-11

Проблемы и перспективы интеграции тюркского мира

Проблемы и перспективы интеграции тюркского мира Тюрки, Казахстан, Политика, Геополитика, Длиннопост

Поговорим немного о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ или Тюркский совет) был подписан по инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева 3 октября 2009 г. в городе Нахчыван (Азербайджанская Республика) на IX Саммите Глав тюркоязычных государств.

Членами ССТГ в настоящее время являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция, наблюдателем - Венгрия. Функции по осуществлению мониторинга за выполнением решений Саммитов ССТГ, а также подготовке и проведению встреч на высшем, высоком и экспертном уровнях возложены на Секретариат организации со штаб-квартирой в г.Стамбул (Турция).

Генеральным секретарем ССТГ с сентября 2018 года является представитель Казахстана Посол Б.Амреев.

В рамках ССТГ ежегодно проводятся заседания Совета глав государств, Совета министров иностранных дел, Комитета старших должностных лиц, Совета старейшин, а также встречи глав и экспертов отраслевых государственных органов стран-членов в сфере экономики, инвестиций, таможни, транспорта, образования, туризма, информации и др. В настоящее время, по инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева, с целью повышения эффективности деятельности, функциональной гибкости и адаптации к современным требованиям государства-члены ССТГ обсуждают вопрос проведения реформы тюркских организаций сотрудничества.

Интересно отметить мнение автора монографии «Торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество Турции с постсоветскими государствами Южного Кавказа и Центральной Азии» Елена Уразова: «После распада СССР Турция предпринимала и продолжает предпринимать определенные шаги для интеграции тюркоязычных государств Южного Кавказа и Центральной Азии. И тут задействованы самые разные институты и мероприятия. Одним из них является проведение саммитов глав тюркоязычных стран, на которых согласовываются и решаются общетюркские вопросы. Например, в ходе 9-го саммита в 2009 г. был создан Тюркский совет. Моделью для него служили такие объединения как Британское сообщество наций, Лига арабских государств и т.п. В Тюркский совет не вошли Узбекистан, который с 2000 года не участвует в «тюркских» саммитах, и Туркменистан, проводящий политику политического нейтралитета. На 10-м саммите в 2010 г. были предприняты шаги для укрепления совместной институциональной платформы этого объединения. Это событие оценивалось как очередной шаг Турции, направленный на создание институциональных основ «глобальной тюркской интеграции». Попытки Турции подкрепляются и другими мероприятиями. В частности, Турция продолжает оказывать помощь и содействие развитию постсоветских тюркских государств и выделяет для этого значительные ресурсы, а также посылает в эти страны своих специалистов. В Турции создана специальная организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами (ТИКА). Эта организация имеет в тюркских республиках свои координационные офисы и координирует участие турецких компаний и их сотрудничество с местными организациями. Размах взаимодействия Турции с государствами тюркского мира определяется не только ее собственными интересами, но также отражает интересы Евросоюза и США. В настоящее время Россия восстанавливает свои традиционные связи со странами тюркского мира. Создается Евразийский союз. Как известно, Н. Назарбаев еще в 1994 г. выдвинул идею о создании такого союза. Казахстан является активным участником саммитов тюркских стран, Делового совета и других институтов, которые должны объединять тюркоязычные страны. Но с другой стороны, он участник Таможенного союза, сформированного между Россией, Казахстаном и Белоруссией, а также сторонник создания Евразийского союза. Так что тут налицо определенное соперничество между «тюркскими» и «евразийскими» инициативами. Сейчас еще трудно сказать, во что выльется Евразийский союз, могут быть разные последствия. В любом случае, наступил очень важный момент. Раньше Россия не шла на создание такого объединения. Был ЕврАзЭС, но он не носил такого конкретного характера».

Процесс интеграции тюркских стран сталкивается сегодня с целым рядом проблем, среди которых необходимо выделить следующие: во-первых, в состав совета сотрудничества не вошли Туркменистан и Узбекистан, а это означает, что в Тюркском совете не участвует большая часть тюркского населения Центральной Азии. К тому же Туркменистан обладает крупнейшими в регионе и вторыми в мире после России запасами природного газа, экспорт которого мог бы стать локомотивом экономической интеграции. Во-вторых, базовой проблемой тюркского мира является и отсутствие общих границ. Если Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан граничат друг с другом, то от Азербайджана их отделяет Каспийское море. Общей границы с Турцией фактически не имеет и Азербайджан. На небольшом участке с ней граничит входящая в состав Азербайджана Нахичеваньская автономная республика, которая, однако, отделена от основной территории страны Арменией. В-третьих, все участники Тюркского совета обладают разным экономическим весом. По размеру ВВП Турция примерно в три раза опережает Азербайджан, Казахстан и Киргизию вместе взятые. Экономика Киргизии после «апрельской революции» зависит от внешней помощи, главным образом которую оказывает Россия. В-четвертых, экономическое неравенство имеет и политические последствия. Перспектива обрести нового «старшего брата, пусть и близкого по языку, особого энтузиазма у правящих элит постсоветских стран не вызывает. Поэтому на пути реализации принципа равноправной интеграции стоят серьезные препятствия в виде большой разности экономических потенциалов и амбиций политических элит. В-пятых, стержнем тюркской интеграции традиционно выступает гуманитарная составляющая, где центральным является вопрос общего языка. Как правило, необходимость его введения обосновывается ссылками на существовавшую некогда единую культурно-историческую общность. Однако существуют определенные проблемы с переходом на латиницу. Безусловно, Россия следит за процессом «тюркской интеграции», так как на ее территории проживает большое число тюркских народов, многие из которых имеют свои национальные республики. Превращение Тюркского совета в полноценное межгосударственное объединение объективно входит в некоторое противоречие с российскими геополитическими интересами в регионе, поскольку возможно появление соперничества между деятельностью Тюркского совета и действиями Евразийского союза.


1. http://www.iimes.ru/?p=13508

2. https://eadaily.com/ru/news/2018/08/30/tyurkskiy-sovet-obsud...

3. https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_politics/29469912.html

Найдены дубликаты

+1
Это как всех славян объединить. Сербов с хорватами, Чехов с поляками и т.д.
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: