Про воспитание раньше

Ну, за новую волну!

Было нам с подружкой лет по 5-6. Стащили мы у её папы беломорину и спички и спрятались за деревянным сараем покурить. Страшно хотелось попробовать. Конечно нас выдал дым поднимающийся над крышей. Дед подруги выволок нас оттуда и хорошенько врезал и по жопе и по губам. Я пришла домой и жалуюсь. Мой дед кричит соседу за забором: Вась, ты мою внучку бил?

Сосед: Ага!

Мой: А за что?

Сосед: Курили шмакодявки!

Мне прилетело ещё раз, уже от моего деда. Классный он у меня был, люблю и помню его.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
83
Автор поста оценил этот комментарий

Не пост, а сборище каких то латентных мазохистов.


"Ох, мне и прилетало, в своё время! От обоих, причём! От одного деда пиздюлей получу и сразу меня "сдают" второму."


"Так вот... жопы у нас этим цветом светились неделю!!!"


"Я в 6 лет курить бросил... после того, как бабушка мне крапивы полные штаны напихала."


Мазохизм — склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Не то слово.)


Причем все почему-то избирательно помнят, что якобы наказания были всегда эффективны.


Ага, щас. Я помню свое детство. Сколько меня крапивой ни хлестали, ремнем ни били, я как сорванцом был, так и оставался. Просто учился лучше прятать свои "огрехи" и быстрее бегать (если дело происходило на даче; в городской же квартире в моей комнате было что-то вроде импровизированного засова изнутри), после чего сидеть, сколько потребуется, и выжидать, когда родители успокоятся.

А наказания лишь провоцировали реакцию "бунта", трехэтажный мат из моего рта и пожелания родителям сдохнуть в порыве гнева. Причем боль я терпел хорошо, т.ч. они всегда "сдавались" первыми.


Т.ч. толку от всего этого было 0, пока сам не повзрослел, не увлекся психологией, не увидел в книгах клиническую картину себя и не одумался.


Детей нужно воспитывать методами хитрого психологического манипулирования (причем основные усилия должны быть приложены в первые 6 лет жизни ребенка, качественная "обработка" в ходе которых поможет предотвратить массу типичных проблем в подростковом возрасте), а не тупым насилием, которое "поможет" лишь отдельным личностям и попутно принесет массу негативных побочных эффектов.

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Подробнее об "усилиях", я записываю

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хехе.

Подробнее - это хорошо, но боюсь, что вот прям с единым списком рекомендаций я не сталкивался, скорее с отдельными урывочными исследованиями тут и там (скажем, одно исследование на детях просто "к слову" приводилось в главе про агрессию учебника по социальной психологии, другое в главе про альтруизм и т.п.).

Как, например, эксперимент 1967 года ("Change in attractiveness of forbidden toys as a function of severity of threat"), показавший, что умеренные угрозы лучше "работают" на детях, нежели серьезные угрозы.

И вообще травмирующие физические наказания в детстве приводят на эпигенетическом уровне к деметилированию участка ДНК, чья учащенная транскрипция приводит к разбалансировке стрессовой регуляции, что в будущем выливается в увеличенную вероятность возникновения депрессий, ПТСР и т.п. ("Allele-specific FKBP5 DNA demethylation mediates gene-childhood trauma interactions").

Или (к слову о сабже - курении) исследование "Pilot study of smoking, alcohol and drug abuse prevention" 1980 года, в котором (далее цитата из учебника Майерса) "подростков научили реагировать на рекламный слоган «Курящая женщина – свободная женщина» словами «Какая же она свободная, если “подсела” на табак?!» Они также участвовали в ролевых играх, в ходе которых – после того, как их называли «несмышленышами» за отказ от сигареты, – они отвечали: «Если бы я согласился закурить ради того, чтобы произвести на тебя впечатление, вот тогда я точно был бы несмышленышем!» После нескольких занятий во время обучения в 7-ом и 8-ом классах среди «привитых» учеников было в два раза меньше склонных к тому, чтобы начать курить, чем среди их ровесников в другой школе."

Или взять исследование "Believing Is Seeing - How Rumors Can Engender False Memories in Preschoolers", показавшее недостаточную критичность мозга ребенка. Значительная часть детей, просто слышавших беседу двух взрослых о некоем событии, позже заявляли, что они сами были свидетелями этого события. Взрослые часто обвиняют детей во лжи, не понимая, что ребенок сам в это искренне верит просто в силу того, что так работает его несовершенный мозг. То же касается рекламы - как показали исследования, дети почти не отличают рекламу от передач, в которые она вставлена, и соответственно воспринимают все в ней за чистую монету.

Другая распространенная (и, в принципе, как мне кажется, уже довольно широко известная) ошибка взрослых - скрывание от детей "пагубной" информации, вместо того, чтобы использовать эффект первого аргумента (люди больше верят первому аргументу, который слышат, особенно если это обвинение, чем второму, особенно если это оправдание) для того, чтобы заранее рассказать ребенку, что есть, скажем, такая вещь как курение, но курят только слабаки, и если будешь курить, будут проблемы со здоровьем, и вообще это мерзко и неприятно и т.д. и т.д.

Про ошибку двойных стандартов и несоответствия поведения нравоучениям (родитель запрещает ребенку курить, но сам дымит, как паровоз) тут уже писали.

Или взять хотя бы избитую тему телевизора: "Изучив выборку 8-летних детей (875 человек), Леонард Ирон и Роуэлл Хьюсманн (Eron & Huesmann, 1980; 1985) и после статистического удаления некоторых из тех параметров, которые могли выступать в качестве «третьего фактора», выявили корреляцию между их увлечением телевизором и агрессивностью. Более того, при повторном изучении этой же выборки че-рез 11 лет авторы обнаружили, что просмотр сцен насилия в 8-летнем возрасте ограниченно прогнозирует агрессивность в возрасте 19 лет, но что агрессивность в 8-летнем возрасте не прогнозирует интереса к телевизионному насилию в 19-летнем возрасте. Агрессивность является следствием просмотра телепередач со сценами насилия, а не наоборот. Но это ещё не все. Когда спустя много лет Ирон и Хьюсманн вновь обратились к своей первой выборке 8-летних детей и подняли статистику преступлений, оказалось, что к 30 годам преступниками, обвиненными в тяжких преступлениях, чаще становились те мужчины, которые в детстве увлекались телевизионными передачами со сценами насилия (Eron & Huesmann, 1984)".

Или, например, возьмем исследования альтруизма, показавшие, что люди в хорошем настроении более склонны помогать окружающим. Не надо "насиловать" ребенка, заставлять его вам помочь, а лучше поднять ему настроение (пусть даже банально его пощекотав, на уровне мозговой активность смех он и в Африке смех, дофамин он и в Африке дофамин; или например описав какие-то радужные перспективы: "ты там хотел посмотреть мультфильм, но сначала мне надо вымыть посуду, поможешь? чем быстрее закончим, тем быстрее посмотрим"). Да и в принципе общение с ребенком по возможности должно строиться на позитиве.

Или, например, взять общие выводы из теории когнитивного диссонанса о механизмах интернализации убеждений и внешней/внутренней мотивации. Угрозами можно достичь эффекта в конкретной ситуации, но человек этого не усвоит. У него должен быть выбор (или его иллюзия) без очевидного влияния внешних факторов.

Это можно использовать и в обратном направлении. Ребенок любит носиться по квартире, на что жалуются соседи? Прекрасно, купите беговую дорожку и пусть носится по ней, причем с вознаграждением за каждые, скажем, 15 минут бега. Внешняя мотивация его "выдохнет", особенно после того, как она будет отменена ("все, прости, у меня закончились деньги").

Далее, сам когнитивный диссонанс (столкновение в мозгу двух противоположных мыслей) - мощнейший инструмент манипуляции. Он - объяснение того, почему так прекрасно работает взятие "на слабО" (напр., "я считаю себя храбрым, но меня назвали трусом и сказали, что у меня не хватит смелости что-то сделать, Я ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ ОБРАТНОЕ!!!"). Найдите у ребенка те черты характера, которые он считает важными для себя и используйте их (ребенок не хочет заниматься? => "ты же умный, неужели тебе слабо решить эти задачки?").


В связи с лимитом символов вторая часть ниже.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Часть 2.


Далее, по поводу первых 6 лет - в этом возрасте мозг ребенка наиболее пластичен и лучше всего усвивает какие-то мысли, установки, идеалы, т.ч. среди прочего это важно использовать для формирования авторитета родителей, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Да, для любого ребенка свойственно переключаться от родителей к сверстникам, но сила авторитета родителей определит степень этого переключения и расстановку приоритетов при конфликте взглядов.

Причем банальное "слушай маму!" - это курам на смех. Простым повторением этих слов ничего не добьешься, особенно для совсем маленького ребенка, еще плохо мыслящего и понимающего сказанное. Ребенку нужно доказать свой авторитет, показать, что ты способнее его в тех областях, которые он считает для себя важными, показать, что ты знаешь решения каких-то проблем или трудностей, которые он сам не может осилить. Посредством поведения (а со стороны ребенка - посредством наблюдения этого поведения и "записи" его в мозгу) создать ассоциации в мозгу ребенка между решением какой-то проблем и родителем как решателем, между чем-то классным и родителем как экспертом по этой классности. Когда ребенок проявляет к чему-то интерес, когда ему что-то нравится, используйте это.


Вообще, я бы сказал, что убеждение/манипулирование, особенно в случае с неразумными детьми, зиждется на следующих столпах:

- самооценка (привяжите вашу аргументацию за/против того или иного поведения к самооценке ребенка)

- когнитивный диссонанс (2 противоположных концепции или конфликт поведения и установок не могут уживаться в голове, кто-то должен умереть, вплоть до следующего банального примера - "я не люблю чистить зубы, но сейчас я их чищу и у меня хорошее настроение [заранее вызыванное родителями тем или иным способом] => wtf? наверное, я не так уж и не не люблю их чистить..." (естественно, это не проговаривается, а неосознанно обрабатывается мозгом), даже заведомо фальшивая мимика влияет на восприятие и настроение - например, люди, которых попросили улыбаться при просмотре карикатур, находят их более смешными), вообще КД - огромная тема, с кучей разных примеров, следствий, исследований и случаев употребления

- альтруизм как подвид эгоизма и эмпатия (скажем, ваш ребенок видит расстроенного человека, его уровень эмпатии определит, огорчит ли это его или, скажем, он заржет; и если только ваш ребенок не является генетическим психопатом, эмпатия может быть развита (среди прочего, для этого важны развитые эмоции, а для этого, среди прочего, помогает обилие физического контакта с ребенком - не стоит стесняться лишний раз его погладить, обнять, дружески похлопать и т.д., поощряя какое-нибудь его поведение), и в дальнейшем может быть использована для разрешения конфликтов и проблем: эмпатичный ребенок, увидев, что вас что-то расстроило в его поведении, сам сделает выводы, его не нужно ругать, не нужно ему что-то втолковывать и т.д., не говоря уже о том, что навык эмпатии в принципе очень ценен) (теперь что касается альтруизма - когда мы делаем что-то на казалось бы добровольных и бесплатных началах, на самом деле мы это делаем потому, что это повышает нашу самооценку ("какоя я молодец, каждый месяц сдаю кровь!") или на уровне эмпатии это заставляет нас чувствовать себя лучше (я помог человеку, он перестал плакать, мне тоже стало лучше), соответственно, культивируя в ребенке определенные компоненты самооценки и эмпатию, можно автоматически подводить его к определенному поведению)


И опять же, возвращаяся к теме возраста, чем раньше работа над воспитанием ребенка будет вестись в правильном, научно доказанном направлении, тем проще будет в дальнейшем. Лучше в начале постараться, но потом отдыхать, чем забить на ребенка, а потом мучаться с его подростковым бунтом. И идеальное направление для воспитания - это предотвращение, использование эффекта первого впечатления/аргумента для того, чтобы заранее "вакцинировать" ребенка от тех или иных девиантных форм поведения, нежели зарывать голову в песок, а потом пытаться что-то лихорадочно исправить. Первым рассказать ребенку о курении, описав его нужным образом и во всех "красках" (можно и с картинками) лучше, чем исправлять чье-то чужое описание (когда первым впечатлением будет услышанная во дворе чепуха от сверстников, что "курить круто", "если куришь, значит взрослый" и т.п., а ты потом сиди и доказывай ему, что это не так). Первое услышанное мнение для человеческого мозга всегда важнее второго, противоречащего ему.


Пфф, ну как-то так. Понятно, что это далеко не все, и вообще ужасно структурировано, просто на какой-то конкретный список или узкоспецилизированную книгу я не натыкался (да и конкретно детской психологией не особо интересуюсь), поэтому вы меня немного в тупик поставили, и я сейчас сидел, лихорадочно вспоминая, где и про какие относящиеся к теме исследования я читал, а также перерывая конспекты.))


P.S. И да, психология, основанная на стат. исследованиях, надежна, но лишь статистически, как и, например, теория вероятностей.

Она на гарантирует 100% результата в каждом конкретном случае, но в долгосрочной перспективе и при увеличении числа "опытов" она будет стабильно давать положительные результаты.

В случае с воспитанием ребенка важно понимать общие механизмы мышления и его особенностей (для чего, например, советую почитать хотя бы учебники Майерса "Социальная психология" и "Психология"), общие методы и трюки, а потом уже творчески адаптировать их для конкретных ситуаций, связанных с конкретно своим ребенком, пробовать разные варианты.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

О.о

Очень интересно, спасибо) Не ожидал такого массива текста!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал, схоронил и распечатал, вечером начну применять))
Вообще данные каменты можно в пост отдельный закинуть.

Я "теоретически" против насилия, но при столкновении с реальной жизнью увидел, что мой способ воспитания с пропорциональным наказанием всё-таки требует его как "высшую" меру, т.е. когда проступок очень "тяжёлый".

Просто по воспитанию без насилия до этого видел исключительно что-то фрагментарное, или совсем общее типа "мы за всё хорошее против всей х@йни". А целостного понимания, как воспитывать без насилия и при этом чтобы ребёнок не "вконец борзел" - не было. Т.к. был пример ребёнка, где воспитание было "как обычно", просто за полным минусом физ. наказания.
Ребёнок в результате это понял и стал таким "дембелем без аккорда" - мол, всё равно по жопе не дадут, а остальное мне не страшно. Лишали карманных денег - воровал - "вы мне не дали, а мне они положены, поэтому сам взял". Телефон собирались забрать в наказание - не отдавал и дрался (он-то на "без насилия" не подписывался).
В "разговорах" честно говорил - "нет, мне не надо зубы чистить/исправлять неаттестацию по предмету (там речь была уже об этом, а не "двойку получил")/в школу выходить вовремя. Это родителям надо."

Теперь понял, в каком направлении надо копать, спасибо!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, кинь ссылки почитать про хитрые психологические усилия, как раз дитё родил, пригодится

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ответил ответом к соседнему комментарию от Krevedych с той же просьбой.

Автор поста оценил этот комментарий
Позовите, если скинет, хорошо?)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку