Пожар на взлёте

22 августа 1985 года Boeing 737-236 Advanced готовился к взлёту для совершения рейса из Манчестера в Керкиру (Греция). Во время разгона во ВПП на скорости 150 км/ч экипаж услышал хлопок. Командир тут же дал команду о прерывании взлёта, запустил реверс и применил «воздушные тормоза». Скорость самолёта в этот момент составляла уже около 235 км/ч. Второй пилот задействовал тормоза шасси. На скорости 160 км/ч в кабине раздалась пожарная сигнализация. В это время пассажиры увидели вырывавшийся из левого двигателя огонь. Борт остановился через 45 секунд после хлопка, успев повернуть на рулёжную дорожку.


Пожар усиливался. Из-за высокой температуры начали плавиться иллюминаторы. В хвосте появился едкий чёрный дым. Он быстро продвигался по потолку. Достигнув носа он опустился на пол и начал заполнять салон. Дым вызывал жжение, сонливость и дезориентацию.


Началась паника. Пассажиры с задних рядов ринулись в переднюю часть, где ещё был чистый воздух. Падая они создавали заторы из-за чего движение в проходе было парализовано. Многие пассажиры вынуждены были передвигаться по спинкам кресел.

Пожар на взлёте Самолет, Авиация, Boeing, Авиакатастрофа, Трагедия, Пожар, Boeing 737, Длиннопост

Boeing 737-236 Advanced до катастрофы

В пассажирском салоне имелось 2 двери в передней части, 2 в задней и 2 аварийных выхода над крыльями в центре. Обе находившиеся в хвосте стюардессы погибли. Одна из них в последний момент успела открыть правую заднюю дверь. Но сидевшие в хвостовой части пассажиры не знали об этом и стремились к носу самолёта, где воздух был чище. Поэтому выходом никто так и не воспользовался.


В это время бортпроводники в передней части пытались организовать эвакуацию. После остановки самолёта старший бортпроводник сначала открыл левый передний выход, а затем и правый. Пассажиры покидали самолёт без ручной клади. Но тем не менее между переборками возникли живые пробки из которых бортпроводники выдёргивали людей. Потерявших сознание выталкивали на скат. Когда видимость упала до ноля и дышать стало совершенно нечем бортпроводники покинули самолёт.


В это же время в середине салона две пассажирки пытались разблокировать правый аварийный люк. Когда им это удалось люк весом в 22 килограмма упал внутрь салона. Он придавил одну из них и заблокировал выход. Находившийся рядом мужчина помог оттащить дверь в сторону, освободив женщину и открыв проход. Люди начали выбираться на крыло. Однако возле выхода быстро образовался затор из тел упавших без сознания пассажиров.


Через некоторое время из-за огня задняя часть фюзеляжа разломилась и хвостовая часть рухнула на землю. Подавляющее большинство выживших самостоятельно выбралось из самолёта. Одного мальчика возле аварийного выхода вытащили пожарные. Всего выжил 81 человек из 131 находившегося на борту. В их числе оба пилота и 2 бортпроводника. Большая часть погибших отравилась продуктами горения.


Пожарные проникли внутрь самолёта спустя 7 минут после его остановки. В этот же момент произошёл взрыв, который выбросил одного пожарного из фюзеляжа (он был госпитализирован с травмами). Самолёт восстановлению не подлежал.

Пожар на взлёте Самолет, Авиация, Boeing, Авиакатастрофа, Трагедия, Пожар, Boeing 737, Длиннопост

Сразу после ликвидации пожара

Расследование катастрофы длилось три года. Было установлено что основной её причиной стала техническая неисправность левого двигателя, усталость металла и недостаточно качественное техническое обслуживание. Камера сгорания была разорвана по всему периметру. На её стенках были обнаружены многочисленные трещины, возникшие как в ходе эксплуатации, так и вследствие некачественной сварки при ремонте. Работа двигателя регулярно вызывала беспокойство у экипажей. Однако технические службы не уделяли этим сообщениям должного внимания. После разрыва камеры сгорания одна из частей двигателя пробила топливный бак в крыле. Керосин попал на горячий двигатель и воспламенился.


Кроме того была отмечена недостаточная подготовка самолёта и экипажа к действиям при пожаре. Командир долго останавливал самолёт что сократило время для эвакуации пассажиров. Кроме того при остановке он неудачно расположил воздушное судно, не учитывая направление ветра. Из-за этого огонь начал распространяться быстрее.

Пожар на взлёте Самолет, Авиация, Boeing, Авиакатастрофа, Трагедия, Пожар, Boeing 737, Длиннопост

Данная авиакатастрофа оказала существенное влияние на безопасность полётов. В частности, после неё в самолётах появились светящиеся дорожки, указывающие направление эвакуации и светящиеся табло на выходах.


Бортпроводники получили награды за героизм и отвагу (двое погибших – посмертно).

(с) "Расследование авиакатастроф" в Telegram

https://t-do.ru/rumayday

Авиация и Техника

9.3K пост17.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

До сих пор не понятно, почему в самолетах нет автономных систем дыхания. Маска+баллон хотя бы на 5 минут.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там используется химический генератор кислорода. Во время пожара это не самое лучшее решение.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно химию, а можно просто закачать воздух (хотя наверно будет большое давление что сильно стремно). Интересно есть ли хим. генерация кислорода в бинарном варианте - т.е. когда выделяется только при смешивании двух или более веществ. Тогда будет безопаснее - повернул клапан, пошла смесь. Без этого продукты разделены.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, даже если такая штука будет (и даже если каким-то образом не будет раздувать пожар), фиг кто успеет этим воспользоваться. Гораздо лучшим решением будет быстро эвакуироваться из самолёта.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, при химическом горении достаточно одного вздоха и все - потеря сознания. В последней авиа аварии как раз очевидец описывал - поплыл сразу, хотя только чуть-чуть вздохнул дым. Так что надо надеть изолированый противогаз (т.е. с собственным балоном кислорода) и уже выходить.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ты же понимаешь, что в авиации всё делается для повышения шансов выживания, даже если повышение на 0.5%. Например убавление света на взлёте и посадке. Если такие устройства не сделаны для каждого пассажира, значит есть причины почему этого делать не нужно. Я не знаю почему. Может быть они дают большой плюс при пожаре и десять минусов в других ситуациях.

Автор поста оценил этот комментарий

До сих пор не понятно, почему людям неизвестно, что такие системы есть.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос в том -почему их нет в самолетах

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Они есть.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Со стационарными (которые выпадающие шланги) не попутали?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, не попутал. Есть и переносные баллоны, и стационарная система для экипажа и полностью герметичные PBE - protective breathing equipment. Изолирующий противогаз по сути.

https://www.rockwellcollins.com/-/media/images/page-content/...

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде как есть несколько. На рейсе Гелиоса бортпроводник одним таким устройством воспользовался чтоб попасть в кабину.

Но, как я уже написал тебе ниже, сомневаюсь что пассажиры сумеют быстро это использовать. Самое правильное решение - не терять времени и выбираться из самолёта.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку