272

Пучок баек про одного хулиганистого художника.

Спасибо большое всем подписавшимся и принявшем участие в ужас каких интересных дискуссиях под прошлым постом. Теперь немного страшно писать даже, но я храбра аки тигр с печатной машинкой:D


Хочу немного рассказать нынче про любимого моего Фра Филиппо Липпи. Это был такой флорентийский художник, ученик достопочтенного и, по некоторым свидетельствам, очень унылого, а по другим - ангелического, что бы это ни значило, художника Фра Беато Анжелико. (Кстати, то что они оба Фра это не потому что они тезки, а потому что Фра - сокращение от итальянского frate, то есть брат, то есть - монах.)

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монах, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Автопортрет. Деталь большой картины, которая будет ниже - «Коронования Марии»


Так вот, в  родился он в 1406 году в семье бедного мясника, родители его умерли рано и он оказался сначала на попечении у не менее бедной тетки, а потом его из милости взял на воспитание монашеский орден кармелитов и в 15 лет он принял обет монашества.


Монахом он был, судя по всему, наибестолковейшим - работы избегал миллионом хитрых способов, гуманитарные науки ему не давались почти, а точные - так вообще, а его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником, но оказался таким талантливым рисовальщиком, что монахи сообразили, что если в своих стенах вырастить художника, то можно отлично сэкономить на приглашенных звездах и на всякий случай освободили юное дарование практически ото всех остальных занятий.


Через примерно десяток лет Липпи оставил монастырь и позже отрекся от всех своих клятв, хотя, говорят, что иноческие одежды носить продолжил. И еще говорят, что причиной ухода из монастыря было что-то вроде звездной болезни - очень уж его хвалили за фресковые росписи, даже говорили, что в него “вселился дух Мазаччо”. И что братья его ордена вообще не огорчились, когда он свалил, потому что ужасно он их там всех своим поведением достал.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монах, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Видение блаженного Августина. Кстати, она в Эрмитаже, надо ехать и глядеть.


А дальше вот что случилось. Однажды художник вместе с друзьями отправился в плаванье близ побережья Анконы, но далеко не уплыл, потому что попал в плен к арабским пиратам, сплавившим его в Берберию и там продавшим в рабство. Полтора года он болтался невольником, пока однажды от тоски не нарисовал на стене углем потрет своего хозяина. А тот как увидел - так и обалдел, он же мусульманин был, этот хозяин, у них вообще нельзя людей было рисовать, а тут такое и решил он что надо Липпи отпустить, то ли потому что он гений, то ли потому что колдун и ваще лучше не связываться.


В общем, отпустили Фра Филиппо и он обходными путями вернулся в родную Флоренцию. А там давай работать как не в себя. И благодаря этому, после написания картины Коронование Мариньи, на него обращает внимание Козимо Медичи, который вообще собирал вокруг себя всех талантливых местных, холил их и лелеял. Козимо проигнорировал репутацию блудника, воришки и обладателя прозвища “монах-сластолюбец” и пригласил его к себе работать.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монах, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Коронование Марии (Коронование Мариньи), алтарный образ 200 × 287 см размером.


А тот свою репутацию всячески продолжил укреплять. Например, пока он пишет запрестольный образ для монахинь из Св. Маргариты в Прато, куда он каким-то неведомым образом был назначен капелланом, он примечает одну из послушниц и уговаривает строгих монахинь разрешить ему использовать девицу в качестве натурщицы для изображения самой Марии - благопристойнее не придумать. Ну и конечно срочно соблазняет ее и ворует из монастыря. Та рожает ему сына, а Козимо Медичи приходится потом все это расхлебывать, подкупая Папу Римского работами Фра Филиппо Липпи же для того чтоб тот разрешил брак с ворованной монашкой вместо того чтоб всех там выпороть и все такое.

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монах, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Портрет той самой монашки, Лукреции (ну то есть не портрет, нувыпонели, он ее еще и в образе Мадонны написал). Для ребенка и ангела позировали дети Фра Филиппо Липпи.


В общем, и Медичи художник ужасно достал. Особенно своей такой чертой - когда ему хотелось кутить, да с дамами, он убегал в ночь, забыв вообще про все свои дела, заказы и сроки. Тогда Козимо придумал запирать Липпи наедине с незаконченной картиной чтоб тот от нее не отходил и вообще сосредоточился. Художник не стало долго терпеть это дело. Он нарезал свои простыни на полоски, сплел канат и был таков. Дальше его ловили, извинялись и просили вернуться домой. Когда он согласился, Козимо был так рад, что «решил в будущем пытаться удержать его хорошим расположением и добротой и разрешил ему уходить и приходить по желанию» и вообще говорил, что к художникам надо относиться с уважением.


А еще считается,  что Фра Филиппо Липпи один из первых художников, начавших запихивать автопортреты в свои работы. Вот, например, ниже его совсем ранняя "Богоматерь смирения". Видите ехидную рожу справа от Престола?

Это автопортрет художника:D

Пучок баек про одного хулиганистого художника. История, История искусств, Монах, Художник, Средневековье, Текст, Длиннопост, Флоренция

Ну а если у вас возник вопрос - почему у персонажа слева торчит из головы ножик, то это потому, что так Липпи изобразил невинно убиенного кармелитского святого, Анджело из города Ликаты, погибшего от клинка злого язычника Беренгария.


Спасибо что прочитали. Текст мой.

Найдены возможные дубликаты

+20
Интересное чтиво, продолжайте в том же духе 👍
раскрыть ветку 1
+5

Спасибо!

+14
Если бы так преподавали в школе,то с успеваемостью небыло бы никаких проблем
+9

Отличный текст! Еще хочу.

раскрыть ветку 2
+4

Спасибо, думаю, что ещё будет)

раскрыть ветку 1
+1
Подишусь-ка я, пока не началось
+7

Мордахи у ангелов и ребенка на картине с Мадонной точно как у папаши! Вот уж изобразил своих детей - оторвался. ))
Носы полукартошкой, толстенькие щеки, губы, круглые папины глаза, чуть вислые веки. И выражение лиц хитровато-веселое. Сравните с самой первой в этом посте -автопортретом.

+6

Сначала задумался, откуда я знаю эту фамилию. А потом вспомнил, что видел его картины в галерее Уфицци.

раскрыть ветку 3
+5

Ооо, здорово как. Мечта, конечно, поглядеть на все эти вещи, о которых я пишу, живьём.

раскрыть ветку 2
+3
Угу, главное ехать не слишком рано. Я была во Флоренции в 20 или 21 год, на все, конечно, посмотрела ну чисто так, по верхам. А потом увлеклась историей искусства, особенно историей архитектуры, и понимаю сейчас, что ничего не видела, что сейчас бы хотела посмотреть, очень жалко) А сейчас ехать уже денег нет)
раскрыть ветку 1
+5

Фра.))) И тогда уже были "бро".

раскрыть ветку 1
0

Точно:D

+3

Ему просто не хватало натурщика ребёнка. Пришлось его сделать самому.

+3

Автору браво!

+2
Подписался) жду новых историй
раскрыть ветку 1
0

Спасибо)

+2

Из-за заголовка сначала подумал, что про Гитлера

раскрыть ветку 2
+7

Есть ещё пара художников кроме этого:D

раскрыть ветку 1
0

Ну да. я в курсе

+1

Вы чудесно пишите, хочется ещё! И история Безумной Хуаны--восторг! Подписалась, жду продолжения!

+1
Вы очень-очень интересно пишите, мимо невозможно пройти!)
Спасибо Вам огромное!
+1
Спасибо. Классная история. А ножик справа таки))
раскрыть ветку 1
+1

Ой. Моя беда, до сих путаю право и лево, и в жизни все время попадаю в нелепые ситуации

+1

Шикарно, продолжайте!

0
Подскажите у кого из всех присутствующих на последней картине ехидная рожа?
раскрыть ветку 1
+1

Он справа, улыбается, смотрит прямо на нас. Рядом с ним парень с ножиком в башке, а с другой стороны--Богоматерь. Он реально похож на самую 1ю картину, где всего 2 лица! И дети похожи на него, что на картине, где Мадонна=Лукреция.

0

Плюс

-3

Что рисовали на Руси в середине 15-го века? Ещё была Орда.

раскрыть ветку 3
+3

Ну вы вспомните, ведь искусство живописи и иконописи пришло на Русь из Византии сразу после крещения, в 988 году. Хлынули иконы оттуда и мастера приезжали работать. Естественно, у них быстро учились. И первые русские иконописцы, Алипий и Григорий, уже открыли свою школу в 11 веке. И понеслось.

раскрыть ветку 2
-2

начало 15-го века - Феофан Грек, да Андрей Рублёв. кто назовёт ещё значимые памятники культуры той эпохи?

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: