Процесс пошива обуви
Со стороны пошив обуви кажется чем-то магическим. Ну, то есть обувь шьют на огромных заводах, там сидят сотни людей за сотней агрегатов, они выполняют таинственные операции с сотней материалов, это масштаб и огого.
Еще есть Мастера, которые шьют люксовую обувь по индивидуальным заказам, иногда репортажи об их работе появляются в бумажножурнальных изданиях или интернете. Это, понятно, старые волшебники, у них фартуки и натруженные руки, а из инструментов, похоже, один только нож и еще по мелочи. Они получили знания от других, еще более старых Мастеров, знания эти тайные. И вроде процесс пошива в репортажах показан довольно подробно, а все равно смысла в нем улавливается не больше, чем во взмахе волшебной палочкой: была кожа, Мастер сделал таинственные пассы руками, и вуаля - перед камерой блестит носами пара идеальных оксфордов.
На деле все проще - и вместе с тем сложнее. Пошив обуви - это технологический процесс, четкая последовательность операций. Для их воспроизводства требуется точное поонимание, что и зачем мы делаем - как и для любого технологического процесса, понятно. Справиться с пошивом можно и без архидорогостоящих аппаратусов, которые стоят на фабриках - не с одним ножом, конечно, но с набором ручных (и при возможности нескольких автоматических) приспособ. Я напишу отдельный пост, с чего начинается мастерская, что в ней должно быть, что в ней может быть, если речь о ручном пошиве обуви и кожгалантереи.
В посте сегодня я хочу показать вам технологический процесс пошива пары кожаной обуви "в лицах", т.е. в фотографиях. Это была моя первая пара при обучении. Пара довольно сложная, таково было тех.задание преподавателя. Иногда мне кажется, что это была проверка, не сбежит ли эта девочка, сверкая пятками, когда поймет, с чем ей придется столкнуться в будущем. Но это было так интересно, так необычно и не похоже на все, с чем мне доводилось сталкиваться ранее, какое там бежать, еще! еще!
Итак, начнем. Для начала определяемся с эскизом модели и подбираем колодку. Будем шить женские ботинки на шнуровке (типа дерби) с декоративными ремешками. Колодку выбираем под мерки стопы с подходящим нам носиком - овальным
Модифицируем колодки: по одной из характеристик колодки делятся на туфельные и сапожковые, нам нужны сапожковые (для обуви с высокими берцами или голенищем), а у меня колодки туфельные. Превращаем их в сапожковые с помощью так называемой набитки, детали из очень плотной кожи. Вообще с помощью разнообразных набиток колодки можно подгонять под мерки стопы в нужных местах и менять их - колодок - форму
Далее нам нужно перенести стилевые линии - линии деталей - на колодку. Для этого используют бумажную малярную ленту. Колодка плотно ею обклеивается и прямо по ленте карандашом рисуется наш ботинок. После чего лента разрезается, аккуратно снимается с колодки и наклеивается на бумагу, так мы получаем развертку поверхности колодки с нанесенными стилевыми линиями.
Переводим стилевые линии в чертеж
И переводим чертеж в лекала
По этим лекалам кроим детали верха и подкладки. Важно помнить, что детали нужно кроить на пару обуви (в удвоенном количестве) и отзеркаливая детали на вторую полупару (чтобы не накроить на две левые ноги)
А еще мы кроим детали для жесткого задника и подноска. Это такие детали из очень жесткой кожи, которые вкладываются между верхом и подкладкой и держат форму носка и пятки. Если вы прощупаете свою обувь, вы обнаружите, что носок и пятка значительно жестче, чем остальные места, это как раз за счет жесткого задника и подноска. В обуви масс-маркета их делают из картона, пластиков, а мы делаем like a pro из подошвенной кожи. Кроме этих деталей из жесткой кожи кроится также основная стелька - деталь, которую вы обычно не видите в своей обуви, но она очень важна, фактически, она - основа обуви.
После выкраивания детали нужно утоньшить и дополнительно обработать, для этого есть специальные приспособления, но преподаватель считает, что сначала необходимо научиться работать ручным инструментом, поэтому берем нож и работаем.
А вот как выглядит обувная кожа. Она очень, очень сурова, ею можно забивать гвозди и, при необходимости, грабителей в переулке, по плотности напоминает фанеру
Основную стельку необходимо увлажнить и прикрепить к низу колодки. это делается потому, что след колодки не плоский, он имеет изгиб под каблук, и нам необходимо, чтобы стелька точно повторяла этот изгиб. Подошвенная кожа очень плотная, поэтому для формования мы прибиваем влажную стельку к колодке по периметру следа. У стельки есть припуск под обработку, поэтому она шире следа
Оставляем стельку сохнуть и переходим к сборке заготовки верха. На этом этапе мы превращаем кучу разрозненных кожаных деталей в верх обуви. Мы шьем, клеим, обрабатываем края, снова клеим и шьем - и так до тех пор, пока...
Пока у нас не получается вот такие растопыренные ботинки без низа
К тому времени у нас подсохла основная стелька, и мы обрезаем ее лишние края и обрабатываем их наждаком, уменьшая зерно с каждой итерацией, пока срез кожи не станет гладеньким
Вклеиваем супинатор. В данном случае супинатор - это металлическая пластина, имеющая тот же изгиб, что и след колодки. Эта жесткая пластинка поддерживает свод стопы и препятствует развитию плоскостопия
Супинатор прикрываем полустелькой из картона и обрабатываем ее вровень со стелькой
Основная стелька готова, пришло время затягиваеть верх на колодку. Затяжка верха - процесс кропотливый и, пожалуй, самый сложный для ученика. Необходимо затянуть верх ровно, без перекосов, проследив, чтобы ни кожа верха, ни кожа подкладки, ни вклеенные между ними слои задника и подноска не дали складок. И, конечно, очень важно затянуть обе полупары зеркально одинаково, установив одинаковую высоту голенища и одинаковое его положение по вертикали, все парные швы должны быть точно на одном уровне во всех трех пространственных проекциях. Затяжка должна быть достаточно сильной, чтобы эластичная кожа верха натянулась и села на изгибы колодки плотно, чтобы впоследствии приформоваться и сохранить на себе эти изгибы. Но так же важно не перетянуть кожу, чтобы она не порвалась.
Вот мы затягиваем пятку, фиксируя кромку гвоздями
А здесь верх затянут полностью, посажен на клей, и гвозди удалены
Подошву клеим в следующем посте, этот пост уже содержит максимальное количество фотографий. Там же будет и результат