Приводнение на Неве
Сегодня, 21 августа, исполнилось 55 лет редчайшему событию - посадке реактивного самолёта на Неву.
Утром, 21 августа 1963 года авиалайнер "Ту-124" выполнял рейс "Таллин - Москва". Во время взлета в аэропорту Юлемисте на борту самолёта возникла аварийная ситуация - стойка переднего шасси заклинила в промежуточном положении. Как выяснилось позже, при взлёте от вибрации выпал один из элементов крепления шасси, который впоследствии обнаружили на взлетной полосе. Халатность это обслуживающего персонала или случайная поломка, в тот момент было неважно - сесть обратно на аэродром многотонная машина не могла. При посадке подломилась бы неисправная передняя стойка и самолёт бы неминуемо разрушился от удара.
Единственным шансом было посадить неисправное воздушное судно на специальную аварийную полосу, представляющую собой вспаханное поле. Такая полоса исключает трение о бетон и образование искр, приводящих к пожару топлива. Но эстонский аэропорт такой полосой не располагал, и было принято решение направить аварийный борт в Ленинград, в аэропорт Пулково (тогда он назывался Шоссейная).
Около 11:00 самолёт вошёл в воздушное пространство над Ленинградом и начал на высоте 500 метров совершать круги над городом, чтобы выработать запас горючего. В 12:11 по показаниям приборов горючего оставалось ещё 750 килограммов, когда вдруг замолчал один из двигателей самолёта. Приборы того времени не отличались совершенством и их неверные показания ввели экипаж терпящей бедствие машины в заблуждение относительно запасов топлива.
Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город, что в нормальной ситуации категорически запрещено. Лайнер немедленно начал разворот в направлении аэропорта, но в этот момент заглох второй двигатель.
38-тонная машина стала планировать на центр Ленинграда. Высота полета была всего 500 метров, что не давало экипажу времени на раздумья. С креном в 30° почти неуправляемый самолет падал на жилые кварталы...
Командир воздушного судна Виктор Яковлевич Мостовой, летчик с большим стажем, и второй пилот, Василий Чеченев, ранее служивший в морской авиации, приняли мгновенное решение - садиться на воду!
Река Нева в этом месте течет по прямой на протяжении нескольких километров, от Арсенальной набережной до нынешнего Вантового моста изгибов русла нет. Но есть мосты... Падающая машина пронеслась в каких-то 40 метрах над опорами Большеохтинского моста, чуть не задела строящийся в то время мост Александра Невского и приводилась на Неву, немного не долетев до Финляндского железнодорожного моста. При этом лётчики сумели посадить самолёт, избежав удара об воду и разрушения фюзеляжа. Тем не менее, после аварийной посадки вода начала поступать в корпус самолёта и он начал медленно тонуть.
По счастливому стечению обстоятельств, к тонущему авиалайнеру подошёл речной буксир (от которого, к слову, лётчикам пришлось неимоверным усилием уворачиваться при посадке) и зацепив его за окна кабины пилотов, подтащил к берегу, вдоль которого стояли плоты из бревен. Крыло самолёта легло на них как трап, и все пассажиры и члены экипажа невредимыми сошли на берег.
Мужество, находчивость и профессионализм пилотов спасли минимум 52 человеческие жизни - это 45 пассажиров и 7 членов экипажа, непосредственно находившихся на борту. А если представить, как 38-тонная машина на огромной скорости падает на жилые кварталы в центре Ленинграда, то счёт пострадавших пошел бы на сотни, а то и тысячи.
Не буду описывать последовавшие за происшествием назначение крайних, наказание невиновных и поощрение неучаствовавших. Факт останется фактом - одна из единичных в истории авиации удачных посадок авиалайнера на воду произошла в нашем городе.
Всем хорошего дня!
Баяны
252K поста14.3K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.