Прядение и ткачество у ацтеков: женское начало, связь жизни и смерти
В древней Мексике ткачество ассоциировалось с процессом сотворения в самом широком смысле этого слова. Женщина не просто создавала нить или ткань, но в определённом смысле участвовала в созидательном процессе в мировом масштабе, структурируя энергию теотль.
Так, индейцы уичоль считали, что ткачество является своего рода шаманизмом. Ткани в этом случае были продуктом внетелесных видений ткачей, результатом событий, свидетелями или участниками которых была духовная сущность (см. Сны ацтеков и реальность). Процесс создания ткани, как и шаманские практики, с точки зрения индейцев, представлял собой трансформацию окружающего мира, результаты которой зависели от мастерства ткача. Труд хорошего мастера называли «цветком и песней», продукт же плохого ремесленника напоминал «початок кукурузы».
Лучше всего связь прядения и трансформации энергии отражена в головном уборе богини Тласолтеотль, состоящем в том числе из пары веретен с непряденым хлопком. Богиня поглощает мусор и грязь, преобразуя их в удобрения, питающие жизнь. Точно так же из спутанных волокон хлопка в процессе прядения создается тонкая нить, которая затем превращается в ткань.
Иллюстрация: Тласольтеотль. Кодекс Борджиа. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Процесс создания ткани, таким образом, представлял собой миниатюрную модель изменений мироздания. Здесь, например, можно увидеть рождение и смерть, и следующую за смертью новую жизнь. Так, веретено, на которое наматывается нить, растет в размерах, напоминая женщину, несущую ребенка в утробе. Затем из нити получают ткань, а веретено освобождается от нити, как женщина в процессе родов. Неслучайно покровителями ткачей одновременно считались многие богини из комплекса божеств плодородия, в т.ч. уже упомянутая Тласолтеотль, а также Ишкуина, Шочикецаль, Тетеоиннан и т.д.
«Что беременеет за один день? - Веретено.
Что это за вещицы, которые танцуя приобретают животы, беременеют? - Веретена.»
Иллюстрация: Женщина за ткацким станком. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford.
Ткачество и прядение часто и вовсе приравнивалось к родам. Более того, в Мезоамерике связи между ткачеством и родами часто приписывали магические свойства, сосудом и олицетворением которых являлся ткацкий станок и инструменты ткача. Так, ткацкие палочки акушерки клали на живот роженицы, дабы облегчить ее боль и страдания и ускорить процесс родов.
Интересно, что ткацкий станок в мезоамериканских мифах часто выступает защитой от сексуальных посягательств. Например, в мифах майя-кекчи (территория современного Белиза), колибри пытается вступить в связь с девушкой, но не может этого сделать до тех пор, пока не находит способ отвлечь ее от ткацкого станка. У индейцев из района современного Сенау эта история немного дополнена. После того как колибри добивается своей цели, девушка продолжает работу за ткацким станком, но создает исключительно узоры с птицами.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Источник: https://www.a-gallery.ru/tpost/kop62gdgh1-pryadenie-i-tkachestvo-u-atstekov-zhensk
Лига историков
13.4K постов49.8K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения