12

Проблемы завода по МОХ топлива

В России запущен самый мощный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах — БН-800 Белоярской АЭС успешно протестирован на полной мощности. Вместе с запущенным год назад производством МОКС-топлива Россия занимает лидирующую роль в переходе на замкнутый цикл, который позволит не только обеспечить воспроизводство топливной базы атомной энергетики, но и внесет свой вклад в политику нераспространения ядерного оружия. Немного деталей о том, как шли дела у наших конкурентов в США


Россия успешно протестировала очередной промышленный реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем: в сентябре четвертый энергоблок на Белоярской АЭС мощностью 800 мегаватт (БН-800) успешно прошел процедуру комплексного опробования на 100% мощности. После итоговой проверки Ростехнадзора он будет сдан в промышленную эксплуатацию. ГК «Росатом» изучает проект еще более мощного быстрого реактора БН-1200, решение о его строительстве будет принято по результатам эксплуатации третьего блока Белоярской АЭС. Это произойдет не раньше 2019 года: по оценкам Генерального директора ГК «Росатом» Сергея Кириенко, на отработку БН-800 потребуется около трех лет.


Энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах это часть масштабного проекта «Росатома» по переходу ядерной энергетики на новую технологическую платформу — замкнутый топливный цикл. С их помощью за счет расширенного воспроизводства ядерного топлива можно многократно увеличить используемый энергетический потенциал природного урана. На практике это означает возможность функционирования и развития АЭС в течение многих столетий без ограничений со стороны имеющихся топливных ресурсов. По оценкам экспертов, без их применения атомная энергетика, как и энергетика на органическом топливе, неизбежно столкнется с проблемой дефицита топливного сырья уже в следующем столетии.


Сегодня в мире производится и потребляется около 18000 тонн свежего ядерного топлива. Фактически «сгорает» 3% от массы тяжелого металла, то есть 540 тонн. В мировом энергобалансе атомная энергетика сегодня дает примерно 11% генерации электроэнергии. То есть, формально, всю мировую потребность электроэнергии по году могут обеспечить 4909 тонн делящегося материала.


В ядерном топливном цикле с МОКС-топливом на быстром реакторе, с учетом трансмутации урана-238 в плутоний, в качестве делящегося материала можно рассматривать любой изотоп урана.


По оценкам WNA сегодня на складах в мире находится 1,6 миллиона тонн обедненного урана. И весь он может быть использован в быстрых реакторах либо как топливо напрямую. Таким образом, учитывая ресурс только имеющихся сегодня складских запасов обедненного урана от «мирного» атома и без учета ОЯТ, можно обеспечить сегодняшний уровень мирового потребления энергии в течении 326 лет, причем без дополнительной эмиссии парниковых газов.


А теперь, я предлагаю вспомнить истерики провокаторов, которые кричали о том, что Россия складирует на своей территории мировые отходы. Как Вы надеюсь поняли, из выдержки с сайта росатома, это не отходы у себя россия складирует, а топливо будущего!


Для создания завода по переработке топлива Россия потратила сумму эквивалентную 240 млн долларов


Компания в США, которая занималась строительством завода, потратила 7 млрд долларов, и заявила, что ей надо еще 15 млрд долларов. Собственно, ей отказали, завод строить перестали.


Так что лапотный русские построили нетехнологичный тоталитарный завод по дешевке, который перерабатывает. А высокотехнологичные американцы не смогли построить. Зато в данном вопросе их ВВП выше! Да не просто выше, Выше в 28 раз, и это еще не достроили! То ли еще обгонят то в ВВП, если достроят!


Кроме того, стоит заметить. что Росатом обладает технологиями полного цикла строительства атомных реакторов и их эксплуатации. Больше таким не может похвастаться ни одна из компаний в мире. и я напомню, что даже текущая ресурсная база позволяет обеспечить энергией мир в будущем. Только осталось технологии развить.


На атоминфо опубликовали интересную статью MOX-завод в США - история неудач о том, как в деталях возникали проблемы при строительстве завода. За наводку спасибо алексу Быкову.


Авторы газеты "The Post and Courier" в обширном аналитическом материале вернулись к истории закрытого в США проекта по производству MOX-топлива из оружейного плутония. Я же предлагаю вниманию зрителей сокращённый обзор наиболее интересных частей публикации, в которых рассматривается организация работ на строительстве MOX-завода.


Большая сделка


Выбор комплекса "Саванна-Ривер" для строительства MOX-завода был сделан неслучайно.


В годы холодной войны комплекс работал на нужды американского ЯОК и после её завершения мог остаться без заказов, что крайне негативно сказалось бы на экономическом положении окрестных районов.


Политиков штата Южная Каролина, в котором расположен комплекс, такой сценарий не устраивал, и они пролоббировали в Вашингтоне большую сделку.


Комплекс стал местом, куда со всей страны свозили запасы оружейного плутония. Взамен федеральное правительство дало обещание построить на комплексе MOX-завод, на котором плутоний был бы переработан в ядерное топливо для АЭС.


Консолидация американского плутония в "Саванна-Ривер".


Инфографика министерства энергетики США.

Проблемы завода по МОХ топлива США, Россия, Атомная энергетика, Технологии, Видео, Длиннопост

Горячие камеры

За осуществление проекта под присмотром федеральных ведомств взялась компания "MOX Services". Практически сразу строительство столкнулось с большими трудностями.


Газета приводит в качестве примера историю небольшой местной семейной фирмы Терри Маллинза, выигравшей в 2010 году заказ на изготовление трёх горячих камер для MOX-завода. Проектировать камеры не требовалось, фирма должна была получить готовую рабочую документацию от генподрядчика.


Проблема состояла в том, что готовой рабочей документации не существовало, а в те чертежи и документы, что приходили в фирму Маллинза, сразу же вносились изменения.


За первые две недели после получения первой версии в документацию было внесено более 140 изменений, а по состоянию на конец 2011 года их количество превысило тысячу. В результате фирма потратила почти 2 миллиона долларов на зарплату работникам, разбиравшимся в непрерывном потоке конструкторских мыслей. Дело кончилось судебным разбирательством.


Другие примеры по горячим камерами ещё более вопиющи. Один из подрядчиков получил чертежи, на которых забыли не только указать места сварки, но и проставить размеры. Нередкими были случаи передачи документации, полной внутренних противоречий.


В результате стоимость горячих камер возросла "на миллионы долларов за штуку". С учётом того, что заводу требовались сотни камер, общее увеличение сметы получилось внушительным.


Причина проста. Как признался в частной беседе с адвокатом фирмы Маллинза один из топ-менеджеров "MOX Service", горячие камеры исходно были "плохо спроектированы".


Вентиляция и кабели

Схожими проблемами страдали и отвечавшие за изготовление вентиляционных систем. В одном из служебных отчётов в 2011 год говорилось, что работники тратят по три часа на учёт изменений в проекте на каждый час, в который они заняты собственно работой.


Всего в период с 2009 по 2016 год в проектную документацию по вентсистемам было внесено почти 8 тысяч изменений. В результате стоимость работ возросла более чем в два раза, а сдвиг графика составил 3,5 года.


Серьёзную ошибку проектанты допустили по кабельному хозяйству. В 2012 году компания "MOX Services" пришла к выводу, что для завода понадобится вдвое больше кабелей, чем было заложено в исходном проекте. В абсолютных числах это 660 дополнительных миль кабеля.


В 2014 году руководство национального агентства по ядерной безопасности (NNSA) было вынуждено признаться на слушаниях в конгрессе США - огромной ошибкой было приступать к работам, не имея законченного проекта!


Несоответствие ожиданиям

Переделки в проекте потребовались не на пустом месте. Ожидания от проекта не соответствовали реальности.


Сама по себе идея министерства энергетики (DoE) США утилизировать плутоний в форме ядерного топлива была здравой, особенно если сравнить её с высказывавшимися в 90-ые годы и даже в начале 2000-ых годов предложениями по судьбе плутония.


Некоторые горячие головы, например, считали, что запасы избыточного плутония нужно отослать на Солнце - точнее говоря, в Солнце. Другие выдвигали не менее экстравагантную пропозицию - захоронить плутоний в ядре Земли. Конечно, на фоне бурных фантазий идея с MOX-заводом выглядела оптимальным решением.


Но министерство выставило условие, что MOX-завод должен быть построен по высочайшим стандартам в области безопасности. Так, требовалось, чтобы производственный процесс был бы практически полностью автоматизирован.


Независимые консультанты и аудиторы предупреждали ещё до начала строительства о возможных трудностях. К ним не прислушались и, как оказалось, зря.


И "MOX Services", и министерство пребывали в полной уверенности, что легко смогут найти нужное количество подрядчиков, умеющих работать по стандартам атомной промышленности. Практика показала, что американский атомпром "атрофировался" за долгие годы простоя.


Энн Харрингтон, занимавшая при президенте Обаме высокий пост в министерстве энергетики, рассуждает теперь так: "В то время лица, принимающие решения, наивно полагали, что возможностей США достаточно для реализации столь крупного атомного проекта".


Помимо всего прочего, потенциальные подрядчики не желали рисковать. Однажды "MOX Services" опросила 72 компании с целью узнать, готовы ли они взяться за бетонные работы на условиях фиксированной цены. Откликнулась всего лишь одна, причём заложив риски в предложенную стоимость - иначе говоря, выставив завышенную цену.


Строительство MOX-завода, считает Харрингтон, помогло вернуть стране некоторые из утерянных навыков, но досталось это слишком дорогой ценой.


Проект превратился в своего рода полигон для обучения новичков. В некоторые годы площадку покидал каждый пятый работник, что вынуждало генподрядчика набирать новых сотрудников и тратиться на их обучение.


Все эти проблемы в конечном итоге стали одной из причин закрытия проекта по строительству MOX-завода. А перехитривший сам себя штат Южная Каролина вынужден хранить на своей территории 12 тонн оружейного плутония, судьба которых до сих пор окончательно не определена.

Дубликаты не найдены

+1

Новости года 3-4 уже. БН-800 давно в промышленной эксплуатации.

раскрыть ветку 1
0

И до сих пор полностью не переведён на mox-топливо.

Уничтожает уран-235, необходимый более дешёвым реакторам.
+1

думал в конце выяснится что Американцы чертежи у нас купили, а там как в анекдоте:


Купили американцы у наших чертежи новейшей подводной лодки.

Строят ее, строят -

получается паровоз. Американцы фигеют, пересчитывают все сначала,

строят - получается паровоз.

Американцы совсем фигеют, опять все пересчитывают, опять строят -

паровоз и все тут.

Ну они нам сразу ноту протеста - что вы мол подсунули!

а наши отвечают:

-а вы инструкцию до конца читали? Там же в конце написано -

"Доработать напильником".

раскрыть ветку 1
0
Про автоваз обычно так пишут
0

Что-то сильно дорогие эти быстрые нейтроны. Когда уже электричество подешевеет? Что-то все дорожает и дорожает.

раскрыть ветку 2
+1

Электричество для населения и так продается дешевле себестоимости.

-1
Это рубль падает просто, а нейроны американские же
0

Так когда там доллару кирдык уже?

Похожие посты
77

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых

Эта миссия по снабжению МКС будет первой, запущенной на грузовом корабле SpaceX Cargo Dragon 2-го поколения (Dragon 2). Кроме того, она станет первой миссией второй части контракта на доставку грузов на МКС в рамках программы NASA Commercial Resupply Services (CRS).

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Корабль доставит на космическую станцию материалы для сотен исследований и экспериментов, необходимое станции оборудование, вещи для экипажа, провизию и первый частный шлюзовой модуль Bishop Airlock Module от компании Nanoracks.

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Также на борту корабля SpaceX разместится оборудование для развития технологии промышленного освоения астероидов с помощью микробов. В пробирках компании Biosigma микробы уже способны поедать пустую породу и оставлять после себя чистую медь или золото.

Чтобы узнать, готовы ли микробы к участию в космической добыче полезных ископаемых, в июле прошлого года первый в своем роде экспериментальный аппарат, названный BioRock, совершил поездку на Международную космическую станцию на борту капсулы SpaceX Dragon. BioRock представлял собой установку, в которой были расположены несколько «биореакторов» размером со спичечный коробок с различными образцами бактерий, питательной средой для них, а также кусочками базальта — распространенным в том числе на Луне и Марсе типом вулканической породы, обычно богатой различными полезными ископаемыми.

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Были выбраны три типа бактерий — Sphingomonas desiccabilis, Bacillus subtilis и Cupriavidus Metallidurans. Эти микробы жевали камни в течение примерно трех недель. C помощью специальных центрифуг создавались уровни гравитации аналогичные условиям на Луне, Марсе и Земле. Из трех изученных видов бактерий S. desiccabilis, похоже, совсем не беспокоился об изменении гравитационных условий. Он продолжал эффективно перерабатывать породу и извлекать такие элементы, как неодим и церий, показывая эффективность извлечения в 70%.

«Мы были удивлены, что для него не было существенного влияния разной силы тяжести на биодобычу, учитывая, что микрогравитация, как известно, влияет на поведение жидкостей» - подметили в компании.

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Установка BioAsteroid повторит эксперимент BioRock и отправится 5 декабря на МКС, но теперь в биореакторы планируется поместить измельченный материал астероида. Компания добавляет, что, хотя добывать элементы в космосе и доставлять их на Землю на данный момент экономически нецелесообразно, слаженная работа между людьми и этими крошечными шахтерами может помочь поддерживать будущую базу за пределами Земли.

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Сам корабль может нести на 50% больше научных полезных грузов, чем предыдущая версия Dragon.

5 декабря SpaceX впервые запустит космический корабль Dragon 2 в транспортной конфигурации, доставив микробы для добычи полезных ископаемых SpaceX, Космонавтика, Космос, Космический корабль, Технологии, США, МКС, Дракон, Микробы, Астероид, Наука, Длиннопост

Источник: https://1.wi-fi.ru/news/O2OY8aHBpGPN-mikroby-poedayuschie-ka...

Показать полностью 4
230

SpaceX доставит в 2021 попутной нагрузкой миниатюрные болиды для первых гонок на Луне

Осенью следующего года на спутнике нашей планеты пройдут первые в истории гонки. Космические «болиды» разработают старшеклассники при поддержке дизайнера McLaren P1 Фрэнка Стивенсона в рамках проекта Moon Mark, а их доставкой на Луну займется компания Илона Маска.

К разработке трассы, которую предстоит пройти «болидам», привлечен знаменитый конструктор треков «Формулы-1» Герман Тильке. Машинки будут управляться дистанционно с Земли, а их вес не должен превысить 2.5 кг. Предполагается, что они смогут перемещаться по Луне со скоростью около 10 сантиметров в секунду.

SpaceX доставит в 2021 попутной нагрузкой миниатюрные болиды для первых гонок на Луне SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Луна, Илон Маск, Гонки, Машина, Длиннопост

Отбор участников пройдет в формате большой школьной олимпиады. В итоге выберут лишь две лучшие команды, чьи автомобильчики составят примерно 8% полезной нагрузки лунного модуля Nova-C. Последний разработан частной фирмой Intuitive Machines и выступит в роли ретранслятора. Он будет поддерживать связь с «болидами» по Wi-Fi, позволив передавать команды с Земли практически без задержек.

SpaceX доставит в 2021 попутной нагрузкой миниатюрные болиды для первых гонок на Луне SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Луна, Илон Маск, Гонки, Машина, Длиннопост

Доставкой проекта на поверхность Луны займется компания SpaceX — старт ракеты Falcon 9 с модулем Nova-C должен состояться в октябре 2021 года. Затем запланирована полноценная видеосъемка заездов и трансляция в прямом эфире.

SpaceX доставит в 2021 попутной нагрузкой миниатюрные болиды для первых гонок на Луне SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Луна, Илон Маск, Гонки, Машина, Длиннопост
Показать полностью 1
250

Инновационная водопроводная колонка

Жителям красноярского поселка предложили оформить чипы для платных водопроводных колонок.  https://twitter.com/i/status/1332333298874511362

Инновационная водопроводная колонка Россия, Технологии, Вода, Колонки, Новости, Длиннопост

МУП «Водоканал» установил в Шушенском антивандальные платные колонки, которые управляются со специального чипа. На дисплее после набора воды будет показываться остаток на личном счете. На этот шаг МУП пошел из-за несанкционированного набора воды в больших объемах, пишет НГС24.

Инновационная водопроводная колонка Россия, Технологии, Вода, Колонки, Новости, Длиннопост

Один кубический метр воды с платной колонки обойдется жителям Шушенского в 46 рублей.

Тг-канал «Борус» уточняет, что для получения чипа необходимо прийти с паспортом в абонентский отдел «Водоканала» и заключить договор.  https://tayga.info/161912

Устройства управляются с помощью специального чипа. Пока установлено две колонки, со временем коммунальщики обещают расширить сеть на все нуждающиеся районы поселка.

На такой шаг руководство МУП «Водоканал» пошло из-за необходимости лимитировать забор воды, сообщили СИ «Среда24» в абонентском отделе предприятия. По словам специалиста, предприятие терпит большие убытки из-за нелимитированного использования воды.

Инновационная водопроводная колонка Россия, Технологии, Вода, Колонки, Новости, Длиннопост

Гражданам, желающим набирать питьевую воду через платную

водозаборную колонку, необходимо прийти с паспортом в абонентский отдел, заключить договор и получить электронный ключ, сообщает МУП «Водоканал».  https://sreda24.ru/index.php/novosti/aktualno/item/20018-v-s...

Показать полностью 1
7207

Глава РАН заявил о потере Россией космоса

Провал вселенского масштаба

Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами. К такому печальному выводу подвел присутствующих в среду на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науке президент РАН Александр Сергеев.

Глава РАН заявил о потере Россией космоса Политика, Россия, Космос, NASA, Московский комсомолец, Общество, Владимир Путин, США, Германия, Китай, РАН, Длиннопост

Наше отставание имеет численный показатель — космическая наука финансируется в 60(!) меньше, чем научные проекты NASA. Постоянно недофинансируются и проекты в других областях науки — в частности, постоянно переносятся вправо сроки сдачи передовых ускорителей уровня «мегасайнс». «К чему подводят нас? — задал вопрос Сергеев. — Может, нам совсем отказаться от космоса?» Звучит почти апокалиптически, но в то же время, увы, абсолютно реально.


Первым «реквием» по российской науке исполнил открывший заседание председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он констатировал, что, если судить только по количеству ученых, Россия уже давно не является лидером в научном мире. «Сегодня в Китае в шесть раз больше исследователей, чем в России, в США — вдвое! Хотя когда-то у нас их было гораздо больше», — отметил Никонов. Ежегодно только 1 процент наших выпускников идет в науку.


Почему так происходит? Вроде бы президент страны Владимир Путин еще в 2012 году издавал указ о восстановлении уровня финансирования науки в размере 1,77 ВВП к 2015 году. Но его, увы, не исполнили даже к 2020-му. Этот уровень по-прежнему составляет 1,1% от ВВП.


Удивительно, что даже в такой аховой ситуации наука в России еще жива и создает проекты нобелевского уровня. Президент РАН привел в пример орбитальную астрофизическую обсерваторию «Спектр-РГ», запущенную в космос летом прошлого года. В ее создании принимали участие российские НПО им. Лавочкина и Институт космических исследований РАН, а также коллеги из Германии. Находясь на расстоянии 1,5 млн км от Земли, обсерватория за год, к июню 2020 года, создала полную карту неба.


Еще одно выдающееся достижение — лекарство от болезни Бехтерева (хронического системного заболевания суставов). Ученые нашли, какие именно клетки собственного иммунитета убивали организм хозяина, и создали против них вещество с направленным действием. Кстати, сам автор исследования был болен болезнью Бехтерева, но излечился от нее.


Увы, все это — ложка меда в огромной бочке дегтя. Ведь тот же «Спектр-РГ» — проект, который планировалось запустить в космос еще в 2016-м. А смогут ли сейчас ученые, начав с нуля, поднять подобный — вопрос.


«Финансирование научного космоса снижено фактически до минимума, что не позволяет нам конкурировать с NASA», — признал президент РАН. Он вспомнил недавнее совещание с президентом страны относительно Федеральной космической программы. Она, как известно, урезается, и, что самое обидное для ученых, — за счет научного космоса.


«По этой программе на 2016–2025 годы планировалось выйти на финансирование 12–15 млрд рублей в год под задачи научного космоса», — сказал Сергеев. На деле же мы видим, что «к 2022 году финансирование работ должно упасть до 2,9 миллиарда рублей вместо 15 миллиардов. В текущем году финансирование научного космоса, которое есть в России, в 60 раз меньше, чем финансирование научного космоса в NASA».


Экономим мы на самом элементарном — например, на приборной базе, которая давно морально и физически устарела. 9–12 лет для многих приборов — это очень большой срок. На их обновление, по словам Сергеева, в 2020 году запланировано потратить около 10 миллиардов рублей, к 2024 году эта сумма должна возрасти до 90 миллиардов. Звучит громко, но на самом деле...


«Что такое 90 миллиардов рублей, — задался вопросом Сергеев, — это всего лишь 1 миллиард евро. Сумма, выделяемая в год на финансирование одного (!) европейского института». А ведь успех науки, уровень конкурентоспособности во многом зависит именно от владения уникальными инструментами. Тут Александр Михайлович вспомнил про установки уровня «мегасайнс», такие, как исследовательский ядерный реактор на территории Петербургского института ядерной физики им. Б.П.Константинова в Гатчине: «В 2010 году он был передан в Курчатник (Курчатовский институт. — Авт.). Его президент Михаил Ковальчук обещал быстро ввести его в строй, но на дворе уже истекает 20-й год, а запуск все переносится».


И такое отставание — практически во всем. В космической программе запланировано до 2024 года запустить аппараты «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27». Но позвольте, американцы с китайцами к этому времени уже будут запускать к Луне пилотируемые станции с космонавтами, создавать научные городки. «А мы собираемся отправлять только автоматическую станцию?! — резонно недоумевает президент РАН. — Проблемы с постоянными сдвигами и долгостроем приводят к тому, что проекты устаревают и становятся порой не интересны не только мировому научному сообществу, но и нам самим».


Конечно, ученым могут сказать: денег в стране нет, не нравится — не берите даже то, что дают. «Но что же, нам тогда вообще от космоса отказываться, от создания современных источников нейтронов?» — спрашивает президент РАН.


Увы, похоже, все к тому идет. По словам Сергеева, президент страны дал указание восстановить финансирование научного космоса на должном уровне, но последующие встречи на уровне Минфина показали, что, наверное, вряд ли это будет сделано. Спрашивается, какой смысл в этих указаниях, если чиновники все равно их игнорируют?



Авторы: НАТАЛЬЯ ВЕДЕНЕЕВА

via

Показать полностью
1178

Кровь, правда и черепа

Кровь, правда и черепа Турция, Россия, Великобритания, США, Христианство, Русско-Турецкая война, История, Длиннопост, Зотов

Однажды в 1876 году, подавляя Апрельское восстание в Болгарии, турки за месяц убили 30 000 человек — в большинстве своём мирных жителей.


Только в селе Батак башибузуки (в переводе — “безбашенные”: османское ополчение, набранное из уличного сброда) вырезали пять тысяч женщин и детей. Многих жертв сперва уродовали — отрубали носы, уши, вспарывали животы.


Болгарских крестьян целыми семьями заталкивали в их собственные дома и сжигали живьём. Россия, “православная сестра” Болгарии, на помощь которой так надеялись восставшие, вмешаться не могла: Запад тщательно замалчивал зверства турок, а завершивший 20 лет назад провальную Крымскую войну Парижский договор запрещал русским “любые агрессивные действия” в отношении османов.


Болгарию попросту утопили бы в крови, однако ситуацию изменил молодой американский журналист — обожавший нашу страну, и даже женатый на подданной Российской империи.



Ужасы угрюмой России


В общем-то, Запад тогда был совершенно таким же, как и сейчас. Премьер-министр Британии Бенджамин Дизраэли, получив информацию о безумной резне болгар, ответил — “Господа, ну вы нашли, чему верить! Это ж оплаченная русскими пропаганда, направленная против наших добрых и отличных  друзей — турок”.


Следует заметить, что Британия отличалась столь ценными выводами и раньше. Перед Крымской войной местная пресса заявляла — православные христиане благоденствуют в Турции, живут богато и сытно, и вообще (это стоит процитировать) — “им под властью просвещённого султана намного лучше, нежели христианам в угрюмой, дремучей  России”. Так и тут.


Английские газеты, как по команде, стали печатать следующее: дескать, турки воюют только с болгарскими повстанцами, женщин и детей пальцем не трогают, да и сами болгары те ещё звери, если уж по сути разобраться.


Некоторые издания на голубом глазу вообще обвиняли восставших — мол, они “по заказу России” специально насилуют и режут своих же девушек. Зачем? Ну это же просто как дважды два — дабы спровоцировать вмешательство русских.


Два ястреба (Башибузуки) .Василий Верещагин

Кровь, правда и черепа Турция, Россия, Великобритания, США, Христианство, Русско-Турецкая война, История, Длиннопост, Зотов

“Зарезали всех до одной”: правда Мак-Гахана



Тем не менее парламентская оппозиция в Великобритании спала и видела отставку Дизраэли. В связи с этим, либеральная газета London Daily News наняла известного американского журналиста Януария Мак-Гахана: этот 32-летний репортёр уже снискал известность лихими репортажами с полей франко-прусской войны, работал собкором New York Herald в Санкт-Петербурге и присутствовал при штурме российскими войсками Хивы.


Януарий был женат на русской дворянке Варваре Елагиной из Тульской губернии, свободно общался на “великом и могучем”.


23 июля 1876 года по заданию London Daily News Мак-Гахан отправился в Болгарию расследовать действия башибузуков.


Первый же репортаж из селения Батак заставил вздрогнуть хладнокровную английскую публику.


Американец рассказал: турки загнали стариков и женщин в церковь, обложили здание хворостом и подожгли; мужчин пытали, требуя выдать спрятанные деньги.


Он поведал о тысячах жертв с выпущенными кишками, о невестах, изнасилованных на глазах женихов, о младенцах, разорванных пополам. Как подсчитал журналист, всего башибузуки сожгли 58 болгарских населённых пунктов, и 90% погибших болгар — мирное население, не державшее в руках оружие.


“Огромное количество тел было сожжено, обугленные останки начали гнить…я не мог себе представить ничего более ужасного. Скелеты людей с остатками плоти, свисающими и разлагающимися вместе, женские черепа с волосами в пыли, кости детей повсюду. Нам показывают дома — первый, где сгорело 20 человек, и второй — где укрылась дюжина девушек, но их вытащили и зарезали… всех до одной”.



“Платная русская пропаганда”


Строки Януария произвели в Британии эффект ядерного взрыва. В пабах и кофейнях, в клубах и на скачках англичане обсуждали новости с далеких Балкан: а кого мы вообще защищаем в Турции? Орду бешеных убийц и ублюдков? Вслед за тем, статьи американца перепечатали другие европейские газеты — оттуда в турецкие “пашалыки” (провинции) массово поехали журналисты из Франции, Австрии и Германии.


Они нашли подтверждение словам Мак-Гахана — оказывается, православных христиан в Турции действительно режут десятками тысяч! Разразился чудовищный скандал. Премьер-министр Дизраэли снова не придумал ничего лучшего, как лепетать про “платную русскую пропаганду”, объясняя, что болгары под скипетром султана как халва в пахлаве катаются.


Через все его заявления красной нитью проходила мысль: ведь Мак-Гахан женат на русской дворянке! Ясное же дело, она по заказу русских же жандармов в постели убедила наивного американца придумать жуткие расправы в по-европейски чудесной Турции.


Но пурга, которую активно нёс Дизраэли, не помогла. Свидетельств резни становилось всё больше, а защитников мнения Дизраэли внутри Великобритании, да и прочих стран Европы — всё меньше. Читатели европейских газет с ужасом осознавали: их политики спасали от России варварское государство, без жалости расправляющееся с сербами, греками, армянами, болгарами…



Януарий Мак-Гахан
Кровь, правда и черепа Турция, Россия, Великобритания, США, Христианство, Русско-Турецкая война, История, Длиннопост, Зотов

Турки, разгром и капитуляция



24 апреля 1877 года Российская империя объявила Турции войну. Султан Абдул-Хамид II немедленно попросил военной помощи у Великобритании — поскольку Россия агрессивная, страшная и злая. Но Дизраэли кисло заявил — султан сам наломал дров, а оппозиция сожрёт правительство за поддержку турок, чьи руки по локоть в крови мирного населения.


Януарий отправился на фронт освещать действия русской армии — благо, генерал Михаил Скобелев являлся его добрым другом ещё с Хивинской операции. Мак-Гахан воспевал храбрость русских солдат, передавая репортажи с обороны Шипки и осады Плевны.


После поражения турецких войск и их панического отступления журналист издевательски выразился — “Никто не сделал больше для разгрома Османской империи, кроме меня…и самих турок”. Стамбул не был взят только из-за истерики и визга западных держав, потребовавших от России остановиться.


3 марта 1878 года Турция капитулировала, подписав мирный договор в Сан-Стефано, признав независимость Сербии, Черногории, Румынии, а также образование княжества Болгария.


Мак-Гахан торжествовал, красочно описывая в своих статьях успехи “панславизма”. К сожалению, его счастье было недолгим — вскоре 33-летний журналист заразился сыпным тифом, и уже 9 июня скончался в Стамбуле. Тело отважного репортёра предали земле на местном греческом кладбище.


…Случай с американцем Януарием Мак-Гаханом остался в истории удивительным примером того, как всего один человек способен правдой повернуть вспять общественное мнение. Останки Мак-Гахана через несколько лет перевезли в Америку и перезахоронили в Нью-Лексингтоне.


Его жена Варвара Николаевна, которой Дизраэли приписывал “российское влияние” на Януария, позднее работала в США как журналист — она умерла в 1904 году.


В селении Батак установлен памятник честному репортёру, его именем названы улицы в Софии и Пловдиве.


Он просто любил Россию, и просто говорил правду.По нынешним временам — сие уже подвиг.


Автор -Георгий Зотов

https://fitzroymag.com/istorija/krov-pravda-i-cherepa/

Показать полностью 2
232

Что забыл эсминец США в заливе Петра Великого

24 ноября Минобороны РФ сообщило, что эсминец ВМС США USS John S. McCain вторгся в территориальные воды России в заливе Петра Великого. Его остановил большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов». Представители ВМС США в ответ заявили, что эсминец воспользовался правом на свободную навигацию в этих водах.


Я решил разобраться, с чего вдруг, американцы решили, что в российских территориальных водах для них - свободная навигация.


Газета "Комменрсант" выдала краткую справку по этому вопросу.

В 1957 году Совет министров СССР своим постановлением объявил залив Петра Великого в Японском море внутренними водами Советского Союза. Это решение не признали Великобритания, Франция, США, Япония и ряд других стран. Они ссылались на то, что вход в залив составляет 102 мили, что значительно превышает установленную Конвенцией ООН по морскому праву норму для внутренних вод — не более 24 миль.
В ответ правительство СССР заявило, что залив Петра Великого является внутренними водами СССР не на основании общей нормы в 24 мили, а из-за его принадлежности к категории «исторических заливов». МИД СССР приводил следующие аргументы: исследование залива с 1854 года производилось только русскими экспедициями; залив глубоко вдается в материковое побережье Советского Союза и тесно экономически связан с Приморьем; залив с 1901 года юридически закреплен в качестве внутренних вод, что подтверждается во «Временных правилах для производства морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства»; Япония и другие страны, заявившие в 1957 году протесты, ранее возражений не предъявляли, и статус залива подтверждался в 1907, 1928 и 1944 годах в русско-японских соглашениях о рыболовстве. СССР заявлял, что международное право не предусматривает ограничения прямой линии, замыкающей исторический залив,— 100-мильным или иным пределом.
Не вдаваясь в подробности -  согласно Конвенции ООН по морскому праву морская граница проходит в 12 милях от берега и примерно повторяет его очертания. Неширокие заливы не учитываются, считается,, что небольшой залив - это суша, от которой и отмеряется граница морская. А залив Петра Великого весьма широк, но СССР просто провёл прямую линию от мыса Поворотный до дельты реки Туманная (по этой реке проходит граница с Китаем). И уже от этой линии отмерил 12 миль, и установил свою морскую границу. Вот как это выглядит на карте.
Что забыл эсминец США в заливе Петра Великого Политика, США, Россия, Граница, Территориальные споры, Длиннопост

Россия ратифицировала Конвенцию ООН в 1997 году, но с оговоркой.

"Российская Федерация заявляет, что в соответствии со статьей 298 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву она не принимает предусмотренные в разделе 2 части XV указанной Конвенции процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, связанных с толкованием или применением статей 15, 74 и 83 Конвенции, касающихся делимитации морских границ; споров, связанных с историческими заливами или правооснованиями;

Эта оговорка касается даже не столько залива Петра Великого, сколько Северного морского пути. Он ведь тоже проходит дальше 12 миль от наших берегов, но до недавнего времени полностью контролировался Россией, без её разрешения там никто не шастал, с чего Россия имела доход. Теперь же и на эти воды покушаются, а США впереди всех.


Действительно, СССР оттяпал себе неплохие куски, но он их МОГ УДЕРЖАТЬ. А теперь времена изменились...


Пикантность ситуации в том, что США обосновывает свои действия Конвенцией ООН по морскому праву, которую даже не ратифицировала. Т.е. что-то требовать, ссылаясь на эту конвенцию они не могут, ибо сами они вне конвенции. Но это по закону. А что такое международное законодательство мы уже знаем - кто сильнее, тот и прав.


При этом и Россия может предъявить претензии к морским границам США. Только мы об этом не шумим по понятным причинам.

В 1990 году было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств. Ещё его называют "Соглашении о Линии Шеварднадзе-Бейкера". Судите сами - 90-й год, Горбачёв, перестройка, Шеварнадзе... Сразу нужно искать, мягко говоря, подвох. А можно и не искать, он прямо на глазах. Взгляните на эту самую линию - кому больше океана досталось?

Что забыл эсминец США в заливе Петра Великого Политика, США, Россия, Граница, Территориальные споры, Длиннопост

Правда, наш парламент так и не ратифицировал это соглашение, но оно и без ратификации работает. Подробности - по ссылке, приведённой выше.

Показать полностью 1
160

SpaceX успешно завершили все наземные испытания с прототипом SN8 - полет ожидается на следующей неделе

SpaceX успешно завершили все наземные испытания с прототипом SN8 - полет ожидается на следующей неделе SpaceX, Starship, Raptor, Двигатель, Технологии, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Илон Маск, США, Космический корабль, Будущее, Видео, Длиннопост

Основные усилия SpaceX в последний год были сосредоточены на создании корабля Starship. Работа ведется итерационным методом: SpaceX один за другим создает все более совершенные прототипы, которые должны постепенно приблизить ее к орбитальному полету.

До лета 2020 года на прототипы Starship устанавливали по одному двигателю «Раптор». Это позволило Starship SN5 и Starship SN6 слетать на высоту 150м 4 августа и 3 сентября соответственно. Оба выполнили мягкую посадку вблизи места старта. Сейчас SpaceX завершает подготовку восьмого прототипа Starship SN8 к первому полету на высоту 15 км.

Elon Musk:

— Статический огневой тест Starship SN8 прошёл хорошо! Планируем совершить первый полёт на высоту 15 км на следующей неделе. Цели для испытаний: проверка взлёта на 3-х двигателях, проверка работы "крыльев", проверка подачи топлива от главных, а затем от малых баков и посадочный манёвр.

Michael Sheetz:

— Как вы оцениваете шансы на успех?

Elon Musk:
— Многое должно пойти как надо, так что, возможно, шансы на удачный исход 1/3. Но именно поэтому у нас есть SN9 и SN10

SN9
SpaceX успешно завершили все наземные испытания с прототипом SN8 - полет ожидается на следующей неделе SpaceX, Starship, Raptor, Двигатель, Технологии, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Илон Маск, США, Космический корабль, Будущее, Видео, Длиннопост

SN10 (слева), SN11 (справа)

SpaceX успешно завершили все наземные испытания с прототипом SN8 - полет ожидается на следующей неделе SpaceX, Starship, Raptor, Двигатель, Технологии, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Илон Маск, США, Космический корабль, Будущее, Видео, Длиннопост

Полет Starship SN8 начнется с того, что три двигателя «Раптор» поднимут аппарат на высоту около 15 км. Затем он должен будет задействовать свои крылья, чтобы переориентировать себя в пространстве и вернуться к месту старта. И, наконец, сблизившись с поверхностью, аппарат развернется и выполнит вертикальную посадку при помощи одного двигателя «Раптор».

Основная цель полета – собрать информацию о том, как динамические «крылья» управляют тангажом, вращением и рысканьем снижающегося в атмосфере аппарата. Если он будет стабильно и управляемо лететь в направлении старта, Маск сочтет испытания успешными. Передача к двигателям окислителя из верхнего бака в обтекателе будет считаться большим успехом, даже если успешной мягкой посадки не произойдет.

SpaceX успешно завершили все наземные испытания с прототипом SN8 - полет ожидается на следующей неделе SpaceX, Starship, Raptor, Двигатель, Технологии, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Илон Маск, США, Космический корабль, Будущее, Видео, Длиннопост

Источник: https://vk.com/wall-36969581_109356

Показать полностью 3
216

SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель

Старт проведен с Космического пускового комплекса номер 40 базы ВВС США на мысе Канаверал.

SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография
SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография

Это был 100-ый запуск их тяжелого носителя и 23-ий только в этом году.

SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография

SpaceX вывели на низкую опорную орбиту 60 спутников связи Starlink. Помимо первого в истории 7-кратного использования одной и той же ступени, компания также успешно использовала повторно створки головного обтекателя, для которых это был уже 2 и 3-й полёт.

SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография

Сейчас 893 спутника Starlink v1.0 находится на орбите.

SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография
SpaceX осуществила 100-ый запуск своей ракеты Falcon 9, использовав в седьмой раз один и тот же ускоритель SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Длиннопост, Фотография
Показать полностью 4
89

Первые элементы стартового стола для тяжелой многоразовой ракеты от Blue Origin отправились на площадку для установки

Компания Blue Origin, основанная в 2000-м году ныне богатейшим человеком планеты, не может похвастаться теми же успехами, что и SpaceX, однако за прошедшие 20 лет и она представила миру немало технологий, а в настоящий момент готовится впервые запустить собственную многоразовую ракету тяжелого класса - New Glenn.

Первые элементы стартового стола для тяжелой многоразовой ракеты от Blue Origin отправились на площадку для установки Blue origin, Джефф Безос, Космонавтика, Космос, Ракета-Носитель, Технологии, США, New Glenn, Amazon, SpaceX, Длиннопост

Первые элементы конструкции стартового стола были замечены сегодня, отправляющиеся в сторону арендуемой у NASA пусковой площадки LC-36, где интенсивными темпами возводится вся необходимая для запуска новой ракетной системы инфраструктура.

Первые элементы стартового стола для тяжелой многоразовой ракеты от Blue Origin отправились на площадку для установки Blue origin, Джефф Безос, Космонавтика, Космос, Ракета-Носитель, Технологии, США, New Glenn, Amazon, SpaceX, Длиннопост
Первые элементы стартового стола для тяжелой многоразовой ракеты от Blue Origin отправились на площадку для установки Blue origin, Джефф Безос, Космонавтика, Космос, Ракета-Носитель, Технологии, США, New Glenn, Amazon, SpaceX, Длиннопост

Этот носитель нельзя назвать рядовым - ракета имеет массу выводимого на НОО груза в 45 тонн и уступает лишь другой американской ракете Falcon Heavy от SpaceX. 45 тонн находятся ровно посередине между тяжелым и сверхтяжелым классом и невольно наводят на мысль, что носителю предстоит решать нестандартные задачи вроде выведения на орбиту спутников нового типа, прокладывания для Blue Origin дороги на Луну или строительства настоящих частных отелей на орбите Земли. Обо всех этих громких намерениях основатель компании Джефф Безос высказывается с неподдельной уверенностью, что подкрепляется фактическими действиями - каждый год он продает долю в своей компании Amazon ровно на $1млрд. и вкладывает их для реализации своих космических амбиций.

В самом Blue Origin говорят, что многоразовый New Glenn будет наименьшей ракетой в серии, а лунная ракета получит имя New Armstrong. Первый старт New Glenn запланирован на 2021 год

Показать полностью 1
343

Технология подвесной изоляции. Линиям электропередачи деревья не страшны

Благодаря новой технологии провода из-за непогоды и упавших деревьев больше не будут обрываться. Сейчас в Новой Москве тестируют участок самовосстанавливающейся ЛЭП: рассказываем, как она работает

via

103

Основатель Rocket Lab поделился данными о состоянии возвращенной на парашютах первой ступени ракеты Electron

Генеральный директор Rocket Lab Питер Бек заявил, что первая попытка компании вернуть обратно ускоритель легкой ракеты Electron после запуска "была очень успешной", и ступень осталась целой после приводнения:

"Что действительно доказал нам этот тест, так это то, что это осуществимый подход, и мы действительно уверены, что, начиная с этого момента, можем сделать Electron многоразовой ракетой-носителем."

Основатель Rocket Lab поделился данными о состоянии возвращенной на парашютах первой ступени ракеты Electron Rocket lab, Electron, Многоразовая ракета, Технологии, Космонавтика, Космос, США, Длиннопост, Видео

Бек отмечает, что модернизировать имеющуюся конструкцию ускорителя в его многоразовую версию "очень просто", поэтому не будет больших затрат, ожидаемых от каких-либо производственных изменений, а следующая миссия по возвращению ступени запланирована уже на начало следующего года.

Миссии с приводнением в океане будут продолжаться до тех пор, пока у компании не появятся действительно безукоризненные данные о динамике входа ускорителя в атмосферу: "Мы не хотим подвергать опасности жизнь команды".

Основатель Rocket Lab поделился данными о состоянии возвращенной на парашютах первой ступени ракеты Electron Rocket lab, Electron, Многоразовая ракета, Технологии, Космонавтика, Космос, США, Длиннопост, Видео

В последствии компания перейдет к захвату ступени прямо в воздухе посредством вертолета. Бек: "Цель этой системы состоит в том, чтобы ловить отработавшие носители в воздухе, перевозить на площадку, заряжать батареи (система подачи топлива в камеру сгорания у этой ракеты осуществляется с помощью вентильных электродвигателей) и незамедлительно запускать снова".

Сейчас американская частная компания Rocket Lab производит свою ракету менее чем за 30 дней, говорит генеральный директор Питер Бек, но компания пытается сократить время производства "примерно до 18 дней". С возможностью многоразового использования частота запусков ожидаемо увеличится на фоне снижающейся стоимости.

Основатель Rocket Lab поделился данными о состоянии возвращенной на парашютах первой ступени ракеты Electron Rocket lab, Electron, Многоразовая ракета, Технологии, Космонавтика, Космос, США, Длиннопост, Видео
Показать полностью 2
92

Состоялось успешное статическое огневое испытания Falcon 9 миссии Starlink-15 для 7-го полета одной и той же ступени

Уже завтра, 23 ноября 2020 года в 05:56 по МСК, запланирован запуск РН Falcon 9 Block 5 с 60 спутниками в рамках миссии Starlink-15 с пусковой площадки SLC-40 космодрома на мысе Канаверал, Флорида, США.

Для первой ступени Falcon 9 B1049.7 это будет уже седьмой! полет (10 сентября 2018 Telstar 18V/APStar 5C, 11 января 2019 Iridium NEXT 66—75, 24 мая 2019 Starlink 0.9, 7 января 2020 Starlink-2, 4 июня 2020 Starlink-7, 18 августа 2020 Starlink-10/SkySat 19-21).

Посадка первой ступени планируется на автономную платформу OCISLY в 634 км от места старта. Также запланирована попытка ловли обтекателей кораблями Go Ms. Tree и Go Ms. Chief.

Starlink — глобальная спутниковая система, разворачиваемая компанией SpaceX для обеспечения высокоскоростным широкополосным доступом в Интернет в местах, где он был ненадежным, дорогим или полностью недоступным.

Состоялось успешное статическое огневое испытания Falcon 9 миссии Starlink-15 для 7-го полета одной и той же ступени SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, Starlink
157

Запуск спутника Sentinel-6A компанией SpaceX - успешный и рекордный, став 22-ым за год

Миссия Sentinel-6 главным образом направлена на улучшение нашего понимания того, как изменение климата влияет на мировой океан. Находясь на орбите, спутник будет собирать измерения уровня моря с точностью до миллиметра, и покроет наблюдениями 90% мирового океана. Но Sentinel-6 предназначен не только для мониторинга уровня моря. Он также будет регистрировать изменения погоды, например Эль-Ниньо и Ла-Нинья - длительные морские поверхностные температурные аномалии, приводящие к ураганам и штормам. Понимание таких явлений, как Эль-Ниньо и Ла-Нинья критически важно для людей во всём мире, и они распространяются на все континенты.

Майкл Х. Фрейлих был американским океанологом, который в 2006–2019 гг. Занимал пост директора отдела наук о Земле НАСА. В январе 2020 года НАСА объявило, что спутник наблюдения Земли Sentinel-6A был переименован в Sentinel-6 Michael Freilich в его честь.

Запуск спутника Sentinel-6A компанией SpaceX - успешный и рекордный, став 22-ым за год SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, Космос, Технологии, США, Спутник, NASA, Видео
Показать полностью 1
2306

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске

– Что, на ваш взгляд, не так в нашем космическом королевстве, почему есть множество обещаний грядущих побед, но практически нет никаких прорывных достижений?

– У каждой страны имеется доступный ей технологический уровень, и в зависимости от него она может производить либо луки со стрелами, либо космические ракеты. Она в состоянии сделать лишь то, что ей доступно, исходя из имеющихся достижений. Можно ли этот рубеж перепрыгнуть? Можно, но для этого должны быть поставлены соответствующие задачи и сделаны определенные вложения. Чтобы поднять наши космические программы на достойный уровень, нужно начинать со школ, институтов, развития фундаментальной науки, с освоения технологий, которыми мы не владеем, то есть вложиться во все составляющие научно-технического прогресса, и тогда можно надеяться, что будет что-то получаться. Если же задача ставится попроще – сделать что-нибудь, допустим, ракету – и не оговаривается необходимость достижения определенных технологических высот, то вы останетесь в прошлом. Если используете технологии сорокалетней давности, то у вас и сегодня, и через десять лет будет получаться одно и то же. Нет сверхзадачи.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

А вот когда мы делали «Энергию» – «Буран», она была. Скажем, стояла необходимость освоить технологию создания многоразовых транспортных космических систем. И мы поднялись на эту ступень, как и на многие другие, осваивая то, чего никогда раньше никто не делал. Технологические возможности – это ведь не данность, не приговор, они должны непрерывно расширяться. Но стоит на этом пути остановиться, и вы скатываетесь в прошлое. Технологии теряются не с документацией, не с «железом», которое исчезает. Завтра человек, знающий все тонкости производства, уйдет на пенсию – и если он после себя никого не оставил, то никакая документация не сможет заменить его опыт. Потому и получается у нас, за что бы ни взялись, либо паровоз, либо «Запорожец», поскольку технологически остаемся в прошлом веке.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

К сожалению, в ряде критически важных для страны областей – в авиации, в авиационном и космическом двигателестроении, в ракетно-космической технике мы до сих пор остаемся на уровне 90-х годов и не делаем попыток шагнуть дальше. Тиражируем привычное, выдавая его за новое, как проект СТК «Енисей», в котором комбинацией из типовых блоков создаются носители разной мощности. Хотя понятно, что одна сорокалитровая канистра весит меньше, чем четыре десятилитровые. И создавая такой «конструктор», мы не получим ни полноценной сверхтяжелой ракеты, ни нормальных ракет среднего класса, которые и должны формироваться в пакет, образуя тяжелый носитель.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

Я в свое время задумался, а есть ли какой-то показатель эффективности той или иной ракетной системы, способный характеризовать ее технологический уровень. В первом приближении это может быть «коэффициент конструктивного совершенства» – соотношение между полной массой заправленной ракеты и массой собственно конструкции. Чем конструкция легче при прочих равных параметрах, тем она совершеннее, тем выше технологический уровень, необходимый для ее создания.

– То есть некое мерило доступного технологического уровня, я правильно понимаю?

– Именно. Для ракет среднего класса у нас этот коэффициент примерно равен 9–10. И в этом смысле наиболее показательна не первая ступень, а вторая. Каждый лишний килограмм второй ступени является потерянным полезным килограммом в космосе. Именно от ее характеристик зависит выведение нагрузки на орбиту, и она должна получить все самое лучшее из возможного, стать шедевром весового проектирования и показателем достигнутого технологического уровня. Самая совершенная советская ракета «Зенит», ее вторая ступень весит 91 тонну, сухая масса – 8,9 тонны. Коэффициент – примерно 11. Аналог – Falcon-9 Илона Маска. Вторая ступень – 111 тонн, сухая масса – 4 тонны и коэффициент конструктивного совершенства – 27. И кто бы что ни говорил, для нас сегодня подобный технологический уровень просто недоступен.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

– Их «канистра» вдвое легче и вчетверо эффективнее…

– Как-то так… Масков двигатель «Мерлин» на второй ступени весит 465 килограммов, а на «Зените» – 1350 при сопоставимой мощности. Да, наш выигрывает по удельному импульсу, но зато и его стоимость в 2,5 раза выше. Что за собой тянет это соотношение? Для того чтобы вывести на орбиту такую же нагрузку, что и двухступенчатый Falcon, нам нужна третья ступень, которую по традиции в России называют разгонным блоком. То есть наш технологический уровень сейчас не позволяет обойтись без третьей ступени (разгонного блока), а это плюс 10–14 миллионов долларов, на минуточку. Это увеличение себестоимости пуска и снижение его эффективности, а также надежности. Мы уступаем и Маску, и европейскому современному семейству ракет Arian 6, и реальных шагов к тому, чтобы создать в России полноценную двухступенчатую ракету, пока не видно.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

– Все знаковые космические достижения человечества имели серьезнейшую мотивацию. «Семерка» Королева – обеспечение безопасности страны, умри – но сделай. Джон Кеннеди: «В конце этого десятилетия нога американца ступит на Луну». «Энергия» – «Буран» – партия приказала догнать США с их «Спейс Шаттлом», тоже оборонная задача без всяких скидок на «мы не можем». Есть ли у России сейчас серьезные мотивы создать нечто прорывное в космической области, которое все ждут, но которое никак не прорывается?

– Космические достижения в Российской Федерации ныне не востребованы, и даже то, что сейчас делает наша компания, никому, кроме нас, по сути не нужно. (Сергей Сопов ныне является основателем российской космической компании МКТС, разрабатывающей многоразовый космический корабль "Арго" - прочесть часть интервью про него можете по ссылке ниже)

– Плюс вы пытаетесь предложить что-то нашей сегодняшней космонавтике практически неведомое – многоразовость. Хотя с «Бураном», вы упомянули, определенный опыт был…

– Два запуска «Энергии» дали понять, что с многоразовыми космическими аппаратами еще предстоит решить множество вопросов. Речь надо вести не о конкретных носителях или аппаратах, а о транспортной системе в целом. Каждая транспортная система развивается по одним и тем же законам, потому что задача у любой транспортной системы одна – это доставка грузов и людей из точки А в точку Б. И не так важно, где эти точки находятся – на поверхности Земли или в космосе. Все будет направлено на снижение стоимости этой операции. Поэтому сразу можно сказать, что одноразовая ракета также эффективна, как одноразовый самолет. И в космосе в конце концов все будет точно так же, как в авиации, от многоразовости нам никуда не деться. Проектировать сегодня одноразовые транспортные космические системы – это анахронизм какой-то.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

– Какие проблемы нас ждут при переходе от разовых полетов к реально работающей транспортной системе?

– Пока технологические возможности человечества позволяют спасать первую ступень, что демонстрирует Илон Маск. Сейчас его люди работают над решением проблемы возврата второй ступени, в техническом плане это задача на порядок сложнее, чем возврат первой, и они раньше или позже обязательно с этим справятся. Мы же, изначально имея колоссальный задел по опыту спасения первой ступени, полученной еще на блоках А «Энергии», сейчас первую ступень возвращать не можем.

Проблема спасения каждого элемента носителя вовсе не в том, как ловчее приземлить отработавшую ступень, – это можно сделать разными способами и эффективность каждого легко просчитывается. Вопрос в том, что у тебя внутри и как спроектировано изделие. Если оно создавалось сразу как многоразовое, то его надо после каждой посадки не разбирать до винтика, а просто вновь заправить и пустить в дело. То есть вся начинка – двигатели, трубопроводы, клапаны и прочее должны изначально рассчитываться на многократное применение. Именно так и проектировались блоки А «Энергии», на основе которых впоследствии создавалась ракета «Зенит». Но и тогда осталось много нерешенных вопросов. В первую очередь – как противостоять аэродинамическому нагреву корпуса при спуске.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

– Так на парашюте же – какой нагрев… Или как у Маска, на двигателях…

– Прежде нужно погасить весьма высокую скорость, на которой первая ступень прекращает работу и отделяется. Она входит в атмосферу Земли где-то на высоте 70 километров и должна затормозиться до скорости, на которой можно задействовать парашюты или двигатели мягкой посадки. Почему-то принято считать, будто нагрев происходит от трения корпуса о воздух, но это не так. Движущаяся с огромной скоростью ступень создает перед собой уплотнение воздуха, ударную волну, и чем выше скорость, тем сильнее нагрев. От возникающего плазменного облака идет конвекционная передача выделяемого тепла на конструкцию – как этому противостоять? При посадке первой ступени Falcon-9 при входе в плотные слои атмосферы включаются двигатели на малую тягу – за счет этого тепловые потоки к поверхности сопел, донной и боковой поверхности блока существенно уменьшаются. Но двигатели изначально должны предусматривать подобный режим работы.

Инженер, руководивший запуском советского космоплана "Буран", рассказал о перспективах российской космонавтики и Илоне Маске Энергия-Буран, Ракета-Носитель, Технологии, SpaceX, СССР, Космонавтика, Космос, Россия, США, Илон Маск, Длиннопост, Ракетостроение

– Что мешает воплотить идею Маска на наших будущих многоразовых ракетах?

– Для такой посадки двигатель должен быть рассчитан на многократное включение и дросселирование до 40 процентов тяги. Такие возможности должны закладываться в двигатель на этапе его проектирования. С теми, что у нас есть, сколь бы их ни нахваливали, реализовать подобную схему невозможно. То есть список необходимого для того, чтобы вывести нашу космонавтику на уровень создания многоразовых систем, нужно начинать с создания принципиально нового для наших конструкторов двигателя. Нужно перенестись с уровня 80-х годов в день сегодняшний: двигатель с тягой 100 тонн должен весить не более 600 килограммов, но не 1300 или 1500, что есть сейчас. Далее – проектирование многоразовых элементов ракеты-носителя, чтобы не приходилось их менять после каждого запуска. Самое сложное: конструктивное совершенство второй ступени должно быть улучшено минимум вдвое, но здесь пока вообще никаких просветов.

При существующем положении дел в системе Роскосмоса нельзя сделать ничего принципиально нового. Даже если за работу возьмутся гении, они будут связаны существующими нормативными документами и законодательными актами. В советское время генеральный конструктор имел, помимо огромной ответственности, и колоссальные права, он своей подписью мог продвинуть любой тупиковый вопрос, возникавший при проектировании новой техники. Классический пример – Королев. Когда стоял вопрос о разработке посадочных модулей для Луны и никто не знал, придется сажать аппарат на твердую поверхность или на толстенный слой лунной пыли, он написал «Луна твердая» и поставил подпись. С этого момента на нем лежала вся ответственность, если бы решение оказалось неверным. Но дело делалось. Не в том проблема, что нет сейчас людей, сопоставимых с Королевым, – просто нынешняя система вообще исключает подобного рода решения. Есть нормативные документы, те же ГОСТы и технические регламенты из советских времен, и будь добр их придерживаться. Пришел на должность – говори, что хочешь, а делай все по имеющимся стандартам. Допустим, есть определенный технический риск – скажем, заменить используемый сплав другим, который конструктор счел более подходящим. Но чтобы это сделать, нужно открывать отдельную НИОКР, а это лет пять исследований и согласований. А прав взять ответственность на себя нет ни у кого. По всем расчетам требуется уложить космический корабль в четыре, допустим, тонны, но в имеющихся условиях получится только шесть, не меньше. Самое парадоксальное, что и менять эту систему не имеет смысла, – она есть и работает.

Просто нужно, чтобы задачи коммерческие решались частным бизнесом. Глава такой компании вправе выпустить собственные нормативные документы, которыми будут руководствоваться конструкторы. Наши технические риски компенсируются через механизм страхования. Любой госслужащий, попытавшийся пойти таким путем, будет как минимум уволен. Тем более что высокими идеями никто не горит и личным благополучием рисковать не собирается. Таковы правила игры.

Полное интервью: https://vpk-news.ru/articles/59369

Показать полностью 7
812

Космонавт-рекордсмен Геннадий Падалка рассказал, почему американцы выбрали длинную схему подлета к МКС

– Почему американцы не используют отработанную нами короткую схему полета к МКС?

– Короткая схема, применяемая во время полетов наших кораблей, хороша для опытных космонавтов. Но в случае, когда летит новичок, лучше «работает» длинная. Как правило, многие испытывают болезнь движений. В небольшом объёме за двое суток полета лучше происходит адаптация вестибулярного аппарата к невесомости. Процесс адаптации к невесомости очень важен и в случае нештатной ситуации при отказе автоматической системы стыковки и переходе в ручной режим.

Я сам испытал это преимущество в своём первом полёте при переходе в ручное управление. Иногда и после двухсуточного полёта в корабле и перехода на станцию, у многих большой станционный объём вызывал расстройство вестибулярной системы, и несколько дней уходило на полную адаптацию. А тут — три часа. Зачем? Спешка может привести только к отказу техники и цейтноту времени для экипажа в случае действий в нештатных ситуациях.

По-моему американцы поступают мудро. На мой взгляд, мы пытаемся подобными скоростными режимами и “рекордами” компенсировать отсутствие наших новых кораблей и программ.

Космонавт-рекордсмен Геннадий Падалка рассказал, почему американцы выбрали длинную схему подлета к МКС Роскосмос, Космонавтика, Космос, Технологии, Россия, Геннадий Падалка, Дмитрий Рогозин, SpaceX, Dragon 2, Длиннопост

– Может, короткая схема экономит топливо?


– Баки заправляются полностью на случай срыва короткой схемы и перехода на двухсуточную. Оставшееся топливо все равно будет сожжено в атмосфере после разделения и возвращения экипажа.

Ранее глава Роскосмоса подвергал сомнению значимость полета нового корабля Crew Dragon, предложив американским коллегам попробовать повторить рекорды российских кораблей по быстроте полета на МКС:

Космонавт-рекордсмен Геннадий Падалка рассказал, почему американцы выбрали длинную схему подлета к МКС Роскосмос, Космонавтика, Космос, Технологии, Россия, Геннадий Падалка, Дмитрий Рогозин, SpaceX, Dragon 2, Длиннопост

Источник: https://www.mk.ru/science/2020/11/16/gennadiy-padalka-rasska...

Показать полностью 1
244

Новые спутники Глонасс будут стоить в 4 раза дороже - причину Роскосмос не раскрывает

Космические аппараты нового поколения “Глонасс-К2”, которые начнут запускать на орбиту со следующего года, будут стоить примерно в четыре раза дороже, чем спутники, из которых в основном сейчас состоит российская навигационная группировка ГЛОНАСС – “Глонасс-М”, говорится в материалах госкорпораиции “Роскосмос”, имеющихся в распоряжении РИА Новости.

Согласно материалам, новые спутники получились по стоимости в два раза дороже, чем аппараты “Глонасс-К1” (они запускаются на орбиту с 2011 года), а те, в свою очередь, в два раза дороже, чем спутники “Глонасс-М” (запускаются с 2003 года, всего изготовлен 51 аппарат). Причины такой разницы в стоимости в материалах госкорпорации не раскрываются.

Новые спутники Глонасс будут стоить в 4 раза дороже - причину Роскосмос не раскрывает Роскосмос, Космонавтика, Космос, Ракета-Носитель, Спутник, Связь, Технологии, Россия, ГЛОНАСС, Новости

Спутники нового поколения “Глонасс-К” и “Глонасс-К2” отличаются от аппарата предыдущего поколения “Глонасс-М” большим количеством излучаемых навигационных сигналов (пять сигналов у “Глонасс-М”, семь и девять – у “Глонасс-К” и “Глонасс-К2”) и большим сроком службы (семь лет у “Глонасс-М”, 10 лет – у “Глонасс-К” и “Глонасс-К2”).

Ранее стало известно, что Роскосмос запросил 1 триллион на развитие программы Глонасс, т.к. та не достигла заявленных целей по улучшению точности. 1 триллион - это в 3 раза больше, чем было выделено всего на программу Глонасс за последние 8 лет.

Источник: https://aboutspacejornal.net/2020/11/16/в-роскосмосе-оценили...

71

Инженерная фирма Gryphon Technologies приступила к разработке ядерного ракетного двигателя для полетов к Луне

Инженерная фирма Gryphon Technologies заключила контракт с Управлением перспективных оборонных разработок DARPA (США) на разработку и демонстрацию возможностей ядерного ракетного двигателя, который планируется использовать в рамках окололунной программы DRACO (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations), предусматривающей разработку прототипа ракеты для окололунных операций между Землёй и её естественным спутником.

Инженерная фирма Gryphon Technologies приступила к разработке ядерного ракетного двигателя для полетов к Луне Darpa, Космонавтика, Космос, Энергетика, Атомная энергетика, Луна, Технологии, США, Ядерный двигатель

Ожидается, что ядерный тепловой двигатель обеспечит в 10 000 раз больше тяги, чем электрический (ионный) ракетный двигатель. Также NTP обещает до пяти раз превзойти по эффективности современные двигатели на химическом топливе. Использовать их будут только после выхода из атмосферы Земли, что гарантирует отсутствие загрязнения нашей планеты отходами ядерного топлива. Принцип работы таких двигателей заключается в том, что ядерные реакции разогревают топливо, например, водород, до экстремальных температур и это создаёт реактивную тягу.

Для работы ядерного теплового двигателя предполагается использовать обогащённый до 5–20 % уран. Это больше, чем в реакторах атомных электростанций, но ниже отметки, после которой уран становится оружейным.

Инженерная фирма Gryphon Technologies приступила к разработке ядерного ракетного двигателя для полетов к Луне Darpa, Космонавтика, Космос, Энергетика, Атомная энергетика, Луна, Технологии, США, Ядерный двигатель

«Успешно продемонстрированная система NTP обеспечит скачок в возможностях космической двигательной установки, обеспечив маневренность и быстрое перемещение на огромные расстояния по сравнению с нынешними подходами к двигательной установке», — сказала доктор Табита Додсон (Tabitha Dodson), главный инженер Gryphon и национальный эксперт в системах NTP.


Источник: https://3dnews.ru/1021951
66

Российская атомная промышленность отмечает 75-летие

28 сентября отмечается День работника атомной промышленности - в этот день в 1942 году было выпущено распоряжение Государственного комитета обороны СССР "Об организации работ по урану". А профессиональным праздником для работников отрасли эта дата стала в 2005 году, когда соответствующий указ подписал президент России.

Российская атомная промышленность отмечает 75-летие Атомная энергетика, Юбилей, Россия, Атом, Энергия
1041

Все атомные электростанции России объединили в одной инфографике

Россия занимает второе место в Европе по мощности атомной генерации. Также она мировой лидер в области эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. На сегодня в стране работают два энергоблока с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем: БН-600 и БН-800. Первый запустили в 1980 году, второй — в 2015-м.

Источник: Naked Science.


Инфографика по всем ледоколам России доступна по ссылке.

Все атомные электростанции России объединили в одной инфографике Наука, АЭС, Атом, Длиннопост, Атомная станция, Росатом, Инфографика, Атомная энергетика, Россия
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: