19

Просто будь милым ребенком (поиск правильных ориентиров в воспитании)

Просто будь милым ребенком (поиск правильных ориентиров в воспитании) Психология воспитания, Психология, Развитие детей, Родители и дети, Длиннопост

Гуляя непрошеным гостем по страничкам “друзей-друзей-моих друзей” в известной соцсети, я увидела одно интересное фото – мама выложила снимок сына, стоящего рядом со стеной, расписанной мотивационным обращением к ученикам школы. Снимок выложен выше(кадрированный, разумеется).

Привожу свой вольный, как птица, перевод обращения:
”Некоторые дети умнее тебя; у некоторых детей есть более крутая одежда, чем у тебя; некоторые дети имеют лучшие успехи в спорте, чем ты; ЭТО НЕ ВАЖНО; у тебя тоже есть СВОИ преимущества; будь ребенком, который может следовать своим путем; будь щедрым ребенком; будь ребенком, способным радоваться успехам других; будь ребенком, который делает правильные вещи. Просто будь милым ребенком”

Уверена, можно сделать более корректный перевод, однако, наверняка общий смысл ясен – администрация одной из американских школ ободряет своих учеников, призывая их быть собой, заниматься тем, что удается именно им и просто быть хорошими/милыми детьми.

Не буду, пожалуй, особенно цепляться к формулировке “умнее, чем ты” – поймала себя на мысли, что это противоречивое слово “умнее” мне хочется заменить более деликатным вариантом (“получают более высокие баллы”, “учатся лучше, чем ты”, “имеют более высокие оценки”..), но, думаю, в любом случае это не делает суть послания дискриминирующей.

Насколько действенно такая коммуникация влияет на формирование самооценки учеников, конечно, сказать сложно – для кого-то это будет просто пустой фразой на стенке – чем-то формальным по части воспитательной работы заведения; кому-то это окажется ценной моральной поддержкой.

Независимо от этого, мне искренне нравится, что в школе стремятся создать атмосферу позитивного отношения к индивидуальности каждого ребенка. Пусть это только надпись, пусть она не работает без целого комплекса формирования “Я” растущего человека, но, мне кажется, и такой скромный шажок иногда играет большую роль – и не только для самих учеников.

Я задумалась – а насколько легко родителям принять эту парадигму? Твой ребенок может не иметь особых успехов в чем-то, может не стать “успевающим” учеником школы, он просто должен быть собой... Легко ли отпустить идею направлять и оценивать своего ребенка в системе “признанных” координат успеха?..

Для меня самой это пока вольные рассуждения на заданную тему. Для многих моих знакомых - “активно практикующих” родителей – это сложный вопрос баланса между личными представлениями о лучшем будущем для детей и естественным ходом развития реальных склонностей их чад.

Показательным и грустным примером по теме для меня является история родительства моих приятелей. Их старший сын - герой-антагонист для персонажа из обращения на фото. Для этого мальчика стремление быть только лучшим и самым первым – главный приоритет. Каждую четверь он рассылает фото своего дневника всем родственникам по списку в телефоне. В спорте удачным опытом является только выигрыш. Проигрыш в настольной игре в кругу семьи может привести к драме длиною в выходные..

Мама и папа ребенка в один голос утверждают - все, чем ограничивается их воспитательная функция – поддержка природных лидерских стремлений сына. С раннего детства с ребенком занимаются всеми интересными ему активностями, помогают в подготовке уроков и совершенно не требуют быть идеальным.

В правдивости этого подхода мне пришлось усомниться лично – я стала свидетелем семейной “летучки” о результатах, полученных мальчиком в школе за день. Сразу по его возвращению из школы, он отрапортовал о ситуации в дневнике. Она оказалась неоднозначной – среди пятерок “затесалась” четверочка.. По какому то “побочному” предмету типа обществознания. Под прямым взглядом матери ребенок тут же прибавил – “..но в четверти то точно будет “пять”. “Ясно.. конечно, если бы кто-то не ленился, и сейчас была бы “пять”, - отрешенно произнесла мама.

Я в данной сцене глотала молча чай, вынужденно держась принципа невмешательства в дела семейные и процесс воспитания, но это стоило мне усилий – очень хотелось сказать ребенку, что получить “хорошо” за что-то – это, черт подери, по определению, как минимум, не плохо!

По лицу ребенка было видно, что ситуация для него не представляет никакого азарта в добывании отличных отметок – скорее муку “заслуживания” родительского одобрения.

Еще одним штрихом к этой семейной ситуации, пожалуй, является история болезни мальчика – уже достаточно пухлая тетрадь с отметками о его пребывпнии в разных больницах. Много случаев заболеваний острого воспалительного характера, нарывы различной локализации, проблемы с нервной системой. Родители вкладывают все силы в эффективное лечение любимого ребенка. Но, мне кажется, они идут не тем путем..

Тема воспитания и развития личности так масштабна и сложна, что страшно порой и думать о том, чтоб заходить в этот «океан», держа на руках крохотное зависимое от тебя существо. Может ли незамысловатый принцип, обозначенный на школьной стенке стать верным фарватером?..

Найдены возможные дубликаты

+3

Еще одним критерием я бы назвала умение воспитывать детей с одинаковыми критериями оценки их действий. В моей семье было так, я умница-отличница, только попробуй 4 принеси, только попробуй в школу не пойди, хоть -45, хоть температура, а ты сынок ну хоть до школы то дойти, сынок косячит вся семья разгребает и  для них все норм. Чутка не справедливо однако

раскрыть ветку 8
+1

Знакомо. У меня до сих пор бомбит. Я каждый год похвальные листы таскаю - всем пох. Брат без троек год закончил - получи новый велик.

раскрыть ветку 2
0
Меня не бомбит, но некое чувство обиды есть. Мне от бабушки за двойки прилетало поводком, за тройки в четверти орали, однажды выкинули все мои кассеты и запретили читать.

А сыну моему: ой, молодец, в этой четверти меньше троек, чем в прошлой.

На мой вопрос, почему ко мне так не относились (при этом я не троечница), мне сказали "ты же девочка".
раскрыть ветку 1
+1
Да, это тоже звучит очень печально... ребенок не должен чувствовать такой неравности
раскрыть ветку 4
+1

Абсолютно с вами согласна.

раскрыть ветку 3
+1

Не открою секрет, но счастливые и спокойные дети болеют намного меньше. А там где есть гиперопека, гиперконтроль, завышенные ожидания и требования, там имееют место и различные соматические заболевания. Причем такие родители искренне считают, что это все от слабого иммунитета, от больных детей в саду и школе, от плохой погоды и прочих негативных факторов природы. Они самозабвенно лечат ребенка дорогими таблетками, возят по самым лучшим врачам, хотя нужно просто ослабить вожжи.


По моему мнению, вектор ожиданий успешности ребенка правильнее направлен у тех родителей, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. Не у всех, конечно, а у тех, кто принял ситуацию такой как она есть, смирился с ней и живет в заданных координатах с исходными данными. Ведь когда ты морально готов к самому худшему, когда нет смысла соревноваться с другими детьми, потому что вы изначально в разных весовых категориях, вот тогда и начинается самое интересное. Родители просто радуются каждому новому успеху ребенка, каждое новое достижение вызывает восторг и восхищение. Вот такому отношению, думаю, стоит поучиться.


А приведенный вами постулат-обращение, думаю, больше предназначен для родителей, которые как раз и должны понять это сами, и донести это до своих детей. И это как раз и есть проявление родительской любви, которая, как мы знаем, безусловна.

Ведь мы любим своего ребенка просто за то, что он наш.


Каждый ребенок, да и вообще любой человек, индивидуален и в чем-то талантлив. "Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы" .

раскрыть ветку 1
0
О, да, замечательные слова и мысли, спасибо. И, конечно, не хочется думать, что только крайняя ситуация (как, например, инвалидность) может привести к тому, что мы примем ребенка таким, каков он есть.. Это так трудно, понять, как правильно направлять ребенка без "перегибов", просто верить в него... не так ведь это просто,правда?.. Хочется всегда " как лучше"
+1

Ну знаете, если большинство людей никак не стимулировать, если положить хуй на соревновательный дух, на прокачку, то все будут на диване деградировать.

У меня принцип такой: найти то, что ребенку нравится, вместе с ним, предлагая как можно более широкий выбор (а не так, что "у нас в школе три кружка - пение, изо и волейбол, выбирай"), но раз уж выбрал - будь максимально хорош в этом, настолько, насколько можешь. Иначе это пустая трата времени, и займись чем-то другим. Я вообще против "лишних предметов", двумя руками за узкопрофильные школы, совмещенные с учреждениями профобразования, но пока это есть только в спорте и в музыке (а варианты увлечений детей куда шире) - я никогда ни слова не скажу за двойку по тому предмету, который не пришей кобыле хвост. Например, что такое двойка по русскому, если ребенок шарит в биологии и химии. Плевать на тот русский. Но раз уж плюешь - то изволь по химии и биологии только 5. А то если везде не ахти - это уже не "будь собой", а деградация.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо за мнение
0
Последние слова мне хочется переформулировать в "будь удобным ребенком".
0

Вы правы, ухудшение здоровья говорит о том, что что-то не так. Бревно уже в глазу не помещается. И ведь если спросить этих родителей, зачем им это оценки, они даже не поймут вопроса.


Кстати, в тех школах откуда надпись и без надписи учителя так и учат, не сравнивают, поддерживают, не унижают, не ждут оценок, и дети не знают оценок других детей, и нет собраний на весь класс где училка чехвостит всех детей при посторонних родителях. Совсем другой мир.

раскрыть ветку 3
+1
Было бы здорово,если бы так было во всех школах - без сравнения с другими. Я верю в формулу роста через сравнение своих результатов со своими же, но достигнутыми ранее, а не чужими..
раскрыть ветку 2
+1

Я так же делаю, сравниваю себя с собой и горжусь только своими достижениями.


Хотя это сложный вопрос, ведь для развития нужно сравнение тоже. В сравнении в американской безстрессовой школьной системой российская просто бессмысленная потогонка. Наш ребенок после переезда вылечился от всех болезней, они просто исчезли, поэтому что не стало стресса совсем. И когда люди сравнивают школы типа только в российской они вообще что-то учат, я как мать теперь уже здорового ребенка не согласна, без стресса можно выучить намного больше и качественнее.


Но я всегда говорила, мне не нужны оценки, знания нужны исключительно тебе, ты сам будешь их запихивать в свою голову, а оценки просто индикатор, где нужно чуть больше посидеть, поучить.

0

Ну тут бабушка надвое. Надо понимать, где ты находишься, а это невозможно без сравнения с другими.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: