314

Приводнение на Неве

Приводнение на Неве Авиация, СССР, Авария, Текст, Длиннопост, Ленинград

Сегодня, 21 августа, исполнилось 55 лет редчайшему событию - посадке реактивного самолёта на Неву.

Утром, 21 августа 1963 года авиалайнер "Ту-124" выполнял рейс "Таллин - Москва". Во время взлета в аэропорту Юлемисте на борту самолёта возникла аварийная ситуация - стойка переднего шасси заклинила в промежуточном положении. Как выяснилось позже, при взлёте от вибрации выпал один из элементов крепления шасси, который впоследствии обнаружили на взлетной полосе. Халатность это обслуживающего персонала или случайная поломка, в тот момент было неважно - сесть обратно на аэродром многотонная машина не могла. При посадке подломилась бы неисправная передняя стойка и самолёт бы неминуемо разрушился от удара.

Единственным шансом было посадить неисправное воздушное судно на специальную аварийную полосу, представляющую собой вспаханное поле. Такая полоса исключает трение о бетон и образование искр, приводящих к пожару топлива. Но эстонский аэропорт такой полосой не располагал, и было принято решение направить аварийный борт в Ленинград, в аэропорт Пулково (тогда он назывался Шоссейная).


Около 11:00 самолёт вошёл в воздушное пространство над Ленинградом и начал на высоте 500 метров совершать круги над городом, чтобы выработать запас горючего. В 12:11 по показаниям приборов горючего оставалось ещё 750 килограммов, когда вдруг замолчал один из двигателей самолёта. Приборы того времени не отличались совершенством и их неверные показания ввели экипаж терпящей бедствие машины в заблуждение относительно запасов топлива.

Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город, что в нормальной ситуации категорически запрещено. Лайнер немедленно начал разворот в направлении аэропорта, но в этот момент заглох второй двигатель.

38-тонная машина стала планировать на центр Ленинграда. Высота полета была всего 500 метров, что не давало экипажу времени на раздумья. С креном в 30° почти неуправляемый самолет падал на жилые кварталы...


Командир воздушного судна Виктор Яковлевич Мостовой, летчик с большим стажем, и второй пилот, Василий Чеченев, ранее служивший в морской авиации, приняли мгновенное решение - садиться на воду!


Река Нева в этом месте течет по прямой на протяжении нескольких километров, от Арсенальной набережной до нынешнего Вантового моста изгибов русла нет. Но есть мосты... Падающая машина пронеслась в каких-то 40 метрах над опорами Большеохтинского моста, чуть не задела строящийся в то время мост Александра Невского и приводилась на Неву, немного не долетев до Финляндского железнодорожного моста. При этом лётчики сумели посадить самолёт, избежав удара об воду и разрушения фюзеляжа. Тем не менее, после аварийной посадки вода начала поступать в корпус самолёта и он начал медленно тонуть.

По счастливому стечению обстоятельств, к тонущему авиалайнеру подошёл речной буксир (от которого, к слову, лётчикам пришлось неимоверным усилием уворачиваться при посадке) и зацепив его за окна кабины пилотов, подтащил к берегу, вдоль которого стояли плоты из бревен. Крыло самолёта легло на них как трап, и все пассажиры и члены экипажа невредимыми сошли на берег.


Мужество, находчивость и профессионализм пилотов спасли минимум 52 человеческие жизни - это 45 пассажиров и 7 членов экипажа, непосредственно находившихся на борту. А если представить, как 38-тонная машина на огромной скорости падает на жилые кварталы в центре Ленинграда, то счёт пострадавших пошел бы на сотни, а то и тысячи.


Не буду описывать последовавшие за происшествием назначение крайних, наказание невиновных и поощрение неучаствовавших. Факт останется фактом - одна из единичных в истории авиации удачных посадок авиалайнера на воду произошла в нашем городе.


Всем хорошего дня!

Найдены возможные дубликаты

+14

Забыл сказать. У чуваков на Гудзоне было чуть более 7 минут. У пилотов тушки от отказа второго двигателя до приводнения всего 14 секунд. Это реально чудо

раскрыть ветку 11
+7
Это не чудо, это мастерство наших пилотов!!! Это называется профессионалы среди профессионалов!
-6

Ну если уж начистоту - у наших было примерно 2 часа с момента, когда они узнали о проблемах с шасси...

раскрыть ветку 9
+5

Они все два часа пытались выбить шасси, разобрав пол в кабине. Всё-таки на посадку лучше идти с шасси... Проблема тут возникла не с шасси - экипаж изначально летел в Ленинград, чтобы аварийно садиться "на брюхо". Проблема возникла с неожиданной остановкой двигателей и невозможностью дотянуть до Пулково

раскрыть ветку 8
ещё комментарии
+7

"Не буду описывать последовавшие за происшествием назначение крайних, наказание невиновных и поощрение неучаствовавших"

Да нет уж, опиши. А то я, к примеру, хорошо знаю это дело, но ни о чём подобном не слышал.

раскрыть ветку 3
+6

Все как в замечательном фильме "Тот самый Мюнхгаузен":

- сперва намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить.

Сперва экипаж хотели наказать, потом наградить, по итогу ничего. Все остались на летной работе, КВС дали двухкомнатную квартиру вместо коммуналки.

раскрыть ветку 2
+1

Немного не так было, но это мелочи, оставим. Так кого же наказали из невиновных и наградили из виноватых, можно услышать всё же?

раскрыть ветку 1
+2

Если верить РПЦ, то на борту находился будущий патриарх всея Руси Алексий 2 (Алексей Ридигер). Правда, диакон Андрей Кураев, провел расследование и сильно сомневается что Алексий был на борту.

Цитата отсюда http://www.pravoslavie.ru/63542.html

Что же способствовало чуду?
Есть устное предание о том, что среди 44 пассажиров на борту самолета летел будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще 34-летний молодой Таллиннский епископ. И в эти страшные минуты, глядя в окно, он видел, как мимо, будто во сне, проносятся очертания Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Зимнего дворца, и вот уже самолет полетел над Невой, всё ниже и ниже. Он молился о спасении самолета, его пассажиров и экипажа, о спасении города, на который могла рухнуть летучая махина. В тот день было празднование Толгской иконы Божией Матери, и Таллиннский архиерей возносил мольбы ко Спасительнице рода человеческого: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице… Зриши мою беду! Зриши мою скорбь!..»
Есть и другие факты, свидетельствующие о том, что чудо произошло по горячим молитвам наших небесных заступников. «Ту-124» сел на поверхность Невы неподалеку от места, где находилась могила петербургской юродивой схимонахини Матренушки Босоножки, и после 21 августа 1963 года люди, боящиеся летать на самолетах, обращались с молитвой к этой блаженной старице

Я в чудеса не верю, а верю в мужество, находчивость и профессионализм пилотов.

раскрыть ветку 5
+3

Вот это я понимаю буква "У" - упоротость. Это я про авторов цитируемого текста.

+1

Так и запишем:
Пиздобольство (совр.) - устное предание (устар.)

+1
очертания Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Зимнего дворца, и вот уже самолет полетел над Невой, всё ниже и ниже.
Эти «очертания» находятся в центральной части города, но перед этим Нева делает КРУТОЙ ПОВОРОТ, за которым и произошла посадка самолёта. То есть, самолёт однозначно заходил на посадку со стороны Выборгского района, и пассажир мог разглядеть очертания разве что памятника Ленину на броневике у Финляндского вокзала или знаменитых «Крестов».
раскрыть ветку 1
0

Самолёт шёл вдоль Невы и сделал поворот вместе с ней.

0

Ага :) Пишущий про "устное предание" судя по тексту, рядом с Алексием сидел, да еще и мысли читал :) Пиздец какой то

+1

"При этом лётчики сумели посадить самолёт, избежав удара об воду и разрушения фюзеляжа". (с)

По счастливому совпадению в составе экипажа был летчик с опытом посадки воздушных судов на воду - второй пилот В. Г. Чеченев. Прежде он служил в морской авиации. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни гидроудара хвостовой частью фюзеляжа.

раскрыть ветку 2
-1

Сегодня 55 лет этому событию! Хорошо, что поискали аналогичную информацию, но очень уж большая натяжка у Вас. Текст мой, если что, а не скопипизжен.

В чем проблема-то?

раскрыть ветку 1
0

я вижу пересказ вами 3 го баяна

+1

Я улетаю через 5 часов.Спасибо,подбодрили.

раскрыть ветку 3
+3

Всегда рады помочь Вам в выборе транспорта. Ваши РЖД :)))

раскрыть ветку 2
+1

Уже долетел и вернулся обратно.Все норм.

раскрыть ветку 1
0

А теперь, что и как было на самом деле:

"После взлета во время уборки переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром «Пулково». Долетев до Ленинграда, экипаж начал выполнять полет по кругу в зоне ожидания, вырабатывая топливо. На восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750 л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на посадку с прямой. При этом самолет оказался над центром города. В этот момент на высоте около 500 м отказал и второй двигатель. Экипаж принял решение производить приводнение на поверхность Невы. Самолет благополучно совершил посадку на воду со стороны Большеохтинского моста и остановился на поверхности реки в районе Финляндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте – около 400 м). Ту-124 остался на плаву. С помощью подошедшего буксира самолет был отбуксирован к находившимся на реке у берега деревянным плотам деревообделочного завода. Пассажиры высадились на плоты и затем были эвакуированы на берег.

Самолет впоследствии был поднят на берег и передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия.
Остановка обоих двигателей из-за полной выработки топлива. Экипаж неправильно установил остаток топлива, в связи с чем указатель топлива давал завышенные показания."

http://airdisaster.ru/database.php?id=220

0
поэтому и было принято странное (на 2018 год) решение убиться об воду.

Мой отец рассказывал, что аэропорт был закрыт, какую-то шишку то ли встречали, то ли провожали. И все прибывающие самолёты просто отправляли летать по кругу.

А этот был самым дальним рейсом и с самым большим (как думали) остатком топлива. Поэтому он и был последним в очереди на посадку.

Если бы у него и правда с шасси что-то было бы не в порядке, просто посадили бы "на брюхо".

Не знаю, насколько правда.

В СССР замалчивалось вообще всё, что только можно. Никаких происшествий! А такое дело просто так не скроешь, надо же как-то объяснить народу.

раскрыть ветку 4
0

Всё замалчивалось и все всё знали. От нас скрывали Чернобыль! Полстраны приняло участие в работах. И так почти со всеми случаями, с одной стороны - это был секретный, всех расстреляли и съели. Забыли только сто тысяч рядового состава об этом предупредить.

А сейчас правду матку то как режут, не то что тогда всё замалчивалось. Сейчас "правды" столько, что отравиться можно.

раскрыть ветку 1
+1

А власти скрывают! Кровавая гэбня на страже! Во всем виноваты жидорептилоиды из ZOG! Вы разве не знали??? :)

0

Каким последним в очереди, если он целенаправленно шел из Таллина на подготовленную ему аварийную полосу?

раскрыть ветку 1
0

Про "починку шасси в воздухе" - точно враньё. Мало похожее на правду объяснение того факта, что самолёт прилетел из Таллинна (это 300 км, 30-40 минут) и зачем-то ДВА ЧАСА потом провисел в небе.

0

Да да да, я тоже полезла гуглить Арсенальную набережную!))
И правда, от Большеохтинского моста без особых изгибов.

0

Очень классная история!

0
А можно было так
https://youtu.be/x2tagAnpeTQ
0

Фото очень необычное. Самолёт выглядит современно очень, а все окружение по старому. Как будто фантастика какая то.

0

интересно, а самолет достали потом? или так и пошел на дно?

раскрыть ветку 2
+3

Самолёт подняли, отбуксировали в Шкиперский проток на территорию воинской части. Кабину передали в летное училище, фюзеляж попилили

раскрыть ветку 1
0

Круть) спасибо)

0

Отличный сценарий для съемок российской версии чуда над Гудзоном

раскрыть ветку 23
+5

Согласно хронологии, это в Нью-Йорке произошла американская версия "чуда на Неве". Но никак не наоборот.

К слову, если американского пилота наградили и обласкали, то нашего не посадили - уже хорошо. Потом разобрались, но награждение орденом похерили. Хорошо хоть, квартиру дали...

раскрыть ветку 22
+5

Я про фильм говорил, а не про события. Если грамотно его снять, да ещё с детальным воссозданием того времени без штампов и клише, то получится здорово.

раскрыть ветку 9
+5

Почитал по теме этой посадки: есть версия что летчики действительно ошиблись увлеклись починкой шасси и прозевали момент с топливом. И е наказали их как раз потому что в итоге они посадили самолет без жертв.

раскрыть ветку 5
-1

Э... но ведь у Чуда над Гудзоном были совсем другие условия (сложнее, чем у наших), да и самолет там был больше...

Я ничуть не хочу умалить заслугу наших летчиков, но это катастрофы совсем разного масштаба.

раскрыть ветку 5
-2

Что-то не сходится. Арсенальная набережная и Вантовый мост в разных частях города. Ну никак не по прямой друг от друга.

раскрыть ветку 2
0

Да ну??? Относительно других участков, почти прямая.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Блин, ну не знаю... С большой натяжкой

Иллюстрация к комментарию
-9
Хуйня это ваше чудо на Гудзоне. Вот ленинградское - это да.
раскрыть ветку 12
0

А почему бы тебе нахуй не пойти, например? Тут не писькомерство двух авиапроисшествий, а рассказ об одном конкретном.

раскрыть ветку 11
+2
С твоим коментом согласен, но сейчас он может включить истеричку и позвать модератора. За прямые посылания тут банят. Даже если откровенного мудака послал.
раскрыть ветку 7
0
Так там тобой занято, детка.
раскрыть ветку 2
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: