65

Посылочка U-235 на деревню дедушке

Американский инженер-ядерщик Дэйв Локбаум любит делиться историями из своей практики и рассказывать о том, как разнообразно могут косячить люди, в чьем ведении находится атомная энергия. Делает он это в специальном разделе на сайте Allthingsnuclear.org, а на русский его истории переводят, например, здесь. Вот одна из них.


"Некая управляющая АЭС компания, FirstEnergy, заказала у General Electric Reuter Stokes в Твинсбурге, штат Огайо, 34 датчика локального ядерного энерговыделения (LPRM) для доставки на свою станцию Перри, в том же штате Огайо. Этими LPRM, содержащими смесь изотопов урана U-234 и U-235, утыкана активная зона реактора. Датчики отслеживают локальные потоки нейтронов в разных точках по высоте и радиусу активной зоны, и выдают сигнал на возможный автоматический останов реактора, если где-то локальное энерговыделение (поток нейтронов) превысит порог. Одновременно показания этих LPRM служат для компьютерного контроля распределения энерговыделения по активной зоне.


Долго сказка сказывается, но 16 января 2013 грузовик с этими датчиками, содержащими ядерный материал под особым контролем федеральных органов, отправили на деревню дедушке, а точнее в компанию First Solar в Перрисбурге, штат Огайо. Где Perry, там и Perrysburg, подумаешь, несколько лишних закорючек в накладной - водила прочитал и поехал.


Через час кто-то осознал, что особо контролируемый ядерный материал отправили хрен знает куда. Водилу, который уже успел доехать и разгрузиться, развернули, он снова доехал до First Solar в Перрисбурге, не перепутав его в этот раз  с FirstEnergy в Перри, и забрал назад ошибочно доставленные LPRM. Их торжественно вернули в General Electric Reuter Stokes в Твинсбурге, и инспекция показала, что ни одной драгоценной ядерной золотинки с возу не пропало.


Пустяки, не так ли? Ручка пишет сама, голова не нужна:


First Solar вместо FirstEnergy.


Perrysburg вместо Perry.


Охренеть, но таки Ohio вместо Ohio.


Из трех хотя бы одно без ошибки, неплохо, а? Нет, позорно.


После 9/11 федеральные власти опутали страну такими строгостями по безопасности, что в самолет не пронести даже пузырек шампуни в три унции.


А вот отправить 34 LPRM с особо контролируемыми ядерными материалами кому-то, кто и права то не имеет к такому прикасаться, это за милую душу. Лишь бы адрес чем-то напоминал адрес АЭС. Не смешите мои тапочки якобы суровой ядерной безопасностью."

Дубликаты не найдены

+2

а вы еще на почту России наговариваете 🤣

+1

имхо, причиной расслабленности является то, что за все это время в мире не было НИ ОДНОГО терракта с использованием радиоактивных веществ.

хотя идея добавить к обычному набору смертника пару сотен грамм плутония подкупает своей простотой, но того никогда никто не делал.

+1

Хех, вчера же прошла инфа, что весной парни из министерства энергетики перевозили немножно урана и плутония, остановились в отеле на ночь, а чемоданчик оставили в машине на заднем сиденье. Его ночью и спёрли вместе с магнитолой и до сих пор найти не могут

раскрыть ветку 2
0

Агонь история. Где об этом прочесть?

раскрыть ветку 1
0
Может по инструкции положено в машине оставлять
0

распиздяйство в любой нации и профессии присутствует, но у некоторых оно более заметно

Похожие посты
103

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...

Наверняка многим знакома строчка из стихотворения Некрасова, вынесенная в заголовок этого поста. В связи с ней возникает интересный вопрос - а встречались ли именно чугунные рельсы?


Углубимся в историю. Первые рельсы появились в шахтах и на рудниках. Это была творческая переработка лежневых дорог, которые представляли из себя просто дощатый настил, по которому катали тачки с рудой.


В шестнадцатом веке вместо обычных тачек, стали использовать деревянные вагонетки:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою... История, Железная дорога, Рельсы, Инженер, Техника, Россия, Чугун, Сталь, Факты, Длиннопост

При этом на землю стали класть два лежня, соединенные между собой поперечинами.

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою... История, Железная дорога, Рельсы, Инженер, Техника, Россия, Чугун, Сталь, Факты, Длиннопост

Собственно так появилась привычная конструкция, описанная в детском стишке: "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый..."


В России первый такой лежневой путь появился в 1763 году на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов. Построен он был по проекту гидромеханика К.Д. Фролова в 1763 году. Отличительной особенностью этого сооружения было водяное колесо, которое с помощью канатов таскало вагонетки.


Однако быстрый износ деревянных лежней заставил искать новые материалы для их изготовления. В 1767 году англичанин Ричард Рейнольдс предложил заменить дерево на металлические брусья с канавками, посредине, впоследствии получившими названия рельсы. Вот так лежневая дорога превратилась в железную. Однако поначалу рельсы изготовлялись не из мягкого железа, а из более дешевого и твердого чугуна.


Отсюда и пошло, достаточно долго употреблявшееся название железных дорог "чугунка". В белорусском языке это слово официально употребляется до сих пор.


В России первая дорога с железными рельсами в виде уголка была построена в 1788 году механиком А.С. Ярцевым на Александровском (Олонецком) заводе в Петрозоводске.


Для железных дорог чугун не очень пригоден, он слишком хрупкий и ломался под тяжестью локомотива. Так что на железных дорогах быстро перешли на стальные рельсы, не смотря на то, что из-за быстрого износа их приходилось часто менять. Но уже с середины 19-ого века стали использовать специальные стали, которые хоть и дороже, но служили значительно дольше.


А вот чугунные рельсы продолжали использовались в шахтах и на рудниках долгие годы. В нашей стране чугунные рельсы прослужили до 1949(!) года. Эта дорога, построенная на Урале на Змеиногорском руднике в 1806-1809 годах сыном Козьмы Фролова Петром.


Ну и в заключение профили рельсов различных железных дорог для наглядности:

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою... История, Железная дорога, Рельсы, Инженер, Техника, Россия, Чугун, Сталь, Факты, Длиннопост

Информация почерпнута из очень хорошей книги Бориса Горшкова "Чудо техники - железная дорога".


Источник

Показать полностью 1
514

Немножко про французское кораблестроение и наркоманию

Я никогда не устану восхищаться благородным безумием французской кораблестроительной мысли последней трети 19-го - первой половины 20-го веков (потом, собственно, о французском кораблестроении, как таковом, можно практически забыть). И нигде это безумие не проявлялось так, как в строительстве броненосцев. Складывается впечатление, что французы не собирались на них воевать, нет. Они стремились создать уникальные произведения искусства, корабли, которые не всякий осмелится назвать кораблями. И, конечно нельзя скидывать со счетов необходимость соблюсти принцип: "Абы не как у москалiв англичан". Я прямо вижу заседание их Морского Комитета:


- Господа, гениальная идея! Ставим на оконечностях две башни главного калибра по два ствола каждая, по бортам - по 3-4 поменьше, можно в башнях, можно в казематах, ну и противоминного калибра от души...

- Увы, это получается "Кинг Эдвард 7".

- Мёрд. Жан, несите опиум, будем думать.

- Пф-ф-ф...

- Пф-ф-ф-ф...

- Пф-ф-ф-ф-ф...

- Придумал! Ставим по башне в оконечностях, по башне в середине, и еще по бокам кучу маленьких башенок.

- Он перевернется. Так забавно сделает: бульк, и все...

- А он сверху будет узкий, а снизу широкий!

- Гениально! Жан, несите нас к чертежным доскам!

- Только давайте сперва еще немного покурим...


Все: форма корпуса, схема бронирования, размещение вооружения и его состав - все было не как у людей. Зато, нельзя не отметить, более стимпанковые корабли сложно себе представить:

Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История

В цвете так вообще смотрятся на загляденье:

Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История

Краткая история развития французских броненосцев не может не вызвать глубокого офигения даже у людей, далеких от этой достаточно узкой области истории техники и военного:

А еще они сюси-пуси смотрятся в масштабе 1:700:

Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История
Немножко про французское кораблестроение и наркоманию Франция, Корабль, Флот, Наркомания, Инженер, Конструктор, Видео, Длиннопост, История

По мотивам (с) bigfatcat19.livejournal.com/361070.html

Показать полностью 9 1
87

Артиллерийский танк Д-38

Привет опять!

Давно я хотел написать про этот танк, а вчера, как раз, был пост про другое творение товарища Дыренкова. И решил я, что нечего тянуть.

Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Танки БТ-2 начали выпускать и приняли на вооружение в 1932 году. И в том же самом году встал вопрос об усилении их огневой мощи, ведь на начало выпуска танк мог быть вооружён только пулемётным или 20 / 37 мм пушкой.

Николай Дыренков, накануне погоревший со своим прототипом Д-4 и проектом Д-5, принялся разрабатывать вариацию танка БТ-2 с новой башней и артсистемой. Важно заметить, что Дыренков, прежде предпочитавший работать самостоятельно (даже возглавляя КБ, лол), в этот раз проектировал модификацию совметсно с инженером Гуленко. Вполне вероятно, что Николай Иванович старался дать жизнь своему проекту с покровительством Гуленко.

Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Работы по созданию танка, получившего название Д-38, длились всего пару месяцев. Выбран был сварной тип башни, без выпуклостей и округлостей. Изначально, в ней планировалось разместить старую 76,2-мм гаубицу времён Первой Мировой, но с помощью ли Гуленко или божьим помыслом, в работе оказалось новое орудие ПС-3 аналогичного калибра. Единственное, на опытном танке внешние элементы пушки не были забронированы. В башне удалось разместить и курсовой пулемёт. Из остальных доработок потребовалось лишь расширить погон башни и заменить боеукладку под 76,2-мм снаряды (коих в танке уместилось 50 штук). Так же предусматривалась установка прицельных устройств.

Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Фотография, ставшая объектом спора танковых задротов о том, что на ней всё-таки округлая башня, которую официально не собирали. Однако, качество изображения допускает даже присутствие на ней модельки.

В качестве базы был взят один из самых ранних вариантов БТ, а траки к нему и вовсе взяли с экземпляра танка Кристи, который проходил испытания в СССР. Масса танка увеличилась всего на 200 кг, а кроме всего прочего, броня башни соответствовала максимуму танка - 13мм.

Испытания Д-38, начавшиеся 25 марта 1932 года, были ориентированы на стрельбы. Танк сделал 41 выстрел в закреплённом положении башни и 9 после свободного вращения. По итогам, комиссия заключила, что подобного рода модификация танка БТ-2 возможна, но Д-38 забраковала. От себя предположу, что даже такая, внешне объёмная башня, оказалась слишком тесной. Подобное будет случаться ещё неоднократно с другими проектами. Тем более, что упоминаний причин отказа от Д-38 не сохранилось.

Так Дыренкова вновь выпнули на мороз, прототип Д-38 отправили на слом, а вот идею артиллерийского танка в будущем удачно реализуют в виде БТ-7А.

Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Вольное изображение Д-38 в серийном виде.

Кстати, параллельно с разработкой Д-38, в Автотанковом бюро И.А. Маханова велась разработка аналогичной машины. Она не имела оригинального названия и наработки заключались в том же, из чего состоял Д-38 - новой башне и новом орудии. И замечу, что 76,2-мм пушка и башня были спроектированы целиком индивидуально для этого танка. Производством конструкции в начале 1933 года занимался завод "Красный Пролетарий", однако, о её испытаниях данных вовсе не осталось (как и фотографии). Известно лишь, что наработки пригодились в будущем.

Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер
Артиллерийский танк Д-38 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер
Показать полностью 5
69

Танк Дыренкова Д-4

Всем привет!

Я страсть как люблю танки, а больше всего - малоизвестные проекты машин, не пошедших в серию. Один из них - чудной Д-4, о котором я намерен и накатать простыню.


Началось всё с того, что в июне 1926 года командование РККА выпустило программу, согласно которой, надобно было разработать и выпустить на вооружение танки всех предусмотренных типов. Началась организация КБ на местах, поиски светлых умов. И одним таким стал товарищ Николай Дыренков - инженер и молодец. Говорят, кстати, что Дыренков был самоучкой, подкрепляя это тем, что почти все его проекты остались опытными. Но то, разумеется, наговоры поганые, ибо Николай Иванович получал-таки некоторое техническое образование и вообще, техникой интересовался. Потому, его заметили ещё до 1926 года.

Танк Дыренкова Д-4 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Пока шли работы над более известными Т-18 (будущий МС-1) и Т-12 (будущий Т-24), Дыренков набросал проект собственного трёхбашенного среднего танка, конструкция которого предусматривала использование гусеничной и колёсной подвески, возможность передвигать танк своим ходом по рельсам и преодолевать водные преграды. С ума сойти, казалось бы. Вот и Реввоенсовету СССР идея понравилась. 8 ноября 1929 года Дыренков выступил с докладом перед последним и получил добро на реализацию проекта к 1 апреля 1930 года.

Изначально планировалось, что в 1930 году Ижорский завод выпустит шесть танков типа Д. Но из-за цены вопроса, близкой к ляму рублей, требование сократилось до двух экземпляров на покататься.

Танк Дыренкова Д-4 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

К февралю 1930 года, когда рабочий проект танка (названного Д-4, по номеру наработок Дыренкова) был почти готов, он лишился одной башни и стало ясно, что конструкция выходит излишне сложной. Удалось добиться перенести сроки реализации на начало лета, но амбициозный конструктор начал, пардон, косячить. Кроме того, что он одновременно работал над несколькими проектами, в создании Д-4 он допускал массу ошибок, не принимая помощи от других инженеров КБ. Как итог, поезд сделал бум коллеги Дыренкова выли белугой и на него даже донесли Ворошилову, жалуясь на некомпетентность главного конструктора ОКБ. Дыренков получил нагоняй и обвинил в неудачах коллектив и техбазу Ижорского завода.

Чтобы завершить, наконец, постройку рабочего прототипа, ОКБ Дыренкова в начале 1931 года перевели в Москву, где на Московском железнодорожном ремонтном заводе Д-4 доделали.

Танк Дыренкова Д-4 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Итак, на бумаге Д-4 должен был весить 12 тонн, а в реале масса набрала 15. Броня, достигавшая 20 мм, осталась проектной. Вооружение рисовалось из двух 45-мм пушек в башнях и четырёх пулемётов (но прототип не вооружили). Двигать всё это великолепие с места должна была спарка двигателей Hercules (МС-2) по 100 лс каждый.

Испытания танка показали, что он ужасен. Большинство элементов управления Д-4 работали с трудом и грозили сломаться при первом удобном случае. Основной проблемой было то, что конструкция по проекту Дыренкова оказалась слишком сложной, не технологичной, а в перспективе - дорогой и невыносимой в эксплуатации. На хвалёных колёсах прототип еле тащился (на бетонной дороге, заметьте), ломался и категорически отказывался нормально работать. Железнодорожная ходовая тоже не удалась.

Танк Дыренкова Д-4 Длиннопост, Танки, Советские танки, Бронетехника, 1930-е, История, Фотографии с историей, Инженер

Проект Д-4 был признан бесперспективным и оказался благополучно заброшен. И не страдая от лишней скромности, Дыренков подал на рассмотрение новый проект, уже Д-5. Принявший его на рассмотрение в сентябре 1931 года товарищ Г. Бокис (председатель Научно-технического комитета УММ), прежде видевший своими глазами Д-4, высказался категорически против. Не могу не процитировать часть его доклада Халепскому:

Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около миллиона рублей народных денег. Сам конструктор Дыренков как видно решил, что из этой машины ничего не выйдет и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет и не будут ли опять потрачены миллионы рублей и в результате опять получим коробку с разными не действующими механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4.

Далее Бокис указывал на некомпетентность Дыренкова и настаивал на разработке полного пакета проектной документации, исключающего импровизации. Но Дыренков, в свою очередь, не стал ломаться и напрямую обратился к Тухачевскому, как-то добившись разрешения на реализацию Д-5 на Мариупольском заводе. К счастью, в ноябре 1932 года недруги сумели добиться закрытия проекта, ОКБ Дыренкова, а самого конструктора выставили на мороз, сохранив миллионы народных денег.

Показать полностью 4
298

ВОУ-НОУ

Нет, это не то, что ответит вам американка на возмутительное предложение. ВОУ-НОУ это аббревиатура договора между США и уже РФ, заключенного в 1993 году, расшифровываемая довольно будничным Высокообогащенный уран - низкообогащенный уран или более красиво - программа “Мегатонны в мегаватты”. Договор этот был частью мер по разоружению двух сверхдержав, который в определённом смысле спас ядерную индустрию РФ и в то же время усугубил кризис американской индустрии производства ядерного топлива. Но обо всём по порядку.


В конце 80-х годов СССР и США взяли взаимный курс на снижение напряжённости и частичное ядерное разоружение с целью снижения вероятности эскалации конфликта. Оно и понятно - в арсеналах обоих государств находилось суммарно 60 тысяч боеголовок (20 у США, 40 у СССР). Таким количеством бомб можно было легко отхолокостить в ядерный пепел Землю. Нехорошо. Поэтому в июле 1991 года был заключён договор СНВ-I, который ограничивал количество ядерных зарядов у каждой из сторон до 6000 (хотя благодаря сложным формулам взаимозачёта вооружений, каждая из сторон оставила несколько больше зарядов, чего всё равно хватило бы для ядерного холокоста всего живого на Земле несколько раз). Что делать с лишними боеголовками? Конечно утилизировать - т.е разобрать боеголовку на компоненты. Хорошо? Да, как-то не очень. Ведь, собрать из ВОУ или плутония, извлечённых из боеголовки, снова бомбу не требует каких-то экстраординарных усилий - всё готово, просто собери как конструктор. Ковальски, анализ?


Если с плутонием всё было сложно - технологии вроде и есть, но сложно, дорого и долго, а потому проблема была задвинута на неопределённое время (по факту его понемногу использовали для работы в реакторах на быстрых нейтронах). А вот с ВОУ было куда проще - оружейный уран можно разбавить ураном природным до концентраций пригодных для атомных реакторов при помощи уже существующих технических цепочек. Идея напрашивалась сама - можно было выкупить эти ВОУ, но с условием переработки их в топливо для АЭС (НОУ) - мощности у русских есть, деньги, на фоне развала страны и полного хаоса, нужны очень даже, а по цене это топливо выйдет ещё и дешевле американского. Правительство России на фоне творящегося в стране экономического де пиздеса заключению договора было даже радо - американцы обязались принять, разместить на рынке, оплатить работу разделения и природный уран для переработки 500 тонн ВОУ в НОУ. Для атомной промышленности, внезапно севшей на голодный паёк с перспективой полного развала, контракт с железобетонными финансовыми обязательствами, да ещё и в валюте, да ещё и с действующим механизмом пересмотра цены в зависимости от внешней коньюнктуры, был просто манной небесной, а для правительства способом снять с себя хотя бы один головняк. Тем более, что американцы для того, чтобы русские не соскочили в последний момент, согласились выплатить аванс в 100 млн. вечнозелёных. На следующие 20 лет американцы обеспечили загрузку российских предприятий по переработке работой, что во многом спасло индустрию в 90-е, а общая сумма контракта к моменту его окончания в 2013 году составила 17 млрд. долларов. Короче, спасибо страхам американцев за спасение нашей атомки.


Но, если для российской атомной промышленности соглашение стало палочкой-выручалочкой (чего многие российские политики не видели и всё время действия договора требовали его разорвать), то вот для американцев всё было несколько сложнее. Но для того, чтобы понять всю степень проблемы, которую американцы в тот момент не заметили, придётся немного остановиться на технологии обогащения урана. Вся суть обогащения урана - это увеличение доли U-235, которого в природной руде всего 0,7%, путём отделения более лёгкого 235 изотопа от более тяжёлого 238. Легче всего это делать с газообразным урановым соединением - гексафторидом урана (UF6). Исторически первым промышленным способом разделения изотопов был электромагнитный - более тяжелые атомы U-238 в магнитном поле вели себя иначе чем U-235. Но данный метод был медленным и очень энергозатратным, поэтому был разработан более производительный газодиффузионный метод - UF6 прокачивался через систему фильтров, которые задерживали часть U-238, тем самым обогащая газ на доли процента. Установив каскад таких установок, можно было довести обогащение до любого необходимого значения, но это требовало немалых затрат электроэнергии на прокачку газа. Но, так как данный метод давал значительный прирост производительности, то он стал основным и в США, и в СССР.


И если американцев большие энергозатраты устраивали (у них был значительный избыток генерации мощности), то вот в СССР с лишними мощностями был напряг, а потому развитие получила идея центрифужного метода, попяченая у немцев вместе с учёными, способными помочь её довести до ума. Собственно, вся суть метода заключалась в создании центрифуги, которая раскручивала бы UF6 до больших скоростей, при которых большая часть U-238 под действием центробежной силы скапливалась бы у бортов, а нужные более лёгкие 235 изотопы в центре, откуда отсасывались бы насосом. Идея простая, а вот для её реализации требовалось немало специфичных решений и новых материалов - разгонять газ нужно было до скорости свыше 1000 оборотов в секунду(!), при этом чтобы конструкция не развалилась от резонанса и огромных нагрузок. Но, в случае успеха, получался более экономичный (энергозатраты в десятки раз меньше) и эффективный метод. Что, собственно, и было реализовано в СССР в 1957 году, после чего центрифуги начали массово вытеснять газодиффузоры, а сама технология допиливаться и улучшать от итерации к итерации эффективность. Американцы идею тоже рассматривали, причем не в последнюю очередь, благодаря одному из тех немцев, который в 50-х вернулся в ФРГ и запатентовал технологию. Но, погнавшись за более мощными и производительными центрифугами, вместо разработки более мелких, как в СССР с высотой всего-то порядка метра, они заразились гигантоманией и замахнулись на 15-метровых монстров, расшибив лоб о кучу нерешаемых технических проблем. После чего проект тихо прикрыли, потратив только на один так и не заработавший завод с 3000 центрифуг 2,6 млрд долларов.


В итоге к 90-м американцы пришли с уже неконкурентноспособной по цене на фоне европейской или советской обогатительной индустрией, живущей только за счёт стабильных военных заказов и контрактов на топливо для американских АЭС с мощными заградительными пошлинами для иностранных конкурентов. И тут сокращение вооружений, а значит военных заказов, и гарантии правительства на поставки дешёвого топлива из России. А потом и вовсе начинается забавное - решив для себя проблему с топливом для АЭС, американцы приватизируют доселе государственный обогатительный комплекс, преобразуя его в USEC (Американская Обогатительная Корпорация, АОК). Но вот незадача - USEC неконкурентноспособна, причем само правительство в этом и виновато, по договору именно на USEC ложилось обязательство продавать русское топливо, которое было дешевле его же собственного (несколько упрощённо, но особенности ценообразования и бодания из-за цены потянули бы на отдельную заметку). Т.е. вдумайтесь - USEC вынуждено продавать топливо своего прямого конкурента, который может спокойно демпинговать, зная, что USEC снизить цену своего топлива не может. Сюр.


Политика, с желанием разоружить русских и при этом сэкономить деньги на атомке, победила экономику и здравый смысл, так как у частной USEC может и был стимул модернизировать предприятия, но денег мало и до 2013 года (пока не закончится срок действия ВОУ-НОУ) с этим будет очень тухло. Попытка реанимировать центрифужный проект, вколачивая в него всю прибыль, вновь провалилась из-за непреодолимых технических проблем и всё той же гигантомании, а без модернизации бизнес убыточен. Надежда была дотянуть до окончания действия ВОУ-НОУ, когда русское топливо вновь будет облагаться пошлинами, вот только в 2006 году под давлением владельцев АЭС, понявших, что русские и европейцы вообще-то более дешёвое топливо могут поставлять, пошлины отменили. После чего дела у USEC пошли настолько плохо, что в 2013 году, когда злосчастный договор перестал действовать, USEC окончательно ушла в штопор и объявила банкротство. Единственным действующим предприятием по обогащению урана на территории США после краха USEC остался, построенный в 2010 году европейской URENCO, завод в штате Нью-Мексико, производительность которого только в 2015 году перекрыла выбывшие мощности USEC, но всё равно не может полностью покрыть нужды американских АЭС, поэтому остальное топливо закупается за рубежом в том числе и в России. Жить так можно, но теперь США в полной зависимости от иностранных фирм в части обогащения урана для АЭС. Но, что ещё хуже из-за договора о нераспространении ядерного оружия ни URENCO, ни кто либо другой не может продать США оружейный уран. Особенно же позорно всё это выглядит, если учесть, что ЦРУ в своё время прикрыло пакистанского учёного Кадыр Хана, который украл у URENCO для своей родины документы, позволившие создать свои центрифуги. А потом тот же Кадыр Хан за немалый бакшиш на свой личный счёт поделился сокровенным знанием ещё и с Ираном и Северной Кореей, почему США не воспользовалась этой возможностью – тайна покрытая мраком. И как вишенка на торте, вторая и ключевая компонента американской атомки - фирма Westinghouse Electric, занимавшаяся проектированием и строительством АЭС, примерно в это же время точно также погрузилась в кризис из которого так и не вышла, закончив свою жизнь банкротством всего 2 года спустя, хоть и по не связанным с темой заметки причинам.


Вот такой вот вин, ставший фэйлом, для американцев и вин для России, воспринимавшийся многими нашими политиками, как фэйл.


P.S. Я специально подробно не вдавался в технические подробности процесса и экономическую составляющую сделки и краха USEC, так как это непомерно раздуло бы заметку, но если Вам это интересно, то вот источники, где это можно почитать более подробно на понятном языке:

habr.com/ru/post/480362 - технологии обогащения урана;

habr.com/ru/post/481890 - техническая часть ВОУ-НОУ и использование “урановых хвостов”;

http://geoenergetics.ru/2016/05/22/vou-nou-ili-megatonny-v-m... - роль политической и экономической части ВОУ-НОУ в крахе USEC (на сайте есть ещё 3 части этой драмы, где описана вообще вся история ВОУ-НОУ, с альтернативной версией причин его заключения).

ВОУ-НОУ Cat_cat, История, Атом, Атомная энергетика, АЭС, США, СССР, Россия, Длиннопост

Источник: https://vk.com/wall-162479647_135067

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_267960839

Личный хештег автора в ВК - #Герасименко@catx2, а это наш Архив постов. Январь 2020

Показать полностью 1
507

Инженер Хайрем

Когда мы говорим про «войну токов», то первым на ум приходит противостояние Томаса Эдисона и Николы Теслы. Но у этой войны было множество фронтов (большинство из которых вёл Эдисон). Об одном из них и пойдёт речь.


А точнее – о талантливом и умелом инженере, которого звали Хайрем. Родился он в 1840 году на северо-востоке США. Свой немалый инженерный талант Хайрем по началу вложил в пар, в котором он разбирался очень и очень годно, но в 70х уже было видно, что эра стим-панка откладывается, и не за горами повальная электрификация.

Инженер Хайрем Cat_cat, История, Инженер, Изобретения, Пулемет, Лампочка, Эдисон, Обида, Длиннопост

Герой статьи в возрасте 17 лет


В Нью-Йорке Хайрема берут в компанию, занимающиеся всяким электрооборудованием. Там он занимается плюс-минус всем подряд, в том числе ломает голову на будоражащую умы тему – замена газовых рожков для личного пользования чем-то поприличнее. Проведя некоторые исследования, Хайрем разработал лампочку своей системы. Основной финт заключался в том, что угольная спираль горела в очень разряженных парах бензина. Пары оседали на самой горячей части внутри колбы - спирали - охлаждали её и сильно замедляли выгорание. Это дело герой нашей статьи и пошёл патентовать…


Но не всё так просто. В это время вышеупомянутый Эдисон был на финишной прямой со своей лампочкой, но чуть не успевал. Поговаривают, что он воспользовался своим заметно более толстым кошельком и уже нажитыми связями, чтобы патентное бюро пробуксовало со своей бюрократией в отношении конкурента… Итог нам известен: патент на лампочку получает Томас, а Хайрему остаётся только орать «Встретимся в суде!»


Начинаются судебные тяжбы как по лампочкам, так и по ряду других вопросов, а параллельно идёт война за американский рыночек. И вот тут Хайрем сдавал. Хоть лампочка его и была чуть лучше, а как инженер он был нереально толковый, но видел он все вещи по отдельности, в отрыве друг от друга. В то время как Томас пилил всю систему от начала и до конца, и делал это максимально годно, так что даже если он чуть-чуть проседал по отдельно взятому элементу, то давил всем остальным. Насколько он преуспел – даже сегодня большинство лампочек (и соответственно патронов к ним) имеют резьбу маркировки Е, что значит «Эдисон». А ведь прошло почти полтора века!

Инженер Хайрем Cat_cat, История, Инженер, Изобретения, Пулемет, Лампочка, Эдисон, Обида, Длиннопост

Лампочка с фирменной спиралью в виде буквы М - по фамилии создателя.

Инженер Хайрем Cat_cat, История, Инженер, Изобретения, Пулемет, Лампочка, Эдисон, Обида, Длиннопост

Томас Эдисон готовится запатентовать тебя с потрохами.


Однако вернёмся назад. Кроме судебных тяжб, у Хайрема назревали конфликты и внутри фирмы. Во-первых, руководству не очень нравилась желание личной мсти. Во-вторых, и более главных: хоть Хайрем был очень толковым изобретателем, но технологом он пока был таким себе. Соответственно, желания что-то улучшить выливались в капитальные переделки производства. Пару раз это ОК, но мало у кого есть терпение заниматься таким по кд. По итогу изобретателя выкинули в Англию, сохранив очень хорошую зарплату и выдав "задание" по ознакомлению в возможному приобретению местных патентов.


В общем, Хайрем был зол на весь мир. Так что когда один из его приятелей во время дружеской посиделки шутканул на тему «придумать что-то такое, что позволит этим снобам побыстрее поубивать друг друга», изобретатель принял этот совет слишком близко к сердцу. Вспомнив баловство с оружием и свои обширные знания паровых машин, он запилил оружие массового выпила человеков – пулемёт имени Хайрема Стивенсона Мáксима. Да-да, именно такое полное имя у героя сей статьи (и с ударением на первый слог).


Пулемёт его системы мало нуждается в представлении. Разве что стоит сказать, что автоматика по большому счёту есть паровая машина, с которых Максим начинал. На момент создания, в 1883 году, он на три головы превосходил всех конкурентов примерно во всём. И хоть по началу к сему устройству отнеслись прохладно ввиду скорости пожирания боеприпасов, но уже к началу Первой Мировой его производили все, кому не лень (слегка адаптировав под нужный патрон). И на полях которой пулемёт косил людей пачками без всякого разбора.


Отдельно стоит отметить, что Максим чуть ли не первый применил бездымный порох и ввёл ленты для автоматического оружия. Также он извлёк уроки из прошлого и запатентовал пулемёт как целиком, так и по частям, а заодно придумал универсальную турель, с помощью которой можно было приделать пулемёт практически к чему угодно (правда в мануале 2.0 из «чего угодно» исключили ездовых животных, ибо нашёлся умник…). В СССР пулемёт Максима в последний раз был применён в 1969 году, но даже сегодня его можно встреть в различных вооружённых конфликтах.


В общем, данное изобретение обеспечило Максиму безбедную старость и позволило заниматься тем, что нравится, а не всякими нужными сию минуту вещами. Например, он построил паровой самолёт в 1894 году. Правда тот не взлетел. Вернее, оторвался от земли, но сразу же грохнулся и развалился. А ещё Хайрем придумал карусель. Изначально как тренажёр для лётчиков, а не аттракцион, но это изменилось ещё при его жизни. Кроме этого он работал над воздушными торпедами, взрывателями замедленного действия и многим-многим другим. В сумме Максим имел около 270 патентов, английских и американских. Но запомнили его как человека-пулемёта – создателя штуки для выпила людей в промышленных масштабах.

Инженер Хайрем Cat_cat, История, Инженер, Изобретения, Пулемет, Лампочка, Эдисон, Обида, Длиннопост

Паровой самолёт - квадроплан.


Такие дела. Не злите инженеров.


Источник: Cat_Cat. Автор: Борис Плавник.

Личный хештег автора в ВК - #Плавник@catx2

Показать полностью 3
63

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл

Песчаный берег довольно опасен для судоходства. Такие берега часто бывают около устья реки или у порта, где во время приливов и отливов песчаные заносы перемещаются по дну моря и существенно меняют рельеф дна. Во-первых, в таких местах легко встать на мель, во-вторых, трудно удержаться на якоре, и в-третьих, трудно установить маяк.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Проблема установки маяка на песчаных побережьях особенно беспокоила Александра Митчелла, ирландского строителя. Он не был связан напрямую с судоходством — он вообще был слепым, — но зато у него был собственный строительный бизнес и ему нравилось решать трудные задачи. И для начала 1800-х, когда жил Александр, проблема песчаных побережий для страны, со всех сторон окруженной водой, была более чем актуальна.
Суда, попавшие на мель.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Александр Митчелл (Alexander Mitchell) родился в 1780 году в Дублине в состоятельной семье, которая обеспечила сыну хорошее образование. Однако никакие деньги, увы, не помогли спасти его здоровье — уже к 16 годам мальчик видел настолько плохо, что уже не мог читать.
В 22 года Александр полностью ослеп. Причину этого никто достоверно сейчас не знает, записей на этот счет не осталось, хотя некоторые историки полагают, что слепота была последствием перенесенной в раннем детстве оспы.
Маяк в заливе Шекспира, США. Маяк стоит и функционирует с 1875 года.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Однако, надо признать, что слепой бедняк и слепой наследник состояния — это не одно и то же. Александр был оптимистом и, при поддержке семьи, он продолжил жить так полно, как только мог.
Он женился на соседской дочери (родители хотели ему более состоятельную пару, но Александр настоял на своем), и вместе у них родилось пять детей. Кроме того, Александр основал собственную строительную компанию и понемногу скупал земли вокруг Белфаста, в котором он основался.
Принцип сооружения маяка на винтовых сваях.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Более того, Александр вел вполне насыщенную социальную жизнь — он приглашал к себе гостей, устраивал вечера с настольными играми, и сам же в них участвовал — и все это несмотря на полную слепоту. Точно так же, несмотря на свой недуг, Александр 30 лет вел свой бизнес, при этом он ввел несколько существенных изменений в процесс постройки зданий, которые сделали процесс строительства легче, а результат — прочнее.
Маяк на винтовых сваях.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

В 51 год Александр решил наконец-то отойти от дел — и уже на следующий год, не в силах сидеть дома без дела, он запатентовал свой уникальный способ установки маяков на песчаных берегах.
До этого любые постройки строили одинаково — Сваи вколачивали в грунт, ставили тяжелые камни в качестве основания, и поверх них уже строили дом. Маяки строили в то время по такому же принципу. Маяк, установленный таким образом на скале, стоял довольно прочно. А вот на песчаном берегу толку от такой постройки не было — камни подмывало, песок расшатывал сваи, они теряли опоры, и вся конструкция довольно быстро разваливалась.
Процесс установки винтовой сваи.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Александр Митчелл предложил довольно простой, но в то же время эффективный, способ — не вколачивать сваи, а вкручивать их, как штопор. Чтобы опробовать свою идею, Александр вместе со своим сыном Джоном (тогда тому было всего 19 лет) вкрутил такую сваю прямо в воде у берега. На конец стержня он приделал винтообразное лезвие, которое позволяло стержню ввинчиваться гораздо глубже, чем если бы этот же стержень просто вбивали.
Вернувшись к этому столбу на следующий и последующий дни, Александр обнаружил его по-прежнему твердо стоящим и не наклонившимся. Инженер еще несколько раз опробовал свою конструкцию в разных местах песчаного пляжа — и всё работало отлично. Однако уговорить британской правительство на постройку маяка по такому принципу было делом нелегким — у Александра ушло на это целых пять лет.
Маяк на сваях.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Александру Митчеллу было 58 лет, когда по его чертежу впервые построили маяк. Он так переживал за постройку, что лично приехал на место строительства и лично проверял ход работ. Забираясь на недостроенное здание, слепой мужчина периодически падал в море, и снова забирался, проверяя, всё ли строители делают правильно.
До конца тысячелетия в Британии и даже в Северной Америке возвели более тысячи маяков по проекту Александра Митчелла. Там, где раньше их установка считалась в принципе невозможной, стали появляться маяки, которые и сейчас стоят — вот уже более полторы сотни лет.
Маяк на сваях.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк

Завершающая
Успех винтовых свай позволил Митчеллу снова вернуться в строительный бизнесс — на этот раз он решил сфокусироваться на строении пирсов и мостов. Он стал получать заказы не только в Британии, но и в далекой индийской колонии. Установка винтовых свай была довольно дешевой и помогала бережнее относиться к природе при возведении зданий и конструкций. Именно поэтому такой установкой фундамента пользуются до сих пор, идет ли речь об установке маяков, железных дорог или телекоммуникаций.
Сам же Александр Митчелл впоследствии стал известен именно благодаря этому своему изобретению. Через 12 лет после возведения первого маяка по его чертежу Митчелла избрали членом Института гражданских инженеров, а после наградили Телфордской медалью за работу над своим изобретением. Он умер в возрасте 88 лет в 1868 году у себя дома недалеко от Белфаста.
Маяк у берегов Алабамы.

Слепой инженер, который подарил людям возможность видеть в темноте: Александр Митчелл Инженер, 19 век, История, Строительство, Архитектура, Слепота, Длиннопост, Маяк
Показать полностью 8
1991

Советские атомные маяки

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

В 70-х годах по Северному морскому пути в СССР построили сеть автоматических маяков. Из-за удаленности от городов и любой цивилизации они были оснащены радиоизотопными термоэлектрическими генераторами, обеспечивающими энергию, необходимую для работы без необходимости постоянного обслуживания. Поэтому эти объекты часто называют «атомными маяками». В настоящее время практически все они заброшены.


Северный морской путь – опасный морской путь, который только с 1935 года, благодаря ледоколам, судоходен в течение всего года. Этот маршрут очень опасен из-за сложной береговой линии. В 1970-х годах советские власти решили повысить безопасность судов, проходящих по этому маршруту, построив сеть маяков. В последующие годы подобные маяки начали строить в других частях Советского Союза.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Идея, однако, в начале столкнулась с большой трудностью в реализации. Из-за неблагоприятного климата маяки были расположены далеко от населенных пунктов. Таким образом, было практически невозможно поддерживать их в полной физической форме со стороны персонала маяка.


Единственное решение состояло в том, чтобы спроектировать полностью автоматические маяки, которые не требовали постоянного обслуживания, а только периодические проверки и техническое обслуживание. Однако для реализации такой концепции потребовались источники питания (автоматические маяки очень популярны, но используют постоянное подключение к электросети). В этот момент на помощь пришла советская космическая промышленность, которая использовала радиоизотопные термоэлектрические генераторы для питания спутников.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Такие устройства, благодаря радиоактивному распаду, производят электричество, которого достаточно для питания маяка в течение достаточно длительного времени. Применяемые изотопы в большинстве случаев имеют период полураспада от нескольких лет до нескольких десятков лет. Это позволило спроектировать маяк так, чтобы он мог работать без дополнительного обслуживания в течение нескольких лет, а потом топливо в генераторах будет заменено на новые.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Большим преимуществом этого типа устройств является простая конструкция, которая не требует постоянного обслуживания. Кроме того, в случае отказа, повреждения генератора или вскрытия корпуса не должно быть цепной реакции или взрыва. В СССР использовали изотоп стронция-90 в качестве топлива, время распада которого составляло 29 лет.


Во времена СССР было изготовлено 1007 РИТЭГов для наземной эксплуатации. Было построено несколько десятков таких маяков (некоторые из них были полностью автоматизированы, часть располагала небольшими комнатами для персонала обслуживания, который периодически посещали маяк для их проверки).


Атомные маяки успешно использовались до 1990-х годов. Однако после распада Советского Союза их обслуживание прекратилось, поэтому эти объекты были оставлены на произвол судьбы, и когда топливо закончилось, фонари перестали работать. Незаконченные здания постепенно приходили в упадок и разрушались. Те, кто был немного ближе к цивилизации, также были разграблены. Большая часть маяков была официально выведена из эксплуатации, их РИТЭГи были взяты на хранение или утилизированы. Были зафиксированы случаи разукомплектации РИТЭГов охотниками за цветными металлами, при этом сами похитители получили смертельную дозу облучения.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Было отмечено около десятка случаев отключения генераторов маяка. Хотя они генераторы больше не давали энергию, но все время облучались. В результате были не только опасны для здоровья, но и могли использоваться для создания небольших «грязных бомб». Хотя большинство генераторов были официально обнаружены. Было установлено примерно 1007 генераторов этого типа, предназначенных для установки в маяках, буях и т. д. По меньшей мере несколько десятков были потеряны при не полностью объясненных обстоятельствах.


link  на статью


Больше о РИТЭГах тут, странно, что пост в своё время проигнорировали.

Показать полностью 4
93

Элита Российской империи: инженеры путей сообщения.

В Российской империи большинство подданных русской короны в начале XIX века, особенно в провинции, даже не задумывались о железных дорогах, паровозах или паровых судах. Жили по старинке. В ту пору существовали два основных вида сообщения: водное и сухопутное. Иногда упоминалось еще и портовое сообщение, под которым понимались морские пути. Но мировой технический прогресс не стоял на месте, и царствующие особы хорошо это понимали.

Элита Российской империи: инженеры путей сообщения. История, Железная Дорога, Железнодорожники, Путейцы, Образование, Дореволюционная Россия, Инженер, Длиннопост

В 1801 году англичанин Ричард Тревитик уже сумел приспособить паровой двигатель к тележке с колесами, которая двигалась по рельсам из металла. Практичный инженер запатентовал свое изобретение в качестве первого в мире паровоза «Puffing Devil». Но применения этот паровоз так и не получил из-за значительного веса. Чугунные рельсы его не выдерживали, а изготовлять их из стали было экономически невыгодно, да и самой стали не хватало для этих целей. 

Примерно в те же годы шел активный поиск возможности установки парового двигателя на разных типах лодок и других водных судов. Однако создать первый образец парового судна, который стали эксплуатировать на реке Гудзон в Америке, удалось только Роберту Фултону. Его «стимбот» «Клермонт» с гребным колесом впервые в мире стал совершать регулярные рейсы.

Технические новинки в сфере транспорта за рубежом спустя время обретали известность и в России. Одновременно укреплялось понимание того, что в империи требуется создавать условия для подготовки своих специалистов путей сообщения. В первую очередь, речь шла об инженерах «водяного и сухопутного» сообщения, которых в ту пору часто приглашали из-за границы.

В империи была проведена реорганизация транспортной системы. В 1809 году директором Департамента путей сообщений назначили принца Ольденбургского. Все руководящие структуры департамента размещались в Твери и лишь спустя 7 лет были переведены в столицу.

Осенью того же года манифестом императора Александра I был образован Корпус инженеров путей сообщения в виде специального формирования «на положении воинском». Территория империи вместе с расположенными на ней всех видов путями сообщения была разделена на 10 округов. Для подготовки кадров инженеров-путейцев был создан привилегированный Институт инженеров путей сообщения со сроком обучения 4 года.

Инженеры-путейцы: особенности учебы и службы

Поступить на учебу в новый институт было непросто, хотя и принимали туда с 15 лет. Надо было соответствовать определенным условиям: быть «здорового сложения, уметь говорить и писать по-русски и по-французски». Всего предписывалось иметь число воспитанников не более 80 человек. В 1810 году набрали 30 человек, а чуть позже к ним добавилось еще 10 человек.

Практически все предметы преподавались на французском языке. Да и учебники были, в основном, иностранные. Два первых года преподавалась арифметика, алгебра, геометрия, съемка на план местности и нивелирование, а также рисование и архитектура. На третий и четвертый годы воспитанники обучались стереометрии, резке и кладке камней, плотницкой работе, основам механики и гидравлики, правилам производства работ, составлению проектов и расчету смет на материалы, а также другим инженерно-прикладным наукам. В заключение курса обучения выпускники получали «подробные сведения о всех в государстве реках и каналах, существующих или только предполагаемых» с указанием настоящей или ожидаемой от них пользы.

Успешная учеба и тяга к наукам всячески приветствовались. Лучших воспитанников отправляли в «чужие края для усовершенствования познаний своих». Если кто-то за счет настойчивости и усердия усваивал учебную программу раньше отведенного срока обучения, то он имел право требовать «испытания и прежде назначенного срока». В этом случае директор института, получив предварительно согласие начальства, проводил досрочные выпускные испытания с назначением комиссии из 3-х человек. Испытание проводилось публично. Помимо устных вопросов по предметам, требовалось представить письменную работу и чертежи. При этом воспитанник обязан был под присягой подтвердить, что «представленное им при испытании сочинение, составлено самим им без всякого постороннего в том содействия». При успешном результате выпускник зачислялся в корпус и производился в инженеры 3-го класса или получал чин поручика.

Институт в то время состоял из 4-х бригад (курсов — в современном понимании), по которым распределялись все обучающиеся — от подпоручиков до «сверхкомплектных». Каждая последующая бригада комплектовалась из состава предыдущих. Кстати, попасть в число сверхкомплектных было проще всего — достаточно было знать русский и французский языки. Вполне понятно, что это было доступно лишь юношам из привилегированных сословий. Однако, чтобы затем перейти в следующую бригаду воспитанников, надо было выдержать экзамен. Надо учитывать, что первые 20 лет все предметы велись только на французском языке. Все учебники, пособия и справочники по инженерным специальностям многие годы в империи издавались, чаще всего, на французском языке.

В мундире и при шпаге

Положение института вначале было не вполне ясным. Вроде бы гражданский, без изучения военных дисциплин, но его воспитанники имели воинские звания и носили военную форму. Распорядок дня в институте был тоже на военный лад. В 6 часов утра — подъем. До 7 часов надо было успеть привести себя в порядок, успеть на молитву и на завтрак. Затем до 2-х часов дня занятия и лекции. Потом в течение часа прогулка или военные упражнения. В 3 часа — обед. После этого до 5 часов отдых и гимнастика. После еще 2 часа лекций или занятий по черчению, по окончании которых час военных упражнений. В полдевятого вечера — ужин. А в 10 часов все уже должны были спать. По субботам — Закон Божий, а в воскресенье обязательно было присутствие на церковной литургии или проповеди в храме. «Домашним» детям такой распорядок в первое время давался нелегко.

Мундир для инженеров-путейцев был определен военного покроя, темно-зеленого сукна с бархатным воротником и красною выпушкою. Шитье полагалось серебряное и того же цвета эполеты. На эполетах положено было иметь золотые звездочки для отличия чинов. При мундире носилась шпага с темляком серебристого цвета. 

Вначале места в Корпусе инженеров путей сообщения занимали прежние чины Департамента водяных коммуникаций и других путейских ведомств. Позже в корпус никто не мог быть принят без предварительного экзамена по всем курсам Института. Исключение допускалось лишь для иностранных инженеров, привлекаемых на русскую службу.

Позже условия поступления, обучения, учебные программы неоднократно изменялись. Одно время воспитанники носили форму прапорщиков, но без офицерских эполет. С 1823 года институт стал закрытым учебным заведением типа военного кадетского корпуса. В 1844 году в институт Корпуса путей сообщения стали принимать только из дворян и не старше 13 лет. Позже, когда институт был переведен в разряд гражданских вузов, было определено, что «учащимся в институте не полагается никакой форменной одежды, но требуется, чтобы она была приличная званию учащихся». Однако в апреле 1882 года императором были одобрены эскизы новой форменной одежды черного цвета для студентов Института. Эта форма инженеров-путейцев почти без изменений сохранялась до 1917 года.

Форменная одежда студентов Института делилась на два вида — обыкновенная (обязательная) и парадная (необязательная). Обыкновенная форма имела знаки отличия: на фуражке — посеребренный знак ведомства путей сообщения (топор и якорь, сложенные накрест). Такие же знаки были на пуговицах и на воротнике тужурки. На плечах тужурки имелись поперечные погоны черного бархата со светло-зеленой выпушкой и штампованным посеребренным вензелем императора Александра I. Штатным инженерам Института предписывалось носить на плечевых погонах вызолоченные металлические вензеля императора Александра I. А вот брюки были не черного, а темно-синего с оттенком серого цвета.

Студентам Института было вменено в обязанность соблюдение следующих правил:

«1) Ношение форменной одежды для учащихся института всегда обязательно.
2) При посещении института, министерства путей сообщения и во всех вообще официальных случаях, а равно на всех торжественных и парадных собраниях учащиеся института должны быть в обязательной форме.
3) При встрече с Государем, членами Императорской фамилии и министром путей сообщения учащиеся института обязаны становиться во фронт для отдания чести, приложив правую руку к козырьку фуражки, как это установлено для военных.
4) При встрече с начальствующими лицами и профессорами института учащиеся отдают честь, прикладывая правую руку к козырьку фуражки».


Похожего образца форма позже была установлена и для учащихся Императорского Московского инженерного училища ведомства путей сообщения.

Инженеры-путейцы всегда выделялись своей технической грамотностью, постоянно следили за новинками инженерной мысли за рубежом и стремились к внедрению в российскую практику передовых достижений. Они брались за решение сложных и масштабных задач, которые определяло начальство или ставила перед ними сама жизнь. Россия нуждалась в техническом и технологическом прорыве. И ставка в этом деле во многом делалась на то, что в достаточно короткие сроки будет подготовлен основной состав российских инженеров путей сообщения, с помощью которых удастся преодолеть отставание и зависимость от иноземных инженеров и технических специалистов.

Продолжение следует…

© Михаил Сухоруков

Показать полностью
707

Централизованное отопление при помощи ядерных реакторов в СССР.

Заголовок забавно звучит, не так ли? Но, более чем соответствует реальности. Атомная Станция Теплоснабжения - имя этому чуду городских инфраструктур.

(Недостроенная АСТ в городе Воронеже).

Централизованное отопление при помощи ядерных реакторов в СССР. СССР, Атомная энергетика, История, Воронеж, АЭС, Длиннопост

Обычные ТЭЦ требует огромного количества угля, мазута, прочих углеводородов, добыча, транспортировка и применение которых отнимает весьма много производственных сил, которые можно применить эффективнее. Да и оплата всех этих служб советскому человеку всё же несколько мешала в дальнейшем построении коммунизма и отходу от товарно-денежных отношений, пусть и оплата коммунальных служб и так низка, но на достигнутом останавливаться нельзя.


Родился проект в середине 70-х. В связи с массовым строительством атомных электростанций, появлялось всё больше идей использовать существующие мощности более широко. Крупные города, города миллионники, агломерации гораздо дешевле отапливать едиными мощными источниками тепла, чем десятками ТЭС.



Разработанный реактор, АСТ 500, получился довольно интересным - аж три контура, третьим, необычным для ядерных реакторов является контур сети теплоснабжения, что обусловлено необходимостью снизить дозу излучения приходящуюся на теплоноситель третьего контура, а следовательно, батареи же не должны фонить!

Централизованное отопление при помощи ядерных реакторов в СССР. СССР, Атомная энергетика, История, Воронеж, АЭС, Длиннопост

В целом, "пятисотка" получилась дешёвой, простой. В начале 80-х началось строительство первых двух АСТ - Воронежской и Горьковской (Горький - ныне Нижний Новгород, на кой хрен столько Новгородов?). Но чернобыльская катастрофа послужила причиной для остановки всех строящихся АЭС на территории СССР. На тот момент строительство Горьковской станции было почти завершено.

Централизованное отопление при помощи ядерных реакторов в СССР. СССР, Атомная энергетика, История, Воронеж, АЭС, Длиннопост

А потом, в связи со сменой экономического базиса, дешёвое тепло стало делом чрезвычайно вредным для всех "предприимчивых людей", тьфу, что за политкорректность, новоявленных буржуяк. Нынче ВАСТ гниёт под открытым небом, а в машинных залах ГАСТ ликёро-водочный завод оформленный на довольно сомнительную организацию. Весьма иронично.

Показать полностью 2
3929

Кинотеатральное. Замена экрана после "войны с фашистами".

Кинотеатральное. Замена экрана после "войны с фашистами". Кинотеатральное, История, Текст, Кинотеатр, Фильмы, Инженер, Imax, Длиннопост

Всем привет!

Не уверен, что на выходных много читателей, но для подписчиков сделаю внеплановый пост. Интересно будет почитать тем, кто любит необычные инженерные решения.

Это прямое продолжение, вот этой истории:

https://pikabu.ru/story/kinoteatralnaya_reznya_tupiznoy_istoriya_3_5758505

Точнее будет сказать, что это пост о последствиях того происшествия.


Уже через час после отъезда полиции, в зале собралась компетентная комиссия из главного инженера, старшего киномеханика и меня. Я к тому моменту уже уведомил администраторов, чтобы отменили ближайшие несколько сеансов, пока не придумаем как быть. На троих сообразили, что нужно попробовать заклеить дырку. Старший киномех с инженером принялись воплощать идею и вуаля: уже через час на экране стояла заплатка с внутренней стороны. Собственного говоря, если не знать, что там была дырка - её и не увидишь, но мы понимали, что это решение временное:


Во-первых, натяжение у экрана довольно сильное, а дырка получилась немаленькая и даже с учётом заплатки была вероятность того, что склеенный шов поползёт дальше, к тому же никто не отменял увеличение натяжения полотна в зависимости от температуры в зале.


Во-вторых, разорванный экран, это явное нарушение условий франшизы IMAX. Нам просто не позволят, крутить фильмы на порванном экране, если они об этом узнают.


В-третьих, в зале висят 2 независимые от нас камеры постоянно снимающие часть экрана, как раз для подобных случаев. Изображение с них передаётся на видеосервер IMAX, поэтому скрыть сей факт даже не стоило пытаться.


Как и ожидалось, через несколько дней было получено официальное письмо из Канады, с требованием заменить экран, чтобы продолжить сотрудничество по франшизе. Не дожидаясь выплаты от страховой, было заказано новое полотно. Я думаю, все понимают, что простой в холостую целого зала, особенно в преддверии больших премьер - это фиаско, поэтому и заказали экран на собственные средства.


Заказ оформлен, ждём посылку. Я если честно, особо не заморачивался с этим вопросом, потому что знал, что вместе с экраном прилетит специалист из их корпорации и будет контролировать монтаж и калибровку на всех этапах. Было получено сообщение, что в Москву прилетел груз из Канады и теперь на фуре он направляется к нам.


Ну вот! Свершилось! - думал я, отправляя письмо в IMAX, с просьбой выслать к нам их мастера. Пришёл ответ, что через 2 дня он будет на месте. Груз аккурат через 2 дня тоже будет тут. Дальше начинается интересное. У нашего экрана были следующие размеры:

Кинотеатральное. Замена экрана после "войны с фашистами". Кинотеатральное, История, Текст, Кинотеатр, Фильмы, Инженер, Imax, Длиннопост

Я сейчас не могу сказать, почему никто не озадачился этим вопросом заранее, но нас как обухом по голове ударило когда пришла фура. В ней лежал деревянный короб размером (ВхШхД): 1м х 1м х 12 м. Экран это целый огромный рулон в коробке, который нельзя ни согнуть, ни сложить, не даже слегка выгнуть, чтобы протащить его по всем коридорам и лестницам. Естественно начали выяснять, как его устанавливали при открытии кинотеатра и выяснили интересный факт, что полотно натягивали на раму прямо на крыше ТРЦ, а затем подъёмным краном опускали в зал, через еще не уложенные перекрытия. А сейчас то крышу уже не разберёшь. Рама внутри, а экран снаружи.


Единственным решением было протащить его сквозь стены. Для этого был выбран оптимальный маршрут, короб поднят на крышу подъёмным краном и развёрнут в нужную сторону лицом). Затем в стенах по маршруту были вырезаны дырки 1м на 1м. и короб протаскивался сквозь них как шампур через мясо, ну или иголка через ткань. Надо сказать, что весил он просто какое-то нереальное количество килограмм и участвовало в его передвижении около 20 человек. Не поленился нарисовал схему маршрута, чтобы наглядно было видно:

Кинотеатральное. Замена экрана после "войны с фашистами". Кинотеатральное, История, Текст, Кинотеатр, Фильмы, Инженер, Imax, Длиннопост

А в зале уже под руководством канадского специалиста, восемью лебёдками полотно натягивалось на раму. Вместе с заделыванием дырок уложились в сутки. Старый экран потом долго пылился на складах, а затем ему судя по всему кто-то приделал ноги. Но я даже представить не могу кому он мог понадобится: он перфорированный, так что даже для накрытия крыши на даче не пригодится. Может кто-то нарезал на маленькие экранчики и продал мини-аймаксы?


В общем, бухой-герой подкинул нам хлопот)

________________________________________________________________________________

Следующая история будет сборник про наркоманов в кино. В том числе и самая печальная из моей практики.


Я помню про все ваши вопросы и готовлю отдельные посты по ним. На что успеваю - отвечаю в комментах.

Показать полностью 2
45

ВОУ -НОУ или “Мегатонны в мегаватты”. Часть 1.

автор: Boriss Alestar

https://www.facebook.com/profile.php?id=100010274704241


Почему не обещанное продолжение "Иглы в Америке"? Да уж больно эти темы завязаны друг на друга, и, не рассмотрев, чем обернулось ВОУ-НОУ для США и для России, понять, что и почему происходит с обогащением топливного урана в наше время, просто невозможно.

На чем мы там остановились-то? В 1985 правительство США прекратило финансирование программы "Американская Центрифуга" (далее - АЦ) на стадии бодания покорителей айфонов с 12-метровой дурой, которую американцы назвали SET III. Можно хихикать над всякими символистами, но таки Сет - бог смерти в Древнем Египте... С чем остались США по окончании этого проекта? 104 реактора АЭС по стране - раз. Два - немалый запас ядерных боеголовок, в котором без урана-235 тоже никак. Но уран-235, обогащенный до 90% + - не вечен. Распадается уран-235, он ведь радиоактивный. Падает его концентрация, что очевидно. Менее очевидно то, что при распаде появляются еще всякие безобразные химические элементы, которые ухудшают качество боеголовки. Вывод - оружейный уран надо производить постоянно, конструировать боеголовки постоянно, чтобы "свежими" заменять выходящие потихоньку из строя. Стало быть, в том самом 1985 Штатам надо было обогащать уран и для мирных АЭС, и для немирного Пентагона. А после айфона с АЦ у США остался ровно 1 (один) завод по обогащению - "сеточка" в городке Падука. Жрущий бешеное количество энергии, требующий невероятных усилий для вывода тепла (были там и утечки фреона, и всякие прочие мелкие аварии). Один завод на 104 реактора и на боеголовки.


Давайте чисто логически порассуждаем. Остановить АЭС нельзя от слова "никак" - кондиционеры в Америке обязаны жужжать, телевизоры - работать, айфоны - заряжаться. Завод в Падуке имел производительность в 8.5 млн ЕРР/год, потребности только АЭС в том 1985 году были от 11 до 12 млн ЕРР. То есть только для мирного атома обогащенный уран-235 надо было покупать на стороне. А тут еще и боеголовки! Но боеголовки, в отличие от топливного урана, Штаты не расходовали - ну, не случилось как-то ядерной войны. Логика подсказывает: чтобы окончательно не попасть в зависимость от импорта топливного урана, для начала надо было остановить производство урана оружейного. Так? Так. Тем более, что к 1985 году ядерных боеголовок Штаты накопили 32 000 штук. Для планеты земля - "замного", честно говоря. В это время в далеком Мордоре к власти пришел будущий лучший немец - Михаил Горбачев. Помните такого? И что мы услышали из телевизора? Даешь международную разрядку, даешь уменьшение количества едрен-батонов!!! Миролюбие США? Щаззз! 8.5 млн ЕРР - возможность, 11-12 млн ЕРР - потребность. Ничего личного, только бизнес. Но рассказывать об этом было вовсе не обязательно - намного звончее можно было крики кричать про миролюбие и приступы пацифизма. Начались переговоры СССР-США по подготовке договора СНВ - о Сокращении Наступательных Вооружений. Красиво, правда? Запихнуть свои технологические проблемы куда-то в тайничок и рассказывать, как ты возлюбил всю планету и человечество в придачу - это мастерский трюк!


