Приключения гениального жулика

Хочу сегодня вам рассказать про художника, который прославился своими подделками.Как по мне - так это прям современное искусство случилось в результате всей этой истории. Ирония. Почему ирония - поймете в процессе.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Хан ван Мегерен, одна из подделок под Вермеера


Мой нынешний герой, Хан ван Мегерен, всегда любил живопись и считал, что нет ничего лучше, чем работы старых мастеров. Родом он был из Нидерландов, учился на архитектора, а после работал помощником преподавателя в Делфтском техническом университете на отделении искусств. Его акварельные этюды животных до сих пор красуются в некоторых голландских учебниках рисования.


Например, вот этот:

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Не нравилось ему современное искусство, не нравились даже няшечки-импрессионисты, а как быть художнику, что влюблен в реализм, но родился в конце 19 века? Никому, абсолютно никому не интересен мастер, который, пусть даже и классно, копирует старое. То есть, дальше сувенирных лавок и уютных кухонь его работы бы не пошли. А амбиций, да и знаний с мастерством, у него было столько, что ни одна кухня бы не вместила.


Тогда он решает заняться подделыванием своих любимых голландцев, особенно - Питера де Хоха и Яна Вермеера. При том, с Вермеером особенно занятно - его работ сегодня известно всего 16, а по данным аукциона, что проводился после смерти художника в 1696 году, их была 21 штука. В 20 веке публика страстно полюбила нидерландского мастера и жаждала его новых картин. И ван Мегерен проделал занимательнейшую работу - он подумал о том, как мог бы выглядеть ранний Вермеер, с еще не окончательно оформившейся художественной манерой и выдал “Христа в Эммаусе”.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Оооо, и ему поверили. Да как! Эту работу признали маститые знатоки и изучальщики Вермеера не просто как подлинник, а как одну из лучших работ автора. Говорят, что изначально у ван Мегерена была затея погубить пару зазнаек-искусствоведов и на этом остановиться, но когда все так ахнули и предложили ему за работу какие-то баснословные деньги, он передумал кого-либо разубеждать и разоблачать.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Как он это делал? Ну, для начала, надо понимать, что вот сейчас бы не прокатило - у нас тут рентгены, анализы всякие сложномудреные, инфракрасные съемки по слоям.


Ван Мегерен покупал какое-нибудь дешевое полотно 16-17 века для того, чтоб получить оригинальные холст и раму и поверх старой работы писал свою подделку. Он охотился за вещицами нужных веков и правильных городов - вазами, тканями, тарелками и всем вот этим для того, чтоб использовать их как натуру. Он использовал те же пигменты, что и голландцы 17 века, разводя краски вручную. Но вот тут есть деталь - масло могло окончательно высыхать десятилетиями, а продать картины надо было срочно, поэтому в краску он подмешивал секретный ингредиент - что-то вроде пластика, фенолформальдегидную смолу, благодаря которой все быстро и крепко сохло. Правда, краска становилась кошмарно ядовитой, но это детали.

В подвале своего дома ван Мегерен собрал специальную печь для состаривания работы - старая картина без потемневших красок и трещинок-кракелюров на поверхности сразу бы кричала о том, что она подделка.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Самая дурацкая подделка, вероятно, но, не точно написанная Ханом ван Мегереном. Должна, по затее автора, составить пару легендарной "девушке с жемчужной сережкой".


В общем, шикарно устроился дядька, продавая подделки одну за другой коллекционерам, музеям и институтам. А все так сошли с ума, что верили-верили-верили и покупали-покупали, не задаваясь особо вопросом, что за скважину с неизвестными ранее картинами прорвало.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Подделка под Питера де Хоха.

Прижучили его очень занятно. Точнее, он сам признался в том, что клепал подделки, потому как попал в безвыходную ситуацию. Ван Мегерен умудрился продать очень жадному до коллекционирования искусства, особенно голландского, Герману Герингу, картину “Христос и судьи” за бешеные деньги - 1 600 000 гульденов. Это была самая большая сумма, когда-либо выплаченная за работы старых мастеров.

А потом война кончилась, коллекция Геринга от него ушла и в ней друг обнаруживают эту картину. После несложного расследования, выяснили, кто продал ее, и тут началось!

Ван Мегерена решили судить за коллаборационизм и распродажу культурного наследия родины. Кончится дело могло огромным тюремным сроком в лучшем случае или смертной казнью в худшем.

Две недели художник сидел в заключении и взвешивал все за и против, а после решил сознаться в том, что эта картина, как и многие другие, уже распроданные, подтвержденные экспертами и разошедшиеся по музеям и частным коллекциям - подделки, которые он собственноручно склепал.

Но ему не поверили!


Ему пришлось продемонстрировать свою сумасшедшую мастерскую, рассказать как он это все делал… но ему опять не поверили.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Улики из мастерской ван Мегерена.


Тогда было принято решение провести следственный эксперимент - его посадили в специально арендованный дом, приставили наблюдателей и потребовали повторить работу. А он и повторил - написал новую старую картину, “Иисуса среди книжников”.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост
Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

И результат работы, представленный позже судьям:

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Отправили Хана вам Мегерена в тюрьму на год в итоге. За изготовление подделок. Больше он ничего не нарисовал и умер там же, в тюрьме, буквально через месяц.

Сам ли он умер или ему помогли, ведь на арт-рынке, как считают его родственники, по сей день бродит не одна работа его авторства, никто теперь не узнает.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

Еще один поддельный Вермеер.


А после смерти Хана ван Мегерена случился аукцион, на котором распродали его имущество и детали мастерской с огромным успехом.


И тут забавно - примерно десять лет назад обнаружили, что картина, висящая себе в самом сердечке мира изучения искусства - лондонском институте искусства Курто, является подделкой нашего ван Мегерена. Называется она “Сводница” и долго считалось, что она авторства художника 17 века, Дирка ван Барбюрена.

Приключения гениального жулика История искусств, Художник, Длиннопост

И что вы думаете? Цена на нее не упала, а взлетела. Теперь Хан ван Мегерен сам по себе стал предметом охоты коллекционеров.


Текст мой, надеюсь, что вам было интересно.


Больше моих заметок, находок и видео об искусстве вот тут:

https://t.me/tojemne

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий

Интересные видео, объясняющие почему искусство стоит так дорого:

Предпросмотр
YouTube10:06
Предпросмотр
YouTube14:41
раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

для ЛЛ - стоит дорого, потому что кто-то готов заплатить за то, чтобы свою никчёмную жизнь за счёт понтов приблизить к историческим селебрити.

Пример 1. Сумка стоит 1000 рублей, а такая же сумка из коллекции какой-нибудь Бузовой - 9999 рублей, потому что вместе с сумкой вы покупаете повод попонтоваться среди ценителей этой Бузовой.

Пример 2. Картина моего соседа-художника-алкаша стоит 200 рублей. Рисунок на салфетке от какого-нибудь Гая Ричи может стоить 200 000 просто за то, что есть много желающих хоть как-то приблизиться к "его величеству".

Пример 3. Лифчик моей жены стоит 1000р., а лифчик Мадонны 10 000 $. Гитара моего брата стоит 5т.р., а гитара Джорджа Харрисона - 55т.$.

Итог: картина будет стоить намного дороже, если она просто провисела полгода в спальне/ельне/сральне какой-нибудь Елизаветы 2 или Екатерины 3. Ничего личного, просто бизнес понты.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это скорее ваше мнение, в видео говорят совершенно про другое.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

именно про это там и говорят. "У картины есть история, поэтому она стоит дорого".

А что такое "история"? Течение времени-то для всех людей одинаковое!

В любом городе почти каждый купеческий дом содержит охренительную многовековую историю его обитателей, но его убранство почти ничего не стоит, потому что купец N никому не интересен, а если "на этом диване лично спала сама екатерина" - то уже цена большая. Если же купец/художник был никому неинтересен, но однажды его память "пошла в массы", то всё убранство его дома (включая ночной горшок) резко взлетает в цене. Ощущение причастности к великому (тому, чем восторгаются другие) - понты перед остальными, не более того.

Автор поста оценил этот комментарий

Видел недавно пост, лень ссылку искать, там вполне реальная схема, когда сначала богатый дядя заказывает картину у более-менее известного художника, потом проплачивает у опять же аутуальных критиков заебательский псевдокультурный анализ. Потом продаёт с аукциона сам себе за сколько там лямов. И отдаёт музею в качестве благотворительности, в связи с чем освобождается от налогов на вышеуказанную сумму. А сэкономил - считай заработал!

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

увы, эти последнее время расплодившиеся истории про уходы от налогов через живопись не более, чем плод народного творчества

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

но схема выглядит рабочей. В чём её изъян, если вы фактически описали аналогичную схему, которая сработала? Сейчас есть радиоуглеродные анализы, поэтому схему со старыми картинами уже не провернёшь, но с современным искусством - вполне может быть. Вряд ли кто-то реально знает, это картина "бенкси" (нариц.), или не "бенкси"? Особенно если этот "бенски" уже не с нами и не опровергнет.

2
Автор поста оценил этот комментарий
За что вообще минусуют? Отличные качественные ролики
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Люди не видят плюсов и ставят инстинктивно минус, вот если бы было у меня 5 плюсов то все на автомате бы плюсовали, это ж пикабу)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку