Просто будь милым ребенком (поиск правильных ориентиров в воспитании)

Просто будь милым ребенком (поиск правильных ориентиров в воспитании) Воспитание, Психология, Развитие детей, Родители и дети, Длиннопост

Гуляя непрошеным гостем по страничкам “друзей-друзей-моих друзей” в известной соцсети, я увидела одно интересное фото – мама выложила снимок сына, стоящего рядом со стеной, расписанной мотивационным обращением к ученикам школы. Снимок выложен выше(кадрированный, разумеется).

Привожу свой вольный, как птица, перевод обращения:
”Некоторые дети умнее тебя; у некоторых детей есть более крутая одежда, чем у тебя; некоторые дети имеют лучшие успехи в спорте, чем ты; ЭТО НЕ ВАЖНО; у тебя тоже есть СВОИ преимущества; будь ребенком, который может следовать своим путем; будь щедрым ребенком; будь ребенком, способным радоваться успехам других; будь ребенком, который делает правильные вещи. Просто будь милым ребенком”

Уверена, можно сделать более корректный перевод, однако, наверняка общий смысл ясен – администрация одной из американских школ ободряет своих учеников, призывая их быть собой, заниматься тем, что удается именно им и просто быть хорошими/милыми детьми.

Не буду, пожалуй, особенно цепляться к формулировке “умнее, чем ты” – поймала себя на мысли, что это противоречивое слово “умнее” мне хочется заменить более деликатным вариантом (“получают более высокие баллы”, “учатся лучше, чем ты”, “имеют более высокие оценки”..), но, думаю, в любом случае это не делает суть послания дискриминирующей.

Насколько действенно такая коммуникация влияет на формирование самооценки учеников, конечно, сказать сложно – для кого-то это будет просто пустой фразой на стенке – чем-то формальным по части воспитательной работы заведения; кому-то это окажется ценной моральной поддержкой.

Независимо от этого, мне искренне нравится, что в школе стремятся создать атмосферу позитивного отношения к индивидуальности каждого ребенка. Пусть это только надпись, пусть она не работает без целого комплекса формирования “Я” растущего человека, но, мне кажется, и такой скромный шажок иногда играет большую роль – и не только для самих учеников.

Я задумалась – а насколько легко родителям принять эту парадигму? Твой ребенок может не иметь особых успехов в чем-то, может не стать “успевающим” учеником школы, он просто должен быть собой... Легко ли отпустить идею направлять и оценивать своего ребенка в системе “признанных” координат успеха?..

Для меня самой это пока вольные рассуждения на заданную тему. Для многих моих знакомых - “активно практикующих” родителей – это сложный вопрос баланса между личными представлениями о лучшем будущем для детей и естественным ходом развития реальных склонностей их чад.

Показательным и грустным примером по теме для меня является история родительства моих приятелей. Их старший сын - герой-антагонист для персонажа из обращения на фото. Для этого мальчика стремление быть только лучшим и самым первым – главный приоритет. Каждую четверь он рассылает фото своего дневника всем родственникам по списку в телефоне. В спорте удачным опытом является только выигрыш. Проигрыш в настольной игре в кругу семьи может привести к драме длиною в выходные..

Мама и папа ребенка в один голос утверждают - все, чем ограничивается их воспитательная функция – поддержка природных лидерских стремлений сына. С раннего детства с ребенком занимаются всеми интересными ему активностями, помогают в подготовке уроков и совершенно не требуют быть идеальным.

В правдивости этого подхода мне пришлось усомниться лично – я стала свидетелем семейной “летучки” о результатах, полученных мальчиком в школе за день. Сразу по его возвращению из школы, он отрапортовал о ситуации в дневнике. Она оказалась неоднозначной – среди пятерок “затесалась” четверочка.. По какому то “побочному” предмету типа обществознания. Под прямым взглядом матери ребенок тут же прибавил – “..но в четверти то точно будет “пять”. “Ясно.. конечно, если бы кто-то не ленился, и сейчас была бы “пять”, - отрешенно произнесла мама.

Я в данной сцене глотала молча чай, вынужденно держась принципа невмешательства в дела семейные и процесс воспитания, но это стоило мне усилий – очень хотелось сказать ребенку, что получить “хорошо” за что-то – это, черт подери, по определению, как минимум, не плохо!

По лицу ребенка было видно, что ситуация для него не представляет никакого азарта в добывании отличных отметок – скорее муку “заслуживания” родительского одобрения.

Еще одним штрихом к этой семейной ситуации, пожалуй, является история болезни мальчика – уже достаточно пухлая тетрадь с отметками о его пребывпнии в разных больницах. Много случаев заболеваний острого воспалительного характера, нарывы различной локализации, проблемы с нервной системой. Родители вкладывают все силы в эффективное лечение любимого ребенка. Но, мне кажется, они идут не тем путем..

Тема воспитания и развития личности так масштабна и сложна, что страшно порой и думать о том, чтоб заходить в этот «океан», держа на руках крохотное зависимое от тебя существо. Может ли незамысловатый принцип, обозначенный на школьной стенке стать верным фарватером?..

Дети и родители

11.5K постов14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Еще одним критерием я бы назвала умение воспитывать детей с одинаковыми критериями оценки их действий. В моей семье было так, я умница-отличница, только попробуй 4 принеси, только попробуй в школу не пойди, хоть -45, хоть температура, а ты сынок ну хоть до школы то дойти, сынок косячит вся семья разгребает и  для них все норм. Чутка не справедливо однако

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Знакомо. У меня до сих пор бомбит. Я каждый год похвальные листы таскаю - всем пох. Брат без троек год закончил - получи новый велик.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Меня не бомбит, но некое чувство обиды есть. Мне от бабушки за двойки прилетало поводком, за тройки в четверти орали, однажды выкинули все мои кассеты и запретили читать.

А сыну моему: ой, молодец, в этой четверти меньше троек, чем в прошлой.

На мой вопрос, почему ко мне так не относились (при этом я не троечница), мне сказали "ты же девочка".
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Печальные методы воспитания девочек практиковались у Вас.. ужасно жаль, когда к ребенку в качестве "стимуляции" учебы применяются такие садистически-подавляющие приемы, когда идут через наказание
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, это тоже звучит очень печально... ребенок не должен чувствовать такой неравности
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Абсолютно с вами согласна.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А я заметила, что очень часто в семьях с девочек спрос больше, чем с мальчиков. С чем связано, не понятно...

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

может потому что мамочки изначально любят больше сыночков)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Очевидно,  что так и есть!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку