Про ленд-лиз и про прочее

Осторожно! Иллюстрация к статье содержит демонстрацию курения!:))

После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, с целью выяснить, как долго продержатся русские. В США в то время имело преимущество мнение, что СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам и поставленное оружие и материалы достанутся противнику. 31 июля 1941 г. Гарри Гопкинс встретился с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. Американский политик отбыл в Вашингтон с убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве необходима и способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Война – не боксерский турнир, где сходятся «мана ту мана» и лупятся кулаками. Война – это схватка ресурсов. Экономических, технологических, политических и духовных, нравственных.

Когда тщатся ослабить значение победы СССР в той, большой войне, заявляют, что без помощи союзников не было бы победы. Почему бы и нет? У всех, во всех войнах, есть не только противники, но и союзники. Не кровные братья, бескорыстно спешащие на помощь близким, а расчетливые, порой вынужденные, из страха за свое благополучие, помощники и соратники.

Предлагаю немного цифр экономического состояния противников – СССР и Германии – накануне и во время прямого военного конфликта между ними.

Валовые продукты стран в 1941-1943 годах в пересчете на млрд. $ того времени:

СССР – 417-274-305

Германия+Франция+Австрия+Италия – 715-705-701 (+ все остальные оккупированные страны Европы – данных нет).

Япония 196-197-194

США – 1094-1235-1399

Великобритания – 344-353-361.

При этом, численность населения, которыми располагали СССР и Германия к началу 1941 г.:

СССР – от 191 до 198 млн. (по разным источникам). Цифра включает население присоединенных территорий в 1939-1940 г.г.

Германская коалиция – 283 млн. (тоже с некоторой неточностью). Цифра включает Австрию, союзников (Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия) и жителей оккупированных территорий.

Кто-то может придраться: СССР «присоединял», а Германия «оккупировала»? Да, именно так! И юридически, и по сути. Кроме Австрии, другие страны и территории не включались в состав Германии, там вводилось германское управление. А где не вводилось (например, Франция, Чехия), там взимались специальные оккупационные налоги и контрибуции. Деньгами, продуктами сельского хозяйства и промышленности. Более 50% танков, вторгшихся в СССР 22 июня 1941 года, были изготовлены на чешских заводах.

Безусловно, на начало войны ресурсы СССР были слабее, чем у Германии с союзниками.

Интересно рассмотреть, как страны-противницы эти ресурсы накапливали.

И СССР, и Германия после разрухи 1 Мировой и революций начали как бы «с чистого листа». Поэтому рост экономик этих стран в тот период выглядит сегодня фантастическим.

Посмотрим Германию. Развитие страны еле тлело до 1933 года. С 1933 по 1939 г. ВВП Германии удвоился. В среднем, прирост более 14% в год. При этом рост был безинфляционным, а иностранный капитал не привлекался. Формально, так. Но!

Банкир, позже министр экономики Рейха Я.Шахт хвастал в 1929 году, что Германия за 5 лет получила больше займов, чем США за 40 лет! Но, к чему я это, если после 1933 от займов отказались? А вот к чему: посмотрите последствия интенсивного заимствования.

Принадлежащая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность, а также производство синтетического бензина.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность. Ему же принадлежала американская компания «IТТ», контролировавшая 40% телефонной сети Рейха и 30% акций «Фокке-Вульф».

Тот же Морган, через «Дженерал Электрик» контролировал радио- и электротехническую промышленность Германии и концерн «Оппель».

Генри Форд владел 100% акций концерна «Фольксваген».

К моменту прихода Гитлера к власти американский капитал полностью контролировал и крупнейшие банки – Дойче Банк, Дрезден Банк, Донат Банк и ряд других.

И это не весь перечень.

Все это, не сомневайтесь, работало впоследствии на войну, в том числе против СССР.

Кто-то может ужаснуться: какой конфликт интересов! Отнюдь! Потому что капиталисту не важно, куда полетят самолеты и поедут танки, сделанные на его заводах. Для капиталиста важна…. правильно – капитализация.

Ну, а что же СССР? Он начал подъем на 5 лет раньше Германии. При этом, отгородившись от остального мира и почти не участвуя в мировой экономике. С 1928 г (начало первой сталинской пятилетки) до 1938 года его экономика выросла в 6 раз, ВВП рос по 15% в год.

И вот как эти страны подошли к войне:

План бюджетов на 1940 год (цифры округленные до 1 млрд):

СССР – доход 180 млрд. рублей, расход 170 млрд. рублей;

Германия – 49 млрд. марок, расход 77 млрд. марок.

Профицитный бюджет против дефицитного. Вопрос: откуда деньги на дефицит? Оставлю без ответа.

СССР свой бюджет кое-как выполнил. Германия же получила дополнительно 28 млрд от завоеванных стран. А потратила более 84 млрд. Военная агрессия помогла бюджету, хоть и не выровняла его. Вопрос «откуда деньги, Зин?» - остается открытым.

Кто-то спохватится: так ведь и СССР что-то получил с присоединенных территорий? Ага, вы серьезно хотите сравнить экономики Бессарабии, Западной Украины, Прибалтики с экономиками Чехословакии, Франции, Бельгии, Голландии…дальше не стану перечислять.

Так вот, возвращаясь к лендлизу и союзнической помощи: а как без нее? И ведь здорово получилось: американские капиталы воевали с обеих сторон, а пополнялась одна и та же кубышка.

Про ленд-лиз и про прочее Экономика, Ленд-лиз, Капитализм, Союзники, Длиннопост

Лига историков

15.1K поста51.9K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
29
Автор поста оценил этот комментарий

Это откуда инфа что "100% акций завода Фольксваген принадлежало Форду"? Новый миф от коммунистических культистов? Реальность вас уже вообще не устраивает?


Он вообще то был государственный. Гитлер создал за рейхсмарки и назначил Фердинанда Порше руководить. Там Форда и близко не было.


Ну и еще есть пруфы что после начала войны немцы ПЛАТИЛИ американцам? Вот Опель и правда принадлежал Дженерал Моторс на 80% ( а не Морганам как вы придумали) . Только гитлер все национализировал и никому не платил.


Разве что Рокфелелра через аргентину топливо немцам поставляли. НО это не гримаса капитализма а личная инициатива Рокфеллеров.


С таким же успехом можно заявить что Сталин и СССР помогали гитлеру, потому что на оккупированных немцами территориях немцы пользовались советской инфраструктурой, электростанциями и продуктами.


Ну и победили мы конечно сами, но заявлять что буржуи вообще были казлы некорректно.



В Советский Союз в рамках ленд-лиза также было поставлено: 669 самолётов (для сравнения — на 1 октября 1941 года в составе трёх фронтов, защищавших Москву, было 568 самолётов и из них — 389 исправных[23]) и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в три с лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины противотанковых пушек более 5000 штук; автоматического оружия 131 633 штуки (в основном пистолетов-пулемётов); пистолетов 12 997 штук; винтовок 8218 штук; взрывчатые вещества: 345 735 тонн (в том числе тротила 123 150 тонн; толуола 107 683 тонны; динамита 31 933 тонны); пороха 127 000 тонн; этанола высокой очистки (для изготовления взрывчатых веществ) 331 066 литров; детонаторов 903 000 штук; радиостанций 35 800 единиц; радиолокаторов 2074 единицы; противолодочных кораблей 105 единиц; торпедных катеров 202 единицы; грузовых судов 90 единиц; подводных лодок 4 единицы; двигателей для катеров и кораблей 7784 штуки; товарных вагонов 11 075 штук; локомотивов 1981 штука; тракторов 8071 штука; металлорежущих станков 38 100 штук; телефонов 2 500 000 штук; продовольствия 4 478 000 тонн; машин и оборудования на 1 078 965 000 долларов; оборудования зданий на 10 910 000 долларов; стали 2 800 000 тонн; цветных металлов 802 000 тонн; нефтепродуктов 2 670 000 тонн; химикалий 842 000 тонн; хлопка 106 893 тонны; кожи 49 860 тонн; шин 3 786 000 штук; армейских ботинок 15 417 000 пар; одеял 1 541 590 штук; пуговиц 257 миллионов[36.


СССР получил от США 433 967 автомобилей[39] и 34 190 мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года выпущено лишь 266 тыс. автомобилей и 27 тыс. мотоциклов (без учёта шасси и комплектующих для танков Т-60 и Т-70, бронеавтомобилей БА-64; на 22 июня 1941 в РККА было 281 377 автомобилей[40], из народного хозяйства на 23 августа 1941 года было изъято 206 169 единиц


Для нужд Военно-морского флота в СССР было поставлено: 318 боевых кораблей (тральщики, торпедные катера, катера-«большие охотники за подводными лодками»), 2 141 самолёт, несколько тысяч единиц автоматического зенитного вооружения, 3 776 мин морских, 21 273 бомбы глубинных, 128 тралов акустических и электромагнитных, 359 гидроакустических систем, 1 724 радиостанций разных, 1 049 комплектов радиолокационной аппаратуры, 1 300 дизелей судовых, 159 водолазных станций и ещё свыше сотни наименований вооружения, корабельного и берегового оборудования, остродефицитного или вообще не выпускавшегося в СССР[42].

«Студебеккер» в значительной части заменил конную тягу и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Dodge 3/4 т, буксирующий артиллерийские орудия до 76 мм включительно. Легковой автомобиль Willys с двумя ведущими осями стал надёжным средством разведки, связи и управления войсками, а также в качестве лёгкого тягача для 45-мм противотанковых пушек. Были также автомобили специального назначения — амфибии Ford (на базе машины Willys, 3520 шт.) в составе специальных батальонов для форсирования водных преград, и 723[39] GMC (на базе грузовика той же марки), использовавшиеся, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ.

Ленд-лизовские «Студебеккеры» стали к концу войны (с 17 июля 1944 года) основным шасси для систем залпового огня «Катюша». За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, они составили 1845 — 54,7 % (на базе ЗИС-6 — только 372, до сентября 1941; остальные 17 типов шасси — 1157 — 34,3 %)[43]. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война[~ 5]. Всего же шасси, пригодных для установки пусковых, было поставлено 5975[39]. После окончания военных действий с Японией СССР принял решение о возврате американской автотехники и началась процедура её возврата в США, при этом процесс возврата был проведён практически полностью, так что в настоящее время проблематично найти оригинальные американские автомобили, использовавшиеся в период военных действий, даже в музеях. Например, в военно-историческом музее «Сталинградская битва» в г. Волгограде представлена уже послевоенная отечественная автотехника в качестве носителя «катюш».

Паровоз Еа

СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1928 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено в СССР за годы войны; до войны СССР имел 25 000 локомотивов) и 11 075 вагонов (больше в 10,2 раза). При этом 98,5 % импорта подвижного состава пришлось на конец войны и послевоенное время — с 1944 года) (подробнее…).

США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией[45]. Кроме готового авиабензина, было поставлено нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР, причём объём этих поставок был таков, что собственная годовая выработка авиабензина возросла со 110 000 тонн в 1941 году до 1 670 000 тонн в 1944 году[46]. Наряду с самолётами, СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).


Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов, которые находились под управлением General Motors. Самые крупные назывались TAP I (Truck Assembly Plant I) в Андимешке и TAP II в Хорремшехре. Всего за годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР



По повожу буржуйской "выгоды"


Поскольку, согласно акту о ленд-лизе, поставки промышленного оборудования, оставшегося в СССР, должны быть оплачены, США пытались получить эту сумму, равную 2,7 миллиарда долларов. Советско-американские переговоры 1948—1949 года были безрезультатны, поскольку СССР был категорически не согласен с этой суммой. В 1951 году американское правительство дважды снижало сумму долга до 800 миллионов долларов. В итоге очередное соглашение о выплате долгов за поставки по ленд-лизу было подписано в 1972 году. СССР обязался выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты, к 2001 году. В 1973 году был сделан платёж в 48 миллионов долларов, а потом выплаты долга приостановили, после того как США стали применять к СССР дискриминирующие меры в торговле (поправка Джексона-Вэника).

В 1990 году установили новый срок погашения долга по ленд-лизу в объёме 674 миллионов долларов — до 2030 года. После распада СССР Российская Федерация в апреле 1993 года взяла на себя выплату всех советских долгов, в том числе и обязательств по ленд-лизу перед США. Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с «Парижским клубом» 21 августа 2006 года[


Предметы снабжения по программе ленд-лиза, которые не были поставлены в СССР на момент окончания Второй мировой войны, но находились к этому времени на складах или в производстве, были предоставлены Советскому Союзу по так называемому «трубопроводному соглашению» (Pipeline Agreement), подписанному 15.10.1945. Поставки по этому соглашению СССР обязался оплатить в долларах и с небольшим процентом. Поставки по этому соглашению были оценены в 222 миллиона долларов, и они состояли только из промышленного оборудования и запчастей. В частности, было поставлено следующее: электрогенераторы, паровые котлы, двигатели, моторы, трансформаторы, кузнечно-прессовое оборудование, шахтное оборудование, различные станки (включая прецизионные и полуавтоматические). Эти поставки СССР оплатил не полностью.


В период с июня 1941 по май 1945 года доставлены в СССР в общей сложности 4 млн тонн военных грузов, включая продукты питания и медикаменты. Стоимость поставленных Великобританией в СССР вооружений составила 308 млн фунтов (не включая военно-морских вооружений), стоимость продуктов питания и сырья составила 120 млн фунтов. В соответствии с англо-советским соглашением от 27 июня 1942 года военная помощь, отправленная из Великобритании в Советский Союз во время войны, была полностью бесплатной При этом необходимо иметь в виду, что до этой даты СССР проводил оплату поставок со стороны Великобритании золотом и валютой. Общая сумма оплаты сегодня может быть оценена в размере 55 тонн золота. Факт данных поставок широко известен в мире благодаря известному случаю гибели одного из десяти кораблей, перевозивших золото. Это потопление в апреле 1942 года британского крейсера «Эдинбург», перевозившего ценный груз в размере 5500 кг золота из СССР в Британию.

раскрыть ветку (10)
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

В плане взрывчатых веществ - союзники их поставили в СССР в количестве 50% от советского производства - США, Великобритания и Канада. Если бы не они - стрелять в армию Гитлера СССР мог бы только на треть меньше и победить в этом случае было бы действительно проблематично.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку