Про речь. И про яблоки. Часть II. «Хьюстон, у нас проблемы.

В прошлой части рассмотрели идеальный вариант детского развития, в частности, развития речи.
Теперь попробуем разобрать иную ситуацию, с которой обычно и обращаются к специалистам.
На каком-то этапе развития ребёнка произошла поломка, корректировка маршрута, необычная извёртка судьбы. Была ли она изначально, произошла ли ещё во время нахождения в утробе, в часы родового процесса или несколькими днями/неделями/месяцами позже, но она произошла. Что-то пошло не так.
Наш мозг – самый сложный в теле орган. Он безумно непонятно работает, так необычен и индивидуален, что мы до сих пор не можем используя мозг досконально изучить свой мозг. Парадокс.
И при рождении мозг ребёнка – не чистый лист. Помимо той информации, что была собрана во время плавания в околоплодных водах, есть ещё один, более древний и переносимый из поколения в поколение багаж, совокупность рефлексов, инстинктов и основных простейших способов реакции на те или иные ситуации. Он как центр управления полетами, где собраны опытом филогенеза чёткие инструкции на основные возможные чрезвычайные ситуации. И задача ЦУПа – обеспечить выживание данного конкретного индивида любой ценой.
Что-то пошло не так. Не так, как у миллионов предков. Не так обрабатывается информация извне, не так сохраняется, не так ощущается, не так воспринимается, или информации просто недостаточно для того, чтоб установить какие-нибудь связи (например, сенсорная и эмоциональная депривация). И наш мозговой ЦУП принимает решение – если не получается развиваться и постигать новое, надо хотя бы «сохранить то, что есть, обеспечить безопасность, защититься».
Поведение особого ребёнка меняется. Мозг не становится «наркоманом» новых впечатлений, нагрузок, переживаний. Он останавливается, «зависает» на простых, уже известных раздражителях, которые хотя бы (по мнению ЦУПа) безопасны. Не стремится постигать новое в силу своих особенностей и ограничений.
Это проявляется при множестве отклонений в развитии, но особенно остро при РАС. Дети с аутизмом замыкаются, фиксируются на определенных, приятных или приносящих эмоции видах деятельности, чем объясняется большинство аутостимуляций и стимов. В отличие от описанного в прошлой части идеального ребёнка, у малыша с РАС не наступает «пересыщения» от повторяющихся и однообразных видов деятельности. Наш «идеальный ребёнок» думает: «Я уже много раз бегал от стенки к стенке, но теперь это уже не приносит былых ощущений, хочу добавить чего-то или попробовать что-то новое». Аутичный же: «Это приносит эмоции и это безопасно. Останусь-ка я тут». Сначала мозг предпочитает оставаться в «зоне безопасности», выбирая простые и повторяющиеся виды деятельности, а затем «костенеет» и почти все новое воспринимает как опасность.
Но это характеризует большинство детей с особенностями в развитии. Приведём ещё несколько примеров:
«Я не слышу вас. Вы там открываете рты, бесцельно, не буду вникать»
«Я не вижу. Но знаю, что этот угол безопасен, тут я не споткнусь и не ударюсь головой, буду сидеть здесь».
«С мамой тепло и безопасно. Буду всегда висеть у неё на руках»
«Это интересно, но требует много усилий, попробуем другое. Это интересно, но требует усилий, попробуем другое. Это интересно, но ...»
«Я кричу, мама приходит. Я добиваюсь своего. Зачем усложнять?»
Во время написания этой статьи я собираюсь на тренировку. И мой изрядно поумневший за время взросления «Багаж из прошлого» всеми силами пытается меня отговорить. «Мы живем в 21 веке. Кому вообще нужны эти тренировки? Блин, кажется у тебя болит живот. И вот этот сустав. Может, ну его? Оооой, вспомни, мы смотрели видео, где чувак поднимал штангу, его придавило, и ему никто не помог. У тебя же сегодня жим?». Но я чётко вижу цель, знаю, что мое здоровье и гормональный баланс скажут мне спасибо в будущем. Поэтому, хоть порой ЦУП и побеждает, я одерживаю победу в чуть большем количестве случаев.
У детей с особенностями в развитии защитные тенденции берут верх гораздо чаще.
Теперь вернёмся к речи. В данном случае она, как очень сложная система взаимодействия с другими людьми и миром, не развивается самостоятельно. На это требуется много ресурсов, много попыток и много внимания, памяти, мышления. Мотивации почти нет, поэтому нет и смысла напрягаться.
К трём годам, правдами-неправдами, но это уже не просто ребёнок – это личность. Да, без речи, с немножко иным мышлением и психикой, но личность. Она изучает мир не «на автомате», а более-менее осознанно. И тут, всполошившиеся родители, которым лишь в три года сказали диагноз (но это не точно), начинают бить тревогу – деточка не говорит!
Начинаются походы по специалистам, хождения по мукам.
Обратимся ко второй части заголовка этих статей. Мы выше описали примерно основные психические мотивы и общую ситуацию развития. Попробуем представить себя на месте ребёнка, речью до этого не пользовавшегося или использовавшего лишь фрагменты, и попробуем изучить новое слово: «яблоко».
Слово «яблоко» с предметом яблоком не имеет вообще ничего общего. Они не похожи по размеру, по форме, по назначению, они вообще не связаны. Просто когда-то давно люди договорились называть эту круглую вкусную штуку «яблоко». Мышлению ребёнка приходится соединить у себя в голове два явления, одно из которых реальное и ощутимое, а другое - просто условность и придумка людей вокруг. Это уже достаточно сложно.
Слово «яблоко» не так-то просто произнести. Надо последовательно воспроизвести несколько артикуляционных позиций, правильно при этом дышать, не захлебнуться слюнями, и подобрать нормальную громкость и темп.
Попробуйте вбить в интернете что-нибудь типа «Самые сложные трюки в брейк-дансе, самоучитель». Найдите видео. Дадим вам поблажку - посмотрите видео раза три. Теперь мотивируйте себя - представьте, как на вас смотрят мать, отец, логопед, дефектолог, бабушки с дедушками и усиленно просят повторить сложный трюк. Теперь падайте на пол и начинайте. Быстрее и чётче, блин, от этого зависит твоё развитие!!!
И вот произнести слово «яблоко» с чисто механической, физической точки зрения - примерно то же самое, только ещё и на ограниченной части тела.
Итак, теперь мы сидим за столом, добрая тётя который раз показывает нам на картинку: «Петя, скажи, что это?». Малышу в данный момент нужно:
· Соединить в голове изображение (а это ещё одна непонятная система коммуникации, блин, что за черт?!) с реальным объектом, сладким, зелёным хрустким;
· Вспомнить, что этому предмету соответствует совершенно не связанное с ним слово «яблоко»
· Вспомнить, как это слово произносить, проиграв в голове всю последовательность манипуляций ртом, губами, языком, голосовыми связками и дыханием
· Наконец, попытаться всё это произнести, не быстро и не медленно, не тихо и не громко.

Так. Но все предметы-яблоки разные. Есть красные, зеленые и желтые, есть сладкие, кислые и ватные, есть маленькие и большие, червивые и недозревшие. И для всех этих абсолютно разных предметов одно не связанное с ними слово - «яблоко». Ладно, можно смириться. Но есть ещё предмет, очень похожий на предмет яблоко, но с другим словом - «груша». И все предметы-груши тоже разные. Хорошо, потерпим. Но есть ещё сливы и абрикосы, мандарины, апельсины и лимоны, персики и нектарины. Какая между ними разница и зачем их вообще называть по-разному? Но, все эти предметы при этом можно назвать одним словом – «фрукты». Зачем тогда каждому предмету своё название? К фруктам ещё относятся «авокадо», «ананас», «фейхоа» и «папайа», материальных воплощений которых я никогда не видел, но должен знать. Что?! Ещё есть «овощи»?!
Ладно, с названиями предметов ещё более-менее понятно, но что такое прилагательные? Они вообще с реальными предметами не связаны конкретно! «Сладким» может быть яблоко, поцелуй, слово, чай или даже сам ребёнок, когда мама его так называет.
А что такое глаголы? Что они, блин, обозначают? Действие? Готовность действовать? Почему тогда «дай», «подай», «отдай», «сдай», «выдай», «раздай» обозначают взаимодействия с одним и тем же предметом, но совсем разные по звучанию и по смыслу?
Что блин?! Местоимения? Почему не «Папа», а «Ты», почему не «Петя», а «Я»? Зачем мы полгода изучали названия предметов? Чтоб потом не называть их своими именами?
Какие ещё к чертям наречия?!! Прошедшее и будущее время?!! Согласование по числам, родам и падежам?!!! Хьюстон, у нас проблемы!!!
Думаю, картина ясна. Ребёнок в ступоре. Изучить эту систему осознанно - безумно трудно. Порой поражаешься, как люди вообще могут говорить? Это же целая вселенная! Представляете, мы за всю жизнь не можем усвоить и активно использовать всех слов родного языка, на котором говорим с рождения! А что же требовать от трехлетнего ребёнка?

Про речь. И про яблоки. Часть II. «Хьюстон, у нас проблемы. Детская психология, Дефектолог, Аутистические расстройства, Развитие детей, Картинка с текстом, Длиннопост

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;