Прекрасная Италия! Часть 2. Первые впечатления.
Ранее: ЧАСТЬ 1
Спасибо за интерес к написанному в первой части! Для подведения итогов, включая финансовых, специально будет раздел 7 - "Грустить.." в финальном отдельном посте, а пока тепло, уют и всякие лайфхаки :)
На фото главная достопримечательность Милана - Duomo (вид изнутри):
6. Наступил день Х (вылета конечно же). Пришло время наслаждаться, сумки в сборе, настроение прекрасное!..
Перелет был ночной, с пересадкой в Риге. Сама пересадка вышла долгая - около 8 часов - пришлось брать ночь в отеле в Риге, чтобы не спать в аэропорту. Ничего-особенного-отель "ABC airport" находился в ~5 км. Официальное такси туда-обратно обошлось по 5 евро по счетчику - неофициального там мы не видели.
Все говорили по-русски, что в общем было приятно, также в самом отеле :)
Наша багажная сумка с вещами была в аэропорту на транзите, так что все это время мы были налегке с рюкзаками.
Прилетели в Милан мы около 10:00, очень быстро получили багаж и пошли в конец терминала, там были некие "комнаты" десятков прокатных компаний. Везде были приличные очереди, мы нашли нашу "Sicily by car", собственно через ренталкарс.ком.
Взяли талончик и прождали чуть больше часа.
Еще немного важного про аренду авто
Для получения тачки (независимо от прокатчика) необходимы (!) были следующие доки:
1. Международное ВУ
2. Гражданское (ну обычное) ВУ
3. Загранпаспорт
4. Банковская карта (обязательно с тиснением - с выдавленными/объемными цифрами и именем владельца - вас) **
5. Напечатанная бумажка с кодом полностью оплаченной брони от ренталкарс.
** По поводу карточки - с неё делают что-то вроде слепка как под копирку на документы приема/передачи. Именно поэтому нужна эмбосированная карта с тиснением.
Помимо этого еще совет - для этой цели лучше использовать Кредитную, а не Дебетовую карту: поскольку по этой карте идет удержание залога (в нашем случае 800 евро, который возвращается полностью, если тачку в хлам не убили), так вот при кредитной карте идет банковская операция HOLD, отмена которой потом проходит очень быстро. А при дебетовой карте сперва идет операция СНЯТИЯ денежных средств, а потом операция ВОЗВРАТА, что занимает намного больше времени чем холд и его отмена, да еще к тому же возвращаемая сумма уже может отличаться из-за курса валют!
Залог можно не оставлять, если к суточной стоимости машины безвозвратно добавить (не помню точно) около 10 евро.
Я воспользовался кредиткой.
Спустя 10 минут оформления мне выдали ключи, ведомость приема-передачи и сказали идти на парковочное место № х. Нашли, я сфоткал её со всех сторон (поверьте, лучше сделать это). Чистая, красивая, почти новая, с парой мелких царапин и вкусно пахнет салон :)
Если нашел повреждение, которое не отражено в ведомости приема/передачи - нужно подойти к стойке на этом же этаже парковки и вместе с ними отметить в бумаге. Но нам это не понадобилось.
п.с. возвращать машину мы должны на другом конце страны - никакой комиссии мы за возврат в другом городе не платили. Это условие было оговорено еще при онлайн-бронировании. Как минимум в Италии по подобному маршруту, когда я выбирал машины и цены, ни один прокатчик не брал такую комиссию.
Радости нет предела! Время 12:00, 5 сентября. Ну, покатили...
Долгожданный Милан
Мальпенса - миланский аэропорт находится довольно далеко, километров за 40 от самого города, закинув вещи нашей приятной хозяйке Бэт, познакомившись с её собачкой и котом, отправились в центр.
(сразу прошу прощения за какие-то фотки, ибо я их не обрабатывал, долго уж очень, отбирать из сотен кадров сложно, да и не фотограф, надеюсь на атмосферу в целом. Позднее, возможно, расшарю самые классные фотки с путешествия на гуглодиск и скину ссылку :)
Панорама с площади Duomo. Эпичность, красоту и количество деталей этого здания не передать никакими фотками или словами...
От это вот обычное дело в Италии:
Впечатление от дорог в целом. Большое отступление для автолюбителей, потом уже не буду возвращаться к этому вопросу:
- Полосы намного у'же, чем в России, а самая многополосная дорога типа автострады - 4 полосы, в основном 2 и 3, и то это между крупными городами.
- Много платных шоссе и платных въездов в крупные города - от 1 до 20 (возможно и более) евро в зависимости от расстояния между городами и типа ТС.
Всегда есть возможность ехать бесплатно, но например, 3 часа, вместо 1.5.
- Ограничения в городе 50, погрешность +7 км/ч, на трассах до 90+7 и автострадах 130+7 км/ч
- 80% парковок в пределах большинства городов - платные - они отмечены СИНЕЙ разметкой на земле.
Бесплатные парковки - БЕЛАЯ разметка.
Парковка для жителей ближайших домов или кто рядом работает (резиденты) - ЖЕЛТАЯ разметка - мы тоже её занимали, т.к. машина с итальянскими номерами и не боялись.
- Не дай бог вам занять парковочное место со знаком инвалидов без специального удостоверения на лобовом стекле.
- Не дай бог вам поставить тачку вторым рядом или там, где нет разметки.
- Допустимая доза алкоголя в крови - 0.5 (у кого стаж более 3 лет, иначе 0.0)
- 90% Дорожных знаков ничем не отличаются от наших, остальные 10% я так и не видел.
Штрафы драконовские, минимальные от 40-50 евро (за какой-нибудь ремень безопасности, например).
Оплата парковки: ставите машину, кидаете в терминал от 1 до 5 евро за час, берете напечатанную терминалом бумажку (на которой указано оплаченное время), кладете под лобовое стекло, чтоб извне было видно. Всё.
Мы часто забывали, не платили, как-то прокатывало :D А еще чаще мы оставляли машину на окраине в бесплатной зоне и шли гулять пешком. По улицам очень много полиции, ходят небольшими группами человека по 3-4 и выписывают штрафы зайцам.
Контроль скорости. На крупных междугородних трассах/автострадах есть специальная система контроля скорости, "TUTOR" вроде называется, фишка в чем:
Когда въезжаешь на трассу - фиксируется время для твоей машины.
Когда съезжаешь с трассы - тоже меряется время. И если вдруг так случилось, что ты приехал из точки А в точку Б раньше, чем время рассчитанное системой при движении авто с условно максимальной скоростью - система считает, что ты где-то там гнал по трассе и формирует штраф за превышение на ту величину средней скорости, на которую ты нарушил. Умно, правда? :)
Да и патрули с радарами у обочины конечно никто не отменял.
Кстати, каждые n километров на всех загородных дорогах есть небольшие кармашки на обочине для экстренной остановки + маленький уличный телефон SOS.
Бойтесь вот этот знак в крупных городах:
Zona traffico limitato - ZTL - зона, в которую не стоит заезжать, если не подходите под спец условия на соседних доп. табличках. Камеры палят номера. В основном стоят на въезде в исторический центр крупных городов.
Моя невнимательность наказала меня штрафом за проезд под таким знаком.
Перекрестки почти везде, кроме центров городов, кругового типа. С приоритетом круга. Это сперва очень непривычно, но далее очень удобно :)
Штрафы приходят на почту (!) бумагой, да, да, прям в Россию, прям домой :) В одном конверте приходит уведомление от прокатчика + копия постановления полиции о штрафе со статьей, временем, местом нарушения и ценой штрафа. Их потом нужно оплачивать, например в сбере.
Через 2 месяца после поездки мне в ящик пришло 2 штрафа - ZTL и Проезд по выделенке для общественного транспорта где-то в Милане. Все бы ничего, но каждый штраф вышел по 80 евро, пригорело у меня тогда знатно..
Вот пример съезда с платной трассы. В начале (при заезде на неё) вы просто жмакаете кнопку у шлагбаума и выезжает талончик. Бережете этот талончик. Когда съезжаете с трассы в каком-то месте - видите это:
Тот взятый талончик вставляете в терминал где белые (наличка) или синие (карточка) щиты над полосами - высвечивается тариф и вы оплачиваете - открывается шлагбаум - вы свободны.
Желтый щит - телепасс - это только для местных у кого есть "проездной" для таких трасс - он считывается автоматически при подъезде.
Культуры вождения как таковой нет! Все ездят довольно тупо, немного непредсказуемо, но при этом аккуратно и не агрессивно, это радовало. Без должной наглости можно несколько минут простоять на выезде даже с парковочного места. Никто не пропустит. Подавляющее большинство НЕ пользуется поворотниками, я, признаться, первые пару дней охеревал от такого стиля вождения, но потом привык, ведь сам я сторонник строгого соблюдения ПДД и вежливости, я даже аварийкой "спасибо" по привычке говорил) Хотя иногда так и хотелось наподдавать в бампер впереди тупящей машины :0)
Многие говорят, что женщины не умеют водить?? Вы еще не были в Италии. Просто поверьте. Наши девушки, да и парни, после них мне кажутся мастерами автоспорта, хотя я стараюсь никогда гендерно не делить водителей.
Если едешь по левой полосе автострады даже со скоростью over180 км/ч - сзади натурально прижмется в полуметре (не преуменьшаю, реально до 1 метра дистанции на такой скорости!) какой-нибудь малюсенький коробочный Фиат или Смарт и в лучшем случае будет просто ехать, дыша в зад! Так большинство еще активно моргают дальняком и бибикают, пока не пропустишь! Вот такие отчаянные ребята)
Всё, всё, больше не буду, этого достаточно :D
Если вы были в Москве на улице Сретенка, например, то в Милане будете чувствовать себя так, будто не уезжали
Да и вообще, современный Милан во многом похож на Москву - похожая архитектура, отдаленно, но похожий ритм жизни.
Нет, это не старый Арбат :D Жизнь кипит, туристов полно в любое время суток!
Кратко про метро...
Это полная жесть. Навигация жуткая, направления на платформах не указаны ясно, переходы между станциями настолько неочевидны.. Дорого, не помню точно, но вроде 3 евро за одну поездку (кроме проездных). Не красиво. Современно, но как платформа на вокзале, в отличие от шедевров московских станций. Не поедем мы там на метро больше)
В основном на главной площади, перед Дуомо (да и в других городах тоже!) - толпы жуликов афро-арабского происхождения - одни суют в лицо свои селфи-палки пытаются продать вам моноподы для смартфонов, другие чуть не насильно вяжут на руку ниточку типа браслет, приговаривая "its free its free", счастья нажелают с улыбкой на лице, а потом жалостливо просят "some euro", мол сколько не жалко - даешь 1 евро, просят еще.
В общем, если видите в Милане людей с цветастой ниточкой на запястье - это такие же лохи как мы :D
Люди разные, в основном улыбаются, я не про туристов, а реально итальянцев, их можно достаточно четко выделить из массы - они в большинстве своем очень круто одеваются! И не только в Милане, вообще, мне прям нравилось смотреть на всех людей, они такие разные, интересные! Особенно впечатлило взрослое поколение: женщины которым внешне кажется лет 40, а реально лет 50-60, одеты с отличным вкусом, будто на вручение оскара, но все к месту. Итальянки все довольно худенькие, редко встретишь и толстых мужиков. Это все очень удивительно, учитывая их кухню - это вообще отдельный разговор (чуть позже, потерпите :)
Милан - классный и очень современный город, скорее Мегаполис. Совершенно нельзя назвать его прям вот итальянским. Передвинь его куда-нибудь в Австрию или к нам в Россию - сильно ничего не поменяется. Тут почти нет этих узнаваемых романтичных и уютных улочек или открытых кафешек. Тут определенно стоит побывать и потратить недельку, чтобы обойти его пешком полностью, включая основные музеи и просто красивые места, парки. Обошли мы пешком очень много за 2 полных дня, бОльшую часть города, но музей ждут нас в следующий раз!
По поводу цен много говорить не о чем особо - представьте докризисный курс евро пусть даже 50 рублей
Так вот при таком курсе цены примерно как крупных Российских городах на большую часть продукции - одежда, продукты.
Где-то дороже, где-то дешевле. Конечно, транспорт у нас дешевле, бензин (надеюсь дальше так и будет) дешевле, некоторая еда тоже.
Наш средний обед/ужин обходился в ~25 евро на обоих и мы хорошо наедались.
Кафешки в большинстве такие же по ценам, условно одежда в Италии не дороже, а то и сильно дешевле чем у нас. Итальянские рубашки meucci, которые у нас стоят от 5 до 10к рублей, там стоят от 30 до 100 евро, такие же, реально, я проверял)) И да, там есть дешевые, но реально качественные вещи. Нужно ходить и смотреть, мы этим не занимались.
Конечно, при нашем текущем курсе и прежних доходах - всё это тяжелее и дороже, чем раньше..
Но ведь мы один раз живем! Кризис потом и не вспомним, а впечатления и серия этих постов останутся до старости ;)
Ну вы поняли :D
При всей своей "мегаполисности" во всей Италии полная жесть с графиком работы всего.
Если вы найдете пару круглосуточных магазинов в целом городе - жизнь удалась!
Всё-всё закрывается очень рано, даже воду купить после 19-20 уже проблема!
Исключения разве что некоторые кафе-бары, или мелкие "палатки" в особо туристических местах, которые работают до поздна и то только по выходным! Москва нас совсем избаловала круглосуточным ВСЕМ.
По воскресеньям не работают даже врачи! И тут я расскажу...
...О пользе страховки
Страховка на эн-ную сумму всегда обязательна при получении шенгена. Я перед поездкой купил страховку (альфастрахование) за 1800 рублей на обоих. В страховку были включены риски потери доков, медицинка, юридическая помощь и остальные мелочи.
Так вот.
Еще во время перелета мне поплохело, два дня в Милане я проходил с аццкой температурой, ознобом и болью в горле. Ну думаю, попробую активированный уголь что-то из нашей аптечки, наше любимое "авось". Не пронесло. Во всех смыслах. Звоню на следующий день в страховую (на единый номер 8 800 555 35 35) - описал ситуацию, мне предложили врача на дом. Я говорю, что сейчас в городе и готов поехать к врачу сам, так было удобнее, на что мне ответили, что так нельзя, ибо Воскресенье и никто не работает, лол :) Попросил дать контакты больницы, чтобы я поехал туда завтра. Я как-то пережил еще ночь, утром в понедельник приходит СМС с адресом больницы. Поехали туда. На английском говорит один из 20 человек и то с горем пополам. Кое-как я описал всю жизненную боль и мне выписали нужный рецепт.
В общем, ребят, за прием с меня бы содрали 150 евро и еще +40 евро за лекарства.
Я не заплатил ни копейки и выздоровел уже через день :)
Как мне объяснили в страховой, система такая: они шлют гарантийное письмо в больницу на мое имя, там меня лечат и выставляют счет страховой с уведомлением меня. А если я лекарства покупаю в отдельной аптеке - чек и рецепт отправляю страховой и мне компенсируют все затраты. Я раньше покупал страховку всегда в поездки, но воспользовался впервые - круто!
Еще немного про язык.
По-английски редко кто из местных говорит (выяснили мы при попытках что-то спросить).
Часто по-английски говорят сотрудники крупных магазинов. В мелких магазинах, кафешках особенно не в крупных городах - беда)) Никто не знает ничего кроме итальянского, но мы мастера игр типа Активити/Крокодил/шарады/Элиас могли как-то донести до людей что хотим)) Все бы ничего, но больше всего меня расстраивало меню в кафешках только на итальянском, при чем меню тупо список блюд - ни картинок, ни списка ингредиентов - шикарно :D Зато столько нового попробовали!
На этой веселой нотке едем дальше!
П.С. Вообще не ожидал, что будет столько информации, надеюсь кому-то полезной! Спасибо тем, кто подписался! Рассказать и сохранить в своей памяти хочется если не все, то многое, поэтому продолжаем серию Прекрасной Италии. Дальше планирую больше приключений, описания людей, городов и веселые случаи с нами происходившие)
Конец, судя по всему, еще не скоро! ;)