Праздничные хлопоты.

В детских садах постоянно праздник. Только провели осенние развлечения, как на пороге плановые мероприятия, посвященные ПДД, экологии, русской культуре - смотря какая тема пришла в голову начальству из РОНО. День матери вклинивается в расписание репетиций нового года, а там уже и 23 февраля мешается в детских мозгах с Масленицей и 8 марта. 2 музыкальных занятия в неделю, 8 в месяц. Много ли можно сделать, если на занятие в первой младшей группе отводится 10 минут, в средней 20?  Стихи учатся дома, песни поются в каждую свободную минуту, плохая погода воспринимается музыкальным руководителем как манна небесная: можно утащить детей в зал и еще раз повторить танцы.


РОНО. Вездесущее, недремлющее, принципиальное. Песни и музыка должны быть по программе, никого не волнует, если программа составлялась аж в 1979 году, а на современную садику денег не выделили. Дети должны сидеть так, чтобы не перекрывать обзор проверке, неважно, если при этом они смотрят в спину персонажам. Воспитатели во время хороводов не должны стоять с детьми. Вдруг они остановятся спиной к начальству. А дети 3-4 лет пусть сами как-нибудь. Попытки робко возмутиться, что праздник устраивается для детей, разбиваются вдребезги.


Часто родители выражают недовольство праздниками: сценарии скучные, без спецэффектов и ростовых кукол, песни все уже слышали по 100 раз. И вообще, почему один и тот же сценарий повторяют 2 года подряд? Сценарии для мероприятий пишутся музыкальными руководителями, проверяются методистами. Сложность и зрелищность зависят от возраста детей, программы, финансовых возможностей детского сада. Да, могут повторить хороший сценарий, но только при условии, что дети его еще не видели. Поэтому если у вас 2-3-4 ребенка разных возрастов, не удивляйтесь. С помощью пары воспитателей, лампы ультрафиолета и белых перчаток можно устроить неплохое шоу, только вот потом РОНО сожрет, за несоответствие программе и подверганию опасности здоровья детей. На предложения купить и подарить детскому саду хоть одну ростовую куклу - обида или скандал. А где садику взять лишние 5-10 тысяч на куклу, которая надоест Вам через пару праздников?


Хорошо, если в саду есть костюмерная с десятком хороших костюмов и париков, а ведь в областных садах все шьется усилиями воспитателей и родителей-энтузиастов. Помню, как за день до выпускного порвали картонную шляпу Незнайки. Как из куска обоев клеила огромный конус, приклеивала поля, красила синей гуашью. Потом дошло, что гуашь не лучший выбор, но времени на исправление не было. Незнайка после праздника долго оттирала синие руки и бросала на меня выразительные взгляды. 5 лет почти на каждом празднике был персонаж Белочка или Лисичка, потому что у меня были съемные рыжие меховые манжеты и роскошный воротник. Когда уходила с работы еле выцарапала их обратно.


Воспитатели к мероприятиям относятся как к неизбежному злу. Им вполне хватает своих дел: отчеты, планы, открытые занятия. Хорошо, если за отыгрыш персонажа доплачивают. А так приходится шевелить и дергать. Плохо, когда воспитатель забывает, что праздник - для детей. Были случаи, когда замученные репетициями дети на празднике были вялыми, на сюжет не обращали внимания, их беспокоило только одно - правильно станцевать и не забыть стих. Еще хуже, когда воспитатель равнодушен: атмосфера сразу лопается как воздушный шар. Никакой инициативы, никакой помощи в работе с детьми. А ведь очень важно подсказать, какой ребенок любит петь, кто после сада ходит на эстрадные танцы.


Украшен зал, шелестят нарядные платья, скрипят начищенные ботинки - группа в полном составе готова к началу праздника. Даже если ребенок отсутствовал месяц, если у него накануне была температура под 40 или понос с рвотой - на праздник его приведут в 90 случаях из 100. В зале как шпроты набиты взрослые. Большинство родителей уверены, что музыкальный зал в детском саду чуть меньше Олимпийского, поэтому приводят всю семью, вплоть до двоюродных племянников. Под музыку дети входят в зал и начинают сбиваться с шага от множества вспышек смартфонов и планшетов. Оператор, которому заказали видео- и фото-съемку, страдальчески морщится, глядя как перед второй камерой в углу в полный рост встает один из родителей с телефоном.


Но длится это недолго. В центр зала выходит очередной Волк или Бармалей. Ведущая подхватывает ребенка, который не знает танца, музыкальный руководитель прибавляет звук, чтобы дети слышали мелодию, а не спор мам на первом ряду. Праздник набирает обороты.


А после, при виде тебя дети начнут улыбаться, переглядываться и шептаться. Но никто не признается, что Бармалей перед праздником нарисовал густую щетину и забыл переодеть туфли.