29

Пожарная безопасность и электроснабжение в доме

Всем привет. Озаботился я тут пожарной безопасностью в своем доме и еще на стадии, когда делал (сам) проект электроснабжения заложил систему пожарной безопасности.

Если что, я не проектировщик :)

Электрическая схема щита внутри дома:

Пожарная безопасность и электроснабжение в доме Пожарная безопасность, Частный дом, Проект, Длиннопост

Долго думал как сделать лучше и безопаснее. Пришел к выводу, что мне необходимо речевое оповещение, громкие звонки, датчики дыма и главное средство пожаротушения, в дополнение к огнетушителям.

В котельной и кухне на потолке размещены 2 дренчера (разбрызгивателя), которые в случае пожара должны залить водой очаг. Дренчеры проектировал только в котельной и на кухне как в зонах повышенной пожарной опасности.


Работает система так:


В дежурном режиме система контролирует задымленность в помещениях.

В случае обнаружения задымления в одном из помещений, система выдает тревогу «пожар», одновременно срабатывают тревожные звонки, установленные в гостиной и около входа в дом (снаружи), при этом автоматически отключается электроснабжение дома (кроме питания аварийной группы). Также, внутри дома срабатывает речевое оповещение: «сирена, Внимание, пожарная тревога! Срочно покиньте помещение!». После срабатывания пожарной тревоги становится доступным включение системы водяного дренчерного пожаротушения в зоне «котельная». Для включения системы тушения необходимо повернуть ключ на главном столе в гостиной в положение «1», перевести тумблер включения э/магнитного клапана нужного дренчера в положение «ВКЛ». После этого автоматически открывается электромагнитный клапан дренчерной системы пожаротушения для подачи воды.

Ключ можно оставить в положении "1" - в случае пожарной тревоги пожаротушение сработает немедленно, что не очень хорошо, т.к. может быть ложное срабатывание...


После тушения пожара, ключ поворачивается в положение «0», отключая при этом систему пожаротушения (или с помощью ключа ТМ отключается пожарная сигнализация, автоматически отключая пожаротушение), с помочью ключа ТМ пожарная сигнализация отключается, электроснабжение дома в полном объеме при этом автоматически восстанавливается, помещение проветривается. Контактор ключа ТМ находится на веранде. После полного проветривания помещения пожарная сигнализация вновь устанавливается в дежурный режим с помощью ключа ТМ.


Состоит моя пожарная сигнализация из:


1. Прибор охранно – пожарный «Кварц» вар.2

2. Датчик дымовой «ИП-3.1М» и подобные – 8 шт.

3. Звонок 220В – 2 шт.

4. Блок речевого оповещения «Ария Бро М мини» (778 руб.)

5. Программатор для «Ария Бро» (385 руб.)

6. Оповещатель «Ария 10» - 2 шт. (500 руб./шт.)

7. Ороситель дренчерный «Бриз 9/к16» - 2 шт. (220 руб./шт.)

8. Клапан электромагнитный (с ALI EXPRESS - electronic water valve) – 2 шт. (~450 руб./ шт.)


План дома с датчиками:

Пожарная безопасность и электроснабжение в доме Пожарная безопасность, Частный дом, Проект, Длиннопост

Тут кстати многие писали про какие-то фантастические цены за подключение к электроснабжению частного дома, огромные цены за электрощит (комплектующие и тд.).


По многочисленным просьбам выкладываю спецификацию моих электрощитов (наружный и внутренний):


Спецификация внутреннего электрощита

Наименование Артикул Количество цена


Выключатель автоматический ВА 6729 1п 25А TAM14B25 8 шт 57,43 руб. (459,44 руб.)


Выключатель автоматический ВА 6729 1п 10А TAM14B10 8 шт. 62,90 руб. (503,02 руб.)


Выключатель автоматический ВА 6729 1п 06А TAM14B06 2 шт. 62,90 руб. (125,80 руб.)


Выключатель нагрузки ВН-32 2п 63А MVN32-2-063 1 шт. 137,75 руб.


Устройство защитного отключения УЗО ВД1-63 2р 63А/ 30мА MVD63-063-2-030 2 шт. 556 руб. (1112 руб.)


Реле промежуточное РЭК-77/3 12В 10А RP77-3AD 1 шт. 123,75 руб.


Розетка для РЭК-77/3 РРМ-77/3 RRP773 2 шт. 53,95 руб. (107,90 руб.)


Контактор модульный КМ40-20 40А 2НО 230В KM40-20 2 шт. 499,55 руб. (999,10 руб.)


Бокс ЩРН-П-36 мод. прозр. черн.дверь IP40 BPN10-3-36 1 шт. 699,47 руб.


Шина соединительная тип PIN (штырь) 1ф до 63А (дл.1м) NSP1-063 1 шт. 169,62 руб.


Арматура светосигнальная AD22DS 230В зеленая

(~220В) «ФИДЕР №1» MFK10-ADDS-230-06 1 шт. 25,83 руб.


Арматура светосигнальная AD22DS 12В зеленая

«Тушение разрешено», «Нагрузка вкл.», «Ворота/калитка закрыты» MFK10-ADDS-012-06 4 шт. 25,83 руб. (103,32 руб.)


Арматура светосигнальная AD22DS 12В красная

«Тушение запрещено», «ПОЖАР», «Ворота/калитка открыты» MFK10-ADDS-012-04 4 шт. 25,83 руб. (103,32 руб.)


Арматура светосигнальная AD22DS 230В синяя

(работа генератора) MFK10-ADDS-230-07 1 шт. 29,83 руб.


Арматура светосигнальная AD22DS 12В желтая

(~220В) «включение дренчер 1,2» MFK10-ADDS-012-05 2 шт. 25,83 руб. (51,66 руб.)


Переключатель ВК21-ВG41 1з (2 положения) с фикс. ключ 0-I

(Для включения дренчерного пожаротушения) S21-BG41 1 шт. 116,80 руб.


Реле промежуточное РЭК-77/3 220В 50Гц 10А RP77-3M 1 шт. 143,75 руб.


Звонок громкого боя МЗМ-1К 220АС 75мм цвет красный AB1R075M 2 шт. 199,70 руб. (399,40 руб.)


Шина нулевая "N" 8 6х9 мм (с жёлтым DIN-изолятором) NN-69-08-DY 2 шт. 26,75 руб. (53,50 руб.)


Шина нулевая "N" 8 6х9 мм (с синим DIN-изолятором) NN-69-08-DB 4 шт. 26,25 руб. (105 руб.)


ИТОГО: 5 570,26 руб.



Спецификация вводного электрощита


Наименование Артикул Количество Цена


Корпус щита ЩУРн-1/12зо Е12-15-403015-31 1 шт. 572,64 руб.


Счетчик электроэнергии Меркурий-201.4 5123 1 шт. 779,42 руб.


Кронштейн крепления щита на опору (для ЩМП 01-04, ЩРН, ЩУРн) E20-15-292215-1-4 1 шт. 170,65 руб.


Выключатель нагрузки ВН-32 2п 63А MVN32-2-063 1 шт. 137,75 руб.


Устройство защитного отключения УЗО ВД1-63 2р 63А/ 30мА MVD63-063-2-030 1 шт. 556 руб.


Розетка на DIN-рейку с ЗК РД-67зк TEXENERGO MRD67Z 2 шт. 107 руб. (214 руб.)


Выключатель автоматический ВА 6729 2п 63А В 4,5кА TAM24B63 1 шт. 155,71 руб.


ИТОГО: 2 586,17 руб.

----------------------------------

Я не знаю, где Все берут цены по 50-70 000 за подключение и за щиты... Реальные цены я написал, если кому интересно, дам ссылку на сайт производителя (Мос.обл.).

Еще раз напоминаю, согласно закона, подключение частного дома на мощность до 15 кВт, находящегося в 300 метрах от электросетей ( в городе) или в 500 метрах от электросетей (в сельско местности) стоит 550 рублей! Сверх этого энегосбытовые компании не имеют права брать с Вас деньги, за исключением того, если Вы хотите заказать у них полный монтаж "под ключ" - идет это отдельным договором. А также, многие сталкивались с тем, что энергосбытовые компании в ТУ требовали установки трубостойки и шкафа учета на границе участка - идут они лесом. По закону, Вы имеете право устанавливать трубостойку со шкафом учета у себя на участке, но не далее 25 метров от точки подключения! Хоть на стену дома вешайте.


Если у кого-то есть вопросы - задавайте, постараюсь ответить :)

Дубликаты не найдены

+4

Оно и видно, что не проектировщик - кто на кабель 2,5 автомат 25 А ставит? Озаботьтесь расчетом тока однофазного кз на конце любой линии и поймёте, что гореть кабель будет весело и с треском (не дай Бог, конечно)

раскрыть ветку 18
0

Таблица врёт или я что-то не понимаю?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+3

2й вариант, не в обиду. Это таблица длительно-допустимых токов кабеля.

А речь идет о том, что в конце линии ток однофазного короткого замыкания будет настолько низким, что автоматический выключатель с характеристикой С спокойно будет его держать и не отключаться, а кабель будет нагреваться и изоляция, хоть она и НГ - негорючая, но на практике горит только в путь. Вообще, все вокруг электрики стали, в кого ни плюнь - электрик. Может потому и пожароопасность выросла?

раскрыть ветку 8
-3

Таких токов там все равно не будет никогда, автомат с запасом небольшим. По расчетам мне и 16А хватит

раскрыть ветку 7
+8

Нужно кабель брать с запасом, а не автомат ;)

раскрыть ветку 4
0

У меня вводный на 25а, правда на три фазы. Но суть не меняет,  Помимо того, что ток срабатывания нужно соответствующий ставить, так еще и индексы есть B, С, D, с помощью них можно установить который быстрее будет срабатывать. Меняй автомат, пока есть возможность!

раскрыть ветку 1
+2

Хотеть не сгореть и так тупо экономить на автоматах...  Собери нормальный щиток по нормам на ABB, hager, legrand  и ничего у тебя не загорится, если только дети не пироманы. А говнецо за 50 р. либо не сработает, либо наоборот будет от легких скачков отключаться.

раскрыть ветку 1
0

Имею опыт и с ABB и с леграндом и ни разу разницы за 10 лет не заметил между ними и автоматами сегмента "эконом". Для справки, в РЖД, где нормы для питающих установок "просто пиздец как завышены" - ABB и Легранд не применяется в виду не 1 класса надежности

+1

Не знаю как отредактировать пост, внес небольшие изменения:

Заменил автоматы 1-6Р на 16А, 7Р остался 25А

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
0

И на освещение автоматы рекомендую поставить с характеристикой не С, а В. И на остальные автоматы, где С25А, применить кабель сечением 6 мм2, либо заменить на С16А.

раскрыть ветку 3
0

У меня все автоматы марки В. на автомате 7Р 25А кабель 6 мм2. автоматы с 1Р по 6Р - В16А

раскрыть ветку 2
0
Никогда не вникал в пож безопасностт, но после прочтения схемы работы прям аж захотелось, красава
раскрыть ветку 1
0

Спасибо :)

0

1) Странная схема подключения генератора: нет заземления общего с домовым

2) нет пускового с аккумулятором (постоянно подзаряжаемого от домовой сети) или полноценного АВР на входе в дом. Пляски с бубном зимой ночью вокруг замерзшего намертво генератора проходили.

3) Стандартная ошибка в выборе сечения проводника. Размер сечения по ПУЭ идет при температуре жилы 80градусов. Рыжие полосы по стенам надо? Берите на 1 размер сечения больше расчетных, тем более фактически по ценам не сильно больше будет. Т.е. на магистралях вместо 6кв берите 10кв. Электроплита, насосы и силовые розетки на участке (электрорубанок, сварка и т.д) - тоже 10кв.

4) Датчиков дыма КРАЙНЕ мало: они всегда ставятся попарно на помещение и лучше на разные шлейфы (чтоб в случае ложняка можно было один шлейф спокойно отключить, а в случае отказа сигнал все-равно придет по второму шлейфу). Нет профиля потолка но как минимум в котельной и путях эвакуации (прихожая - холл) должна стоять пара датчиков 100%. Поэтому "Кварц" с одним шлейфом мало подходит. Если тот-же производитель Версет, Циркон или Гранит подошли бы намного лучше

раскрыть ветку 3
+1

Спасибо за Ваш комментарий - учту.

1. Заземление есть - не отражено на схем.

2. Полноценное АВР будет, но позже. Генератор не замерзает, так как в теплом помещении :)

3. За подсказку спасибо.

4. Про датчики дыма я уже понял, в прихожей, спальнях и котельной их по 2 будет.

Про Кварц я писал уже, что он просто есть в наличии, его минус конечно что 1 шлейф, гляну на досуге предложенные Вами.

раскрыть ветку 2
0
Вводное узо противопожарное 300мА на входе нет? На влажную группу лучше 10мА узо
раскрыть ветку 1
0

Немного внесу свои предложения:


1. Датчики нужно ставить в помещение по две штуки (дабы отсечь ложное срабатывание).

2. Система активного пожаротушения на основе воды не самый лучший вариант. Лучше поставить модули порошкового пожаротушения (Тайфун, Эптос, Защита АК и пр.). Они не портят оборудование и не коротят проводку. Данная схема позволит тушить пожар автоматически и только в помещения где это необходимо.

3. Вместо "Кварца" я бы поставил ППКОП "Гранит-3", он погибче с тактиками. Но в данном варианте не критично, просто личное предпочтение.

раскрыть ветку 10
0
Лучше поставить модули порошкового пожаротушения (Тайфун, Эптос, Защита АК и пр.). Они не портят оборудование и не коротят проводку.

Да, это так, НО со временем порошок приходит в негодность. Слёживается и превращается в камушек.

Тогда уж лучший вариант - ТРВ...)

раскрыть ветку 3
0

С порошком согласен, но так как у меня в практике, установка модулей была в основном на объектах которые боятся воды, то тонкораспыленной водой тушить было стрёмно. Я в основном защищал серверные в пр. эл. оборудование.

ЗЫ. Но согласен с тем что спринклер хуже ТРВ, там накрывает получше...

раскрыть ветку 2
0

Спасибо за совет. Просто КВАРЦ в наличии есть несколько штук и тот же кварц стоит в квартире на сигнализации - привык к нему, да и все нужные функции он может выполнять, большего я не требую :)

раскрыть ветку 5
0

Тогда конечно ставьте его. А вот насчёт порошковых модулей подумайте...

раскрыть ветку 4
0

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии...»



В п.25 Порядка заключения и выполнения договора указано, что точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.


Граница балансовой принадлежности находится на крайней опоре, соответственно и ЩУ должен располагаться на границе. Разве нет?

0

Еще раз напоминаю, согласно закона, подключение частного дома на мощность до 15 кВт, находящегося в 300 метрах от электросетей ( в городе) или в 500 метрах от электросетей (в сельско местности) стоит 550 рублей

Закон разве менялся? Там было не про 300м, а про любое место в населенном пункте независимо от наличия эл.сетей и доступных мощностей, и про метры от эл. сетей в полях. Недостающие мощности и эл.линии снабжающие организации должны построить за свой счёт.

раскрыть ветку 1
0

Верно, это я опечатался. правильно: Не далее 500 метров от населенного пункта в сельской местности и 300 метров в городе

-1

В общем, автору - респект. За находчивость, смелость, гибкость ума и "обучаемость".

Генератор поставил - это реально круто.

Но вот с "пожаротушением" - это ТРЭШ.

Реально эту тему лучше бы не касался. Либо доверился проверенной конторе (если оная существует в вашем регионе).

Есть уйма норм. Приказов и т.д.... Запаришься все читать) Особенно ЭТО касается пожаротушения.

Другой вопрос  - почему "на измене"? От куда пришла идея заморочиться такой "приблудой"? Дом деревянный? Или остаётся часто "без присмотру"?

Если есть люди - то достаточно пожарной сигналки и хороших огнетушителей...

Мы на заводе ставили пожаротушение 25 направлений. И газовое и водяное. Водяное было "Тонко Распыленной Водой" (ТРВ). Проверили, сгенерировав "пожарный случай". Запалили газеты в ведре. Дымища, огонь и всё такое. Сработали 2 датчика. Комиссия притихла... Оповещение промяукало об эвакуации и сработала автоматика. Из распылителей сначала брызнула ржавая водичка (буквально секунду, но успела испортить новую робишку) а потом повалил пар. Очень густой. Всем понравилось.

Установка ТРВ - ей по барабану давление воды и чистота оной в трубах(не нужны насосы). У неё своё давление (в газовом баллоне) и вода (дистиллированная). Так же система работает при закрытых окнах и дверях (датчики). Ибо на сквозняке, какая бы не была навороченная система пожаротушения - НУЖНОЙ концентрации тушащего вещества достичь не удастся. Про цену умолчу. Не дешево...

Кстати, на наш объект пришел очередной суровый проверяющий (дедушка). Сказал, что на пожаротушении собаку съел, а именно один завод спалил. Мы прифигели... Спрашиваем, а что Вас не уволили то? Он говорит, что не по его вине. А по вине проектировщиков. Я, грит, указал недочет в письменном виде. То бишь отсутствие "расчетов герметичности" (там стояла газовая тушилка).

Как назло, начался пожар(пожароопасное пр-во). Система сработала как надо, после эвакуации пошел газ. Но, так как не было "тех расчетов", то все стекла в цеху повылетали из-за сильного избыточного давления. Газ быстро выветрился и всё благополучно сгорело.

Такая вот загогулина.

раскрыть ветку 4
0

Идея пришла исключительно для безопасности. Надолго дом один не остается :)

Дом монолитный пенобетон. Мне не нужна супер навороченная система пожаротушения, мне хватит и просто пожарной сигнализации с тушением распыленной водой 2-х зон. Приказы и тд. мне тоже по боку, мне не надо сдавать свою систему комиссии.  У меня ситуации с ржавой водой не будет, так как до включения непосредственно тушения трубы будут сухие. После отключения также сухие. Просто захотелось иметь полный контроль в доме и возможность обойтись своими силами в случае пожара (огнетушители тоже есть в доме). Наверное больше сыграла любовь ко всякой автоматике :))

раскрыть ветку 3
-1

Давление?

Закрытые окна, двери?

Про датчики уже говорили...

Трубы из чего?

Для гарантированного отсутствия ржавчины трубы для ТРВ делают из нержавейки и заставляют чистить, перед монтажом распылителей(окалина, остатки сварной деятельности).

Короче, всё не так просто)

Особенно, если касается серьёзного пожаротушения, а не "чтобы было". Если некуда деньги девать - на храм пожертвуй или детский дом...

А нормы пишутся, согласно "отрицательной статистики" со всей нашей Необъятной Родины Матушки...)

раскрыть ветку 2
-1
Запишусь на консультацию, скоро делать проводку в квартире
раскрыть ветку 4
0

Не вздумай. У меня на склад такие знатоки поставили на светодиодные уличные прожекторы (2 шт по 30 вт) автомат 53А. Также, с запасом. Не ясно чего все запасают. Наверное нервы, чтобы хладнокровно вести себя при пожаре и терпение, чтобы потом пожарище после разбирать

раскрыть ветку 2
0

Это вообще идиотом надо быть такой автомат ставить. я бы 6А поставил.

Спецификацию по автоматам я себе переписал уже (16А вместо 25, кроме 7Р).

А чего сам-то не поправил "горе-мастеров"???

раскрыть ветку 1
-2

Хм :) Ну помогу, чем смогу. Хоть я и не профессиональный электрик. По работе работал с автоматикой по управлению движением поездов и оттуда все знания :) В своей квартире проводку тоже полностью сам заменил с переносом щита с лестницы в квартиру :)

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: