Проворный малый. M3A1 Stuart

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

Родоначальником лёгкого танкостроения США стал британский танк «Виккерс 6-тонный», один из самых распространённых танков во всём мире в межвоенный период. Американские инженеры внесли ряд доработок в британскую конструкцию и приняли её на вооружение под обозначением Combat Car M1 («Боевая машина Модель 1»). В названии не использовалось слово «танк», ибо в 30-е годы уникальным правом на использование танков обладала только пехота, новая же лёгкая машина предназначалась для кавалерии. Позднее от этой чехарды с обозначениями отказались, утвердив название Light Tank M1. Это была машина весом около 8.5 тонн, имевшая противопульное бронирование (максимум — 16 мм) и пулемётное вооружение (один пулемёт .50 калибра и два — .30), однако выгодно отличавшаяся от британского родича скоростью. М1 мог разгонятся аж до 72 км/ч по шоссе, «Виккерсу» с его 37 км/ч такое и не снилось. Позднее появился лёгкий танк M2 — поначалу сходная машину, позднее получившая две башни, чтобы пулемёты могли вести огонь в разных направлениях, но сохранившая такое же тонкое бронирование. Последняя её модификация — M2A4 — имела одну увеличенную башню с противотанковой пушкой и пулемётом винтовочного калибра. Это был уже более серьёзный танк, способный потягаться с иностранными «одноклассниками».

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

Гражданская война в Испании 1936-39 годов стала «испытательным стендом» для многих образцов вооружений, в частности в это время «понюхали пороху» советский лёгкий Т-26 и германский Pz.Kpfw.I. Опыт боёв показал, что развитие стрелкового вооружения сделало легкобронированные танки уязвимыми даже к огню ручного оружия, не говоря уже о специализированных противотанковых средствах. Американские военные и танкостроители изучали опыт войны за океаном, и к 1938 году сформулировали требования к современному лёгкому танку. Они включали увеличенное хотя бы до одного дюйма (~25 мм), а в идеале — до полутора дюймов бронирование, наличие противотанковой пушки в башне и большого количества пулемётов для подавления пехоты, и большой подвижности. Именно в соответствии с этими требованиями и был разработан к декабрю 1938 года M2A4. Эта машина являлась, несомненно, рывком вперёд, однако была далека до идеала: имела всё ещё недостаточное бронирование (лоб корпуса — 25 мм) и проблемы с ходовой. Потому к лету 1940 был подготовлен прототип нового лёгкого танка М3, ставшим широко известным под его британским обозначением Stuart (в честь генерала Конфедерации Джеба Стюарта времён Гражданской войны в США). Толщина его лобовой брони достигла заветных полутора дюймов (~38 мм), была переработана и ходовая: направляющий каток подрессорили и опустили на грунт, что позволило лучше распределить нагрузку и снизило давление на грунт. С марта 1941 года М3 сменил в производстве М2А4, его выпуск в различных модификациях продолжался до июня 1944 года, всего было произведено 23 685 единиц.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

За годы производства танк постоянно совершенствовался и дорабатывался, существовало 5 основных модификаций (М3, М3А1, М3А3, М5, М5А1), которые делились на 16 различных типов. Первые «Стюарты» имели полностью клёпанные корпус и башню с командирской башенкой. Американцам была известна основная опасность клёпаных корпусов — при поражении их снарядом или даже пулей крупного калибра из-за деформации листов заклёпки могут отлетать и поражать экипаж и механизмы внутри танка, даже если броня не пробита. Потому в скором времени клёпаную многогранную башню заменили на сварную такой же формы. Её тоже со временем заменили на башню подковообразной формы из гомогенной стали. Модификация М3А1 отличалась уже полностью сварным корпусом, башня получила подбашенную корзину и электропривод вращения, но лишилась командирской башенки. М3А3 отличался цельным наклонным лобовым листом и добавлением ниши в задней части башни, в которой размещалась радиостанция. К лету 1941 года промышленность перестала справляться с выпуском авиационных двигателей для танков М3, потребовалось адаптировать танк под пару автомобильных двигателей «Кадиллак». Новая версия поначалу получила обозначение М4, но дабы не возникало путаницы с готовящимся к производству средним танком M4 Sherman, лёгкий танк переименовали в M5. Помимо нового двигателя, он также получил корпус со спрямлённой лобовой деталью, как на М3А3. Версия же М5, получившая башню с кормовой нишей, получила обозначение М5А1, и стала самой массовой версией «Стюарта»: 6810 танков. Надо сказать, что все эти модификации делились на бензиновые и дизельные, плюс существовало множество «гибридных» типов, сочетающих черты различных модификаций…

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) Стюарт и Шерман


Рассмотрим конструкцию M3A1 Stuart. Танк имел классическую компоновку с задним расположением двигателя и передним расположением трансмиссии. Механик-водитель и стрелок-радист находились в отсеке управления впереди танка, заряжающий и командир, выполнявший также функции наводчика, помещались в боевом отделении с вращающейся башней. Корпус собирался частично сваркой, частично заклёпками из плит гомогенной брони и имел простую коробчатую форму. Лобовые детали имели толщину 44 и 16 мм (наклонная плита), бортовые и кормовые — 25 мм. Маска орудия имела толщину 51 мм, лоб башни — 38 мм, борта и корма башни — 32 мм. Днище и крыша корпуса варьировали от 13 до 10 мм. Боевая масса танка достигала 12.91 тонны. Корпус изнутри имел мягкую обивку, предохраняющую экипаж от ударов о металл при тряске и снижающей заброневой эффект снарядов. Каждый член экипажа имел свой люк для посадки-высадки. Башня имела подбашенную корзину и электропривод вращения, на предыдущих модификация башня вращалась вручную при помощи плечевого упора. Наличие полика башни избавляло экипаж от необходимости перемещаться по полу танка при вращении башни, что было весьма непросто с учётом того, что через боевое отделение проходил карданный вал. Однако, корзина сокращала и без того небольшой объём боевого отделения, поэтому некоторые экипажи предпочитали снимать её со своих танков.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) Рабочие места членов экипажа и подбашенная корзина


Основным вооружением М3А1 являлась 37-мм пушка М6 с длинной ствола 56.6 калибров. Благодаря полуавтоматическому клиновому затвору с механизмом извлечения стреляной гильзы, пушка обладала хорошей скорострельностью — опытный экипаж в идеальных условиях мог произвести до 30 выстрелов за минуту! Орудие имело вертикальную наводку в пределах −10…+20°, также оборудовалось стабилизатором в вертикальной плоскости, многократно повышавшим точность стрельбы на ходу, но в реальности этот сложный механизм, требовавший специальной подготовки экипажа, чаще всего отключался. Боекомплект пушки включал 106 бронебойных, осколочно-фугасных и картечных снарядов. Бронебойный снаряд имел начальную скорость 884 м/с и пробивал 53 мм брони с 1000 ярдов (~914 м). Помимо пушки, вооружение танка составляли пять 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919A4. Один из них находился в спаренной с пушкой установке и управлялся командиром, другой был расположен в шаровой установке в лобовом листе корпуса и обслуживался стрелком. Ещё два размещались в бортовых спонсонах, огонь из них вёл дистанционно механик-водитель при помощи спусковых тросов. Угол наведения шаровых установок этих пулемётов был ограничен, и наведение их на цель осуществлялось обычно поворотом всей машины. Пятый, зенитный, пулемёт был размещён на турели на крыше башни. Боекомплект к пулемётам составлял 7220 патронов и перевозился в основном в спонсонах. В боевых условиях бортовые пулемёты оказались малоэффективны и экипажи часто снимали их со своих машин из-за тесноты. На более поздних модификациях их вовсе устранили. Для самообороны экипажа, танки оснащались пистолетом-пулемётом Томпсона, 350—540 патронами к нему и 14 ручными гранатами. Танк имел неплохой обзор, к тому же все машины оснащались радиостанцией.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) Видна радиостанция и рукоять спонсонного пулемёта


На «Стюарте» устанавливался авиационный 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Continental W-670-9A с рабочим объёмом 10,95 л и мощностью 250 л. с. при 2400 об/мин. Топливом для него служил авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, в случае крайней необходимости — другой бензин, с октановым числом не ниже 82. На части M3 и M3A1 вместо него устанавливался 9-цилиндровый радиальный дизельный двигатель воздушного охлаждения Guiberson T-1020-4 рабочим объёмом 16,73 л и мощностью 220 л. с. при 2200 об/мин. Танк разгонялся до 58 км/ч по шоссе и до 30-40 км/ч по пересечённой местности, имел впечатляющую маневренность и хорошую проходимость. Четыре топливных бака, вместимостью 51 литр каждый, размещались в моторном отделении и надгусеничных нишах. Высокое потребление топлива авиационным двигателем привело к установке дополнительных внешних 94.6 -литровых баков, сбрасываемых изнутри танка, что позволило почти вдвое увеличить запас хода (до 217 км). Выхлопные газы выводились через карман между нижней и средней кормовыми бронеплитами. «Стюарт» оборудовался дополнительным бензиновым генератором, призванным обеспечивать питание многочисленного электрооборудования танка при отключённом главном двигателе.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

Ходовая часть «Стюарта» осталась единственным узлом, нисколько не изменившимся в ходе серийного производства машины. Четыре одиночных обрезиненных опорных катка с каждой стороны корпуса были сгруппированы попарно в тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах. Необрезиненный ленивец большого диаметра имел аналогичную подвеску и был опущен до уровня земли, исполняя роль пятого опорного катка. Такая конструкция увеличивала площадь соприкосновения гусеницы с землёй, улучшая сцепление и помогая лучше распределить нагрузку. Верхняя часть гусеницы поддерживалась с каждого борта тремя маленькими обрезиненными поддерживающими катками. Ведущие колёса передние, зацепление гусениц цевочное. Каждая из двухгребневых обрезиненных гусениц состояла из 66 траков, с шагом 140 мм и шириной 194 мм. Для улучшения проходимости, на случай недостаточного сцепления гусениц с поверхностью, в стандартный возимый комплект танка входили 34 съёмных грунтозацепа, устанавливавшихся на каждый шестой трак.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

На базе «Стюарта» М5 выпускалась самоходная установка М8 с 75-мм короткоствольной гаубицей в открытой сверху вращающейся башне. Также существовали огнемётные танки М3 «Сатана»: огнемёт «Ронсон» устанавливался вместо 37-мм орудия в башне, а экипаж сокращался до двух человек. После падения ценности «Стюарта» как боевого танка многие из них, состоявшие на вооружении армии Великобритании, переделывались путём снятия башни и крыши боевого отделения в бронетранспортёры «Кенгуру» (Stuart Cangaroo), разведывательные машины (Stuart Recce), командирские и другие специализированные машины. Также в 1941-42 годах на базе М3 было создано большое количество экспериментальных САУ, не пошедших дальше прототипа.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

Вышло так, что впервые в бой «Стюарты» вступили, находясь под британским флагом, подобно старшему тёзке M3 Lee и Grant. Первые 84 танка прибыли в Африку в июне — июле 1941. «Стюарты», как их назвали в Великобритании, получили смешанные оценки, основными претензиями к ним были поворачиваемая вручную башня без вращающегося пола, а также общая теснота боевого отделения, несовершенные смотровые приборы и крайне малый запас хода. В то же время отмечалась превосходная надёжность двигательной установки и танка в целом, за которую танк получил от своих экипажей прозвище «Миляга» («Honey»). 37-мм пушка также была найдена ни в чём не уступающей, а по бронепробиваемости даже превосходящей единственную британскую танковую пушку — 40-мм QF 2 pounder. К концу октября 1941 британские войска в Северной Африке насчитывали уже 300 «Стюартов». По принятому в то время разделению танков на крейсерские и пехотные M3 был классифицирован как крейсерский танк, хотя его крайне ограниченный запас хода и не соответствовал британским требованиям. В войсках Великобритании «Стюарты» часто модифицировались, с целью лучше приспособить танк к конкретным условиям службы: на них устанавливали фальшборты для уменьшения поднимаемого облака пыли, оборудовали дополнительными баками и ящиками для вещей, дымовыми гранатомётами. В первых боях М3 понесли огромные потери из-за превосходства немцев в огневой мощи и большего опыта их экипажей и командиров. К тому же лёгкие «Стюарты» использовали для лобовых атак на танки и орудия противника, поскольку в наличии не было чего-либо мощнее. С весны 1942 года в войска постепенно стали поступать M3 «Грант», а лёгкие танки стали в основном использоваться по назначению — в качестве быстроходных разведывательных машин, где они добились больших успехов. Ко времени сражения при Эль-Аламейне в октябре — ноябре 1942 года количество «Стюартов» в британских войсках сократилось до 128 машин, приблизительно до 11 % от общего числа танков.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) M3 Lee и M3 Stuart - американские "рабочие лошадки" боёв в Африке


Ко времени высадки войск США в Северной Африке, M3, M3A1 и M5 поначалу составляли основу американских танковых сил. В ходе операции «Факел», начавшейся 8 ноября 1942 года, «Стюартам» пришлось столкнуться в бою с танками R-35 вишистских войск, но маломощные пушки французских танков оказались не в состоянии пробить даже тонкую броню «Стюартов», и американцы уничтожили 14 R-35, потеряв всего один M3 повреждённым. С немецкими Pz.Kpfw.III и IV всё было не так просто, и американские танкисты добивались успехов лишь в при фланговых обходных атаках или при использовании тактики «ударил-отступил», чему способствовала подвижность лёгкого танка. Ко времени высадки союзников в Сицилии 9 июля 1943 года «Стюарты» были окончательно переведены на роль разведывательных вспомогательных машин. Тем не менее, в ходе этой операции и последовавшей Итальянской кампании они активно использовались и для поддержки пехоты, чему способствовал горный рельеф Италии, затруднявший действия более тяжёлых машин.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) Стюарт и немецкий "одноклассник" Pz.Kpfw.II Ausf.D


Хотя ко времени высадки в Нормандии союзных войск 6 июня 1944 года «Стюарт» успел безнадёжно устареть, он всё ещё в огромных количествах оставался в войсках, так что отказ от него даже не рассматривался армией, тем более что замены танку всё ещё не существовало. Вследствие уже полной неспособности бороться даже со средними танками противника, «Стюарты», к тому времени в основном M5A1, использовались исключительно для разведки, а также для преследования отступающего противника. Несмотря на это, в боях в июне — сентябре 1944 года «Стюарты» несли очень тяжёлые потери. Общие потери войск США на этом театре военных действий составили 777 «Стюартов». Тем не менее, на сентябрь 1944 года в войсках США в Северо-Западной Европе оставалось ещё более 1110 M5A1. С появлением в войсках гораздо более совершенных лёгких танков M24 «Чаффи» с декабря 1944 года «Стюарты» переводились на второстепенные роли.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

«Стюарты» активно использовались во время боёв за Гуадалканал в августе 1942 — феврале 1943 года. 1-й танковый батальон морской пехоты, прибывший на остров в сентябре 1942, был вооружён как танками M3A1, впервые использовавшимися в бою, так и устаревшими M2A4, а также M3 с дизельным двигателем. В боях они в основном использовались для поддержки пехоты, показав высокую эффективность картечных снарядов. Позднее, «Стюарты» также применялись в боях в Новой Гвинее в 1942—1945 годах. Несмотря на довольно успешное применение, тонкая броня M3 делала их уязвимыми для противотанкового оружия японцев, поэтому было рекомендовано в дальнейшем использовать в джунглях средние танки, несмотря на их худшую проходимость. Непригодные, по европейским меркам, для танкового боя, на Тихоокеанском театре военных действий «Стюарты» были способны на равных противостоять японским танкам, защищённым в основном лишь противопульной бронёй. Несмотря на это, к лету 1944 года «Стюарты» были в основном заменены танками M4 «Шерман», обеспечивавшими качественное превосходство над японской бронетехникой. Трофейные М3 использовались японцами до 1945 года. Интересно, что считавшиеся по американским и британским меркам тесными «Стюарты» японцам после своих крайне ужатых танков казались очень просторными.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 года и продолжали поставляться до апреля 1943 года. Почти все они относились к модификациям M3 и M3A1 (дошло до СССР в сумме 1232 танка, в том числе 211 дизельных). В Красной армии «Стюарты» именовались «М3 лёгкий» — «М3л». Несмотря на высокие ходовые качества и превосходство по сумме характеристик над всеми советскими лёгкими танками, за исключением мелкосерийных Т-50 и Т-80, M3 не пользовались особым успехом у танкистов. Полученные в 1942 году танки для комфорта танкистов внутри боевого отделения были оклеены губчатой резиной, которая при горении выделяла удушливый дым. Танк отличался большими габаритами, слабым бронированием и особенно вооружением, был сложен, по советским меркам, в эксплуатации, а авиационный мотор потреблял большое количество дефицитного высокооктанового бензина, и соответственно, горел как свечка в случае удачной стрельбы противника. Кроме того, первоначально вместе со «Стюартами» поставлялись только бронебойные снаряды к ним, что серьёзно ограничивало возможности танка к борьбе с пехотой или противотанковыми орудиями. С улучшением ситуации с численностью танков к 1943 году «Стюарты» в основном заменялись в войсках более мощными машинами, но отдельные части продолжали использовать их до 1945 года. Тем не менее, танки M3 применялись Красной армией очень активно, практически на всех фронтах. Много «Стюартов» воевало на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах (сказывалась близость к иранскому маршруту поставок). В феврале 1943 года 563-й отдельный танковый батальон с М3л участвовал в высадке десанта в Южную Озерейку под Новороссийском (единственная советская десантная операция, в ходе которой танки высаживались в первой волне десанта). Интересно, что М3л стали первыми советскими танками, вступившими в бой с немецкими в сражении на Курской дуге — уже в ночь с 4 на 5 июля танки 245-го отдельного танкового полка приняли на себя удар немецких войск, а 11 июля М3л и М3с этого полка приняли участие в Прохоровском сражении. Один «Стюарт» в составе Забайкальского фронта участвовал в 1945 году в боевых действиях против Японии.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) "М3л" Стюарт и Т-70М


После окончания Второй мировой «Стюарты» вскоре были сняты с вооружения США и Великобритании, но в других странах они прослужили намного дольше, всё ещё оставаясь в строю в некоторых из них на начало 2000-х (а в Парагвае 12 М3А1 служат и сейчас!). Некоторое их количество было продано в конце 1940-х в Бельгию, Нидерланды, Турцию и другие европейские страны, в целом же «Стюарт» состоял на вооружении 35 стран. Полученные по программе ленд-лиза Гоминьданом в ходе Второй мировой 100 M3A3 активно использовались в ходе Гражданской войны в Китае в 1946—1949 годах. В те же годы M3A3 и M5A1, полученные Францией также по программе ленд-лиза, использовались французскими войсками во время Индокитайской войны. На вооружении индийской армии полученные ими от англичан M3A3 и M5A1 использовались во время Первой индо-пакистанской войны 1947—1948 годов. 11 танков M5A1 были использованы индийскими войсками во время штурма перевала Зоджила 1 ноября 1948 года. Превосходные ходовые характеристики «Стюартов» сыграли здесь свою роль, позволив им успешно действовать в труднодоступном районе, находящемся на высоте 3500 метров над уровнем моря. Пакистанские войска были совершенно не готовы встретить танки в такой местности и оставили в тылу противотанковое вооружение, что позволило индийским войскам одержать уверенную победу. До сих пор этот эпизод считается рекордом высоты, на которой танки когда-либо действовали в боевых условиях.

Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост
Проворный малый. M3A1 Stuart Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, История, Техника, Вторая мировая война, Танки, США, Хобби, Диорама, Рукоделие без процесса, Своими руками, Миниатюра, Видео, Длиннопост

(На фото) Мои "американцы"


За время своей службы «Стюарт» получал самые различные оценки, от положительных до резко отрицательных. Общую компоновку танка трудно назвать удачной. Танк был узким (ограничение от армии США, связанное с шириной некоторых мостов), а оттого высоким и тесным. Малое пространство башни не позволяло установить более серьёзное вооружение, чем 37-мм пушка, а она была явно недостаточной даже в начальные периоды войны. Ещё один конструктивный недостаток — авиационный бензиновый двигатель, который был крайне пожароопасен при повреждениях, а его большой расход топлива серьёзно ограничивал запас хода. Этот недостаток был исправлен на М5, спарка автомобильных двигателей была намного менее требовательна к топливу и более экономична. Надёжность «Стюарта» никогда не вызывала нареканий, даже в жёстких условиях пустыни. Лучшее тому доказательство — более чем полувековая служба этих танков в Латинской Америке. Неоспоримым преимуществом М3 являлась его подвижность и манёвренность, по этим показателям у него не было равных среди всех танков Второй Мировой. Таким образом, «Стюарт» более всего подходил для разведывательно-диверсионных операций, а причина большинства его негативных оценок кроется в неправильном использовании танка для лобовых атак и операций прорыва — ситуация, аналогичная Т-70.

Представлена модель M3A1 Stuart по прозвищу «Tiger» армии США из состава третьего взвода группы «С» 1-го Бронетанкового батальона 1-й бронетанковой дивизии, Тунис, декабрь 1942 года. Модель с частичным интерьером фирмы Academy, мини-диорама самодельная, масштаб 1/35.


Подробнее о создании модели тут:

M3A1 Stuart с интерьером и мини-диорамой (1/35 Academy). Заметки по сборке


Статья написана с использованием информации из свободных источников, таких как Википедия.


На этом пока всё, далее на очереди ярчайшие представители французского танкостроения - своеобразного, самобытного, но не слишком успешного. Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K пост9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).