Приводнение на Неве

Приводнение на Неве Авиация, СССР, Авария, Текст, Длиннопост, Ленинград

Сегодня, 21 августа, исполнилось 55 лет редчайшему событию - посадке реактивного самолёта на Неву.

Утром, 21 августа 1963 года авиалайнер "Ту-124" выполнял рейс "Таллин - Москва". Во время взлета в аэропорту Юлемисте на борту самолёта возникла аварийная ситуация - стойка переднего шасси заклинила в промежуточном положении. Как выяснилось позже, при взлёте от вибрации выпал один из элементов крепления шасси, который впоследствии обнаружили на взлетной полосе. Халатность это обслуживающего персонала или случайная поломка, в тот момент было неважно - сесть обратно на аэродром многотонная машина не могла. При посадке подломилась бы неисправная передняя стойка и самолёт бы неминуемо разрушился от удара.

Единственным шансом было посадить неисправное воздушное судно на специальную аварийную полосу, представляющую собой вспаханное поле. Такая полоса исключает трение о бетон и образование искр, приводящих к пожару топлива. Но эстонский аэропорт такой полосой не располагал, и было принято решение направить аварийный борт в Ленинград, в аэропорт Пулково (тогда он назывался Шоссейная).


Около 11:00 самолёт вошёл в воздушное пространство над Ленинградом и начал на высоте 500 метров совершать круги над городом, чтобы выработать запас горючего. В 12:11 по показаниям приборов горючего оставалось ещё 750 килограммов, когда вдруг замолчал один из двигателей самолёта. Приборы того времени не отличались совершенством и их неверные показания ввели экипаж терпящей бедствие машины в заблуждение относительно запасов топлива.

Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город, что в нормальной ситуации категорически запрещено. Лайнер немедленно начал разворот в направлении аэропорта, но в этот момент заглох второй двигатель.

38-тонная машина стала планировать на центр Ленинграда. Высота полета была всего 500 метров, что не давало экипажу времени на раздумья. С креном в 30° почти неуправляемый самолет падал на жилые кварталы...


Командир воздушного судна Виктор Яковлевич Мостовой, летчик с большим стажем, и второй пилот, Василий Чеченев, ранее служивший в морской авиации, приняли мгновенное решение - садиться на воду!


Река Нева в этом месте течет по прямой на протяжении нескольких километров, от Арсенальной набережной до нынешнего Вантового моста изгибов русла нет. Но есть мосты... Падающая машина пронеслась в каких-то 40 метрах над опорами Большеохтинского моста, чуть не задела строящийся в то время мост Александра Невского и приводилась на Неву, немного не долетев до Финляндского железнодорожного моста. При этом лётчики сумели посадить самолёт, избежав удара об воду и разрушения фюзеляжа. Тем не менее, после аварийной посадки вода начала поступать в корпус самолёта и он начал медленно тонуть.

По счастливому стечению обстоятельств, к тонущему авиалайнеру подошёл речной буксир (от которого, к слову, лётчикам пришлось неимоверным усилием уворачиваться при посадке) и зацепив его за окна кабины пилотов, подтащил к берегу, вдоль которого стояли плоты из бревен. Крыло самолёта легло на них как трап, и все пассажиры и члены экипажа невредимыми сошли на берег.


Мужество, находчивость и профессионализм пилотов спасли минимум 52 человеческие жизни - это 45 пассажиров и 7 членов экипажа, непосредственно находившихся на борту. А если представить, как 38-тонная машина на огромной скорости падает на жилые кварталы в центре Ленинграда, то счёт пострадавших пошел бы на сотни, а то и тысячи.


Не буду описывать последовавшие за происшествием назначение крайних, наказание невиновных и поощрение неучаствовавших. Факт останется фактом - одна из единичных в истории авиации удачных посадок авиалайнера на воду произошла в нашем городе.


Всем хорошего дня!

Баяны

252K поста14.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку