Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены
Похоже, майские праздники принесут автолюбителям не самый приятный сюрприз. Как стало известно с 12 мая АвтоВАЗ снова поднимет цены на весь модельный ряд Lada. И знаете что самое интересное? Это происходит на фоне падения продаж на 33% за год!
Давайте посмотрим на цифры: в апреле было продано всего 28 тысяч новых автомобилей — падение на 32,6% по сравнению с прошлым годом. Это даже ниже минимального плана в 30 тысяч машин, о котором говорил глава АвтоВАЗа Максим Соколов в марте. Казалось бы, логика простая: продажи падают — надо снижать цены. Но в Тольятти, видимо, своя атмосфера и своя математика.
Точных цифр повышения пока нет, но известно, что рост составит 5-7%. При нынешних ценах это весьма ощутимая прибавка. И самое забавное — в АвтоВАЗе это даже не называют подорожанием! По словам того же Соколова, это, внимание, "удешевление", потому что рост цен якобы ниже официальной инфляции.
Представляете? Если ваша Granta вместо миллиона теперь стоит миллион сто — это, оказывается, не подорожание, а "удешевление"! Такой вот ценовой сюрреализм по-тольяттински. Причем повышение коснется абсолютно всех моделей: и Granta, и Vesta, и даже еще не вышедшей Iskra, которая должна появиться у дилеров только к 20 июля.
Кстати, об Iskra отдельный разговор. Сейчас заявленный ценовой диапазон — от 1,2 до 1,8 миллиона рублей. Но я практически уверен, что к моменту реальных продаж в конце июля базовая версия будет стоить как минимум 1,35 миллиона. И это только начало!
В АвтоВАЗе, конечно, готовы объяснить такой рост чем угодно: тут вам и общая инфляция, и рост цен на энергоносители, и подорожание комплектующих, и даже повышение цен на иномарки. Но знаете, что самое интересное? Получается какой-то замкнутый круг: инфляция растет из-за повышения цен на товары, а цены повышают... из-за инфляции!
Особенно умиляет аргумент про иномарки: мол, раз китайские автомобили дорожают, то и нам можно. То есть вместо того, чтобы делать автомобили доступнее для россиян, АвтоВАЗ предпочитает равняться на зарубежных конкурентов. При этом официальных комментариев от пресс-службы завода пока нет — видимо, готовят какое-нибудь очередное оригинальное объяснение про "удешевление".
От доступности к роскоши: как изменились цены на Lada за 10 лет
Я решил посчитать, насколько реально изменилась доступность автомобилей Lada за последние годы. И знаете, цифры получились просто шокирующие.
Вернемся в 2012 год. Тогда Granta только появилась на рынке как замена "семерке". Базовая версия стоила 239 тысяч рублей, а хорошо укомплектованные варианты — около 280-290 тысяч. При средней зарплате в 25 тысяч рублей нужно было копить примерно 10 месячных окладов на новую машину.
А что сегодня? Topовая комплектация той же Granta 2025 модельного года (с задними электростеклоподъемниками, климат-контролем и прочими опциями) обойдется примерно в 1 миллион 250 тысяч рублей. И это до майского повышения цен!
Давайте считать: средняя зарплата в регионах (без учета московских и питерских зарплат) — 30-40 тысяч рублей. Получается, теперь нужно откладывать около 30 полных зарплат. Автомобили стали в три раза менее доступны для обычного покупателя!
Интересный факт: в Москве и Санкт-Петербурге Lada практически не встретишь в потоке — нужно специально высматривать. Даже таксопарки в крупных городах предпочитают китайские модели. И это при том, что АвтоВАЗ продолжает оставаться лидером продаж как на первичном, так и на вторичном рынке. Парадокс? Нет, просто реальность российского автопрома.
Меньше продаж, больше цены: странная логика монополиста
Разбираясь в ситуации, я пытался понять логику АвтоВАЗа. И знаете, что получается? Завод действует по принципу "меньше продаж — выше цены". Звучит странно, но для монополиста это вполне работающая схема.
Смотрите: падение продаж на 33% компенсируется более высокой маржой с каждого проданного автомобиля. Проще говоря, лучше продать одну машину за миллион, чем две по 400 тысяч. А конкурентов в сегменте доступных отечественных автомобилей просто нет — ни "Москвич" с его переименованными китайцами, ни кто-либо другой реальной конкуренции не составляют.
Еще один хитрый момент — психологическое давление на покупателей. Постоянно повышая цены, АвтоВАЗ как бы говорит: "Не ждите снижения, дальше будет только дороже". И многие действительно бегут покупать, пока не стало еще дороже. А теперь представьте: если сейчас базовая Granta стоит больше миллиона, то что будет после майского повышения?
К слову, о новых моделях. Цены на еще не вышедшую Iskra тоже успеют подрасти до старта продаж. И получается интересная ситуация: россияне продолжают покупать Lada не потому, что это хороший выбор, а потому что это единственный доступный вариант среди новых автомобилей. Хотя слово "доступный" тут уже можно брать в кавычки.
Самое печальное, что эта ситуация вряд ли изменится. Пока у АвтоВАЗа нет реальных конкурентов в бюджетном сегменте, он может продолжать свою ценовую политику. А мы, похоже, окончательно прощаемся с временами, когда новый автомобиль был действительно доступен для среднего покупателя.
Покупать сейчас или ждать? Что будет с ценами дальше
Знаете, о чем я думаю, анализируя всю эту ситуацию с ценами? О том, что мы наблюдаем какой-то удивительный эксперимент: как долго люди готовы переплачивать за единственный доступный вариант на рынке.
Я вижу два сценария развития событий. Первый — покупатели просто перестанут брать новые автомобили, переключившись окончательно на вторичный рынок. Собственно, это уже происходит: многие предпочитают купить трехлетнюю иномарку, чем новую Granta по цене хорошего кроссовера пятилетней давности.
Второй сценарий — китайские производители, увидев такой разрыв между спросом и предложением, начнут активнее завозить к нам свои бюджетные модели. Да, из-за утильсбора и пошлин они будут дороже, чем у себя на родине, но все равно могут составить конкуренцию Ладе.
А пока что ситуация выглядит печально: с 12 мая цены снова вырастут, к июлю подорожает еще не вышедшая Iskra, а покупатели... Покупатели будут продолжать стоять перед сложным выбором: брать сейчас, пока не стало еще дороже, или ждать, пока рынок придет в какое-то подобие равновесия.
Лично я бы посоветовал тем, кто сейчас выбирает новый автомобиль, внимательно изучить вторичный рынок. Там еще можно найти варианты, когда цена действительно соответствует качеству. А надежда на то, что новые Лады станут доступнее... Ну, вы видели графики роста цен — они говорят сами за себя.
Подписывайтесь на мой канал в Дзене "Газ в пол".
Источник: Газ в пол