Ну, а почему реакция СССР была "одобрям-с"? 1) Лучший немец. 2) 4 обогатительных завода с производительностью в 20+ млн ЕРР с потребностью для АЭС в СССР и в СЭВ около 9 млн. Понятно? Как сократим количество ядрен-батонов, так и восстановим их количество, если что-то пойдет не так. Напомню: в 1987 году наш "Техснабэкспорт" начал поставки топливного урана в США. Кто там какие рассказы рассказывает про "технологическую отсталость социалистической экономики на фоне невероятно передовой капиталистической"? Ась?... Имелась и третья причина, по которой СССР пошел на эти самые СНВ. В 1985 году у СССР было 44 000 ядрен-батона при 24 000 его носителей. 20 000 едрен-батонов - то ли запасных, то ли лишних. Запомните эту цифру, пожалуйста. 1 условный ядерный боезаряд - это 25 кг оружейного урана. 20 000 ядерных боеголовок = 500 тонн, проверьте на калькуляторе.


Дальше я немножко речитативом, обратите внимание на даты. 30 июля 1991 - подписание СНВ-1. По нему США сокращали количество ядерных боезарядов до 8 500, СССР - до 6 500. Прочие пункты этого договора, по которым сокращали количество носителей, то бишь ракет - не тема "Иглы" однозначно. 24 октября 1991 - в "Нью-Йорк Таймс" вышла статья ученого-атомщика Томаса Неффа "Великая урановая сделка", в которой впервые была озвучена идея превратить советский оружейный уран в уран топливный, привезти его в США, где и сжечь в "топках" АЭС. Про дату 22 декабря 1991 тоже помним - умер СССР, наследником стала Российская Федерация. Еще один вопрос на логику: что будут делать 4 "Иглы" в СССР, если им не надо отвлекаться на оружейный уран, с ценами урана топливного? При условии, что европейская "Игла" дает себестоимость топливного урана выше, чем советская, в 2,5 раза, а себестоимость американская на "сетке" выше в 12 раз? Правильно - валить рынок, чтобы получить монополию. Но американцы про "рыночную конкурентную борьбу" знают много, и летом 1992 года они вводят экспортную пошлину на топливный уран из России - 116%. Рыночно. Конкурентно. Мало того: всего через месяц США ... приостанавливают введение пошлины для российского НОУ (низкообогащенного урана), произведенного из ВОУ. Взял природную руду, обогатил - получи пошлину. Взял боеголовку, разубожил уран до топливного - Welcome.


Кнут и пряник made in USA понятен, теперь припомним, что творилось в России в 1992 году. Вспомнили? Правильно - денег не было ни у кого, ни о каком повышении тарифов электроэнергии Росатому с его АЭС и мечтать не приходилось. Мало того: основные месторождения урана в том самом году стали зарубежными - казахские, узбекские, украинские. Все, что имелось на территории самой России - Приаргунское месторождение, на котором добывалось 2 500 тонн руды при годовой потребности для собственных российских нужд 7 500. И что было делать в такой замечательной обстановке? Центрифуги тормозить, заводы консервировать или приватизировать?.. Я не самый ревностный христианин, но, вспоминая. что Минатом (предшественник нынешнего Росатома) избежал оба эти варианта - нет-нет, да и перекрещусь. Пришедший на пост премьера Черномырдин дал отмашку началу переговоров комиссии Гор - Черномырдин по предложенной Неффом схеме: превращение высокообогащенного урана в уран низкообогащенный и поставка последнего в США. Да, давайте-ка введем понятный атомщикам термин: вот это вот превращение ВОУ в НОУ они называют "разубоживанием". Ни слова ни про какой там спирт, самогонку, брагу!)


14 февраля 1993 года было подписано межправительственное Соглашение "Об использовании ВОУ, извлеченного из ядерного оружия". В Соглашении появилась общая цифра - 500 тонн ВОУ. Именно столько, сколько и было "лишне/запасного". Не знаю, каких усилий стоило Черномырдину не дать увеличить этот объем, но он это сделал. Основная идея, которую вколотили в Соглашение американцы: бюджет их государства не будет причастен к оплате ни на один цент. НОУ, полученный из России, поступал на рынок - АЭС в США являются частной собственностью. Взяли у России НОУ, привезли, продали частным АЭС - рассчитались. Чтобы превратить Соглашение в Контракт, все дальнейшие переговоры обе стороны передали в руки профессионалов: "Техснабэкспорт" со стороны России и USEC - с американской. В 1993 году US Enrichment Company - Американская Обогатительная Компания - была структурной единицей Министерства Энергетики США. Чтобы не выписывать каждый раз такие длинные словосочетания, буду пользоваться аббревиатурой: ТСЭ, USEC и DOE (Министерство энергетики США).


ТСЭ и USEC вели переговоры почти год - Контракт ВОУ-НОУ был подписан только 14 января 1994 года. Когда вам кто-то предлагает смотреть на ВОУ-НОУ как на разовое соглашение а-ля "стукнули печатями и понеслась" - отвешивайте подзатыльник такому рассказчику. Если мне вздумается вколотить в заметку весь текст Контракта, то придется размещать и его "неотъемлемые части" - 20 (двадцать - прописью) изменений к нему... Изначально все было вроде просто: ТСЭ поставляет, USEC у себя продает и оплачивает в адрес ТСЭ, причем оплачивает отдельно природную компоненту НОУ ("изначальную" урановую руду), отдельно - работу по разубоживанию..Но ТСЭ не зря столько лет работал на внешних рынках - в Контракте сразу было предусмотрено изменение цены в зависимости от происходящего на рынке. Мелочь? Конечно! В 1994 сумма Контракта была 10 миллиардов долларов, а, когда в 2014 подвели итог фактической оплаты - выяснилось, что Россияполучила 17 миллиардов. Чтобы был понятен мой щенячий восторг от того, что Минатом избежал приватизации своих структурных единиц: из этих 17 миллиардов 13 стали налоговыми отчислениями. В 90-е годы - налоги, причем в валюте...


Да, чтобы закончить с политической частью ВОУ-НОУ, остановлюсь еще на одном моменте. Момент этот называется "Украина". Нет, я не ошибся, именно "Украина". Держим в уме 2014 год и читаем о событиях 1994 года, хорошо? В тот же день, когда был подписан Контракт ВОУ-НОУ, 14 января 1994 года, состоялось подписание и еще одного документа: трехстороннего заявления президентов США, России и Украины, которым были урегулированы остававшиеся спорные вопросы относительно обретения Украиной безъядерного статуса. Украина хотела получить компенсацию за передаваемые России 1 900 (тысяча девятьсот) стратегических боеголовок. Хотела - 2 миллиарда долларов. В 1994. У ельцинской РФ таких денег в бюджете не было от слова "совсем". А вот благодаря Контракту - появились, но не деньги: компенсацию Украина получила топливом для своих АЭС. В мае 1994 года было подписано российско-украинское межправительственное соглашение, предусматривающее поставку Украине 1 800 тепловыделяющих сборок (ТВС) на сумму в 160 млн долларов в качестве компенсации за те самые 1 900 боеголовок. И обмен - состоялся, к 1996 году Россия осталась единственным постсоветским государством, имеющим ядерный арсенал оружия. Да, цифра в 160 млн тоже достаточно лукава: 1 800 ТВС хватило на то, чтобы все АЭС Украины бесперебойно работали 3 года. После этого Украина получала ТВС уже по коммерческим ценам - на сумму порядка 650 миллионов долларов в год. Вот 650 млн х 3 и есть реальная сумма компенсации, полученная Украиной за ее безъядерный статус, практически те самые 2 млрд.


Вот теперь я и спрошу: есть еще те, кто недоволен тем, что Россия пошла на ВОУ-НОУ? Полноценная работа всех наших центрифуг, сохранение самого ценного в атомном проекте - Людей, налоги для бюджета и безъядерная Украина - одна чаша весов. Что хотите предлагайте на вторую чашу - не перевесит. Ну, на мой, конечно, взгляд.


Поскольку букафф снова много, про ВОУ-НОУ придется написать еще одну, более "технологичную" часть. Как из металлического оружейного урана получали уран топливный, что такое "хвосты", как "внутри" Контракта ВОУ-НОУ очутились три европейские компании и за что нам надо ценить Билла Клинтона - отдельная история...

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: