6

Проект «Фантазеры». Интервью №4. Тернистая дорога осознания и отчаяния

Я. Как вас назвать в тексте?


Собеседница. Полина.


Я. Хорошо. Помните, при каких обстоятельствах вы впервые заметили, что реальность вас не устраивает?


Полина. Если честно, мне сложно вспомнить конкретный момент. Когда я просто осознала, что мир несправедлив, я ещё училась в школе и не особо заботилась о будущем, поэтому мой эскапизм принимал ту же форму, что и большинства подростков - прослушивание музыки, просмотр сериалов и прокрастинация.

Скорее всего, окончательное осознание настало после того, как я поступила. Мне стало очень тяжело взаимодействовать с реальностью: люди, сложные задания, возросшая ответственность за свою жизнь и решения. Я как будто была свободной, и в то же время мне словно прибавили оков. На первом курсе ещё было терпимо, а вот во втором началась тернистая дорога осознания и отчаяния. Параллельно с этим я узнавала больше о нерадостных тенденциях, происходящих в мире, и в конце концов, чтобы справиться с этим грузом, я решила создать отдушину в виде блога.


Я. Получилось? Он стал такой отдушиной?


Полина. Частично. Иногда у меня даже нету желания писать о своих проблемах, и тогда они загнивают внутри, и как-нибудь аукаются в будущем. Пытаюсь выкорчевать из себя это и писать вовремя. Не хочу, чтобы эскапизм тоже превращался в ношу.


Я. Давайте тогда уточним, какой смысл вы вкладываете в слово "эскапизм". Он как-то связан с проблемами?


Полина. Для меня эскапизм (по крайней мере, в блоге), это способ ухода от проблем посредством сообщения об этих проблемах в красочной форме. Я размышляю над тем, как рассказать о ней так, чтобы это было интересно было читать и чтобы это можно было прочувствовать. После этого возникает ощущение, что проблема не такая уж и ужасная. Иногда я решаю их с ходу, когда вижу, что к ним можно подступиться. Иногда их с наскоку не решишь, и тогда ты уходишь от реальности, чтобы заглушить свою тревожность и набраться сил для её дальнейшего решения.


Я. А как с уходом в красивые, но неосуществимые фантазии? Эта тема вам близка?


Полина. Да, мне нравится представлять такое, но, похоже, пишу я об этом реже, чем хотелось бы.


Я. Почему? Опасаетесь отвергающей реакции?


Полина. Скорее всего да. Но себе я в этом никогда не признавалась, похоже, просто оправдывала тем, что это глупо выглядит даже для эскапического дневника.


Я. А что именно, на ваш взгляд, должны отвергнуть? Какая у них самая социально-неприемлемая черта?


Полина. Навязчивость и нарушение границ других людей. Иногда в моих мечтах я прикасаюсь к людям чаще, чем требуют социальные нормы, без уверенности в том, происходит ли это по обоюдному согласию.


Я. Почему эти фантазии настолько ценны, что вы не отказываетесь от них, сознавая всю неприемлемость?


Полина. Потому что это… просто фантазии? В этом плане у меня чёткое разделение между ними и реальностью. Пока это происходит в пределах моей головы - оно безопасно для окружающих.


Я. Спрошу иначе: какую потребность, неразрешимую в рамках реального мира, они удовлетворяют?


Полина. Скорее всего, желание романтической и физической близости, но это характерно почти для всех людей, так что если ставить рамки, то это желание романтической и физической близости, исходящее от человека, который это не заслуживает.


Я. Вы считаете, что не заслуживаете близости?


Полина. Да, и на это много причин.


Я. Хорошо, вернемся чуть назад, если можно... Вы сказали «сообщить о проблемах в красочной форме» - как, например? Нарисовать их?


Полина. Вовлечь в описание больше малоиспользуемых слов, применить какие-нибудь крылатые выражения, литературные приёмы. При этом ещё желательно рассмотреть её с разных углов и понять, где виновата я, где другие, а где никто не виноват.


Я. А, теперь понял. Есть ли в вашей ситуации что-нибудь важное, о чем хотелось бы рассказать, но я не спросил?


Полина. Даже не знаю, возможно моё нежелание сходиться с людьми, несмотря на тягу к ним. Если считать это важным.


Я. Что бы вы посоветовали другим, также склонным к эскапизму?


Полина. Не считать свои способы эскапизма глупыми и недостойными потраченного времени, будь то творчество или другая деятельность (или бездеятельность). Главное, чтобы это не выливалось во вред окружающим.


Я. Оставите ли моим читателям ссылку на блог?


Полина. Конечно, полинин эскапизм.


PS. Читайте новые интервью на Дзене или здесь сутками позже. Если готовы рассказать о своих вымышленных мирах, пишите в телеграм.

Дубликаты не найдены

+4
В детстве использовала "уход" в миры фантазий для восстановления душевного равновесия. Это был самый доступный, удобный и защищенный от вторжения взрослых способ отдохнуть от реальности.
Фантазий (миров) было несколько, они помогали изменять негативные впечатления от ситуаций, переживаемых в реальности. Менялись/дополнялись фантазии по необходимости. В них можно было изменить негативный опыт на более приемлимый, выстраивая конкретную пережитую ситуацию в вариантах с положительным, удачным исходом.
Ну или просто отключить внешние "дерганья" и помечтать о том, что сейчас хочется. Помогало.