18

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены

Похоже, майские праздники принесут автолюбителям не самый приятный сюрприз. Как стало известно с 12 мая АвтоВАЗ снова поднимет цены на весь модельный ряд Lada. И знаете что самое интересное? Это происходит на фоне падения продаж на 33% за год!

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Давайте посмотрим на цифры: в апреле было продано всего 28 тысяч новых автомобилей — падение на 32,6% по сравнению с прошлым годом. Это даже ниже минимального плана в 30 тысяч машин, о котором говорил глава АвтоВАЗа Максим Соколов в марте. Казалось бы, логика простая: продажи падают — надо снижать цены. Но в Тольятти, видимо, своя атмосфера и своя математика.

Точных цифр повышения пока нет, но известно, что рост составит 5-7%. При нынешних ценах это весьма ощутимая прибавка. И самое забавное — в АвтоВАЗе это даже не называют подорожанием! По словам того же Соколова, это, внимание, "удешевление", потому что рост цен якобы ниже официальной инфляции.

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Представляете? Если ваша Granta вместо миллиона теперь стоит миллион сто — это, оказывается, не подорожание, а "удешевление"! Такой вот ценовой сюрреализм по-тольяттински. Причем повышение коснется абсолютно всех моделей: и Granta, и Vesta, и даже еще не вышедшей Iskra, которая должна появиться у дилеров только к 20 июля.

Кстати, об Iskra отдельный разговор. Сейчас заявленный ценовой диапазон — от 1,2 до 1,8 миллиона рублей. Но я практически уверен, что к моменту реальных продаж в конце июля базовая версия будет стоить как минимум 1,35 миллиона. И это только начало!

В АвтоВАЗе, конечно, готовы объяснить такой рост чем угодно: тут вам и общая инфляция, и рост цен на энергоносители, и подорожание комплектующих, и даже повышение цен на иномарки. Но знаете, что самое интересное? Получается какой-то замкнутый круг: инфляция растет из-за повышения цен на товары, а цены повышают... из-за инфляции!

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Особенно умиляет аргумент про иномарки: мол, раз китайские автомобили дорожают, то и нам можно. То есть вместо того, чтобы делать автомобили доступнее для россиян, АвтоВАЗ предпочитает равняться на зарубежных конкурентов. При этом официальных комментариев от пресс-службы завода пока нет — видимо, готовят какое-нибудь очередное оригинальное объяснение про "удешевление".

От доступности к роскоши: как изменились цены на Lada за 10 лет

Я решил посчитать, насколько реально изменилась доступность автомобилей Lada за последние годы. И знаете, цифры получились просто шокирующие.

Вернемся в 2012 год. Тогда Granta только появилась на рынке как замена "семерке". Базовая версия стоила 239 тысяч рублей, а хорошо укомплектованные варианты — около 280-290 тысяч. При средней зарплате в 25 тысяч рублей нужно было копить примерно 10 месячных окладов на новую машину.

А что сегодня? Topовая комплектация той же Granta 2025 модельного года (с задними электростеклоподъемниками, климат-контролем и прочими опциями) обойдется примерно в 1 миллион 250 тысяч рублей. И это до майского повышения цен!

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Давайте считать: средняя зарплата в регионах (без учета московских и питерских зарплат) — 30-40 тысяч рублей. Получается, теперь нужно откладывать около 30 полных зарплат. Автомобили стали в три раза менее доступны для обычного покупателя!

Интересный факт: в Москве и Санкт-Петербурге Lada практически не встретишь в потоке — нужно специально высматривать. Даже таксопарки в крупных городах предпочитают китайские модели. И это при том, что АвтоВАЗ продолжает оставаться лидером продаж как на первичном, так и на вторичном рынке. Парадокс? Нет, просто реальность российского автопрома.

Меньше продаж, больше цены: странная логика монополиста

Разбираясь в ситуации, я пытался понять логику АвтоВАЗа. И знаете, что получается? Завод действует по принципу "меньше продаж — выше цены". Звучит странно, но для монополиста это вполне работающая схема.

Смотрите: падение продаж на 33% компенсируется более высокой маржой с каждого проданного автомобиля. Проще говоря, лучше продать одну машину за миллион, чем две по 400 тысяч. А конкурентов в сегменте доступных отечественных автомобилей просто нет — ни "Москвич" с его переименованными китайцами, ни кто-либо другой реальной конкуренции не составляют.

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Еще один хитрый момент — психологическое давление на покупателей. Постоянно повышая цены, АвтоВАЗ как бы говорит: "Не ждите снижения, дальше будет только дороже". И многие действительно бегут покупать, пока не стало еще дороже. А теперь представьте: если сейчас базовая Granta стоит больше миллиона, то что будет после майского повышения?

К слову, о новых моделях. Цены на еще не вышедшую Iskra тоже успеют подрасти до старта продаж. И получается интересная ситуация: россияне продолжают покупать Lada не потому, что это хороший выбор, а потому что это единственный доступный вариант среди новых автомобилей. Хотя слово "доступный" тут уже можно брать в кавычки.

Самое печальное, что эта ситуация вряд ли изменится. Пока у АвтоВАЗа нет реальных конкурентов в бюджетном сегменте, он может продолжать свою ценовую политику. А мы, похоже, окончательно прощаемся с временами, когда новый автомобиль был действительно доступен для среднего покупателя.

Покупать сейчас или ждать? Что будет с ценами дальше

Знаете, о чем я думаю, анализируя всю эту ситуацию с ценами? О том, что мы наблюдаем какой-то удивительный эксперимент: как долго люди готовы переплачивать за единственный доступный вариант на рынке.

Продажи упали, а цены растут: АвтоВАЗ готовится к очередному повышению цен с 12 мая. Как изменятся цены Негатив, Авто, Транспорт, Яндекс Дзен (ссылка), Автомобилисты, Рост цен, Длиннопост

Я вижу два сценария развития событий. Первый — покупатели просто перестанут брать новые автомобили, переключившись окончательно на вторичный рынок. Собственно, это уже происходит: многие предпочитают купить трехлетнюю иномарку, чем новую Granta по цене хорошего кроссовера пятилетней давности.

Второй сценарий — китайские производители, увидев такой разрыв между спросом и предложением, начнут активнее завозить к нам свои бюджетные модели. Да, из-за утильсбора и пошлин они будут дороже, чем у себя на родине, но все равно могут составить конкуренцию Ладе.

А пока что ситуация выглядит печально: с 12 мая цены снова вырастут, к июлю подорожает еще не вышедшая Iskra, а покупатели... Покупатели будут продолжать стоять перед сложным выбором: брать сейчас, пока не стало еще дороже, или ждать, пока рынок придет в какое-то подобие равновесия.

Лично я бы посоветовал тем, кто сейчас выбирает новый автомобиль, внимательно изучить вторичный рынок. Там еще можно найти варианты, когда цена действительно соответствует качеству. А надежда на то, что новые Лады станут доступнее... Ну, вы видели графики роста цен — они говорят сами за себя.

Подписывайтесь на мой канал в Дзене "Газ в пол".

Источник: Газ в пол