себя всех талантливых местных, холил их и лелеял. Козимо проигнорировал репутацию блудника, воришки и обладателя прозвища “монах-сластолюбец” и пригласил его к себе работать.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монахи, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Коронование Марии (Коронование Мариньи), алтарный образ 200 × 287 см размером.


А тот свою репутацию всячески продолжил укреплять. Например, пока он пишет запрестольный образ для монахинь из Св. Маргариты в Прато, куда он каким-то неведомым образом был назначен капелланом, он примечает одну из послушниц и уговаривает строгих монахинь разрешить ему использовать девицу в качестве натурщицы для изображения самой Марии - благопристойнее не придумать. Ну и конечно срочно соблазняет ее и ворует из монастыря. Та рожает ему сына, а Козимо Медичи приходится потом все это расхлебывать, подкупая Папу Римского работами Фра Филиппо Липпи же для того чтоб тот разрешил брак с ворованной монашкой вместо того чтоб всех там выпороть и все такое.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монахи, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Портрет той самой монашки, Лукреции (ну то есть не портрет, нувыпонели, он ее еще и в образе Мадонны написал). Для ребенка и ангела позировали дети Фра Филиппо Липпи.


В общем, и Медичи художник ужасно достал. Особенно своей такой чертой - когда ему хотелось кутить, да с дамами, он убегал в ночь, забыв вообще про все свои дела, заказы и сроки. Тогда Козимо придумал запирать Липпи наедине с незаконченной картиной чтоб тот от нее не отходил и вообще сосредоточился. Художник не стало долго терпеть это дело. Он нарезал свои простыни на полоски, сплел канат и был таков. Дальше его ловили, извинялись и просили вернуться домой. Когда он согласился, Козимо был так рад, что «решил в будущем пытаться удержать его хорошим расположением и добротой и разрешил ему уходить и приходить по желанию» и вообще говорил, что к художникам надо относиться с уважением.


А еще считается,  что Фра Филиппо Липпи один из первых художников, начавших запихивать автопортреты в свои работы. Вот, например, ниже его совсем ранняя "Богоматерь смирения". Видите ехидную рожу справа от Престола?

Это автопортрет художника:D

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монахи, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Ну а если у вас возник вопрос - почему у персонажа слева торчит из головы ножик, то это потому, что так Липпи изобразил невинно убиенного кармелитского святого, Анджело из города Ликаты, погибшего от клинка злого язычника Беренгария.


Спасибо что прочитали. Текст мой.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Классная история. А ножик справа таки))
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ой. Моя беда, до сих путаю право и лево, и в жизни все время попадаю в нелепые ситуации

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку