Пожар на взлёте
22 августа 1985 года Boeing 737-236 Advanced готовился к взлёту для совершения рейса из Манчестера в Керкиру (Греция). Во время разгона во ВПП на скорости 150 км/ч экипаж услышал хлопок. Командир тут же дал команду о прерывании взлёта, запустил реверс и применил «воздушные тормоза». Скорость самолёта в этот момент составляла уже около 235 км/ч. Второй пилот задействовал тормоза шасси. На скорости 160 км/ч в кабине раздалась пожарная сигнализация. В это время пассажиры увидели вырывавшийся из левого двигателя огонь. Борт остановился через 45 секунд после хлопка, успев повернуть на рулёжную дорожку.
Пожар усиливался. Из-за высокой температуры начали плавиться иллюминаторы. В хвосте появился едкий чёрный дым. Он быстро продвигался по потолку. Достигнув носа он опустился на пол и начал заполнять салон. Дым вызывал жжение, сонливость и дезориентацию.
Началась паника. Пассажиры с задних рядов ринулись в переднюю часть, где ещё был чистый воздух. Падая они создавали заторы из-за чего движение в проходе было парализовано. Многие пассажиры вынуждены были передвигаться по спинкам кресел.
Boeing 737-236 Advanced до катастрофы
В пассажирском салоне имелось 2 двери в передней части, 2 в задней и 2 аварийных выхода над крыльями в центре. Обе находившиеся в хвосте стюардессы погибли. Одна из них в последний момент успела открыть правую заднюю дверь. Но сидевшие в хвостовой части пассажиры не знали об этом и стремились к носу самолёта, где воздух был чище. Поэтому выходом никто так и не воспользовался.
В это время бортпроводники в передней части пытались организовать эвакуацию. После остановки самолёта старший бортпроводник сначала открыл левый передний выход, а затем и правый. Пассажиры покидали самолёт без ручной клади. Но тем не менее между переборками возникли живые пробки из которых бортпроводники выдёргивали людей. Потерявших сознание выталкивали на скат. Когда видимость упала до ноля и дышать стало совершенно нечем бортпроводники покинули самолёт.
В это же время в середине салона две пассажирки пытались разблокировать правый аварийный люк. Когда им это удалось люк весом в 22 килограмма упал внутрь салона. Он придавил одну из них и заблокировал выход. Находившийся рядом мужчина помог оттащить дверь в сторону, освободив женщину и открыв проход. Люди начали выбираться на крыло. Однако возле выхода быстро образовался затор из тел упавших без сознания пассажиров.
Через некоторое время из-за огня задняя часть фюзеляжа разломилась и хвостовая часть рухнула на землю. Подавляющее большинство выживших самостоятельно выбралось из самолёта. Одного мальчика возле аварийного выхода вытащили пожарные. Всего выжил 81 человек из 131 находившегося на борту. В их числе оба пилота и 2 бортпроводника. Большая часть погибших отравилась продуктами горения.
Пожарные проникли внутрь самолёта спустя 7 минут после его остановки. В этот же момент произошёл взрыв, который выбросил одного пожарного из фюзеляжа (он был госпитализирован с травмами). Самолёт восстановлению не подлежал.
Сразу после ликвидации пожара
Расследование катастрофы длилось три года. Было установлено что основной её причиной стала техническая неисправность левого двигателя, усталость металла и недостаточно качественное техническое обслуживание. Камера сгорания была разорвана по всему периметру. На её стенках были обнаружены многочисленные трещины, возникшие как в ходе эксплуатации, так и вследствие некачественной сварки при ремонте. Работа двигателя регулярно вызывала беспокойство у экипажей. Однако технические службы не уделяли этим сообщениям должного внимания. После разрыва камеры сгорания одна из частей двигателя пробила топливный бак в крыле. Керосин попал на горячий двигатель и воспламенился.
Кроме того была отмечена недостаточная подготовка самолёта и экипажа к действиям при пожаре. Командир долго останавливал самолёт что сократило время для эвакуации пассажиров. Кроме того при остановке он неудачно расположил воздушное судно, не учитывая направление ветра. Из-за этого огонь начал распространяться быстрее.
Данная авиакатастрофа оказала существенное влияние на безопасность полётов. В частности, после неё в самолётах появились светящиеся дорожки, указывающие направление эвакуации и светящиеся табло на выходах.
Бортпроводники получили награды за героизм и отвагу (двое погибших – посмертно).
(с) "Расследование авиакатастроф" в Telegram
Авиация и Техника
8K постов15.5K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу