113

Про безрассудство и отвагу

Про безрассудство и отвагу

В средней школе времен Советского Союза главным предметом был безусловно русский язык. На втором месте литература, затем математика, а уже потом всякие физики и истории с физкультурой и химией.
У нас в школе русский язык и литературу преподавала Ирина Леонидовна. Делала она это весьма успешно, доказательством тому служит то, что я пишу без ошибок и инстинктивно правильно расставляю знаки препинания, причем без помощи компьютера. На уроках литературы нам было интересно, даже наводящие тоску произведения классиков литературы казались не очень занудными. В общем, все было бы чудесно, если бы не одна вещь.
Ирина Леонидовна совершенно не выносила, когда на уроке русского языка начинали запинаться или неуверенно отвечать устное домашнее задание. Она без промедления выходила из себя. А не в себе это был совершенно другой человек. Урок начинал походить на допрос подпольщиков в гестапо. Подпольщики были совсем не против сознаться, но от страха и на нервной почве совершенно отшибало память.
Каждый раз все начиналось внезапно. Никогда и ничего не предвещало беды. Не было связи между ее настроением и погодой или временем года, или месяца или дня. От этого было еще страшнее. Неизвестность как известно пугает особенно сильно.
Происходило все примерно следующим образом. Начинался урок русского языка и перед началом новой темы Ирина Леонидовна вызывала кого-нибудь к доске ответить устно домашнее задание. Заданный параграф учебника. Вот эта лотерея и определяла дальнейший ход событий. Если вызванный «кто-нибудь» начинал говорить громко уверенно и без запинки, пусть даже и не совсем то, что нужно, то все отлично и почти наверняка все обойдется. Мяться у доски, тянуть время или делать вид, что вот сейчас все вспомнишь означало полный крах для всех.
Была еще одна ловушка. Ирина Леонидовна часто останавливала отвечающего и задавала уточняющие вопросы. Или вместо того, чтобы дать выпалить честно вызубренный параграф, спрашивала про какие-нибудь никому не нужные особенности написания деепричастных оборотов. И тут уж смотри, не оплошай. Ответ должен был быть мгновенным и незамедлительным. Необходимо было сохранять максимальное хладнокровие и присутствие духа.
Разумеется, далеко не каждый ученик пятого класса средней школы обладал набором указанных качеств. Поэтому часто после вопроса возникала пауза. Как известно, пауза хороша вовремя. Вроде ложки к обеду. Урок русского языка совершенно не подходит для пауз.
Итак, вопрос висел в воздухе. Ничего не происходило. У доски безмолвие и судорожная работа мысли. Мы физически ощущали ход времени. Все! Время вышло. Ирина Леонидовна в притворном удивлении поднимала брови и растягивая звуки произносила: «Ннннуууу?» Даже если вдруг в эту секунду жертва у доски чудом вспоминала ответ это не имело никакого значения. Уже поздно. На выдохе Ирина Леонидовна выстреливала сквозь сжатые губы в сторону доски только одно слово: «ДВА!» Причем, не «САДИСЬ, ДВА!!!!», а просто «ДВА!», на место идти рано, с ним еще не закончили.
Затем она поворачивалась к классу.
Убежать или спрятаться под парту было невозможно. Мы сидели, скованные ужасом и парализованные ее бешеным взглядом. Максимум, на что мы были способны, это попытаться спрятаться за раскрытыми страницами учебника, одновременно пытаясь перечитать параграф домашнего задания.
Ирина Леонидовна молча указывала пальцем на следующую жертву. Обреченный поднимался на ватных ногах. Иногда он или она даже успевали выдавить из себя некое подобие звука, похожего на писк, прежде чем сесть на место пробитым навылет двойкой. Шансов не было. Ни у кого. Причем пребывая в состоянии валькирии, хлебнувшей настойки из мухоморов, Ирина Леонидовна совершенно не делала разницы между девочкой круглой отличницей и простым серым троечником. Двойки получали все.
К счастью, она обычно ограничивалась тремя или четырьмя жертвами, после чего возвращалась к ждущему своей участи у доски и не зная сострадания и жалости вытягивала нужные ей ответы. Этим все и заканчивалось.
Но только не в тот раз.
В тот несчастный день все начиналось по обычному сценарию. У доски стоит получивший свою двойку и ждет продолжения, девочка-отличница получила свою первую в жизни двойку и беззвучно плачет, забившись в угол парты, еще двое сидят, гордо выпрямив спину, двойка есть, прятаться не нужно. Ледяной взгляд валькирии скользит по головам. И натыкается на поднятую руку. Кто-то поднял руку. Немыслимо. Даже несколько противоестественно. Это вызов. Кто этот герой? Это Саша Суворов. Тезка и однофамилец отважного великого полководца.
«Суворов?»-голос Ирины Леонидовны звучит несколько уважительно. Она понимает толк в отваге.
И тут случается страшное. Оказалось, что Саша Суворов унаследовал от великого генералиссимуса отвагу, но не мозги. Он встал и сказал: «Ирина Леонидовна, можно выйти? У меня банан потек». Именно так. Слово в слово.
Невозможно описать словами то, что случилось потом. Видимо нечто подобное в свое время устроил царь Ирод. В тот день двойки получили все в классе. Кроме Саши Суворова. Он получил единицу.
После уроков мы избили Сашу. Все на одного. Включая девочек.
А что нам оставалось делать? Каждому из нас предстояло прийти домой и сказать примерно следующее: «Папа и мама, у меня сегодня двойка по русскому, потому что у Саши Суворова на уроке банан потек». Мало того, что это звучало не очень прилично, так еще и не очень правдоподобно.
Мои родители, например, совершенно не поверили в эту безусловно правдивую историю, и выдали мне все что полагается в таких случаях.
Судя по тому, что на следующий день Сашу снова избили всем классом, родители моих одноклассников тоже не захотели войти в незавидное положение, понять и простить.
Смысл поговорки «Дважды на одни грабли» в том, что у человека безусловно есть право право на ошибку, но если ситуация повторяется, то видимо стоит задуматься над тем, что происходит.
Не знаю о чем думал Саша Суворов, но через несколько месяцев, в аналогичной ситуации он снова поднял руку, встал и жизнерадостно произнес: «Ирина Леонидовна, я гвоздик нашел!»
Надеюсь, что нет необходимости рассказывать, что случилось потом.
К счастью для нас, родители вскоре перевели Сашу Суворова в другую школу и традиция получать двойки всем классом не прижилась.

Дубликаты не найдены

Истории из жизни

22.2K поста55.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

Подробнее
+31

В этой истории ужасно и печально всё, от первого до последнего абзаза, от априорного главенства уроков русского языка до априорного смирения с незаслуженными наказаниями. Ироничность повествования здесь похожа на попытку прикрыть растерзанный истлевший труп платочком с весёлыми цветочками, что не так страшно было.

+13
Ебанутая она, Ирина эта ,Леонидовна!
раскрыть ветку 2
+1
Безусловно
раскрыть ветку 1
+10
Охуенно. Свирепствует безумная Леонидовна, а избили Сашу. Дважды. И, главное, даже спустя годы понимание, кто на самом деле виноват, не пришло.
раскрыть ветку 1
0

обычно так и бывает. Более того, наиболее эффективные методы аппаратов насилия так и работают

+15

Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова Саши Суворова, второклассника и второгодника ))))

Это не для вас к счастью, а к счастью Саши, забрали его родители от вас, ничтожнейшие юные карьеристы! ))))

+13

а что?! Хороший парень был, не боялся ничего и клал на зануду препода))) больше таких нужно в наши дни

+11

Вспомнилась похожая история с нашим физиком, его имя кажется впечатано в подсознание - Александр Абрамович. Физику он преподавал шедеврально, но нрав был очень суров. Получить череду двоек всем классом за то, что сразу не видишь решение какой-то случайной, только что надиктованной им у доски задачи было элементарно. И класса до 10-го я смиренно принимала свою участь и садилась с двойкой. Но, однажды, наступил переломный момент. В очередной раз выйдя к доске и написав "дано" я подзависла в думах и не сразу поняла, как начать решение. И конечно тут же громогласно прозвучало - "Садись, два!" и фамилия следующей жертвы. И тут меня посетило озарение, как начать решение, и я начала его стремительно записывать на доску. В спину мне продолжались крики в духе - Садись, два! Садись уже. Все. Сзади уже стояла следующая  ученица.  Но я продолжила писать до конца. В итоге услышала - да, правильно, садись четыре. Справедливость восторжествовала. 

Помню потом меня благодарила та ученица, что ей не пришлось выходить к доске. Хотя это было совершенно незаслуженно, меньше всего тогда я думала о её благополучии. Для меня это стало своего рода победой над этим многолетним страхом, когда так пугаешься, что не можешь думать.

Я до сих пор высоко ценю знания, переданные физиком, но вовсе не уверена, что так запугивать детей стоило. Впрочем, даже при этом, он оставался справедливым, даже в этой ситуации. Очень редкое качество для учителей в моей школе.

+6

"я пишу без ошибок"

Уважаемый (нет) ТС!

Прежде, чем делать такое громкое заявление, выучи букву "Ё" и научись расставлять запятые.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+2
А можно совместить и ставить запятые над е?
+18
Какой то класс мразей. О да давайте изобьем толпой одного. Молодцы чо.
+16

Т.е. стая малолетних уродов, вместо того чтобы пойти и коллективно жаловаться на самодура учителя, вымещала свою злость на человеке, который хоть что-то попытался сделать? Охуеть, блядь, какая позитивная история!

раскрыть ветку 2
+3
В то время жаловаться на учителя? Бесполезно было. Учитель был всегда прав.
0

школа жизни

+15

Не было связи между ее настроением и погодой или временем года, или месяца или дня
Связь была в отсутствии регулярной связи у Ирины Леонидовны и её супруга.

+8
Первое - русский, второе - литература? Схерали? Математика - царица всех наук!
+3
*шепотом* а мне рассказ понравился... И я (о боже!) даже смеялась.. Громко
раскрыть ветку 2
0
Правда???????
раскрыть ветку 1
+5

На мой взгляд, математика и физика были важнее всего в школе, по крайней мере в середине-конце 80-х.

А вот дальше - русский язык, литература и всякая гуманитарщина.

Хотя, в разных школах по-разному было.

+2
Самый алекватный в этой истории - Суворов. Адекватный преподаватель не стал бы ставить двойки, алекватные родители уточнили бы информацию у других родителей - действительно ли все получили два (или хотя бы у родителей той упомянутой отличницы), алекватный класс не стал бы нападать толпой на одного из-за психанутой училки.
+2
Чем-то этот пост напомнил...
"Медведь был безобpазным, косолапым и гpязным животным. Однако добpее его не было никого во всем лесy. Hо звеpи замечали только его внешность, на что Медведь жyтко обижался, ловил их и жестоко избивал ногами. Поэтомy звеpи его не любили. Хотя он был очень добpым. И веселым. Он любил задоpные шyтки. За эти шyтки звеpи его скоpо жyтко возненавидели и били. Да, тpyдно быть на свете добpым и веселым..."
+1
Не смотря ни на что Ирина Леонидовна была и остаётся для меня идеалом учителя русского и литературы. Слушать её рассказы о писателях и их книгах было огромным удовольствием. Конечно до момента проверки домашнего задания. Тут для меня начинался ад и палестина. Но, как мне кажется, только для меня, остальные ученики отвечали отлично, спорили с ней, находили правильные ответы, чего у меня не получалось вообще. Редки случаи, когда мне удавалось ответить правильно, а уж про сочинения и говорить не приходится. Прочитать за выходные три-четыре пьесы Островского и написать по каждой сочинение было для меня непосильной задачей. К моему удивлению остальные одноклассники, закаленные годами тренировок справлялись, я же привыкла в другой школе пинать балду, поэтому весь год перебивалась с двойки на тройку. Мои тетради с сочинениями возвращались ко мне исписанными красной ручкой с таким количеством замечаний и исправлений, что из них можно было составить отдельное сочинение. И только под конец учебного года я все-таки чему-то научилась, и финальная работа по "войне и миру" принесла мне заслуженную, выстраданную "четверку". Я жалею, что не училась у неё всю школу, думаю, я бы совсем иначе умела читать книги и совсем иначе бы писала.
раскрыть ветку 3
0
Нуууууууу, а могла бы быть и психотравма
раскрыть ветку 2
0

До слез прямо пробрало! Спасибо! :D

раскрыть ветку 1
0
Это Вам спасибо!
0
У нас был такой препод. Имя ему дядя Сэм.
0
Не знаю как и где, но у нас в школе, обычной советской школе СШ№21, на первом месте был не русский язык, а математика. Русский и литература, соответственно шли на II и III месте. Далее, уже физика, химия, труды и прочие предметы
0
Александры Суворовы они такие, хоть через Альпы, хоть на уроке.
0

Знаки препинания, говоришь, инстиктивно расставляешь? Я штук двадцать запятых недосчитался.  Показывать не буду, тупо лень.

раскрыть ветку 13
+2
Жаль, я очень надеялся, что мне укажут на ошибки
раскрыть ветку 10
0
Автор же честно признался: "спрашивала про какие-нибудь никому не нужные особенности написания деепричастных оборотов", следовательно, эта тема лишняя для него в русском языке.
раскрыть ветку 1
-2

>В средней школе времен Советского Союза главным предметом был безусловно русский язык.

>я пишу без ошибок и инстинктивно правильно расставляю знаки препинания


Дальше не читал, извините, не владею  "безусловно русским языком".

раскрыть ветку 1
0
Пожалуйста, не нужно извиняться
Похожие посты
3681

По журналу.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: