100

Продолжение якутских сказок.

Доброго дня.
На меня подписалось уже 6 человек - спасибо, это смущает и вдохновляет на написание продолжения. Благодаря пользователю @SerPinjo, оригинал книги был найден, и желающие могут причаститься к этому трешу  - https://e.nlrs.ru/open/12291

В комментах была просьба доказать мою причастность к Якутии - так вот, я не принадлежу народу Саха, просто там родился:

Продолжение якутских сказок. Текст, Якутия, Длиннопост, Сказки на ночь, Фольклор

Будучи в школе, мы в течение 3-х лет посещали уроки МХК (Межнациональной Художественной Культуры, вроде так). Вёл её пожилой дядечка, якут, Аял Сандалович (если правильно запомнил).

Он нам рассказывал о особенностях якутской письменности, истории, расселения народов и взаимодействия коренных якутов с русскими. И очень многое касалось якутской мифологии и верований.

Если рассматривать якутские сказки в общем, то их можно разделить на несколько типов:

1)О животных

2)О Могусах

3)О людях
4)Социально-бытовые, без особого элемента мистики

5)С элементами заимствования

Расскажу о особенностях каждого жанра.

1.О животных.


В большинстве сказок, животные - антропоморфны (живут как люди), более того - якуты не брезгуют межвидовым сожительством (имеются сказки, где волк и лиса полноценно живут "как муж с женой" и имеют детей или даже, где чирок сношает самку беркута целый год в отсутствии мужа). Животным присущи практически те же черты, что и в русских сказках - лиса хитра, заяц труслив, медведь силён и глуповат; правда волк не так злобен и выступает почти всегда в роли положительного героя.

Взаимодействие животных с людьми с таких сказках редко, но если бывает, то по двум сценариям:
а)Либо дикое животное хочет жить вместе с людьми (Парень-заяц женится на человеческой девушке, парень-лис становится пастухом у пожилой пары), но неизбежно всё фейлит и возвращается "в природу" (заяц начинает грызть кожаную одежду тестя, лис уводит стадо коров от стариков и в наглую сжирает по одной в день).
б)Антропоморфное животное исправно живёт человеческой жизнью, но наступает фейл - и оно становится диким. Можно вспомнить сказку "Ыт" (Собака), где собака была ключницей у Бога, но из-за излишнего любопытства пострадала и стала обычной гончей у человеческого охотника. Там же и объясняется, почему собаки мочатся на пень.

2.О Могусах.


Могус - "Обжора" в переводе с якутского. Часто перед этим именем вставляют эпитеты "Ала", "Анга" ("Ненасытный", "Тупой" и т.д.). Во всех сказках - он антагонист, его цель - сожрать ГГ. Отличие Могуса от иных постоянных персонажей якутской мифологиив том, что с ним взаимодействуют и люди, и животные. Кроме того, Могус - это не один персонаж, а целое племя. Поэтому не стоит удивляться, что в одной сказке Могус может демонстрировать гениальный интеллект (в сказке "Лыбыырда" с помощью липкого конского черепа заманивал особо упорных охотников), а в другой - клинический дебилизм ("Птичка и Могус").

Общая особенность всех Могусов - плохое пищеварение. Они бездумно, не прожёвывая тщательно пожирают людей, и в итоге они могут спокойно выжить, пройдя через весь пищеварительный тракт. И да - Могусы не брезгуют и иным видом мяса, или даже могут питаться исключительно ягодами.

3.О людях.


Как уже понятно, люди здесь занимают центральное место. И нет, здесь основной сюжет не строится вокруг "Уйбана-Мэнигээ" ("Иван-Дурачок"), который ищет жар-птицу и Елену Прекрасную.
Основной смысл таких сказок: Живёт человек, всё вроде нормально. Но случается п3здец, он пытается его решить - и в итоге всё приходит к полнейшему п3здецу.
В качестве примера, сказка о лягушке: Жил охотник возле озера. Был он и рыбаком при этом. Однажды на берегу встретил девушку, которая была на самом деле лягушкой. Понравилась, привёл в свой дом, стали они жить-поживать. Но девушку всё время раздражала сухость дома, огонь в очаге и тёплые перины. В итоге сначала он её обливал каждую ночь водой, затем они начали спать в полностью залитой кровати, а под конец она проквакала ему: "Не могу с тобой, прощай!" и упрыгала в озеро. Охотник не выдержал, и нырнул за ней. И умер, само собой. Конец.

Или другой пример: Старику снится сон, в котором он теряет всю свою семью. Он считает, что сон вещий, и начинает готовиться к этому событию, по возможности его предотвратив. Но в итоге, все его приготовления рушит его старуха-жена, и все умирают.

Основными антагонистами в таких сказках выступают либо абассы (якутские демоны), либо негативные качества самих протагонистов (глупость, жадность и т.д.).
Абассы, кстати, та ещё забава - в сказках фигурирют обычно парень-абассы и девка-абассы. Парень, на удивление - часто нейтрально настроен к ГГ, а порой и спасает его (например, убивая другого абассы или избавляя от проклятия). Зато девка - лютое воплощение зла. Если ГГ сказки - молодой парень, то девка пытается его соблазнить,  оттрахать, а затем сожрать его с помощью своих железных зубов. Если ГГ - девушка, то абассы стремится содрать с неё кожу, примерить на себя, а затем пойти выполнять предыдущую схему. Если ГГ - дети, то девка просто хочет их сожрать.

Особенное веселье начинается, если встречаются Могус и абассы. Ибо первые - обиталеи среднего мира (мира людей), и просто являются мутантами. Вторые - обитатели нижнего мира, исконные демоны. Но при встрече, они пытаются друг друга сожрать, и чаще выигрывают Могусы (закидывая бычьим дерьмом абассы, отчего у тех теряются силы).



4.Социально-бытовые.

О людях, без элемента мистики. Основные темы - как бедняки, с помощью хитрости, подстав, обмана и убийств, становятся богачами. Основные герои - воры, старики, прожённые мрази. Хотя богачи выступают антагонистами в таких произведениях, но если внимательно вчитаться - они не делают лично ГГ ничего плохого. Более того - проблемы богачей начинаются с того, что они делают для ГГ что-то хорошее (, угощают ужином, дают приют на ночь, помогают деньгами), после чего у ГГ рождается хитрый план, и он обирает их.
Все протагонисты в подобных сказках - мужчины. Если к моменту начала повествования ГГ женат - будьте уверены, супруга умрёт мучительно из-за козней мужа, а сам протагонист обзаведётся новой женушкой в лице младшей дочери обманутого богача.



Основные тенденции наиболее часто встречаемых образов в якутских сказках:

Лиса. Если самец - то пытается жить как человек, находит работу, любимую девушку. Но видит говядинку, трогается крышей и сжирает всё имущество родителей жены. После чего с позором сбегает.
Если самка - хитрейшая особь, которая только в одной сказке огребла заслуженных люлей (и то, от девки-абассы, которая тупо сожрала обманщицу).

Медведь. Тупое животное, зачастую ещё и злобное. Корешится с лисой, легко ведётся на её уловки, за что становится трофеем охотником. Если встречается с человеком - не против посношать девочку и зачать ей сына (сказка "Медвежий сын Мишка-Михайло")

Птица. Один из самых положительных образов, почти всегда умна, благодетельна и вызывает  симпатию. Если же птицу наделяют негативными чертами - то не потому что "просто так", а по объективным причинам - месть за убитых птенцов ("Птица Теккей, снесшая четыре яйца") несправедливость за ущемление количества потомства ("Гагара"), восстановление социальной справедливости ("Чирок и Беркут").


Бычок-телёнок. Аналог волшебного Волка из сказок про Ивана-Царевича. Главный помощник ГГ, если тот - сирота. Имеет заморенный вид, обязательно требует, чтобы ГГ его убил нелепым образом (например - прибить вошь на его спине, которая является, внезапно, душой этого бычка), после чего является ему во сне и учит правильной жизни.

Могус. Тупой обжора. В его теле можно найти что-угодно - от живой воды, до копья, которое никогда не промахивается. Если имеет семью - то жену Могуса обычно может трахнуть ГГ,  а затем отрезать голову, а детей сам убивает обманутый отец.

Хара Хаан. Собирательный образ богача. Имеет дохреналлион скотины, дочерей и одного сына. Обязательно младшая дочь Хара Хаана становится будущей женой протагониста.


Старик Чээрээкээн, Кэррэкээн. Пожилой одинокий бедняк, на старости лет внезапно решивший пуститься во все тяжкие, и с помощью хитрых планов Остапа Ибрагимовича грабит своих соседей богачей и даже обзаводится приёмными детьми (сыном и дочерью Хара Хаана). Дочь Хара Хаана может стать и женой старика, ага.

Старуха Таал-Таал. Выступает как протагонист в двух типах сказок - про Могуса или о природе. В первом случае, Могус сжирает её трёх сыновей, но бабка с помощью ножа и тяпки сначала выпиливает всю семью бедного людоеда, а затем вспарывает ему живот, освобождая детей.
Во-втором случае, старушка идёт зимой на озеро, падает, ломает ногу и всю дальнейшую историю с помощью диспутов выясняет у природы, кто сильнее (обычно в конце сильнее всего оказывается Солнце или Человек), причём сама бабка помирает от холода.

Олоон Долоон. Мужчина средних лет, хитёр как старик Кэрээкээн, но более мразотен. Спокойно может вовлечь лучшего друга в свои планы, затем обворовать его, трахнуть его жену и похитить дочь(но все останутся в живых - друг всё-таки). Абсолютный читер, ибо в отличии от Кэрээкээна может обмануть даже шаманов и абассы.


Сын Абассы (Парень-абассы). Молчаливый демон, обычно ходящий по своим делам. Настоящий "мимо проходил", ибо все влиящие на сюжет действия совершает на ходу, не отвлекаясь от ходьбы. Чаще всего - помогает людям.


Дочь Абассы (Девка-абассы). Страшнющая садистка-нимфоманка, ненавидящая всех людей и парней своего вида. Единственный предмет её обожания - её железные зубы. Мечта всей жизни, согласно одной из сказок - соблазнить парня-айыы, трахнуть и сожрать.


Айыы. Обитатели Верхнего мира, аналоги ангелов. Добрые, благородные, сильные, но порой настолько наивные, что это выходит им во вред (например, из-за своей добродетели становятся жертвами хитростей абассы).

Уйбаан (Иван). Русский парень. В принципе, схож с Олооном Долооном, разве что похожие манипуляции может проделать не с лучшим другом, а с родным братом (спойлер: тот сам виноват, ибо первый проявляет агрессию к Ивану).


Мэник Мэнигээйн ("Дурак Дурацкий"). Ходячий силач и человек-катастрофа. Стремится делать добро, но из-за своей тупости обычно убивает кучу народу. Например, пытаясь выдавить прыщик у сестры, случайно выдавливает ей мозг. Пытаясь убаюкать ребёнка другой сестры, бьёт его молотком по голове. Пытаясь помочь крестьянам избавиться от вшей у рогатого скота , поджигает к хренам всю скотину.


Девушка. НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ ПРОТАГОНИСТОМ. Причины этого нам учитель не пояснял :(




Пока всё. Спасибо, что прочли эти буквы :)

Баянометр ругался на картинку О_о

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал skyrain 1 год назад
+5
Память о родине
Иллюстрация к комментарию
+4
Уйбаан похож на уебана. Наконецто стала понятна этимология этого слова.
раскрыть ветку 3
+3
иванушка-уебанушка
0
Тогда проводи полную аналогию:
Уебан Менингит.
0
Они что то знали.
+3

Давай истории о людях и полном п*здеце. Хоть будем думать, что не все у нас так плохо, - как если бы мы жили в сказке)

раскрыть ветку 3
+4

Хорошо, следующим постом будет несколько коротких сказок :)

раскрыть ветку 2
+3
подписался, жду много жести, трупов и прочего трэша!
0
Мэник Мэнигийээн. Скорее неусидчивый безмозглый шалун, баловник
+2

А я был в Якутске зимой, было -54°C...Прилетал туда в период моей 5-летней жизни в Тикси)...Пока шел в аэропорт плюнул - пока долетело до земли замерзло, а у меня губы сразу потрескались и кровь пошла. О как!) Мне тож интересно, пишите)

+2
МХК- мировая художественная культура
ЯНК- Якутская
РНК- Русская
такие предметы были в 90-х в школах Республики Саха
раскрыть ветку 4
+1
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
0

ага, а еще у нас был урок то ли якутского языка, то ли якутской культуры, не помню, т.к. мы их всегда прогуливали всем классом и нам за это ничего не было. Это единственный урок который можно было прогулять без последствий.

раскрыть ветку 1
0
Уроки национальной культуры
0

Такие предметы есть и по сей день

+1

Очень интересно, подпишусь! Только можно ли просьбу: выделять ударения в якутских словах. А то непонятно - абАссы они или абассЫ, ну и так далее. Хотя бы по одному разу в тексте.

+1

Очень интересный анализ. И Вам, и  Аял Сандаловичу  спасибо!

+1

У меня в детстве было много сборников сказок. Самы страшные -  «Сказки народов севера», «Китайские сказки и легенды» и «Сказки далёких островов (Ява, Суматра...)». Северные сказки были длинные, со множеством переходов героя в разные миры.

+1

У меня в паспорте республика Саха стоит, на год старше.

0

кажется я помню этого аяла сандаловича. Вроде как не очень адекватный тип, кричал много на уроках, по столу бил

0

Сам якут на энную часть (на другую китаец и другие примеси), чот мне эти сказки напоминают японские

раскрыть ветку 1
+1

Ну так и японцы якутов напоминают, чего уж тут.

0

интересно, пиши еще!

Похожие посты