Происхождение династии Романовых и ее путь к русскому престолу (XIV - XVII вв.) (Часть 2)

Род Романовых в период Смутного времени

В этой части поста о происхождении династии Романовых будет рассказано о судьбе боярского рода Романовых (митрополита, впоследствии патриарха Филарета, инокини Марфы и их сына, будущего царя Михаила Федоровича) в Смутное время и о воцарении династии Романовых в 1613 г.


Патриарх Филарет (официальное церковное изображение,

в предыдущей части поста была его светская парсуна - предшественник

портрета)

Происхождение династии Романовых и ее путь к русскому престолу (XIV - XVII вв.) (Часть 2) История России, Романовы, 14-17 века, Смутное время, Происхождение, Длиннопост

В предыдущей части поста о происхождении династии Романовых я остановился на воцарении Бориса Годунова в 1598 г. и его последствиях на влиятельного и могущественного боярского рода, каким Романовы были в то время. Некоторые исследователи полагают, что Романовы были каким-то образом замешаны в интриге первого самозванца (по официальной версии, беглого монаха Григория Отрепьева, который входил в их ближнее окружение). Во всяком случае, если самозванец и Отрепьев - действительно одно и то же лицо, то он поразительно быстро сумел бежать в Польшу после опалы Романовых, которая последовала в 1600 г. Романовых обвинили в изготовлении колдовских зелий, которыми они якобы хотели "извести" царскую семью. Федора Никитича Романова постригли в монахи под именем Филарета, его жену Ксению Ивановну (урожденную Шестову) - под именем инокини Марфы и сослали в отдаленные монастыри. Подобная участь постигла и всех братьев Федора Романова (Михаила, Александра, Ивана и Василия). Что же касается будущего царя Михаила, то он был разлучен с родителями, с 1602 г. жил несколько лет под опекой своей тетки (жены дяди Ивана Никитича Романова) в имении Клины (ныне Владимирская область), а после реабилитации Романовых воссоединился с матерью.

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова)

(мать царя Михаила Федоровича)

Происхождение династии Романовых и ее путь к русскому престолу (XIV - XVII вв.) (Часть 2) История России, Романовы, 14-17 века, Смутное время, Происхождение, Длиннопост

Однако падение династии Годуновых в июне 1605 г. (сын Бориса Годунова царь Федор II Борисович и его жена царица Мария, дочь фактического руководителя опричнины Ивана Грозного Малюты Скуратова, были убиты по тайному или явному приказу самозванца) привело к облегчению участи Романовых. Вступивший на престол Лжедмитрий I реабилитировал Романовых и вернул их из ссылки. Филарет получил сан ростовского митрополита, его бывшая жена инокиня Марфа и сын Михаил переехали сначала в возращенные Романовым костромские вотчины, а затем оказались в Москве, где провели весь период от свержения Василия Шуйского до освобождения столицы силами второго ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Есть, впрочем, сведения о проживании инокини Марфы в Ростове, когда Филарет носил сан митрополита.


Судьба митрополита (впоследствии патриарха) Филарета в период Смутного времени была довольно сложной и неоднозначной. После свержения и убийства Лжедмитрия в мае 1606 г. и воцарения Василия Шуйского Филарет остался в сане ростовского митрополита, а в 1608 г. перешел в Тушинский лагерь Лжедмитрия II и стал играть роль "нареченного патриарха". Причем до сих пор остается невыясненным вопрос, действительно ли Филарет был захвачен в плен тушинцами или добровольно ушел в Тушинский лагерь. Этот момент в биографии Филарета позднее, уже в годы правления династии Романовых, в официальных источниках преподносился чуть ли не как насильственный захват Филарета тушинцами в Ростове с надругательством над его священным саном (с него якобы сняли облачение митрополита и в одежде простого монаха силой доставили в Тушино). Противникам Тушинского лагеря (правительству Василия Шуйского) Филарет представлял себя пленником и не настаивал на своем патриаршем сане. Власть Филарета как "нареченного патриарха" распространялась на территории, подконтрольные тушинцам.


Василий Шуйский попал в безвыходную ситуацию, поскольку потерял и без того непрочный контроль над половиной Московского государства и был осажден в Москве тушинскими отрядами. Видя недостаток сил правительственных войск, чтобы справиться с тушинцами, в 1609 г. он заключил договор с королем Швеции Карлом IX, по которому, в обмен на помощь шведского отряда наемников во главе с Яковом Делагарди, он уступал крепость Корелу (ныне Ленинградская область). Шведский отряд, действительно, пришел на помощь русским войскам племянника царя князя М.В. Скопина-Шуйского, и в 1610 г. Москва была освобождена от тушинцев. Тушинский лагерь распался. Польские отряды ушли в лагерь польского короля Сигизмунда III, который осадил Смоленск и начал прямую польскую интервенцию в Московское государство. Лжедмитрий II, вместе с Мариной Мнишек и их сыном Иваном (в официальных источниках "Воренком") и казаками, которые ему остались верны, бежал в Калугу. Тушинские бояре по большей части перешли на сторону Василия Шуйского, а часть из них (во главе с Филаретом) отправилась в лагерь польского короля под Смоленском. В феврале 1610 г. русские тушинцы заключили договор с Сигизмундом III об избрании его сына Владислава русским царем при условии принятия им православия. В июне 1610 г. пало правительство Василия Шуйского, а пришедшее ему на смену правительство московских бояр (Семибоярщина) в сентябре 1610 г. также заключило договор с польским гетманом Жолкевским о признании Владислава русским царем и впустило польский гарнизон в Москву. Таким образом, Московское государство оказалось на грани полного распада. Поляки сидели в Москве и осаждали Смоленск, польско-литовские отряды вместе с русскими "воровскими" казаками и другими разбойными элементами жгли, грабили и воровали по всей стране, на северо-западе страны шведы, ссылаясь на договор с Василием Шуйским, захватили Корелу и Новгород и осадили Псков.


В этой ситуации Филарет и русские тушинцы, конечно, проявили себя не с лучшей стороны, что в его официальной биографии уже романовского периода деликатно обходится молчанием. В 1611 г. Сигизмунд III, после двухлетней осады и героической обороны, захватил Смоленск и решил изменить условия договора, который обсуждался с посольством Филарета. Теперь он сам выдвинул претензии на русский престол, а когда послы пробовали протестовать, король арестовал их и отправил в Польшу. В польском плену Филарет пробыл до 1619 г. К его судьбе мы еще вернемся.


Тем временем семья Филарета (инокиня Марфа и его сын Михаил) по-прежнему находилась в Москве. В 1611 г. к столице подошло первое ополчение, в которое входили дворяне Прокопия Ляпунова и князя Дмитрия Трубецкого и казаки Ивана Заруцкого, который ранее поддерживал второго самозванца. В марте 1611 г. в Москве вспыхнуло восстание, подавленное польским гарнизоном, а отряды первого ополчения, простояв под Москвой до июня 1611 г., взять ее так и не смогли, поскольку между его участниками начались разногласия. В конечном итоге предводитель дворянского ополчения Прокопий Ляпунов был убит казаками, которые во главе с Иваном Заруцким покинули лагерь первого ополчения и перешли на сторону вдовы уже двух самозванцев Марины Мнишек и ее сына Ивана. В дальнейшем судьба Заруцкого уже окончательно будет связана с судьбой Марины и ее сына. Под Москвой остался только князь Дмитрий Трубецкой с остатками дворянских и казацких отрядов.


В октябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения во главе со старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В апреле 1612 г. силы второго ополчения заняли Ярославль, который стал временной столицей Московского государства. В Ярославле было создано временное правительство ("Совет всея земли"), стали восстанавливаться органы государственной власти. В августе 1612 г. силы второго ополчения подошли к Москве, где успешно отразили попытку польского гетмана Ходкевича придти на помощь осажденному польскому гарнизону Гонсевского. Ко второму ополчению присоединился со своими отрядами князь Дмитрий Трубецкой. 22 октября Москва совместными усилиями отрядов Кузьмы Минина, Дмитрия Трубецкого и Дмитрия Пожарского была освобождена от поляков. Среди освобожденных от польского гарнизона были инокиня Марфа и ее сын Михаил, которые уехали в село Домнино (Костромского уезда), а оттуда перебрались в Ипатьевский монастырь в Костроме. По преданию, от захвата польскими отрядами будущего русского царя и его мать спас костромской крестьянин Иван Сусанин, семья которого после воцарения династии Романовых была пожалована небольшим имением и подарками. О подвиге Ивана Сусанина отечественные историки до сих пор ведут споры, поскольку сведения о нем очень противоречивые, и многое еще остается неясным.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова

Происхождение династии Романовых и ее путь к русскому престолу (XIV - XVII вв.) (Часть 2) История России, Романовы, 14-17 века, Смутное время, Происхождение, Длиннопост

Теперь мы подходим к самому интересному моменту, а именно: к избранию на царство Михаила Федоровича Романова. После освобождения Москвы от поляков собрался Земский собор, который должен был выбрать нового царя. Он начал свои заседания в январе 1613 г. и был самым представительным Земским собором за всю историю сословного представительства в России. Помимо боярства, духовенства, посадских людей, дворянства (детей боярских) и черносошного (т.е. государственного) крестьянства единственный раз в его заседаниях приняли участие казаки, которые, по целому ряду свидетельств современников, оказали существенное влияние на избрание на царство молодого Романова. Среди претендентов на русский престол, предложенных участникам Земского собора, фигурировали: князья Д.Т. Трубецкой, Д.М. Пожарский, И.М. Воротынский, П.И. Пронский и бояре Ф.И. Шереметев и И.Н. Романов (дядя будущего царя Михаила). Кандидатами на русский престол являлись также Иван "Воренок" (сын Марины Мнишек и Тушинского вора), шведский принц Карл Филипп (брат короля Швеции Густава II Адольфа) и польский королевич Владислав, все еще претендовавший на русский престол. После первых обсуждений участники собора приняли решение сына Марины не избирать, а Владиславу - "отказать". Остальные кандидаты также не набрали большинства голосов. Есть интересные свидетельства, что князь Пожарский первоначально поддерживал кандидатуру князя Трубецкого, затем шведского принца и лишь затем предложил кандидатуру молодого Романова, поскольку другие претенденты оказались отвергнутыми. Насколько это достоверно - вопрос по-прежнему спорный. В любом случае участниками собора было решено, что нужно избрать царем человека, близкого по происхождению к прежней династии. 16-летний Михаил Федорович Романов был двоюродным племянником царя Федора Ивановича и внучатым племянником его матери царицы Анастасии. Родство, конечно, было не совсем близкое, но в тех условиях более близких родственников московской линии Рюриковичей уже не нашли. Однако возникает вопрос, почему именно казаки так усердно ратовали за кандидатуру молодого Романова, до этого находившегося в тени происходивших событий?


Вероятно, дело было не только в том, что юный Михаил был еще слишком молод и неопытен в государственных делах, и на него можно было оказывать определенное влияние. По предположению некоторых современных исследователей, ключевую роль в воцарении династии Романовых сыграли деньги. Боярский род Романовых был одним из богатых и влиятельных в Московском государстве, поэтому мог потратить огромные (по тем временам) суммы на подкуп участников Земского собора.

Во-вторых, у Романовых уже был накоплен опыт по проведению выборов нового царя. К тому моменту они участвовали уже в трех избирательных кампаниях. В первой их опередил Борис Годунов, во второй – Василий Шуйский, в третьей – королевич Владислав.


В-третьих, у Романовых было очень сильно развито чувство семейной солидарности, которое помогло им сплотиться вокруг кандидатуры будущего царя Михаила.


Основной претендент на престол Д.Т. Трубецкой мог реально опереться только на своих соратников по первому и второму ополчениям (многие исследователи утверждают, что на первом этапе избирательной кампании Трубецкого поддерживал Пожарский). Кроме того, Романовы нашли очень действенный ход. Они пустили слух, что якобы царь Федор Иванович, находясь при смерти, передал скипетр своему двоюродному брату Федору Никитичу Романову, тем самым завещав ему царство. Существует версия, что сторонники Романовых выработали определенную тактику действий. Был подготовлен и распространен «наказ» участникам Земского собора с обоснованием прав Михаила на престол. Затем его раздали грамотным участникам Земского собора, которые и зачитали его на заседании. Иначе как объяснить, что разные люди из разных городов и уездов, не сговариваясь, говорили одно и то же? Это тут же было объявлено чудом и «промыслом Божьим».


Вероятно, Романовы решились применить и силу в подтверждении своей правоты. По сведениям шведского дипломата, «казакам, ратовавшим за Романова, пришлось осадить Трубецкого и Пожарского на их дворах, чтобы добиться избрания угодного им кандидата». По свидетельству современника событий, 500 вооруженных казаков с шумом вломились с палаты местоблюстителя патриарщего престола крутицкого митрополита Ионы и требовали: «Дай нам, митрополит, царя».


Казаки, действительно, не могли остаться равнодушными к избранию нового царя. После освобождения Москвы большинство дворян и ополченцев из уездных городов, посчитав свою миссию выполненной, разъехались по своим землям. В Москве и Подмосковье, по разным данным, находилось от 10 до 40 тыс. казаков. Причем это были не донские и запорожские казаки, а костромские, псковские, брянские и т.д.


Преимущественно это были бывшие крестьяне, холопы и посадские люди, которые за годы Смуты отвыкли от мирных занятий и привыкли к грабежам, насилию и разбою под знаменами очередного самозванца. Избрание князя Трубецкого или Пожарского означало для местных (или «воровских») казаков катастрофу. Установление сильной центральной власти могло повлечь к привлечению их к ответственности за содеянное, а грабить при новом порядке вещей «воровские» казаки уже не смогли бы. Донские казаки могли получить большое царское жалование и вернуться в свои станицы, а «воровским» казакам идти было некуда. Пожарский и его дворянское ополчение вызывали у «воровских» казаков неприязнь. Приход к власти шведского принца или польского королевича также не сулил им ничего хорошего. Поэтому предвыборная агитация сторонников Романовых упала на благодатную почву. Однако казаки и не подозревали, что именно воцарение Романовых приведет к полному уничтожению всех прежних казацких вольностей.


21 февраля 1613 г. было последним днем заседания Земского собора. Кремль был переполнен вооруженными казаками, которые внимательно следили за госованием участников собора. Однако неожиданностей не произошло: новым царем был избран Михаил Федорович Романов. 13 марта 1613 г. делегация Земского собора во главе  с архиеписком Рязанским Феодоритом, настоятелем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыном и бояриными Ф.И. Шереметевым отправилась в Ипатьевский монастырь в Костроме. 14 марта, по прибытии на место, они зачитали Михаилу и его матери инокине Марфе грамоту Земского собора об избрании молодого Романова на русский престол.


После этого, по версии тогдашних источников, три дня делегаты Земского собора не могли уговорить Михаила дать согласие на избрание на царство, а его мать – благословить своего сына. Инокиня Марфа умоляла сына не принимать на себя столь тяжкое бремя, колебался и Михаил. Некоторые источники прямо указывали, что избранный царь с «гневом и плачем» не хотел принимать престол. Наконец, после обращения к инокине Марфе рязанского архиепископа Феодорита, она согласилась благословить сына на царство. По преданию, Марфа благословила Михаила Федоровской (Феодоровской) иконой Богоматери, позднее ставшей главной святыней династии Романовых. Через несколько дней Михаил Федорович выехал в Москву.


Путь из Костромы до Москвы у нового царя занял три месяца (с марта по май 1613 г.). Дороги были плохими, по стране по-прежнему бродили шайки разбойников и «воровских» казаков, польско-литовские и шведские отряды по-прежнему контролировали многие земли Московского государства на западе и северо-западе. По дороге избранный царь останавливался в Нижнем Новгороде, Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире, Троице-Сергиевом монастыре. 2 мая царь Михаил Федорович торжественно въехал в Москву. У Спасских ворот Кремля его встретила церковная процессия с главными государственными и церковными символами.


В мае 1613 г. думный дьяк Иван Чичерин подписал грамоту Земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.


11 июля 1613 г. новый царь торжественно венчался на царство. Главную роль на церемонии играли герои освободительной борьбы: князь Д.Т. Пожарский держал скипетр Михаила Федоровича, а князь Д.Т. Трубецкой – державу. Именно с этого момента в истории России начался отсчет правления династии Романовых.

Судьба действующих лиц Смуты, связанных с династией Романовых


И напоследок немного коснемся судьбы действующих лиц Смуты, так или иначе связанных с судьбой рода Романовых. В 1612 г. в польском плену умер бывший царь Василий Шуйский, которому служил отец первого царя из династии Романовых митрополит Филарет, затем перешедший на сторону Тушинского вора. В 1635 г. его останки, по просьбе царя Михаила Федоровича, бывший претендент на русский престол польский престол польский король Владислав IV передал Московскому государству, затем они были похоронены в Архангельском соборе Кремля - великокняжеской и царской усыпальнице допетровской эпохи.


Митрополит Филарет в 1619 г. вернулся из польского плена, был возведен в сан патриарха и с титулом "великого государя" был официальным соправителем своего сына до своей смерти в 1633 г. С его именем обычно связывают энергичные шаги по восстановлению Московского государства после разрухи Смутного времени.


Наиболее трагическая участь постигла упорных противников новой династии внутри Московского государства Ивана Заруцкого и Марину Мнишек. После долгих скитаний, в конце концов, они обосновались в Астрахани, жители которой признали Ивана "Воренка" "истинным царевичем", а Марину Мнишек - вдовой "истинного царя Дмитрия Ивановича". Отсюда Заруцкий рассылал грамоты с призывом признать Ивана "Воренка" "истинным царевичем" и не признавать решения Земского собора об избрании царем Михала Федоровича. Царь Михаил Федорович и Земский собор, полномочия которого были продлены до 1615 г., в своих грамотах призывали донских казаков, сторонников Заруцкого, помочь правительству его задержать, обещая различные милости. 12 мая 1614 г. к Астрахани приблизился передовой отряд правительственных войск во главе со стрелецким головой (полковником) Хохловым. Заруцкий бежал на Ногайскую сторону, а затем решил пробираться на Яик, спустился вниз по Волге и на трех стругах ушел в Каспийское море. 24 июня государевы полки осадили Медвежий городок на Яике, где Заруцкий и Марина со своим сыном скрывались у казачьего атамана Трени Уса. Утром 25 июня казаки связали Заруцкого, Марину и ее сына, выдали царским стрельцам и присягнули царю Михаилу Федоровичу.  6 июля Заруцкий, Марина и ее сын были доставлены в Астрахань к воеводе Ивану Никитичу Одоевскому. 13 июля связанных Заруцкого, Марину и ее сыну скованным отправили в Москву с приказом убить пленников при попытке их освобождения. В Москве они предстали перед царем и были осуждены на смертную казнь. Марине Мнишек казнь заменили заточением в монастырь, где она вскоре умерла. По другой версии ее держали в заточении в Коломенской башне или зашили в бычью шкуру и утопили в реке. Осенью 1614 г. за Серпуховскими воротами при большом скоплении народа трехлетний Иван "Воренкок" был повешен. Сына у Марины взяли обманом, обещав, что царь не будет мстить малолетнему ребенку. Мальчика повесили на толстой веревке, сплетенной из мочал. Поскольку ребенок был мал и легок, веревку не смогли потолще затянуть. Полуживого ребенка оставили умирать на виселице. Заруцкого посадили на кол.


Казнь трехлетнего ребенка, безусловно, омрачила начало правление Романовых, поскольку ему, конечно, совершенно нельзя было предъявить никакой вины. Я не буду здесь писать про различные мистические знаки и символизм, мол, кровь невинного младенца пала на династию Романовых, и она закончила свое правление, как и начала: смертью невинного ребенка (цесаревича Алексея) в Ипатьевском доме. Просто приведу некоторые предположения, связанные с этим трагическим событием. Инкриминировать малолетнему Ивану могли, вероятно, лишь то, что он мог в дальнейшем послужить поводом для новой смуты. Но, с другой стороны, конечно, сына Марины могли заточить в одном из монастырей, а затем объявить народу, что "младенец случайно зарезал себя ножичком". Сторонники Романовых, конечно, убедили общественное мнение, что Иван не являлся истинным царевичем, поскольку был сыном Тушинского вора и не имел законных прав на престол.


Есть точка зрения, что лучшим консультантом для молодого царя Михаила мог быть его отец Филарет, которого один "царь Дмитрий Иванович" (Лжедмитрий I) сделал ростовским митрополитом, другой "царь Дмитрий Иванович" (Лжедмитрий II), отец Ивана - тушинским "нареченным патриархом". По единодушному свидетельству современников, Филарет стоял во главе партии тушинских бояр до тех пор, пока ему стало выгодно начать переговоры с Сигизмундом III.


По преданию, после казни сына Марина Мнишек прокляла династию Романовых и предсказала, что убийства будут продолжаться до ее полного пресечения. Есть или нет в этом мистический символизм, судить не буду, поскольку в мистику не верю. В любом случае тень "царевича Ивана" оказалась живучей, поскольку в числе самозванцев, выступавших под его именем, были польский шляхтич Иван Луба, которого держали в заточении при царе Михаиле, а потом отпустили при его сыне, и некий бродяга, повешенный в Москве при Алексее Михайловиче.


Спасибо за внимание. Надеюсь, читателям будет также интересно, как и мне.

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения