82

Правда о Сальери Часть 1

Сейчас я вам расскажу, кто такой Сальери. Но сперва забудьте всё, что вы о нём знали.

Я решила разбить повествование на несколько блоков. В тексте будут мелькать мои картиночки.


Верите или нет, но факт таков: Сальери – это не просто выдающаяся личность, это краеугольный пирожок музыкального мира. Без него не было бы ни Бетховена, ни Листа, ни Шуберта, ни даже Моцарта. Да, именно так, не было бы Сальери – не было бы и Моцарта. А сейчас, когда у части из вас произошла возгорание, я начну рассказывать эту потрясающую историю.

Правда о Сальери Часть 1 Сальери, Музыка, История, Арт, Акварель, Моцарт, Длиннопост

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 в маленьком но гордом итальянском городке. С самого раннего детства мальчик любил две вещи: музыку и сладкое. Однажды эти страсти вступили в конфликт, когда отец пригрозил посадить мальчика на хлеб и воду, если тот вопреки запрету уйдёт в соседний городок слушать игру своего брата на скрипке. Антонио решил выйти из когнитивного диссонанса при помощи спрятанных припасов сахара, и смело отправился слушать прекрасную музыку. Однако после возвращения обнаружилось, что тайник со сладким пайком пуст: сестра сдала его родителям, поэтому пришлось смириться с наказанием. Кстати, вероятно именно у старшего брата Антонио начал учиться игре на скрипке.


Стоит сказать пару слов о характере Сальери. Это очаровательное существо, очевидно, было поцеловано доброй феей крёстной, после чего приобрело способность влюблять в себя всех окружающих. С детства и до конца своих дней Сальери притягивал людей, желающих оказать ему помощь и поддержку, а также принимающих помощь и поддержку от него самого. Сперва его каждый старался назвать своим сыном, затем братом, затем отцом, а в старости его именовали не иначе как «наш общий дед». Для всех и каждого он был родным, поражая всех своей искренностью и добротой. В дальнейшем мы ещё не раз будем умиляться, но сейчас я заранее хочу выдвинуть предложение: ввести единицу измерения милоты: 1 Сальери (1 Sal), которая на самом деле является 0,000000000000000000000000000000000000000001% от его милоты, но назвать её следует в честь него, так как я не встречала в истории второго настолько милого человека.

Правда о Сальери Часть 1 Сальери, Музыка, История, Арт, Акварель, Моцарт, Длиннопост

Беспечной жизни нашего героя пришёл конец, когда в один год умерли его родители. Антонио временно взял к себе другой его брат, ставший монахом. Но вскоре случается первое переломное событие в жизни Сальери: их с братом посещает старый друг семьи, богатый покровитель искусств. Его поражают способности Антонио (помимо умения играть на скрипке мальчик также обладал чудесным голосом, который в большей степени произвёл впечатление), и он увозит юного музыканта с собой в Венецию.

Венеция произвела на Сальери сильное впечатление, которое он будет использовать в дальнейшем в своём творчестве (например, в опере «Венецианская ярмарка»). Здесь он продолжает своё обучение и особенно остро осознаёт, что хочет быть не просто музыкантом или певцом, а именно композитором. Однажды, слушая оперу в одном из многочисленных венецианских театров, 16ти-летний Антонио обнаружил, что находится рядом с автором исполняемого произведения: тот был в меховой шубе, он увлечённо беседовал с дамой, ничего не замечая вокруг. Сальери был так восхищён оперой, так страстно желал выразить своё восхищение, и при этом так сильно смущался, что выразил свои чувства в потрясающе трогательном жесте: тихонько и незаметно притянул к себе рукав шубы композитора, прижав к сердечку. Если после этой истории вы не прочувствовали уровень милоты этого человека, то, думаю, на вас и тюленята не подействуют.

Правда о Сальери Часть 1 Сальери, Музыка, История, Арт, Акварель, Моцарт, Длиннопост

Далее происходит следующий поворотный пункт – в Венецию приезжает Флориан Леопольд Гассман, венский композитор чешского происхождения. Он видит юного Сальери, слушает его игру, пение, заверения в горячем намерении стать композитором, а самое главное – осознаёт, что это самое милое существо из всех живущих на земле – и разумеется просит отдать такого замечательного мальчика ему. И так Сальери едет в Вену. Гассман становится его учителем и фактически вторым отцом (хотя на это почётное звание претендует целая толпа выдающихся личностей эпохи, именно Гассман может называться им в полной мере). В дальнейшем Гассман женится, завёл своих детей, но Сальери продолжал жить в его семье практически до своей собственной женитьбы (и по всей видимости, отдавать всю зарплатку бате, по крайней мере первое время точно).


С этого момента начинается головокружительный карьерный рост юного дарования. Но об этом мы поговорим в следующей раз.


Я надеюсь, вам было интересно, и вы будете ждать продолжения (завтра), но особенно я надеюсь, что вам захочется рассказать окружающим правду об этом замечательном человеке.

Найдены возможные дубликаты

+8

Вот всегда жду от таких историй продолжения вроде женился, покатился начал играть в орлянку, умер от сифилиса.

А написано очень интересно

раскрыть ветку 1
+3

Спасибо)) Самое удивительное в истории Сальери - что он как раз не покатился, вообще, возможно, потому что он слоёный треугольничек) Человек настолько порядочный, что это само по себе могло вызвать подозрение и стать причиной слухов.

+2

"Да, именно так, не было бы Сальери – не было бы и Моцарта."


Почему-то напомнило строчку из знаменитого фундаментального исследования товарища Володина. Он там тоже что-то похожее говорил "Будет Сальери - будет Моцарт. Не будет Сальери - не будет Моцарта"

Впрочем, за точность цитаты не ручаюсь, давненько уж перечитывал..

раскрыть ветку 2
0

Не зная контекста не могу согласиться или не согласиться) Но звучит хорошо)

раскрыть ветку 1
0

Перечитайте его работы, при случае. Благо, у него их не слишком много🤣

+3

Ваши рисунки прелестны, и у вас потрясающий стиль изложения!

+2
Дадада! Пилите ещё!!!
раскрыть ветку 1
+2

Спасибо!)))

+1
0,000000000000000000000000000000000000000001% = 10^-42
+1

Так, посмотрела ваш профиль.

Подписалась)

раскрыть ветку 1
0

Спасибо)))))

0

Тема очень интересная! Только прочитав название поста сразу подписался на вас. Но отвратительнее этой фразы - "В дальнем мы ещё не раз будем умиляться, но сейчас я заранее хочу выдвинуть предложение: ввести единицу измерения милоты: 1 Сальери " - сложно придумать что-либо. Зачем эти кривляния и нелепые ужимки? История вполне интересна и без них

раскрыть ветку 1
0

Это не кривляние, это дань уважения умилительности Сальери. Мемы - это сила. Сам Сальери был весёлым человеком, и друзья над ним часто по-доброму подшучивали.

Похожие посты
37

И снова Сальери: портрет акварелью

Рисую Сальери разных возрастов, сегодня нарисовалась такая иллюстрация. Для меня важно, чтобы персонаж во всех моментах истории был проработанным и очаровывал своим обаянием, как это делал исторический Сальери.

И снова Сальери: портрет акварелью Сальери, Моцарт и Сальери, Акварель, Иллюстрации, Арт, Портрет, История, Длиннопост
И снова Сальери: портрет акварелью Сальери, Моцарт и Сальери, Акварель, Иллюстрации, Арт, Портрет, История, Длиннопост
И снова Сальери: портрет акварелью Сальери, Моцарт и Сальери, Акварель, Иллюстрации, Арт, Портрет, История, Длиннопост
И снова Сальери: портрет акварелью Сальери, Моцарт и Сальери, Акварель, Иллюстрации, Арт, Портрет, История, Длиннопост
И снова Сальери: портрет акварелью Сальери, Моцарт и Сальери, Акварель, Иллюстрации, Арт, Портрет, История, Длиннопост
Показать полностью 4
31

Ещё один миф о Сальери: обиженный Бетховен

Хочется развеять еще одно обвинения в адрес Сальери. Якобы он всячески травил Бетховена, и даже пытался сорвать его сольный концерт. Как мы уже знаем Бетховен был учеником Сальери, высоко ценимый своим учителем. Так что же произошло между ними?

Ещё один миф о Сальери: обиженный Бетховен Сальери, Людвиг Ван Бетховен, Моцарт, История, Арт, Музыка

На самом деле Бетховен сам был причиной конфликта. Ни для кого не секрет, что этот композитор обладал сложным характером. Он планировал дать свой сольный концерт в тот же день, в которой должен был состояться концерт общества помощи вдовам и сиротам (как мы помним, это было важной частью благотворительной работы Сальери). Более того, Бетховен пытался переманить на свою сторону музыкантов из оркестра благотворительного общества. Разумеется, Сальери сделал всё возможное, чтобы защитить благотворительный концерт от конкурентов, ведь собранные деньги шли на помощь нуждающимся. Бетховен с раздражением пересказывал слухи о том, что Сальери запрещал лучшим музыкантам участвовать в концерте его ученика, но при этом умалчивал, что он сам пытался переманить этих лучших музыкантов из уже запланированного концерта. Бетховен в эгоистичном упорстве и обиде на своего учителя здесь выступает не в лучшем свете.


Но ради справедливости стоит сказать, что в дальнейшем композиторы помирились и продолжили сотрудничество. Зная характер обоих, можно догадаться, что первым на мировую пошёл Сальери. Причём, Сальери делал всё возможное, чтобы помочь своему ученику, и даже участвовал в постановке одного из его произведений в качестве дирижера ударными, не считая это ниже своего достоинства. Спустя годы Бетховен выражал резко негативное отношение к слухам об отравлении Моцарта, письменно оставив уже упоминаемую мной фразу о том, что он обязан Сальери больше, чем кому бы то ни было.

Показать полностью
264

Учусь рисовать акварелью ч.2

В продолжение Учусь рисовать акварелью

1.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

2.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

3.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

4.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

5.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

6.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

7.

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

8. Березки

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

9. Журавли... Мы помним

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

10. Лес

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

11. Лодка и огни

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост

12. Скандинавские домики

Учусь рисовать акварелью ч.2 Акварель, Рисунок, Для души, Учусь рисовать, Искусство, Арт, Творчество, Длиннопост
Показать полностью 11
65

Начинаю работу над комиксом о Сальери

Хочу рассказать о том, что я постепенно приступаю к работе над биографическим комиксом о жизни и творчестве Антонио Сальери. За последнее время я потихоньку познакомила вас с биографией этого замечательного человека, так что теперь вы понимаете, почему я хочу изменить ситуацию с его посмертной репутацией (предыдущие посты в моём профиле).

Начинаю работу над комиксом о Сальери Сальери, Моцарт, История, Искусство, Арт, Комиксы, Пятничный тег моё, Длиннопост

Я очень давно собирала информацию, изучала эту тему, а также эпоху в целом, изучила историю костюма и интерьера, постаралась вникнуть в тонкости музыкальной жизни того периода.

Начинаю работу над комиксом о Сальери Сальери, Моцарт, История, Искусство, Арт, Комиксы, Пятничный тег моё, Длиннопост

Сейчас я работаю над концептами персонажей.  Для главного героя я сделаю несколько концептов, чтобы показать его в разные периоды жизни.

Начинаю работу над комиксом о Сальери Сальери, Моцарт, История, Искусство, Арт, Комиксы, Пятничный тег моё, Длиннопост
Начинаю работу над комиксом о Сальери Сальери, Моцарт, История, Искусство, Арт, Комиксы, Пятничный тег моё, Длиннопост

Результаты работы буду периодически выкладывать.

Показать полностью 3
58

Сальери и здоровый сон

Ещё немного фактов о Сальери. Судя по всему, он владел технологией быстрого засыпания. Очень ценный навык. Перед сном он читал или гулял в парке (или читал в парке).

Сальери и здоровый сон Сальери, История, Музыка, Арт, Акварель, Длиннопост
Сальери и здоровый сон Сальери, История, Музыка, Арт, Акварель, Длиннопост
Сальери и здоровый сон Сальери, История, Музыка, Арт, Акварель, Длиннопост
Показать полностью 2
66

Нескучное лето :)

Нескучное лето :) Арт, Пятничный тег моё, Акварель, Картина маслом, Анималистика, Портрет, Длиннопост
Нескучное лето :) Арт, Пятничный тег моё, Акварель, Картина маслом, Анималистика, Портрет, Длиннопост
Нескучное лето :) Арт, Пятничный тег моё, Акварель, Картина маслом, Анималистика, Портрет, Длиннопост
Нескучное лето :) Арт, Пятничный тег моё, Акварель, Картина маслом, Анималистика, Портрет, Длиннопост

Еще парочка моих свежих работ:) Все, кроме третьей, выполнены акварелью, третья маслом.
Эти и другие мои работы, выставки можно посмотреть здесь @sarancia_artist :))

Показать полностью 3
66

Правда о Сальери. Часть 6

Ну что же, пришло время для заключительной части этой истории.

Подводя итог, можно резюмировать: Сальери был удивительным человеком, он сделал не меньший вклад в музыку, чем Моцарт, а без его влияния Моцарт не был бы тем, кем мы его знаем. Осталось только разобраться, откуда взялись слухи и завершить историю жизни нашего героя.

Правда о Сальери. Часть 6 Сальери, Арт, История, Моцарт, Длиннопост

Стоит сказать, что в жизни Сальери не всё было безоблачно. Радость семейной жизни омрачалась тяжелыми утратами. Детская смертность в те времена была очень высокой, но чаще всего умирали младенцы, в то время как чета Сальери переживала смерти уже достаточно взрослых детей, к которым уже возникла сильная привязанность, на которых возлагались надежды (единственный сын и вовсе умер будучи взрослым молодым человеком). Последним сокрушительным ударом для Сальери стала смерть жены. Вопреки всему композитор старался не терять присутствие духа, но жестокие потрясения сказались на его состоянии.

Время шло и Сальери старел. В достаточно молодом возрасте он начал страдать от подагры – болезни суставов, вызванной избытком мочевой кислоты. Врачи знают, что один из признаков склонности к этой болезни является гиперреактивность и повышенная работоспособность, которую демонстрировал Сальери на протяжении многих лет. Расплата за напряжённую работу настигла его достаточно рано, а в поздние годы болезнь начала стремительно прогрессировать: боли становились невыносимыми, суставы потеряли гибкость, всё труднее становилось передвигаться. Сальери просил об отставке, но его не хотели отпускать, и получил он лишь за год до смерти. Помимо подагры стареющего композитора мучали другие болезни, связанные отчасти с возрастом, отчасти с потрясениями последних лет, да и всей его беспокойной жизни. Поговаривали, что у Сальери начались проблемы с головой, не только ухудшения памяти, но и признаки психического расстройства. Дочери композитора не желали обсуждать ни с кем подробности последних лет жизни своего отца.  В Вонце концов его состояние настолько ухудшилось, что его пришлось поместить в клинику под постоянное наблюдение врачей и санитаров. Рассказывали, будто последней каплей стал несчастный случай, когда Сальери порезал себе горло во время бритья. Или же он перерезал себе горло преднамеренно? Но зачем? Этот сюжет наложился на уже популярный тогда слух, и теперь все повторяли одно: Сальери пытался убить себя в порыве раскаянья, сожалея об убийстве Моцарта.

Так откуда же слухи?

Правда о Сальери. Часть 6 Сальери, Арт, История, Моцарт, Длиннопост

Удивительно, как сильно исказился образ Сальери благодаря слухам и художественному вымыслу. Талантливый, успешный, позитивный и великодушный человек превратился в мелочного мрачного неудачника, завидующего коллеге, который в чём-то лучше (причём, не вполне ясно в чём именно). Невольно задаешься вопросом: как так вышло? Почему настолько нелепый образ прижился, вытеснив правду о реальном человеке?

В окружающем нас мире полным-полно людей, желающих нас обмануть. Нам часто показывают на грязь и говорят: смотрите, это золото! Но иногда бывает так, что нам показывают на золото и говорят: смотрите, это грязь! И если в первом случае нам хотят что-то продать и что-то с нас поиметь, то во втором ложь не имеет практического значения. Это просто ложь ради лжи или ради самоуспокоения: людям, запятнавшим свою совесть, тяжело жить, осознавая, что в мире есть что-то чистое и светлое, бездарностям претит талант, злодеем доброта, а уж когда все эти качества соединяются в одном удивительном человеке – это просто нестерпимо! Нужно срочно замазать его грязью, чтобы он не сиял, ослепляя их. И чем чудовищнее клевета – тем лучше. Из всех смертных грехов лучше выбрать самый страшный – убийство.


Слух об отравлении Моцарта был запущен газетчиками сразу же после его смерти. Однако тогда не назывались конкретные имена. Но болезнь и тяжёлое состояние Сальери породили новуюволну слухов – теперь уже с конкретными подробностями: Сальери отравил Моцарта, а теперь его мучает раскаянье. Слух этот стал потрясающем шок-контентом, принятым на ура, так как многие уже давно поглядывали ан Сальери с недоверием, ведь не может же человек быть настолько идеальным, рано или поздно в его шкафу должен был обнаружиться скелет – и вот он, скелет отравленного Моцарта!


Сперва это было похоже на нелепую шутку: страшная и грязная сплетня, не основанная ни на чём. Но народ любит повторять «нет дыма без огня» и «просто так не стали бы говорить…» Ну конечно, просто так не стали бы говорить про плоскую землю, например? *сарказм* Есть масса нелепиц, которые повторяются только ради болтовни, но почему-то в них верят и продолжают передавать из уст в уста. Постепенно слухи множились, хотя отличались однообразием, будто у них был какой-то распространитель. Затем это превратилось в настоящую пытку для самого Сальери, стареющего и уже тяжело больного. Слухи приобрели уже такой мотив: будто бы Сальери сам лично признался в убийстве Моцарта, находясь в бредовом состоянии. Мало того, что этот слух не основывался ни на чём, так в самом себе он содержал противоречие: стоит ли верить словам, сказанным в бреду? С таким же успехом он мог признаться в убийстве короля Франции, казнённого на гильотине годом позже смерти Моцарта. Если бы у клеветников была возможность, они бы обвинили несчастного Сальери во всех смертях всех мало-мальски выдающихся личностей. Другой слух был ещё нелепее: будто бы Сальери покаялся в убийстве Моцарта и священник, исповедовавший его, оставил о том письменное свидетельство. Для тех, кто не в курсе, поясняю: если священник раскрыл тайну исповеди, да ещё и письменно, то с этим письменным документом можно смело направляться к вышестоящему церковному начальству – и я гарантирую, что священнику тому будет отнюдь не здорово, так как раскрытие тайны исповеди – это очень серьёзное нарушение. Разумеется, никто никогда этого документа не видел, зато история распространялась с завидной быстротой, ведь мало кто из простых людей знаком с основами церковного права.


Слухи подобного сорта пришлись по душе венской публике, а потому она с остервенением принялась перемывать кости Сальери. Конечно же, его близкие сразу кинулись защищать своего друга и учителя. Ещё при жизни Сальери выходили статьи с опровержением, все единодушно встали на защиту доброго имени великого человека. Дошло до того, что санитары, дежурившие рядом с Сальери ежеминутно, написали открытое письмо, в котором клялись, что никогда не слышали от своего пациента ничего про отравление кого-либо. Но это возымело только обратный эффект: раз нужны опровержения, значит точно что-то было. И слух распространялся уже по всему миру. Одна из статей попалась на глаза русскому литератору… Но это уже совсем другая история.


А Сальери тихо умер весной 1825 года в возрасте 74, оставив огромное музыкальное наследие и десятки благодарных учеников, сопровождавших его гроб до венского кладбища. Весь город, ещё недавно с такой готовностью распространявший слухи, теперь оплакивал своего великого композитора. Но слухи никуда не исчезли, ни тогда, ни даже до сих пор… Три века чудовищной лжи.


Это история заканчивается очень грустно. Но в наших силах написать новую главу, изменив посмертную славу Сальери и восстановив таким образом справедливость.


Чтобы поставить последнюю точку в 1997 году был проведён судебный процесс, на котором Сальери был единогласно оправдан – и, казалось бы, всё, – но нет, никакие доводы не помогают остановить клевету!


В заключении скажу, что я очень люблю как творчество Моцарта, так и творчество Сальери, и не вижу существенной разницы между ними в плане таланта. Они оба безусловно гениальные композиторы, сделавшие огромный вклад в мировую музыкальную культуру. В Австрии и по сей день их имена стоят рядом в списке выдающихся творцов – а уж список выдающихся австрийских музыкантов весьма обширен, просто так Сальери не смог бы оказаться в числе первых имён. К сожалению, не везде это понимают. Вроде как мы все согласны, что ложь и клевета – это плохо, с любой позиции: нравственной, религиозной, философской, этической, гражданской – но тем не менее некоторые продолжают распространять ложь и закрывают уши, не желая слышать правду. Но никогда не поздно распространять правду и не повторять ложь. Это безусловно сделает мир чуточку лучше.

Показать полностью 1
70

Правда о Сальери. Часть 5

Как и обещала, расскажу сегодня о поединке Моцарта и Сальери.


Как-то раз император Иосиф решил поставить эксперимент: в двух театрах в один и тот же вечер должны быть поставлены две оперы на похожий сюжет, одна – опера Сальери, представляющая собой итальянскую оперу, другая – опера Моцарта на немецком языке. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы понять, насколько готова публика воспринять немецкую оперу как явление. Для Моцарта это была возможность сразиться с Сальери.

Правда о Сальери. Часть 5 Сальери, Арт, История, Моцарт, Длиннопост

Оба композитора писали оперы как на итальянском, так и на немецком, хотя по всей видимости, национальность сыграла решающую роль в распределении заданий. Сам император высоко ценил итальянскую оперу, но ему хотелось поддержать оперу

отечественную, эксперимент мог показать, насколько оправданы его надежды. Кроме того, император обожал состязания творческих личностей, хотя Моцарт обычно участвовал в музыкальных батлах как виртуоз, поражая слушателей, в том числе императора, решившего в конце концов дать ему шанс проявить себя в качестве композитора. Итак, из всех участников Сальери был самым не заинтересованным лицом, к тому же он дал фору Моцарту, пожертвовав ему своих лучших исполнителей, чтобы хоть как-то сравнять шансы. Возможно, ему хотелось поддержать коллегу, к тому же он очень легко вписывался в различные челленджи. Финал этой истории был вполне предсказуемым: публика предпочла произведение Сальери, благодаря  большей известности композитора, а также большей понятности итальянской оперы для массового слушателя, кроме того Моцарт работал над своей оперой урывками, занятый работой над той самой «Свадьбой Фигаро» (впрочем, Сальери был ещё более загружен в связи со своей разнообразной деятельностью). Тем не менее, император остался доволен и поощрительный гонорар Моцарта был достаточно внушительным. Венская публика в тот раз так и не оценила по достоинству немецкую оперу, однако Моцарт сосредоточился на опере итальянской и, оставив Вену, принялся штурмовать музыкальную Прагу – что привело его к успеху.


Помимо соперничества были эпизоды сотрудничества двух композиторов, самый известный и трогательный из которых – совместное сочинение кантаты по случаю возвращения на сцену Нэнси Сторас – знаменитой оперной певицы, высоко ценимой обоими композиторами. Ей понадобилось восстанавливать силы после беременности, в том числе восстанавливать голос, но после возвращения в том же году она пела партию Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» на радость венской публике и, разумеется, самому Моцарту (интересно, что партию Фигаро пел её гражданский муж, что безусловно добавляло химии между персонажами).


Сальери регулярно приглашал Моцарта участвовать в престижных концертах благотворительного Общества, хотя Моцарт не был его членом (вероятно по причине невозможности делать посильный денежный вклад, так как деньги у Моцарта долго не задерживались). Эта деталь говорит многое. Впрочем, отношение к Моцарту не было исключительным, так как Сальери старался поддерживать по возможности всех выдающихся музыкальных творцов.


Моцарт так и не добился всего, о чём мечтал, ведь его прижизненная слава не шла ни в какие сравнения с мировой известностью Сальери, но в поздних письмах Моцарта уже не чувствуется обиды и зависти по отношению к «итальяшкам». В одном из последних писем можно прочитать о восторге Сальери на представлении «Волшебной флейты», – и Моцарт остаётся доволен именно реакцией Сальери. Признание успешных коллег очень важно для творческих людей.


Насколько близкими были отношения Сальери и Моцарта – вопрос спорный, но вероятнее всего их можно назвать скорее коллегами и приятелями, чем друзьями. У двух великих композиторов были схожие черты – эмоциональность и открытость, но также было много различий, Сальери определённо был мягче и скромнее, его юмор был менее вызывающим. Но скорее всего они оба испытывали друг к другу чувство глубокого уважения.


За год до «Волшебной флейты» Сальери передал Моцарту заказ на оперу, принёсшую Моцарту огромный гонорар и долгожданное признание венской публики. «Волшебной флейта» закрепила успех, став триумфом как для самого композитора, так и для немецкой оперы. Моцарт систематически метил в приемники Сальери на посту придворного капельмейстера, но его амбиции так и остались нереализованными. Однако, не стоит думать, что Моцарт был непризнанным гением. Его постоянная денежная нужда объясняется серьёзными тратами на лечение жены и привычкой Моцарта сорить деньгами, покупая шикарную одежду и посещая лучшие рестораны. И вот, вкусив, наконец, славы и признания, Моцарт умирает от воспалительного заболевания. Врачи уверяли, что течение болезни композитора ничем не отличалось от случаев людей с аналогичным диагнозом, однако вдова и друзья почти сразу начали говорить об отравлении – уж слишком ужасное впечатление произвела эта смерть. Стоит отметить, что по свидетельству современников, похожей смертью умирали многие в Вене того времени, но из контекста не ясно, идёт ли речь об эпидемии или о заболевании, распространённым из-за климата и проблем большого города.


То, что подтолкнуло в последствии клеветников к созданию нелепого слуха – так это совпавшие период восхождения Моцарта и затухание популярности Сальери. Оперная слава Сальери, когда-то сияющая, стала постепенно угасать. Композитор больше сосредоточился на преподавании, а также сочинении камерных и духовных произведений. Занимаемые им должности тоже требовали большого вложения сил. Но Сальери как прежде уделял время всем, нуждающемся в нём.


Мы уже упоминали его наиболее известных учеников: Бетховена, который по собственному признанию обязан Сальери больше, чем кому-либо (в том числе больше, чем Моцарту), Листа и Шуберта, посвятившего своему учителю множество произведений. Но выдающихся учеников Сальери было гораздо больше. У Сальери училась Мария Терезия Парадиз, ставшая одной из известнейших женщин композиторов. Множество успешных композиторов, музыкантов и вокалистов того времени гордились тем, что их обучал Великий Сальери. Также у Сальери учился один из сыновей Моцарта, хотя об этом часто забывают, тем более, что Констанца, вдова Моцарта, участвовала в распространении слухов об отравлении своего мужа, однако не побоялась отдать сына в обучение «главному подозреваемому».


Но каким образом Сальери вообще попал под подозрение? Об этом я расскажу в заключительной части этой истории.

Показать полностью
43

Правда о Сальери. Часть 4

Ранние произведения Сальери – это чаще всего комедийные оперы. Но со временем композитор, испытывая влияние Глюка, увлёкся оперной драмой. Глюк помогал своему протеже получить престижные заказы и заявить о себе в Париже, бывшим тогда одним из центров мировой культурной жизни. Первая французская опера Сальери была написана под псевдонимом Глюка – дело в том, что дирекция парижского оперного театра сомневалась, что публика захочет пойти на оперу композитора, известного совсем в другом жанре, да и сравнение с маститым мэтром по статусу было не в пользу Сальери. Однако, опера имела головокружительный успех, и когда Глюк назвал имя настоящего автора – публика была шокирована, что ещё больше увеличило славу и признание Сальери.

Правда о Сальери. Часть 4 Сальери, История, Музыка, Искусство, Моцарт, Моцарт и Сальери, Длиннопост

Одно из наиболее важных событий в карьере Сальери – сотрудничество с выдающимся французским поэтом Бомарше, задумавшим амбициозный новаторский проект оперы, в которой бы все средства выразительности работали на максимуме, усиливая драматический эффект и помогая зрителю полностью погрузиться в театральное действие (и всё это без спецэффектов и очков виртуальной реальности). Похоже, Бомарше считал, что только Сальери, известный своими удачными музыкальными экспериментами, способен помочь воплощению его замыслов. Как это было и раньше с другими друзьями и покровителями, Сальери стал родным для семьи поэта. Опера, названная «Тарар» рождалась из плотного сотрудничества, споров и поисков. Несмотря на то, что либретто было уже готово, его автор с увлечением вникал в процесс сочинения музыки и превращения текста в арии, Сальери и Бомарше ощущали себя настоящим тандемом равновеликих творцов несмотря на молодость композитора.


Успех оперы превзошёл все ожидания, окончательно закрепив за Сальери статус композитора мировой величины. «Тарар» стал не только центральным произведением в творчестве Сальери, но и фактически центральным произведением конца 18 века.


Выдающиеся люди того времени, такие как Гёте, высоко оценили талант Сальери. Фрагменты его пер пели люди на улицах, а по мнению исследователей одна из его мелодий легла в основу «Марсельезы». Это была мелодия из «Тарара», воспринимаемого французской публикой как призыв к мятежу. Люди по обе стороны баррикад были согласны в одном: Сальери – это культурный феномен.

Вы, конечно, спросите меня: а где же Моцарт? А Моцарт тут как тут! Чтобы сразиться с Сальери в музыкальном поединке!


Всё это время он отчаянно пытался доказать всему миру, что его музыкальная карьера не закончилась вместе с его детством. Пытаясь пробиться то там, то тут, ссорясь с покровителями и коллегами, ища свой собственный стиль и музыкальный язык, спасаясь от токсичного отца, он не приобретал той славы, о которой мечтал, но постепенно становился тем Моцартом, которому суждено остаться в истории музыки. И в его становлении безусловно помогала ЗАВИСТЬ К САЛЬЕРИ, который был для многих образцом успеха. Возможно, даже не столько к Сальери лично, сколько ко всем этим «итальяшкам», о которых его предупреждал батя. Вольфганг Моцарт не был согласен с националистическими убеждениями отца в полной мере, но его раздражало, что будто понаехавшие композиторы занимают места, на которые претендует он. Возможно, неудовлетворённость своим положением подстёгивала его в поисках и заимствованиях у более успешных авторов. Исследователи отмечают ряд сходств между успешными и широко известными операми Сальери и произведениями Моцарта, написанными позднее. Разные композиторы обвиняли Моцарта в плагиате. Вероятно, Сальери знал о подобных заимствованиях, но предпочитал не замечать их, считая себя выше этого. В конце концов, заимствования – это высшее признание.


Мифические «итальяшки» традиционно вредили планам Моцарта. Однажды до него дойдут слухи, будто Сальери пытался расстроить постановку самой успешной моцартовской оперы – «Свадьбы Фигаро», что, безусловно, подлило масла в огонь (вероятнее всего Сальери защищал свою оперу, которую Моцарт потеснил, ставя свою вне очереди). Но по иронии судьбы Сальери был в числе немногих в Вене, оценивших эту оперу по достоинству, – и когда её убрали из репертуара, именно благодаря ему она вернулась на сцену. Возможно, эта деталь помогла Моцарту проникнуться к своему сопернику уважением, но скорее всего поводов для уважения было гораздо больше.


Итак, поединок... Впрочем, об этом я расскажу завтра)

Показать полностью
61

Иллюстрации для детского журнала

Добрый день!
Хотел поделиться с вами моими иллюстрациями для детского журнала "Костер". Они посвящены истории разных вещей, поэтому под каждой картинкой будут интересные факты, которые я узнал в процессе работы. Приятного просмотра!

Полководец Такэда Синген с веером гунбаи.

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост
Перед вами японский полководец Такеда Синген, воевавший в 1550-е годы. Он был очень выдающимся командиром, известным своей доблестью и авторитетом. В его руках у него гунбай - сигнальный веер, использовавшийся военачальниками для передачи команд солдатам. Есть легенда, что подобным веером Синген отразил удар вражеского меча. Это вполне могло быть, ведь эти веера зачастую делались из металла.

Ромбики на веере являются знаком его клана, а символы означают "ветер, лес, огонь, гора". Это девиз Такеды, цитата из "Искусства войны" Сунь-Цзы - "быстрый, как ветер, спокойный, как лес, яростный, как огонь, непоколебимый, как гора."
К концу 18-го века гунбай попал на ринг борьбы сумо и там он пребывает и по сей день. Судья машет таким веером, чтобы указать на победителя. Как я понял, даже решение судьи в пользу победителя тоже называют словом "гунбай", а когда выражают несогласие с его решением, то говорят "гунбай промахнулся".

Кстати он есть и в аниме, например, в Наруто гигантский гунбай используется как оружие.

Дама эпохи рококо.

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Этот стиль относится к 18 веку, и обладает множество характерных особенностей. Я постарался передать наиболее яркие его черты, и о них и пойдет рассказ.

Одна из самых приметных черт - высокие, напудренные парики со множеством накладных кудрей и украшений. Также стоит упомянуть и тягу к декоративности - платья обильно украшались бантами, кружевам и растительными узорами. Цветы были очень популярным мотивом.

Очертания платья сей дамы тоже характерны для рококо - изящный верх, и объемный низ. Талии из-за корсетов становились очень тонкими, юбки же были очень широкими и пышными благодаря "панье" - каркасу из прутьев, носившемуся под платьем. Также у данного платья типичные для рококо рукава – узкие, расширяющиеся к локтю, украшенные каскадом пышных кружев. Цветовая гамма рококо тяготела к нежным, пастельным оттенкам, например, голубому и розовому.

Веер также был важным атрибутом, не только функциональным. С его помощью флиртовали, прикрывшийся им отпускали кокетливые взгляды и отдавали сигналы. Был целый язык вееров, например, прикосновение веером левой рукой к правой щеке означало "да".

Еще были мушки (искусственные родинки), которые прилеплялись к лицу для большей выразительности...и у них тоже был язык. Мне запомнился факт про символичную мушку в виде кареты, которая намекала на побег из дома.

Известна и символика цветов, включавшая такие мудрёные названия, как "цвет паука, поджидающего добычу в темноте" (темно-серый), или "цвет бедра испуганной нимфы" (бледно-розовый).

Оружие и боеприпасы ВОВ

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Перед вами пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) - один из самых массовых образцов стрелкового оружия в ВОВ. Ниже нарисованы дисковые магазины для него, и сумочка, в которых они носились. В центре лежат патроны и подсумки для винтовки Мосина, а правее лежит еще один подсумок и магазины для пистолета ТТ.

ППШ

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Боекомплект ППШ

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Гранаты

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Я узнал интересный факт о гранатах - оказывается ромбики на них, это насечки, которые при взрыве разлетались осколками. На гранатах с ручкой (РГД-33) эта штука звалась «рубашкой» и была съемным элементом. То есть, сама по себе граната гладенькая, а если нужно больше осколков, на нее напяливают цилиндрик с насечками. Длинная рукоятка сделана для того, чтобы было удобно метать.

Рядом лежит «лимонка» Ф1, тоже с насечками, но уже не снимающимися.

Танк Т-34

Иллюстрации для детского журнала История, Рисунок, Арт, Костюм, Длиннопост

Этот маленький рисуночек я сделал вдохновившись замечательным сериалом "Четыре танкиста и собака". В детстве много раз его смотрел, и в голове навсегда отпечаталось прозвище танка "Rudy" (Рудый, то есть Рыжий) и отпечатки ладоней и лапок на его стальном боку.
p.s. Тут видны только три танкиста, четвертый и собака ушли погулять.

Такие вот интересные вещи я узнал, пока рисовал данные картинки.
На всякий случай, отмечу, что я не реконструктор и не историк, и если вы увидите какую-то ошибку, то я буду рад, если вы на нее мне укажете. Я люблю историю, и стараюсь добиваться достоверности, но все же для меня важнее передать образ эпохи.

Спасибо за внимание!

Моя группа ВК.

Показать полностью 6
54

Правда о Сальери. Часть 2

Прежде всего Гассман привёл юное дарование императору Иосифу II. Сальери на тот момент очень плохо владел немецким, и представ перед императором ужасно разволновался, из-за чего забыл почти все слова и всё перепутал. Но произошла магия – император, ценивший простоту и искренность был очарован наивным и робким юношей, непохожим на окружавших его придворных интриганов. И вжух – Сальери получает сразу же должность при дворе, пока маленькую и фактически не оплачиваемую, но раз в год император награждал его премией, которую наш пай-мальчик относил Гассману. Ну, может быть оставлял себе немного на конфеты)

Правда о Сальери. Часть 2 Сальери, Моцарт, История, Арт, Музыка, Длиннопост, Пятничный тег моё
Правда о Сальери. Часть 2 Сальери, Моцарт, История, Арт, Музыка, Длиннопост, Пятничный тег моё
Правда о Сальери. Часть 2 Сальери, Моцарт, История, Арт, Музыка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Тут стоит сказать пару слов об императоре Иосифе, тоже незаслуженно заклеймённом «бездарем, ничего не понимающем в искусстве». Император сам любил музицировать, окружал себя талантливыми творческими людьми, с которыми старался держаться на равных, забывая о своём статусе. Иногда он любил переодеться простым горожанином и инкогнито гулять по городу, слушая, о чём говорит его народ. Инкогнито он отправился в отвоёванный Крым, посмотреть на потёмкинские деревни. У него хватало своих тараканов в голове, в частности, судя по всему он был занудный и мелочный человек, но при этом он был щедрым меценатом и не любил заискиваний, ценя честность и порядочность.

Правда о Сальери. Часть 2 Сальери, Моцарт, История, Арт, Музыка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Сальери начинал как помощник Гассмана в придворном театре, потихоньку сочиняя свои первые произведения (под строгим руководством учителя), затем он стал получать первые заказы. Помимо Гассмана молодому композитору покровительствовал Глюк, последователем которого он признан историками музыки. В дальнейшем Сальери развил новшества Глюка, определив направление мировой музыки на десятилетия вперёд.

Если вы хотите почувствовать характер молодого Сальери, вам достаточно послушать его ранние произведения. Они полны искренней радости, веселья и тёплой нежности. Это потрясающе позитивная музыка. На долю этого человека пришлось много горя, но в тот период он старался не унывать и находить всюду повод для радости. Его вдохновляла природа, шумный город, хорошие книги.

Дебютную оперу Сальери публика приняла с восторгом, дальше посыпались заказы один за другим. Практически каждый год молодой композитор выдавал по опере, плюс ещё множество более мелких произведений. Его слава быстро вышла за пределы Вены. Самые успешные из опер Сальери ставили по всему миру (в том числе в России), и всюду публика была более чем благосклонна. Перспективного композитора даже пытался переманить к себе шведский король, но император Иосиф решительно не отпустил своего любимчика.

Молодой Моцарт был в восторге от Сальери. Несколько его ранних произведений представляют собой вариации на мелодии из популярных опер Сальери, который тогда только начал своё восхождение, но уже был супер-звездой. По этому поводу любят повторять заезженную фразу, что Моцарт дорабатывал сырые и грубые произведения других авторов, делая их лучше. Но если вы послушаете и сравните вариант Сальери и вариант Моцарта, вы поймёте, что Моцарт лишь начинал свой путь сочинительства, он не уверен и это чувствуется, в то время как Сальери демонстрирует высочайшее мастерство и профессионализм – что совершенно не удивительно, зная какой путь и какую школу он прошёл. Впрочем, конечно, не корректно сравнивать первые пробы несовершеннолетнего юноши и успешную оперу 22х-летнего композитора, я лишь хочу показать, насколько нелепо в данном контексте звучит басня об «улучшении» всего, к чему прикасался Моцарт. В дальнейшем Моцарт не раз и не два обращался к заимствованиям из Сальери и много-много-много раз вдохновлялся им, с этим согласно большинство специалистов. Сальери изменил музыкальное искусство раз и навсегда, вдохновив молодых современников следовать за ним, так что поистине без Сальери не было бы Моцарта.

Правда о Сальери. Часть 2 Сальери, Моцарт, История, Арт, Музыка, Длиннопост, Пятничный тег моё

Важной частью деятельности Гассмана и его учеников было занятие благотворительностью. Гассман учредил фонд помощи вдовам и сиротам музыкантов, который существовал благодаря концертам. Сальери активно участвовал в этих мероприятиях с первого дня основания, а затем сменил Гассмана на посту президента общества и участвовал в благотворительных концертах пока мог держать в руках скрипку. Сальери никогда не забывал о том, как ему помогли в начале пути, когда он был бедным сиротой, это воспоминание определило настойчивость, с которой он трудился на благо общества.

Продолжение следует;)

Показать полностью 5
276

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС

Мария-Антуанетта — младшая дочь императора Священной римской империи Франца I и его жены эрцгерцогини Марии-Терезии. Родилась 2 ноября 1755 во дворце Хофбург в Вене. Днем ранее в Португалии произошло мощное землетрясение, которое за шесть минут превратило Лиссабон в руины и унесло жизни около девяноста тысяч человек. Страшное предзнаменование, на которое обратили внимание лишь спустя несколько десятилетий!


Жан-Этьенн Лиотар. Портрет Марии-Антуанетты Австрийской в возрасте семи лет. ок. 1762

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Счастливое, беззаботное детство не предвещало никакой беды. Мария-Антуанетта росла в обстановке всеобщего обожания и благожелательности. У нее было 15 старших братьев и сестер, с которыми она весело проводила досуги. Получила прекрасное домашнее образование, включавшее историю, математику, иностранные языки, основы различных искусств, а также рукоделие и умение вести себя в обществе. По отзывам современников, особым рвением в учебе не отличалась. Бойкую, беспокойную девочку больше интересовали танцы и развлечения.


Мария-Антуанетта и ее братья, Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете, поставленном по случаю бракосочетания Иосифа II с Марией Баварской. 1765.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

По воспоминаниям, в октябре 1763 императрица Мария Терезия пригласила семилетнего Моцарта выступить перед королевской семьей в Шёнбрунне – летней резиденции австрийского двора. Публика была восхищена игрой музыкального вундеркинда. После концерта Мария Терезия усадила мальчика себе на колени и поцеловала в щеку. Маленькая эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, которая была старше Моцарта всего на три месяца, взялась показать гостю внутреннее убранство дворца. В одном из залов он поскользнулся и упал на натертом до блеска паркете. Девочка любезно помогла ему встать. Вольфганг-Амадей в ответ сделал ей предложение: «Вы так добры ко мне… Я хочу на Вас жениться, когда вырасту!» Мария-Антуанетта со смехом рассказала матери о забавном приключении. Императрица поинтересовалась у галантного кавалера: «Почему ты хочешь жениться на ее высочестве?» Тот, не смутившись, ответил: «Из благодарности».


Эдуард Эндер. Моцарт перед Марией-Терезией в Шёнбрунне.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Мария-Терезия от души посмеялась над дерзким мальчишкой, поскольку уже тогда питала в отношении младшей дочери самые честолюбивые планы. В самом деле, ее сестры быстро вышли замуж: Мария Кристина — за регента австрийских Нидерландов; Мария Амалия – за принца Пармы; Мария Каролина — за короля Неаполя Фердинанда. В 1770 настала очередь Марии-Антуанетты. Девушку сосватали за Луи-Огюста (1754-1793) — сына Людовика XV, наследника французского престола и будущего короля Людовика XVI. Союз казался особенно престижным, поскольку Франция в то время являлась самым сильным государством в Европе. Мария-Терезия от души пожелала дочери счастья: «Постарайтесь принести французам так много пользы, чтобы они могли сказать, что я послала им ангела».


Свадебный кортеж торжественно проследовал по Дунаю, пересек всю Германию и 7 мая 1770 прибыл к границе с Францией. В районе Страсбурга пятнадцатилетнюю невесту, облаченную в национальную одежду, встретила французская делегация. В Версале ее со всеми почестями приветствовал король-отец.


Бракосочетание состоялась 16 мая 1770 в соборе Шапель Рояль. Новобрачных благословил архиепископ Реймский. В качестве свадебного подарка Мария-Антуанетта получила великолепные драгоценности ценой около двух миллиона ливров, в том числе фамильное ожерелье Анны Австрийской. На официальном обеде присутствовало более тысячи знатных гостей. Франция ликовала и восторженно приветствовала молодую, очаровательную женщину, свою будущую королеву. Столь великолепное начало сулило так много радости и никак не предвещало грядущих тяжких испытаний.


А они начались буквально сразу и постепенно нарастали, как снежный ком. Выяснилось, что в отличие от своего любвеобильного папаши, Луи-Огюст довольно равнодушно относится к женщинам. Главной его страстью всегда оставались охота и застолья. За свадебным столом жених так много ел, что Людовик XV сделал сыну замечание. Тот простодушно возразил: «Но почему? Я всегда лучше сплю на полный желудок!» Очень скоро у дофина обнаружились существенные пробелы в воспитании. Он не получил в юности должного опыта и явно недооценивал интимную сторону супружества. Почти семь лет у пары не было потомства, что вызывало недоуменный ропот и самые нелепые слухи. Придворные шептались о мужском бессилии Луи-Огюста и ветрености его жены.


Пока супруг охотился за оленями и кабанами, Мария-Антуанетта сблизилась с компанией золотой молодежи, которую возглавлял младший брат дофина граф д’Артуа (1757-1836), впоследствии король Франции Карл X. Мария-Антуанетта кружилась в море бесконечных балов и развлечений. Она не знала границ для исполнения своих прихотей и капризов.


Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Молодая королева обожала азартные игры и сутками просиживала за карточным столом, сражаясь в фараон или ландскнехт. О мотовстве Марии-Антуанетты ходили легенды. Мария-Антуанетта прослыла законодательницей мод, ввела в употребление высокие сложные прически, струящиеся шелка и перья.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Подарок мужа, замок Малый Трианон всегда был полон гостей. Они шумно веселились и танцевали под открытым небом вокруг Храма любви. В Версале не прекращалась бесконечная череда костюмированных балов, музыкальных представлений и маскарадов. Уверенная в своих правах, королева нередко пренебрегала установленным этикетом, что давало повод к злословию и недовольству.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Атласные туфли Марии-Антуанетты, которые за 43 тысячи евро приобрел неизвестный коллекционер на аукционе в Тулоне.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

После смерти отца Луи-Огюст короновался в Реймсе 11 июня 1775 под именем Людовик XVI. Девятнадцатилетняя Мария-Антуанетта взошла на французский трон и присоединила к своему гербу королевские лилии Бурбонов.


Флёр-де-лис на гербе династии Бурбонов.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

Она присутствовала на церемонии в роскошном платье от знаменитой портнихи Роз Бертен. Помпезные торжества обошлись налогоплательщикам в весьма кругленькую сумму. Между тем, государственные финансы Франции находилась в плачевном состоянии. Вследствие повального казнокрадства денежный дефицит достиг 198 миллионов ливров в год. Как нередко бывает в подобных случаях, виновника нашли в лице внешнего врага. Из-за своего австрийского происхождения и непомерной расточительности Марию-Антуанетту заподозрили в предательстве интересов Франции.


Отношение к юной королеве резко поменялось в самую худшую сторону. Мария-Антуанетта тяжело переживала не всегда справедливые упреки. Она писала отчаянные письма матери и сестре Марие-Каролине, просила у них совета. В 1777 в Париж прибыл старший брат Марии-Антуанетты Йозеф II Австрийский. После доверительной беседы с сестрой он настоял на медицинском обследовании, которое установило, что Людовик XVI страдает фимозом (сужением крайней плоти), препятствующим проведению полноценного полового акта. После несложной операции Людовик XVI смог приступить к исполнению своего супружеского и королевского долга.


Элизабет Виже-Лебрен. Семейный портрет королевы Марии-Антуанетты.

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.1. ФЛЁР-ДЕ-ЛИС История, Франция, Людовик XVI, Мария-Терезия, Моцарт, Моды, Длиннопост

19 декабря 1778 Мария-Антуанетта родила девочку, названную Марией-Терезией-Шарлоттой. В 1781 родился Луи-Жозеф, в 1785 — Луи-Шарль, в 1786 — София-Беатрикс (1786).


Впрочем, не обошлось без сплетен: отцом Луи-Шарля злые языки упорно называли шведского графа Акселя фон Ферзена (1755-1810) либо маркиза де ла Файетта (1757-1834).


Продолжение следует: МАРИЯ-АНТУАНЕТТА. ч.2. БРИЛЛИАНТОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ.

COPYRIGHT © Александр Сосновский

Показать полностью 8
333

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица.

Голубая гостиная, 1870 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга считаются одними из самых красивых в России. Продуманная застройка, разнообразие стилей и, конечно же, сохранившееся историческое наследие. Особое внимание хочется уделить великолепному зданию XIX века, расположенному на Английской набережной – особняку крупнейшего российского финансиста своего времени барона Штиглица. Сегодня проводятся реставрационные работы по восстановлению здания, но оценить роскошь особняка можно по сохранившимся акварелям, написанным итальянским художником Луиджи Премацци.

Белая гостиная, 1870 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

В конце XVIII столетия в Россию перебрался Николай Штиглиц. В Санкт-Петербурге он основал торговый дом. Спустя несколько лет к нему приехал брат Людвиг. Торговая жилка позволила Штиглицам быстро разбогатеть. В 1807 году Людвиг Штиглиц принял лютеранство, т. к. для людей, исповедующих иудаизм, существовали некоторые запреты в финансовых операциях.

Золотая гостиная, 1870 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Александр Людвигович Штиглиц унаследовал от отца состояние в 18 миллионов рублей и финансовую компанию. В соответствии со своим высоким статусом наследник решил, что ему нужен подходящий особняк. Было решено выстроить его на Английской набережной на месте двух прежних домов. Архитектор А. И. Кракау получил неограниченную свободу в фантазии и средствах.

Обеденный зал, 1869 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца. Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.

Обеденный зал, 1869 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Гостиная, 1870 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Кабинет баронессы Штиглиц, 1870 год:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Сам Александр Людвигович запомнился современникам как выдающийся финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России и меценат. Многие коллеги очень удивлялись, когда узнавали, что большую часть огромнейшего состояния Штиглиц помещал в отечественные банки и фонды. В ответ на это финансист отвечал: «Отец мой и я получили своё состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние».

Барон Александр Штиглиц(1814-1884)– банкир, финансист, промышленник, меценат, благотворитель:

Роскошь особняка крупнейшего российского финансиста и мецената барона Штиглица. Архитектура, Санкт-Петербург, Дизайн, Интересное, История, Ретро, Прошлое, Акварель, Длиннопост

Александр Людвигович был женат на Каролине Карловне Миллер (ум. 1873), их единственный сын Людивиг (1842—1843) умер младенцем. Бездетная чета Штиглицев в 1844 году удочерила внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, девочка была подброшена к ним в дом и получила имя Надежды Михайловны Июневой (Юневой) (1843—1908).


После кончины барона Надежда унаследовала от него состояние в 38 миллионов рублей, всю финансовую империю и, конечно же, особняк на Английской набережной. Он был выставлен на продажу.



Особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в 3 миллиона рублей была далеко не каждому по карману. Его купила царская семья в качестве свадебного подарка князя Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец.


После Октябрьской революции в особняке поначалу размещался детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало и теряло свое былое величие.


Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся. И только несколько лет назад началось восстановление старинного архитектурного наследия города, и уже на конец 2017 года запланировано завершение работ по его реставрации.

Показать полностью 7
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: