20

Производственные головоломки #1

На подработке репетиторством алгебры, геометрии, тригонометрии, стереометрии и проч. иногда задаю детям различного рода головоломки и задачи на логику.

Они прямого отношения к математике не имеют в том смысле, как математику понимают далёкие от нее люди. Но решение подобных нетривиальных задач помогает и в школьных программных задачах.

Понятное дело, от вычислений там никуда не деться, но процесс размышления, поиска решений, разных подступов к вычислительным задачам сам по себе никакого счета не содержит. И именно это тренируется с помощью подобных задач на логику, на рассуждения.


А по основной работе связанной с производством очень часто именно такие задачи подкидывает сама жизнь. Это и правильно, как ТБ пишется кровью, так и задачи на логику пишутся жизненными ситуациями.


Чтобы было немножко поинтересней, я буду не просто рассказывать о производственных задачах и сразу же рассказывать, как они были решены, а буду публиковать проблему, чтобы и вам было интересно попробовать ее решить. Ну а через несколько дней опишу, как мы решили эту задачу на производстве.

Тем более, в одном из прошлых постов обмолвился о нестандартной ситуации на производстве и @keshaspoon заинтересовался.

Значит, хотя бы одному человеку, надеюсь, будет интересно.


Итак, головоломка номер 1.

На производстве имеется плоскошлифовальный станок с вращающимся круглым магнитным столом. Чтобы больше людей смогли поучаствовать в решении, даже тех, кто без соответствующего образования, постараюсь подробно разжевать суть процесса простыми словами.

Вот так схематично выглядит станок:

Производственные головоломки #1 Головоломка, Математика, Производство, Работа, Задача, Логика, Репетитор, Длиннопост

Теперь три вида, чтоб имели представление, как происходит взаимодействие с заготовкой:

Производственные головоломки #1 Головоломка, Математика, Производство, Работа, Задача, Логика, Репетитор, Длиннопост

Затотовка представляет собой стальной диск толщиной от 2 до 4 мм, диаметром от 300 до 900 мм. Заготовка примагничивается к столу, чтобы никуда не убежать.

То есть шлифовальный камень ездит по поверхности заготовки на одной и той же высоте. Заготовка при этом вращается, что обеспечивает контакт камня со всей поверхностью заготовки. На следующий проход опускается чуть ниже, уже не просто упираясь в заготовку, а находясь ниже ее поверхности, тем самым стачивая как раз ту часть, на которую и залезает ниже уровня заготовки.

Идём далее, вот примерный вид заготовки и суть проблемы:

Производственные головоломки #1 Головоломка, Математика, Производство, Работа, Задача, Логика, Репетитор, Длиннопост

Исходная толщина заготовки 2,3 мм.

Конечная минимально допустимая толщина 2,2 мм. Эта величина нужна для того, чтобы по периметру диска можно было дальше напаивать алмазные режущие сегменты. Если будет тоньше- они отвалятся.

Глубина дефекта, который нужно устранить составляет 0,2 мм.

Вот и приехали.

Что будем делать-то? Дефект обязателен к устранению:(

Вариант выкинуть заготовку в брак и не ебать мозги мы уже когда-то использовали, так что не в счёт.

Дубликаты не найдены

+6
На фрезеровке , если порят крупногабаритную деталь, наваривают/напаивают недостающее (даже дюраль) и заново обрабатывают деталь. В токарке проще выкинуть))))
+3

Электроискровая наплавка, а затем шлифовка, как раз для таких дел.

+3

эта задача вообще как-то решена вами или у нас тут мозговой штурм?))))

раскрыть ветку 1
0

Решена. Но приму во внимание такой способ решения проблем:))

+3

Сделайте, в месте дефекта, технологическое отверстие для крепления "чего-то там" ! :):):)

+3

"Периметр диска" - это нормальный термин в математике?

А собственно, как влияет дефект на поверхности диска на выполнение конечной цели: "чтобы по периметру (окружности, я настаиваю!) диска можно было дальше напаивать алмазные режущие сегменты"?

раскрыть ветку 2
+1

т9.... Автор набирал "периферия"

0

Ну ладно, ладно докапываться к терминам:)) Просто по факту диск не представляет собой окружность, это для упрощения нарисовал так. Там пазы есть по окружности ещё. Но они не играют роли в самой задаче.

А по дефекту- он сам никак не влияет, чистая поверхность это товарный вид, к которому предъявляют требования.

+4

В условии - толщина 2,2 мм должна быть по периметру, а не по всей площади заготовки. Вот и ответ - стачиваем "тарелочкой".

раскрыть ветку 3
+1

но тогда он не соответствует чертежу, плоская поверхность. Странная позиция, если это верно, когда гонят заведомый брак не соответствующий т.з.

раскрыть ветку 2
0

По сути, это браком являться не будет. Указанная толщина нужна только по периферии. Центр и поверхность не заменяется по всему диску,  этот параметр заказчика не интересует, на работе детали не сказывается.

Только на товарном виде. Тарелочку можно сделать только так, чтобы был резкий переход толщин. Плавно свести от периферии к центру с уменьшением толщины на станке не получится

раскрыть ветку 1
+1
1. На практике встречался с аналогичным, но там был АМц - достаточно мягкий сплав. Тогда мастер сумел "нагнать" близлежащий металл в забоину, что она стала практически незаметной. Со сталью вряд ли прокатит, да и толщина маловата.
2. Самый простой вариант - это все таки сварка/пайка. Но возможны поводки из-за небольшой толщины.
3. Но в поисках нестандартных решений подумал о том, чтобы закинуть туда кусок той же сталюки (возможно даже разогретой) и пройтись шлиф камнем (или может чем-то менее абразивным) не включая обороты. Как бы закатать (вдавливать потихоньку) этот кусок в яму подавая по 0,01 или меньше. Хз за итоговую адгезию, но я бы попробовал как минимум))
+1
Все очень размыто в условии. Все будет зависеть в каком месте находится дефект.
Судя по описанию заготовки - это основа режущего диска. Соответственно он изготавливается из Ст45, 65Г и т.п., что в принципе даёт возможность в защитной среде заварить без проблем. Ну а потом шлифануть.
Так же было уже сказано, что можно шлифовать по направлению к данному дефекту.
Так же можно уменьшить размер заготовки, что тоже было предложено выше.
Так как похоже на описание диска отрезного с твердосплавными напайками, то можно дефект пустить под межзубную впадину.
Для более точного и верного решения необходимо ТЗ и параметры дефекта по мимо глубины!)
раскрыть ветку 2
0

Не то, чтобы размыто условие. Просто даны именно необходимые и достаточные данные.

Если уменьшить размер заготовки - получаем не ту деталь, какую ждёт заказчик. Можно и потом слить, когда понадобятся заготовки поменьше, но нет оборудования для резки заготовки с необходимой точностью.

По межзубной впадине - дефект ближе к центру, да и таких дефектов может быть несколько, не факт,что удастся совместить два паза.

Дефект-пятно окалины.

раскрыть ветку 1
+1
Тогда поставим вопрос по другому, что есть на производственном участке?) (ну кроме кувалды и какой-то там матери конечно!)
+1
Вариант 1. Если деталь идет в покраску, то особой проблемы не вижу.
Вариант 2. Наварить и шлифануть еще разок.
Вариант 3. Если рабочая поверхность одна, просто перевернуть и шлифануть с другой стороны
раскрыть ветку 14
0

1. Не красится.

2. Что наварить и как, поподробнее.

3. Требования к внешнему виду обеих поверхностей.

раскрыть ветку 13
0
Просто взять сварку и наварить на месте дефекта, затем через токарку убрать лишний навар и шлифануть. Хотя тут важно из какой стали сделана деталь, многие варить проблематично
раскрыть ветку 12
+1

что ж ты чертеж не выложил. Посмотрим, подумаем.

раскрыть ветку 1
0

Упрощённого варианта в посте достаточно, на чертеже нет ничего, что может помочь. Дефект может быть в любом месте, нет привязки к конкретной точке.

+1
1. Перевернуть диск
2. Разместить сегмент не по сегменту ( что бы не попал на дефект)
3. Нанести слой металла на деффект (наварить/напаять) и зашлифовать
+1
Делаем запилы в заготовке для теплового расширения, в один из них попадает данный дефект.
раскрыть ветку 1
0

Хорошая попытка, но чертеж детали согласован без выпилов. Теоретически несколько деталей можно согласовать и именно таких, каких нужно для устранения дефекта. Идея мне нравится. Но часто заказчик упирается в ТЗ по вине конкурса, в котором сами участвуют, а там чертежи уже согласованы.

+1
Гуманитарий отвечает - перевернуть заготовку и сточить 0.1))) глупо и тупо, но я все равно в этом нишиша не понимать)
0

Так ответ то будет? Если будет,то когда ?

PS Я так понимаю,что найденное вами решение вас не удовлетворяет,раз вы тут вопросы задаете..

раскрыть ветку 5
0

Решение есть, нами найдено.

Вопрос для развлечения тех, кто хочет порешать задачки.

Есть очень близкие к нашему решению ответы.

раскрыть ветку 4
0
Ну, тс, не томи, день прошел уже. Я ж за день помру от любопытства)))
раскрыть ветку 3
0
А что мешает той же напайкой, которой припаиваются режущие элементы не запаять в процессе припайки и эту микроцарапину?
0

Нагальваничить на дефект исходный материал через отверстие

в лакокрасочном покрытии
раскрыть ветку 2
-1

Можно. Но наше решение менее трудоёмко.

раскрыть ветку 1
+2

пойду, пожру...

0

Обрезать дефект,  уменьшив радиус заготовки

0
А дефект представляет собой одиночную ямку или канавку по окружности? Какие операции можно делать с заготовкой по условию задачи? Проковать можно?
раскрыть ветку 3
0

Скорее не ямка, а пятно. Ковать можно.

раскрыть ветку 2
-1
Понятно. Я думал ямка. Тогда было бы можно проковать всю деталь до 2,2, ямка бы и заполнилась.

Предлагаю такое решение - обрезать деталь по диаметру, чтобы брак на 900 - стал нормой на 300. Пойдет?
раскрыть ветку 1
0
Логотип производителя или заказчика нафигачить))).
0

ещё вариант - давануть шариком с другой стороны ровно на 0,1.

раскрыть ветку 4
+1
Не получится, только вмятина добавиться с другой стороны
0

Это хорошо. Давануть а потом сошлифовать вылезший за пределы дефект. Можно и так.

раскрыть ветку 2
+1
Может деформироваться весь диск если у него большой диаметр.
раскрыть ветку 1
0
А какие допуски?
раскрыть ветку 1
0

2.2-2.3

0
Деффект по всему периметру или точечный? И что за материал используется?
раскрыть ветку 1
0

Точечный.

Диск стальной. Камень корундовый.

0

сделать диск тоньше к середине (как дисковые фрезы) оставив внешнюю кромку и посадочное место в размере.

раскрыть ветку 10
0

А вот как? В наличии только такой станок.

раскрыть ветку 6
-1

подавать к центру (или у станка и вертикальной подачи нет?)

раскрыть ветку 5
0

В условиях задачи написано -

Конечная минимально допустимая толщина 2,2 мм.
раскрыть ветку 2
+1

и покрыть хромом ))

раскрыть ветку 1
0

можно попробовать концентрическими кругами вокруг дефекта от большого к малому постукивать, металл пластичный. Ну и для припоя наверное и не надо абсолютно гладкую поверхность((

0

А что тут можно сделать,если дефект больше чем допустимо возможный слой снятия металла? Можно только забить на дефект.. Или заварить..

раскрыть ветку 7
+1

зашпаклевать и закрасить, обозвав всё это "антифрикцонным покрытием" или нанести на это место клеймо.

раскрыть ветку 6
0

Сдаём все без покрытий и эмблем:( Требования такие

раскрыть ветку 5
-1

RIP, @Solo1986

-1
Кольцевая проточка совпадающая с радиусом дефекта.
-1
Мнение от не гуманитария - сточить по диагонали. Чтобы это не значило:-)))но пойдет?))
-1

дефект просверлить (проэлектроэрозионить), диаметрально противоположно месту сверления- еще отверстие для баланса

раскрыть ветку 1
-1

К сожалению, чертеж согласован с заказчиком. Без отверстий.

-1
Перемещать заготовку так, чтобы шлифовальный камень вращался навстречу дефекта. С разных направлений всегда в сторону к дефекту. Замажет снимаемым слоем недостающие 0.1 мм
раскрыть ветку 3
+1

Т.е примагнитить заготовку так, чтобы дефект был в центре вращения стола.

раскрыть ветку 1
0

Вот у меня тоже единственный вариант, но при этом я сильно сомневаюсь, что сработает со сталью

0

Пятно дефекта ощутимое по размеру, замазывания не хватит, чтоб его покрыть.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: