585

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану

Всем привет, я сейчас учусь на пилота, есть категория спортсмена-парашютиста, опыт полетов на параплане и образование физика-ядерщика и вот почему у меня так бомбит от ахинеи, которую периодически встречаю в уважаемых СМИ.


Речь о физически невозможной посадке самолета "по стакану с водой", о которой я периодически слышу в СМИ и каждый раз хочу взять этого журналиста за голову и приложить об учебник физики 8 классе. Примеры тут и тут и много где еще.


Кому лень подробно читать по ссылкам - вот основная ахинея:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

или вот еще:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

Вообще у самолетов есть авиагоризонт, с помощью которого можно понять где горизонт, где низ и где верх в полете, когда ты летишь в облаках или в плохой видимости.


Это нужно потому, что если ты вдруг будешь лететь с одним крылом вниз то у тебя будет расти скорость тк ты не держишься на высоте и немного падаешь и потому разгоняешься. В этот момент пилот будет тянуть штурвал на себя чтоб скорость сбросить и будет расти перегрузка и потом самолет уйдет в Spiral Dive

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

Так вот, бестолочи-журналисты без капли редактуры вешают нам, что в таком случае можно поставить на приборку стакан и он якобы покажет горизонт по уровню воды или чая. Но блин, ЧАЙ СТАНОВИТСЯ ПРОСТО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО УСКОРЕНИЮ, ему плевать на горизонт. Возьмите бутылку за горлышко, привяжите к веревке и крутите в вертикальной плоскости - будет постоянно направлено всегда ко дну бутылки и всегда будет плоская поверхность.


Еще пример - детская карусель:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

На ней вжимает перпендикулярно. Если там взять стаканчик и поставить на сидушку то вода будет перпендикулярна сидушке. Как и в случае самолета на вираже. Это не имеет никакого отношения к горизонту и всем официальным и не очень СМИ, которые это пересказывают, стоит это исправить и принести извинения и пояснения за эту чушь и за то, что людей делают идиотами с этими сказками.


Так вот, с невозможностью полета по стакану воды мы разобрались, теперь я расскажу как я могу летать по iPhone. Я не знаю как в более старых моделях, скорее всего аналогично все работает.


В общем у iPhone есть функция типа как строительного уровня. Ранее это было в компасе, сейчас - в рулетке. Ну то есть открыть стандартное приложение рулетки и смахнуть вбок чтоб получить уровень.


Прелесть в том, что этот строительный уровень работает не по принципу строительного уровня обычного (гравитация, ускорение), а именно по принципу авиагоризонта. То есть несмотря на любые ускорения он показывает именно горизонт, в то время как стакан показывает ускорение (тяжесть). Выглядит это так:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

Я сделал этот скриншот в полете. В этот момент в салоне самолета тяжесть (ускорение) было направлено перпендикулярно сидению и полу вниз, стаканы все показывали ровно, а вот это - реальный горизонт так как самолет был в вираже.


Вы можете это проверить во время любого полета на любых авиалиниях, на взлете и посадке часто делаются повороты, особенно на посадке. Вот там можно убедиться в том, что это работает.


Я решил погуглить на эту тему и убедился, что не мне одному пришла в голову такая идея и на самом деле есть даже приложения с авиагоризонтом еще со времен iPhone 4:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

И они реально работают и проверены в деле:

Посадка самолета по iPhone вместо посадки по стакану Пилот, Журналисты, Стакан, Авиагоринонт, Авиация, Самолет, Планер, Длиннопост

Так же скажу, что в авиации есть самолеты, которые оборудованы приборами для полетов в облаках и есть те, которые не оборудованы. И это самое оборудование иногда выливается в очень серьезную сумму. И, возможно, в будущем будет возможно легально использовать возможности гаджетов для полета.


Плюсаните пост, если считаете, что надо развеивать чушь от бестолочей-журналистов, может это чуть уменьшит количество мракобесия в мире. Или может какой-то пилот-новичок вроде меня когда-то неожиданно попадет в зону плохой видимости или тумана и вспомнит, что у него в кармане есть телефон и там есть уровень, который может показать горизонт. Если кому интересно как я летаю то у меня есть instagram, буду всем рад :)

Найдены возможные дубликаты

+57

Я вчера дико нахуярился, пока утром пикировал до кровати со стаканом воды тоже заметил, что с горизонтом что-то не так

+41
Иллюстрация к комментарию
+11
Вряд ли когда либо разрешат использовать смартфон как авионику. Всё-таки к подобному оборудованию повышенный требования к отказоустойчивости да и сертификация всякая на этом основана. А телефон штука хоть и стабильная но всё-таки может зависнуть в неподходящий момент или разрядится или позвонит кто. Ненадёжно это короче.
раскрыть ветку 4
+7

в самолете системы дублируются. поэтому просто надо взять два или три айфона. и будет норм

раскрыть ветку 3
+2

Айфон и айпад

раскрыть ветку 1
0

Хитро)

+24
Тему обсосали миллион раз на форуме профессиональных пилотов, механиков и авиадиспетчеров авиа точка ру.
раскрыть ветку 6
+33

И все-равно журнашлюшки постят эту чушь

-16

ну и? кто прав?

раскрыть ветку 4
+13

Да очевидно я прав, вот еще разбор нашел https://www.youtube.com/watch?v=wfAQ296x8uE

раскрыть ветку 2
0
Ага счаз. Не затащите)))
ещё комментарии
+21

А теперь знаете почему в салон не разрешают проносить жидкости?


Кстати, вот вам небольшое доказательство поста

https://youtu.be/tLkX1ySMUk0

раскрыть ветку 14
+10

я не геолог, но того кто назвал так видео я б обоссал.

раскрыть ветку 1
-1

Вверх ногами, я надеюсь.

+25

Не разрешают проносить жидкости из соображений безопасности. Типа там может быть не вода, а керосин. В некоторых странах проносить можно, но просят отхлебнуть немного.

раскрыть ветку 3
+2

Я думал нитроглицерин.

0

Так в Шереметьево кажется можно, или я что-то путаю. Да и какой-то спиртной напиток из дюти не хуже керосина ведь может оказаться, нет?)

раскрыть ветку 1
+11

Ответ: чтобы люди не получили психологическую травму от сказок в СМИ

+4

Вот ещё одно, правда древнее как мир https://youtu.be/V9pvG_ZSnCc

+2

Отличное видео, но, судя по комментариям, многие просто не поймут

+1

Вообще то разрешают, но в ограниченном объёме, и не все жидкости. Причём некоторые жидкости рандомно разрешают или запрещают в одном и том же аэропорту, но разные таможенники.

0

То есть, вискарь из дьютифри- не жидкость?

раскрыть ветку 2
-1

Так запрет до дьютифри.

раскрыть ветку 1
-2

Так и думал, что гравитация - это миф! Нас дурят с самого детства! Поганые рептилоиды

+4

Я много слышал разных дебильных баек, но вот про использование стакана воды в качестве авиагоризонта слышу впервые.

И что - действительно есть такие дебилы?

Хотя в жизни все бывает - у нас на курсе был один такой - разработал "теорию реактивного чайника" - на полном серьезе утверждал что чем выше чайник поднят над чашкой тем быстрее чашка наполнится якобы потому что скорость жидкости при попадании в чашку при этом будет расти. И хрен мы ему что доказали...

Так что дебилов реально хватает.

Правду говорят что количество здравого смысла на планете - величина постоянная, а население растет... :-)

раскрыть ветку 5
+4

Кстати, идея имеет право на жизнь, но для гипотенических густых жидкостей. Вспомните эксперимент с цепью, "вытекающей" из стакана: чем выше, тем сильнее она ускорется. Наверно, можно подобрать такое вещество, чтобы его вязкость была достаточной для ускорения...

https://youtu.be/LxGrsfOTtYg

раскрыть ветку 4
-1

Но цепь быстрее начинает падать из-за того, что звенья прочно скреплены, и нижние тянут за собой верхние.

раскрыть ветку 3
+2
Хватит ругаться,по стакану,и никуда не летим,дома лучше
+1

Все что против журналистов всегда плюсую.

+1
Ого столько лет про стакан слышал, а ведь правда, если бутылку раскрутить, то не выльется же вода, прям глаза открылись от поста)
0

неожиданно попадет в зону плохой видимости или тумана

1) Как бы не в середине прошлого века живем, 1-900-WXBRIEF и иже подобное, не?

2) Как раз по части обучения ADM учит в такое не попадать.


Ну и связка iPad + stratux стоят дешевле любого айфона.

раскрыть ветку 1
0

Про stratux интересно, не знал

-27

Тут есть тонкость. А ты не задумывался, ТС, на каком принципе основана работа приложений в смартфонах и планшетах, а также поворот экрана? Если нет - то прочти сначала, а потом пиши посты. А то ты ничем не отличаешься от журналистов, против которых бунтуешь.

Можно прямо в поисковик задать вопрос и узнать много интересного. А основной принцип такой же, как и у стакана с водой.)))

раскрыть ветку 20
+42

Нет, не такой же. Вы не отличаете гироскоп от акселерометра.

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
-39

бля чувак. Большая просьба,когда закончишь обучение и будешь работать пилотом, скажи место работы, чтоб я летал другой компанией.Не хочу чтоб  самолет в котором я полечу сажали по айфону.

раскрыть ветку 7
+20

Воу, щас опять срачь начнется «а вот если по андроиду...» 

раскрыть ветку 4
+1
Иллюстрация к комментарию
0

Кстати, надо проверить)

ещё комментарии
+1

Ну по андроиду в 100 раз лучше

+28

Ты предпочтешь посадку по стаканчику?)

0

И ник поменяй на Айфон. Только чтобы путаницы не было с Недимоном - назовись Айфон янг

-24
Для пилота, Вы пишите очень страшные вещи! За последние несколько лет в РФ, в большой авиации, произошло несколько катастроф из-за потери пространственной ориентации пилотов. Там тоже фигурировало приложение для телефона. Несколько десятков погибших людей, которые доверили свою жизнь пилоту. А тот не знаю чем авиационные приборы отличаются от телефонных.
Вы сравнивали авиагоризонт и телефон, строительный инструмент - значит Вы не знаете устройство и принцип работы основного прибора ЛА.
Мы в своё время по конструкции сдавали экзамены и там были вопросы про ТТХ заклёпок или масла из демпфер-шины. Мне снизилась на бал оценку экзамена за то, что я рассказал принцип действия, ТТХ, устройство, условия эксплуатации, но забыл название устройства, которое есть в ЛА, но на полет не влияет. А тут человек сравнивает авиагоризонт на гироскопе и микрочип на Айфоне.
раскрыть ветку 19
+9

Крайне сомневаюсь, что кто-то использовал приложение в большой авиации. Давайте пруф)

ещё комментарии
ещё комментарии
-1

Подскажи как приложение называется с авиагоризонтом

раскрыть ветку 1
0

Я использовал рулетку стандартную

-15

В гаджетах стоит датчик, который называется акселерометр. Он измеряет ускорение. Из физики известно, что в принципе невозможно отличить причину ускорения - от тяжести оно или от гравитации (самый-самый начальный уровень физики). Вода в стакане "показывает" тоже самое, что и ваш айфон. Чтобы был реальный горизонт, нужен гироскоп.

раскрыть ветку 7
+9

Ты не поверишь, но в телефонах уже с десяток лет комбинированные гироскоп+аксель в одной микросхемке.

+1

Пост именно о том, что нет - не ускорение, а реальный горизонт показывает. Пойди проверь в полете.

раскрыть ветку 5
+3

Просто я знаю, как устроен кремниевый акселерометр. Советую и тебе разобраться с этим - не будешь путать народ...

раскрыть ветку 3
-9

Ты вот  здесь теоретизируешь впустую. А люди практики. Самолет спасли и людей

ещё комментарий
-10

Хм... Самый дешёвый самолёт стоит больше 100 млн. руб. Нав. система с гироскопами в военном исполнении (самом стойком к внешним воздействиям) от сагемов - 3 млн. руб. самая дорогая. Есть заметно дешевле. Поясните

...это самое оборудование иногда выливается в очень серьезную сумму.
раскрыть ветку 11
+3
Самый дешёвый самолёт стоит больше 100 млн. руб. Н
Скажите это цессне 152ой.
раскрыть ветку 10
-4

Ээ... нет, ну можно ещё приплести Ан-2. 152-я вроде уже лет 30 не выпускается или я путаю?

раскрыть ветку 9
-14

тое сть вы утверждаете что при параллельном проходе над ВПП на определенной высоте, скажем метров 20 и креном 45°, на протяжении пары километров, вода в стакане стоящем на приборной доске самолета, возьмем ЯК 52, будет оставаться в покое параллельно крылу?

также при прямолинейном наборе высоты вода останется в покое?

раскрыть ветку 1
+9

Если поставить крен 45 то самолет будет лететь не прямо, а описывать окружность. Если при этом дать педалью так чтоб сохранить прямолинейность полета то это же будет Slip, который на планерах для резкого сброса высоты используется. И тут да, будет стакан не ровно, но при этом еще и пузырек будет не ровно (шарик) или нитка на стекле планера. То есть ценности стакана все-равно ноль.


А вот ценность айфона в том, что при плоском стакане в обычном вираже с разворотом будет реальный авиагоризонт

-80

Уважаемый автор этого поста. Прошу вас отнестись со всей ответственностью к учебному процессу (где интересно учитесь?), а также внимательно вчитываться в слова заслуженных летчиков о ситуации (авиационном происшествии) при которой использовался "стакан с водой".

Никто, нигде, никогда и не рассматривал ваш частный случай направления действия сил при разворотах, нисходящих спиралях и тем более виражах. Я не буду долго вдаваться в теорию, вас ей должны научить. При соблюдении условий ГП (горизонтального полета), при отказе практически всей авионики, действительно был случай успешной (очень УДАЧЛИВОЙ я бы скорее сказал и профессиональной) посадки Ту-154. 

раскрыть ветку 24
+23

Если стакан показывает горизонт только в горизонтальном полете, то как мы можем по нему ориентироваться, если в любом другом случае он его не покажет, и как мы можем верить, что в данный конкретный момент наш полет горизонтален и без крена? И тем более при посадке, когда полет уже не горизонтален.

раскрыть ветку 2
+15

Никак не можем, стакан показывает ускорение, а не горизонт. А айфон показывает горизонт. Об этом и пост.

раскрыть ветку 1
+10
Там просто повезло с полосой, но удача любит подготовленных. И насколько я помню, бортач сам им аккумуляторы и разогнал.
+12

Учусь в США. Эти самые летчики дали пояснение о том, что они поорали просто с журналиста и не думали даже, что он эту херню выложил в прессу.


Единственное место где стаканчик может полезен быть это для индикации сноса. Тот самый пузырек, на который надо "наступать ногой" при поворотах на самолетах. Или нитка на глайдере.

ещё комментарии
-37

Автор, рассуждая о ситуации, словно моделирует полет на истребителе, а не на Ту-154. Стакан воды работает - проверено на стакане воды при взлете на рейсовом лайнере (и кстати айфон не всегда работал - на одном рейсе работал, на другом нет, не знаю почему).

Апломб автора смешон. Физик-ядерщик - это первый курс МФТИ???)))) Первая сессия?

раскрыть ветку 14
+19

Ок, давайте хоть кто-то уже конкретно напишите, хоть один. Как и в какой ситуации стакан «работает»?

ещё комментарии
ещё комментарии
-5
Не понял, а где шутки про новый и модный аксессуар к айфону - iJet?
-18

Эмм...Знаю про этот случай лично из первых уст так сказать,т.к один из летчиков мой сосед по даче.Я не думаю,что уж нам он врал про посадку.

раскрыть ветку 1
+4

А у меня батя щуку поймал 90 сантиметров! И это только между глаз! Только ушла и лодку перевернула хвостом. Я не думаю,что уж нам он врал про щуку.

-59

Может быть ты не в курсе, но был случай, когда отказала вся электроника и самолет сажали по стакану...

раскрыть ветку 7
+29

Не сажали по стакану, а проходили облачность по стакану, сажали - визуально. Проблема только в том, что стакан действительно не работает.

ещё комментарии
+14

А ты точно до конца пост дочитал?

+31

А чтоб электроника не отказывала достаточно просто раз в день натощак натирать пятки отваром из...

раскрыть ветку 2
+5
......розг.
+1

ТС, терпения тебе в твоем нелегком деле (споре с людьми без базовых знаний физики)

Может добавь в пост вот этот видос, он более чем понятно все показывает на практике
https://www.youtube.com/watch?v=wfAQ296x8uE

-63
Автор, по-моему Вы говорите неправду. И не следовало бы Вам учится на пилота.
раскрыть ветку 12
+32

Учиться лучше, чем учится.

ещё комментарии
+14

Что конкретно он не так сказал? Про байку про стакан?)

+8
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
-25
Мне кажется, при спокойном полете
вода в стакане все-таки покажет горизонт, а вот в Spiral Dive буду согласен с автором.
раскрыть ветку 6
+6

Она покажет горизонт в одном случае - когда самолет летит горизонтально. Минимальный наклон-поворот или еще что - и будет показывать чушь.

раскрыть ветку 3
+1
В такой режим еще надо умудриться попасть. И в таком режиме ( если еще и ночью и над водой) при отсутствии видимо ти естественного горизонта, ему никакой айфон не поможет. А помочь может здравый смысл и навык вывода ВС из сложного пространственного положения. Чему собственно и учат в летных школах. Причем на многих типах прямо запрещено пользоваться в полете не сертифицированными средствами навигации. Пример- катастрофа 134 в Петрозаводске вроде, но там плюсом пьяный штурман. Стакан воды- это байка.
-4

Штопор жи

ещё комментарии
ещё комментарии
-1

Но ведь важные приборы наверное дублируются и имеют автономное питание?

раскрыть ветку 1
+2

Зависит от размера и модели самолета, никто не дублирует прям вообще все на планере или суперлайте с ротаксом

Похожие посты
35

Первый MD-11 UPS

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

На этой неделе, 15 октября, американская грузовая компания United Parcel Service (UPS) отметила 19-летие прибытия в ее парк первого McDonnell Douglas MD-11 (15 октября 2001 года).
Им стал самолёт с бортовым номером N250UP (LN 596), который ранее эксплуатировался в бразильской VASP под регистрацией PP-SPL.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

PP-SPL словил птичку на взлете)

Судьба этого типа ВС — McDonnell Douglas MD-11 — была непростой. Он начал разрабатываться тогда, когда только началась эксплуатация предшественника — DC-10. Фактически, MD-11 являлся его следующим поколением, как, например, Airbus A320ceo и А320neo.

Изначально планировалось сделать несколько модификаций, включая двухдвигательный лайнер, но из-за громких катастроф DC-10 все свободные ресурсы ушли на их расследование. Официально проект нового самолёта закрыли, но исследовательские работы продолжались. Затем инженеры предложили создать лайнер, который мог бы конкурировать с летающим очень далеко, но несуразным Boeing 747SP. Проект назвали MD-XX, но из-за недостатка средств он так XX-ом и остался и не полетел.

На этапе проектирования стало понятно, что у Airbus c их A300 есть перспективы, и очень хорошие. В то время некоторые эксперты осознавали - время трёхдвигательных флагманов уходит. McDonnell Douglas тогда сокращали производство DC-10, новых заказов не поступало. L-1011, имевший неплохой потенциал, провалился, и проект был на грани свёртывания. Очевидно, что делать трёхдвигательный самолёт рискованно, а 11й был таким.

Всё-таки из-за нехватки денег и времени компания решила создать одну модель, которая бы являлась удлиненной версией "десятки". Новый лайнер летал дальше, был легче и брал больше топлива.

В 1990м новый флагман McDonnell Douglas совершил первый полет. Самой популярной на то время модификацией являлась, конечно, пассажирская. Авиакомпаниями было заказано чуть меньше 60 самолётов с опционами ещё на 40. В процессе испытаний выяснилось, что лайнер оказался тяжелее и летал на 1000 километров меньше. Это не обрадовало заказчиков, компания потратила на доведение до заявленных характеристик 4 года. За это время некоторые авиакомпании отменили свои заказы. Hапример, сингапурская Singapore Airlines взяла вместо MD-11 А340. А с появлением Boeing 777 заказы на пассажирскую версию MD-11 перестали поступать вообще.

Но грузовые авиакомпании, эксплуатировавшие DC-10, видели в новом лайнере McDonnell Douglas потенциал. Компания подсуетилась и сделала грузовую версию — MD-11F. Ее эксплуатировали и эксплуатируют многие авиакомпании - Martinair, FedEx, UPS, Lufthansa Cargo и др.

Последний же пассажирский рейс на этом типе ВС совершила нидерландская авиакомпания KLM в 2014 году.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

Последний пассажирский рейс MD-11 KLM из Монреаля в Амстердам

Когда-то передовой самолёт стал жертвой тотальной экономии, плохой репутации предшественников и своей концепции. Новые двухдвигательные и четырехдвигательные самолёты, такие как Boeing 777, Airbus A330 и А340, поставили жирную точку на проекте некогда успешной американской аэрокосмической корпорации. В 2000м году Boeing поглотила McDonnell Douglas. Она и доделывала последние заказанные MD-11 в грузовой модификации.

Самолёт на первой фотографии же до сих пор эксплуатируется в UPS.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

Свежее фото этого MD-11 UPS

Надеюсь, что полеты триджетов будут продолжаться.

Прошлый пост

AviaChatChannel

Медиа: UPS (Twitter), airliners.net



P.S @Deathman (человек, который пишет хорошие посты) - ты крут!

Показать полностью 2
644

Руки пилота во время посадки на авианосец

Остин Галберт показал, как садился в сложных метеоусловиях на палубу "Энтерпрайза" на F/A-18F Super Hornet. Была сильная гроза, упала видимость, поэтому всех, кто находился в небе, зазвали на посадку. Предмет, улетевший вперёд при касании - насколько я понял, карта-схема перехода на запасной бак в случае перерасхода топлива или нештатной ситуации.

92

Советский камикадзе

27 марта 1972 года утром экипаж Ан-2 готовился выполнить почтово-пассажирский рейс по маршруту Ворошиловград (сейчас Луганск) — Северодонецк — Сватово. Он прошёл все необходимые процедуры: предполётный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, штурманскую и метеорологическую подготовки. Однако, незадолго до вылета рейс отменили, так как посадочная полоса в Сватово была в ненадлежащем состоянии.

Советский камикадзе Авиация, Самолет, Пилот, СССР, Ан-2, Авиакатастрофа, Происшествие, Трагедия, Камикадзе, Полет, История, Длиннопост, Негатив, Баян

Ан-2


Командира экипажа, Тимофея Яковлевича Шовкунова, руководство характеризовало положительно. Он даже имел поощрения. Однако коллеги отмечали замкнутость Шовкунова и отсутствие у него друзей. Он был женат 13 лет, но отношения в семье не ладились. Частые ссоры между супругами порой сопровождались рукоприкладством. Как раз за день до вылета случился очередной конфликт, жена ушла и Шовкунов провёл ночь в одиночестве. Супруга в последствии сообщила, что муж неоднократно говорил о желании уйти из жизни при помощи самолёта.


Итак, 27 марта 1972 года рейс отменился. Шовкунов сообщил второму пилоту что идёт завтракать. Но на самом деле он отправился на стоянку самолётов. Командир взял у ничего не подозревавшего дежурного ключи от Ан-2, принял его у авиатехника и опробовал двигатель. Затем, без второго пилота, не выходя на связь с диспетчером, он вырулил на старт и взлетел с аэродрома.


Шовкунов сразу же направился в сторону 27-го квартала Ворошиловграда. Достигнув жилой застройки, он направил самолёт на собственную квартиру №42 на третьем этаже четырёхэтажного кирпичного дома. Примерно через 10 минут после вылета, самолёт врезался в верхнее перекрытие квартиры №46, расположенной на четвёртом этаже над квартирой №42.

Ан-2 пробил это перекрытие, а его двигатель отделился и вместе с обломками упал на пол квартиры. Части крыльев вместе с шасси застряли на балконе квартиры №46, а хвост и кабина влетели на чердак, вызвав пожар.


Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. В самом доме рухнула крыша над квартирами №45, 46 и 47, а в квартире №42 (где жил Шовкунов) прогнулась и на 5 сантиметров просела потолочная плита. При этом образовалась трещина, через которую квартиру залило водой в ходе тушения возникшего пожара.

Советский камикадзе Авиация, Самолет, Пилот, СССР, Ан-2, Авиакатастрофа, Происшествие, Трагедия, Камикадзе, Полет, История, Длиннопост, Негатив, Баян

Последствия тарана


Тимофей Шовкунов при ударе погиб. Но в доме никто не пострадал. Пилот был трезв и отдавал отчёт своим действиям. Комиссия установила, что причиной катастрофы явилось самоубийство КВС Шовкунова вследствие психопатической реакции на почве семейных неурядиц.


Любопытно, что через 4 года в Новосибирске произойдёт очень похожий случай. Командир Ан-2 также угонит самолёт и протаранит жилой дом. В данном происшествии он тоже погибнет. При этом причиной самоубийства стали подобные семейные проблемы. Об этом случае я уже писал (https://t.me/rumayday/146).


(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 1
102

95-летняя женщина прокатилась на самолёте мужа, чтобы почтить его память

С помощью сына и 80-летнего самолёта 95-летняя кеньонская (видимо, из коренного населения индейцев Миннесоты) женщина по имени Джин вычеркнула ещё одну строчку из списка своих последних желаний. Её муж Майк был лётчиком во время Второй мировой войны, совершил 25 боевых вылетов над Европой. В своё время он учился летать на PT-19. После войны купил такой же. Жена помогла ему восстановить этот самолет - обшила крылья тканью, - но сама за все эти десятилетия так с ним и не покаталась. Не понял, по какой причине. Судя по контексту, самолёт довольно быстро продали. В последний раз он летал 20 сентября 1990 года. Спустя 27 лет 21 сентября не стало Майка. И вот, нынешний владелец самолёта внезапно связался с его сыном - мол, у нас тут торнадо был, и немножко ушатал самолёт, не хотите ли выкупить его обратно и отреставрировать?.. И они выкупили. Это случилось как раз в год смерти Майка. Сын с большим интересом занялся восстановлением, и 21 сентября этого года его 95-летняя мама стала первой пассажиркой. Джин говорит, это не последний раз, ещё покататься хочет! :D

285

В музее техники Вадима Задорожного закончили реставрацию Messerschmitt Bf.109G-2

В музее техники Вадима Задорожного закончили реставрацию Messerschmitt Bf.109G-2 Авиация, Техника, Самолет, Истребитель, Реставрация, История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война

Достали зимой 2007 года из озера Тульявр на Кольском полуострове. Оказался он там стандартным для всех таких находок путём - вынужденная посадка на лёд. Судя по фото, музейщики добавили часть недостающих деталей, но в целом оставили его в состоянии как есть, чтобы сохранить боевые повреждения.


Не удивлюсь, если этот мессер вскоре заберут немцы, британцы или новозеландцы - выглядит как неплохая основа под постройку самолёта, если объединить этот металлолом с запчастями от Бучонов.

107

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48

Как я писал ранее, выбор своих первых моделей я произвел не по принципу "начать с чего попроще", а "вот эти будут смотреться отлично". И купил себе две коробки:

Revell Boeing B-17F 1/72

Eduard BF-110F 1/48

Сегодня расскажу как собирал последний.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Сам набор состоит из литников, цветной инструкции, масок для окраски остекления и шасси, цветного и не крашенного фототравления.


Собирать начал с кабины:

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Проблем на этом этапе не возникло, ну и кит от Эдуарда я брал, потому как начитался о том, что это отличные в сборке комплекты.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Проблемы начались, когда я стал собирать фюзеляж

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Мотогондолы, они же ниши шасси собираются из 4-х деталей и стыкуются они никак. Возможно, для опытных моделистов - это не проблема. Но я устремился в рукожопство и практически запорол модель.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

По итогу неделя ушла только на зашкуривание всего этого. Опытные камрады уже дали советы как избегать таких проблем в будущем. Необходимо стык оклеить масками по бокам, оставив только сам шов и пару миллиметров, а затем в два-три этапа нанести шпатлевку, так как она даёт усадку при высыхании. А для мелких щелей вполне подойдет обычный суперклей. Затем аккуратно все это зашкурить наждачкой с зернистостью 800-1000.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

И вот я добрался до покраски. Эдуард предлагает 5 вариантов окраски, среди которых есть достаточно несложные (не простые, а именно не сложные). И я, конечно же, выбрал один из самых геморройных. Еще бы, там же куча декалей (гори они огнём) и пчела.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Ну, что же. Обезжириваем водочкой, грунт, затем опять шлифуем, затем опять грунт. Прешейд (тут у меня впервые перегрелся компрессор). Наносим базовые цвета, краски использовал от АК Interactive Real Color RLM 04,74,70,75,76 (идут прям набором 4 краски+ баночку RLM 04 отдельно) +Tamiya (зеленый, коричневый, металлики).

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Благодаря этим чертовым червячкам у меня появился аэрограф с соплом 0.15мм и 4 дня тренировок работы с очень сильно разведенной краской. Запороть модель на этой стадии ужасно не хотелось.

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Далее глянцевый лак и декали

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Вот и финиш, немного смывки для выделения расшивки и масла для подтеков и сколов

Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост
Моя третья модель Eduard BF-110F 1/48 Мессершмитт, Самолет, Авиация, Аэрограф, Длиннопост

Результатом я остался доволен, но столкнулся с еще одной неожиданной проблемой. Если хочешь показывать модели, то…учись правильно фотографировать. На профильных форумах есть целые разделы, посвященные этому направлению. Поэтому прошу прощения за качество фото. Когда собирал, думал смотрятся отлично, но в будущем обязательно буду подбирать нормальные снимки, насколько позволит фотокретинизм врожденный.

По итогу рекомендовать именно эту модель можно опытным моделистам или тем, кто хочет создать себе трудности и героически их преодолеть. Так как модель не использует и половины всех деталей на литниках, то вполне возможно из остатков собрать диораму с разбитым мессером.

На всю сборку у меня ушло около 20 человеко-часов, которые растянулись на два месяца.

Показать полностью 24
156

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт

Итак, в первый раз я взлетел и понял, что единственное, за чем мне пока более-менее удаётся следить, так это за креном-тангажом. Нет, безусловно, иногда и на высоту поглядывал, но делал это неправильно. Правильно как? Не впериваться точечным взглядом в приборы, а широко охватывать все приборы сразу, понимая отклонение тех или иных параметров полёта. Вообще, за недолгий век авиации проводилось очень много работ по одной из моих любимых наук – эргономике. От правильного и удобного расположения приборов, различных ручек и кнопок, их цвета и размера очень сильно зависит восприятие человеком самолёта, а это напрямую влияет на безопасность полётов.

Известно, не знаю, правда или нет, что Гагарин плохо делал посадки. Его инструктор узнал, что из-за маленького роста Гагарин плохо видел полосу, а соответственно не знал, в какой момент нужно тянуть штурвал на себя, вот и сажал самолёт неаккуратно. Его кресло было поднято максимально высоко, дальше не было отверстий, чтобы кресло можно было зафиксировать ещё выше. По итогу и решению большого начальства эти отверстия просверлили, и Гагарин стал самолёт сажать хорошо. Вот так удобство расположения в кабине влияет на иной раз судьбу человека.

Так же довольно частым фактором в катастрофах и авариях самолётов являлось близкое расположение рукояток выпуска шасси и закрылков. Практически сразу после взлёта, чтобы не мешали своим сопротивлением шасси убираются, но если вместо шасси убрать закрылки, это уменьшает подъёмную силу крыла и самолёт может «просесть» и столкнуться с землёй или препятствиями по курсу.

Например, обратите внимание как расположены рукоятки выпуска шасси и закрылков на Ту-154:

Они разной формы, чтобы можно было на ощупь распознать рычаг, но всё же слишком близко друг от друга.


Возьмём L 410 UVP E-20, это уже современный самолёт, конкретно эта модель, но вообще семейство L 410 эксплуатируется с 1971 года, а потому…

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

…рычаги выпуска шасси и закрылков по-прежнему рядом¬. Хотя, нужно отдать должное, на рычаге шасси видите красный колпачок? Пока его не снимешь полностью, рычаг с места не сдвинется. На рычаге выпуска закрылков есть так же красный колпачок, только он несъёмный и чтобы поменять положение закрылков ладонь ставится на черную рукоятку, а двумя пальцами поднимается колпачок, он выходит из пазов, давая рукоятке свободно двигаться. Сам колпачок подпружиненный, отпустил – он вернулся на место.


Теперь посмотрим на МС-21:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Налицо влияние западной школы авиастроения. Почему я так говорю? Потому что вот:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Boeing 737-100, ровесник Ту-154. Буржуи уже тогда думали об эргономике.

Впрочем, чего это я про шасси? На Цессне они вообще жестко зафиксированы (я говорю конкретно про 172SP, т.к. есть 172RG, там шасси убираются). Я же про приборы говорил. Итак, приборы…

Вообще, за историю авиации компоновка приборов в кабине самолёта часто менялась вместе с исследованиями о распределении внимания на приборы. К настоящему моменту наиболее оптимальной считается Т-образное расположение основных приборов. Это как? Это вот так – посмотрите на Боинг. Видите, основные приборы у пилота образуют этакую букву «Т». Если взглянуть в кабину Ту-134, там такая же ситуация:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Классическая Cessna-172S рамки вокруг основных приборов не имеет, но приборы всё те же, слева-направо, сверху вниз: указатель воздушной скорости, авиагоризонт, альтиметр (высотомер), указатель поворота и скольжения, указатель направления, указатель вертикальной скорости.

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Все они плавно переехали в современную Цессну:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 6 .Первые полёты по кругу, первый самостоятельный полёт Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Только указатель вертикальной скорости переехал вправо-вверх, и сейчас указывает 600 футов в минуту (делим на 200, получаем метры в секунду – 3 м/c), а указатель крена и скольжения переехал вверх и стал отображаться в виде двух треугольников с чертой под нижним.

Та же самая картина и в современных самолётах – листните вверх, на МС такое же расположение приборов, да и на Боингах с Эйрбасами то же самое. Таким образом, производители самолётов пришли к более-менее одинаковому мнению.

К чему я так долго рассказываю предисловие к тому, как я летал свои первые круги? А к тому, что я понятия не имел в каком порядке и куда смотреть на приборы, а если уж учитывать, что Цессна – самолёт всё-таки маленький, то любой восходящий поток ветра её легко может подкинуть на несколько десятков метров, тем более, летом в обед, когда земля прогрета и от неё начинает исходить тепло. Знаете, каково это, когда летишь себе ровно, за спиной всего пара часов тренировок, а тут на тебе – указатель вертикальной скорости задирает резко вверх, а на высотомере цифры метров начали резко меняться и бац, ты не на 300 м., как это положено на кругу, а на 350, а ты ничего не делал! И ты такой «Ээээ…», инструктор видит, он всё понимает – «Ну исправляй, чего», ты отдаешь штурвал от себя, вниз же, вроде, надо и летишь вниз и тут раздаётся «Ну куда, куда разогнался, режим-то прибери», ну да, он прав, я – нет, прибираю режим, вот и 300 м, нужно выходить в горизонт, но что это? Почему уже 285…280? А потому, что раньше нужно начинать выравнивать и раньше режим обратно ставить, самолёт – не машина, имеет инерцию.

Вообще, круги – это же самоё начало обучения, один круг занимает 6-7 минут и где-то час в день ты его летаешь, т.е. 9-10 кругов ты делаешь одно и то же, а учитывая, что самый сложный этап – это посадка, то именно на кругах и происходили всяческие приколы. Мы все творили разное – забывали выпустить закрылки, или не забывали, но выпускали на скорости, на которой их нельзя выпускать, теряли скорость, не видели друг друга (не то чтобы прям чуть не сталкивались, нет, просто инструктор тебе говорит «Вон, видишь?» и ты ему такой «Ага, вижу», благо, у Цессен есть система предупреждения столкновений и мы видели друг друга в виде квадратиков на MFD. Так вот, поначалу, в ярком летнем небе белый самолёт ты нифига не видишь. Бывало и что ты такой молодец, всё прям вот правильно-правильно сделал – режим, тангаж/крен и закрылки в нужное время выпустил и спускаешь вроде точно в торец полосы, чётенько идём вниз, высота уже 120 и думаешь «Ну какой я молодец», а тут на - «Ты посадку будешь запрашивать или нет?». Ну ё-моё, вот и молодец! «457, на прямой, к посадке готов», «457, фары включите, посадку разрешаю». АААА! И фары забыл включить, молодец! Включил фары, инструктор посадил. И конечно, из-за того, что совершил ошибку, это тянет за собой остальные – доложить «посадку разрешили, 488» тоже забыл. Да, поначалу, первые 2-3 часа инструктор не даёт сажать тебе самолёт, потом при посадке сажаешь ты, а он помогает, а к 16-му часу ты точно сажаешь сам.

Почему именно к 16-му часу? Потому что именно в этот час происходит знаковое событие в жизни каждого начинающего пилота – ПСП или первый самостоятельный полёт! Да-да, ты налетал всего 16 часов, а к тебе уже столько доверия, что знают, что тебе можно доверить штуку стоимостью 45 миллионов и ты её не разобьёшь.

В этот день конечно есть мандраж. Но крепишься, заучиваешь схему полёта чуть ли не наизусть, да она и так же заучена. И вот, наступает твоя очередь. Сначала делаешь круг с инструктором, затем с тобой садится кто-то из старшего начальства училища и делает с тобой два круга. У меня это был заместитель директора училища по лётной подготовке Синёв Сергей Владимирович. Вот мы с инструктором сели, он вылез, сел Сергей Владимирович. И вот именно в этот самый момент ты осознаешь, что всё – если раньше инструктор тебя контролировал, исправлял косяки, то сейчас их просто будут отмечать. Спору нет, если сильно накосячу, то вмешаются, ну а вообще теперь вся власть в моих руках. А надо отметить, что у моего инструктора есть привычка – на разворотах, каким бы опытным не был курсант, он всегда машет пальцем, мол «разворачивай» и я так к этому привык, что когда летел уже с проверяющим, наступило время первого разворота (высота 100-120 метров) я его спросил: «Выполняю разворот?», на что он мне ответил: «Ну я не знаю, ты слева, в кресле КВС, сам и решай». И вот тогда всё пошло как по маслу. Мы сделали два круга, зарулили и ВН меня спросил: «Ну что, справишься?». «Конечно справлюсь». «Ну лети». И вылез.

Выполняем контрольную карту на предварительном, «488, на предварительном, информация Альфа, разрешите исполнительный». «488, сам?». Блин, забыл сказать «сам» в конце, это же самостоятельный полёт. «Сам, 488». «488, разрешаю исполнительный, полоса 18». «Занимаю исполнительный, полоса 18, 488 сам». Контрольная карта на исполнительном. Выполнил. Себя спросил: «Готов?», ответил себе же «Конечно». «488, к взлёту готов, сам». «488, взлёт разрешаю». «Взлетаю, 488 сам». И всё, понеслась, даём режим, никаких там «ноги – полёт, отсчёт скорости…», некому давать команды, один в кабине. Самолёт ускоряется и глазами то на скорость, то на полосу… У всех современных самолётов можно отметить необходимую тебе скорость специальным указателем-жучком, а потому в цифры не всматриваюсь, вот он, приближается родимый… Готово! 55 узлов! Штурвал на себя, и я в небе! Один! У-и-и! Да, круто, но скоро 80 метров, выключаю фары, убираю закрылки… 110 метров «488 на первом, заход ПВП сам». «488, заход разрешаю». «Выполняю первый 488 сам». И идём до 300 метров, вот уже и 290, 295, 300… переводим в горизонт, и чтобы скорость не росла устанавливаем такой режим, чтобы скорость выше 95 не уходила. Можно и передохнуть, насладиться видом полосы. Ты не только один в кабине, но и один в районе аэродрома! Всех разогнали, ты тут хозяин и всё идёт просто идеально! Так, контрольная карта на траверзе. Выполнил. Вот и третий разворот и скоро, очень скоро я начну снижаться. «488, на третьем». «488, понял». Закладываем крен 30, выходим из разворота в горизонт, уменьшаем режим, смотрим на скорость, не выше 110? Да нет, конечно, но на всякий случай. Так, закрылки 10, фары включил, режим ещё прибрал, скорость 80-85, вот и приборы показывают, что до линии, продолжающей ВПП осталось 600 метров, да и глазами вижу где я, пора выполнять четвёртый. Что там с высотой? 200. Отлично, на ВПП никого нет, крен 20, разворачиваюсь, ага, чуть-чуть левее, исправляем, закрылки 20, самолёт начинает «вспухать» - нос опускает, а сам летит вверх. Э, нам такое не нужно, ещё штурвал от себя, но ещё ниже, штурвал тугой, нажал кнопки триммирования, триммер встал на нужный угол, поток воздуха бьёт в руль высоты, помогая мне. Все, штурвал как пушинка, самолёт послушный, скорость 70 узлов, высота уменьшается, иду точно в торец полосы. «488, на прямой, к посадке готов, сам». «488, посадку разрешаю». «Посадку разрешили, 488 сам».

Торец, высота 15 метров, режим полностью убрал, теперь летим как бумажный самолётик, на приборы не смотрю вообще, не надо, надо на полосу смотреть. Глазами увидел привычную картину – пора выравнивать. Штурвал лёгонько на себя и нос самолёта чуть задирается, а сам самолёт снижается. Смотрим, смотрим, момент ответственный, сейчас штурвал чуть от себя – воткнёшься передней стойкой, она спружинит, самолёт оттолкнётся и подпрыгнет, будет козёл. Слишком много на себя на такой высоте – резко потеряю скорость, т.к. нос задёрется, увеличится лобовое сопротивление и самолёт долбанётся об землю, опять будет козёл, а то и повредить можно, можно и хвостом зацепить полосу, так называемый «tail strike». А потому – плавненько, соразмерно приближению земли штурвал не себя... И вот тут есть некий спор – одни инструкторы учат вот это вот «соразмерно приближению земли» делать в одно движение, это привычка с больших самолётов, там да, именно так. На таких вот маленьких лучше делать как я посмотрел в одном канадском образовательном видео «сантиметр на себя, половинку – от себя». Мне так удобнее. И именно так я и делаю. И вот, вот он прекрасный миг, я слышу, как посадка получилась такой мягкой, что колёса просто раскрутились о бетон. Всё! Я – пилот, теперь точно, пусть и без документов. Зарулил. Дождался инструктора. «Ну всё, молодец». Вышел и пошёл с довольной улыбкой во всю рожу к начальству: «Курсант Mixaelis.L первый самостоятельный полёт выполнил. Разрешите получить замечания». «Поздравляю, Mixaelis.L, замечания потом». Вышел из будки, откуда управляют полётами. «Иди-ка сюда». И ты уже знаешь, что тебя ждёт – тебя три раза подкинут в небо и будут все поздравлять. И именно это и происходит. И этот солнечный день запомнишь навсегда.

Показать полностью 5
200

Посадка в бизнес-джет

Здравствуйте, любители авиации. Сегодняшний ретро-пост будет посвящен бизнес-джету с непростой судьбой - Grumman G-1159 Gulfstream II.

Посадка в бизнес-джет Авиация, История авиации, Самолет, Бизнес-Джет, Grumman, Gulfstream, NASA, Двигатель, Реактивный самолет, Гражданская авиация, Длиннопост

На данном фото группа людей о чем-то говорит перед посадкой в новый Gulfstream II (это самолет с б/н N25JM и строительным номером 69), принадлежащий на тот момент компании Johns Manville (компании, которая занимается производством изоляции, кровельных материалов и инженерных изделий в США).

История данного типа начинается в начале 60х, когда компания Grumman выпустила свой первый бизнес-джет — Grumman G-159 Gulfstream I.

Посадка в бизнес-джет Авиация, История авиации, Самолет, Бизнес-Джет, Grumman, Gulfstream, NASA, Двигатель, Реактивный самолет, Гражданская авиация, Длиннопост

Grumman G-159 Gulfstream I

Он был безусловно хорош, фюзеляж имел больший размер по сравнению с другими бизнес-джетами того времени. Но его главное преимущество — турбовинтовая силовая установка — становилось главным недостатком из-за издаваемого шума и малой скорости полета. Экономия экономией, а время — тоже деньги. Заказчики хотели нечто большее.
Стало очевидно, что нужно делать самолёт под реактивную силовую установку. Ей оказалась пара британских двигателей Rolls-Royce Spey, которые ранее стояли на близких по размеру региональных лайнерах.


Новый самолёт — теперь уже Grumman G-1159 Gulfstream II — получил обновленный фюзеляж и стреловидное крыло большой площади. Впоследствии оказалось, что за счёт огромного для такого самолёта крыла потолок возрос до 13,7км, что давало большую дальность — около 6000км. Воплотилась мечта гражданского подразделения корпорации — сделать бизнес-джет, способный летать через Атлантику, через то самое течение — Гольфстрим.

В конце 60х самолёт взлетел и стал собирать заказы со всех уголков мира. Конструкция оказалось настолько удачной, что лайнер мог садится с минимальной скоростью на грунт (это достигалось за счёт развитой механизации крыла. Grumman в этом смысле являлись опытными, они делали военные самолёты для посадки на авианосцы).

Для военных была разработана специальная модификация, но успеха она не сыскала. NASA также эксплуатировала самолёт для тренировки космонавтов по программе Space Shuttle вплоть до 2011 года.

Посадка в бизнес-джет Авиация, История авиации, Самолет, Бизнес-Джет, Grumman, Gulfstream, NASA, Двигатель, Реактивный самолет, Гражданская авиация, Длиннопост

Всего былo выпущено почти 500 самолётов, некоторые эксплуатируются до сих пор несмотря на то, что современные требования по уровню шума и экологичности существенно подрезают им крылья.

Самолёт на фотографии же до сих пор эксплуатируется в Мексике генеральным прокурором страны. Воздушные суда данной серии остаются одними из самых надёжных бизнес-джетов в истории — этим и объясняется долгая эксплуатация.

Прошлый пост

AviaChatChannel

Медиа: Airliners.net

Показать полностью 1
51

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало

Итак, к началу полётов у каждого курсанта имеется набор знаний:

- Выученное руководство по лётной эксплуатации, местами наизусть (те отказы, на которые пилот должен реагировать без промедления). Всё наизусть, естественно, учить не нужно, но те действия, которые повторяются часто, запоминаются сами собой. Вот, например, запуск двигателя:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост
Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост
Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост
Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Достаточно объёмно, но повторив один раз, другой, третий уже над этим не задумываешься. Чуть сложнее, чем в машине, но и в машине тоже можно кучу действий расписать, типа «запереть дверь, застегнуть ремень безопасности, проверить установку ручного тормоза, вставить ключ в замок зажигания, повернуть до загорания сигналов на табло, убедиться, что все сигналы исправны, повернуть ключ далее, после выхода двигателя на режим холостого хода отпустить ключ» - тоже достаточно действий, но мы о них как-то не задумываемся.

Далее:

- Знания необходимых цифр, а их много:

• Различные виды скоростей (скорость отрыва шасси, набора высоты на кругу, горизонтального полёта, посадочные скорости с различными положениями закрылков, оптимальная скорость планирования при отказе двигателя и т.д., в «большой» авиации их ещё больше);

• Ограничения по ветру;

• Дистанции разбега и пробега;

• Разные виды масс самолёта (сухая, максимальная взлётная, максимальная посадочная)

• Количество заправляемого топлива и его средний расход в единицу времени (для Cessna 172SP это 0,5 кг/мин при том, что на дисплеях Garmin G1000 топливо отображается не в килограммах, а по объёму – 56 галлонов и расход указан в галлонах в час, как хочешь так и считай сколько топлива осталось в килограммах :^) Ну да ладно, всё там пересчитывается по формулам, конечно, но лишние вычисления…);

• Пределы центровок и масс груза в багажных отсеках;

• Курсы взлёта и посадки;

• Кучу разных частот (вышка, руководитель полётов, привода и их позывные на азбуке Морзе, ближайшие VOR-маяки и ОПРС (если нужно, могу расписать что это и как работает, придётся целый пост по навигации писать), частоты диспетчеров смежных зон ответственности;

• Курсы и расстояния до зон полётов;

• Ограничения по двигателю и электрической системе самолёта (максимальная и минимальная температура масла и его давление, обороты винта при различных режимах полёта и на земле, температуры головок цилиндров, напряжения на электрических шинах);

• Всякую хрень вроде глубины разрешённого снежного покрова или слякоти, или воды на ВПП при рулении, взлёте и посадке;

• По-любому, что-то, да забыл упомянуть :^)

- Полностью, насколько это возможно для пилота, а не техника знаешь устройство двигателя, его топливной, масляной, электрической систем;

- Устройство и порядок осмотра планера;

- Умение работать с Garmin G1000. Это такая крутая авионика, выглядит вот так:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Основной дисплей – PFD

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Мультифункциональный дисплей – MFD.

А вообще в кабине самолёта они выглядят вот так:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

Т.е., помимо изобилия кнопок на гарминке добавляется ещё немножко других и их тоже нужно знать когда нажимать. К слову, Цессна, такая вот, очень простой в изучении, обслуживании и эксплуатации самолёт. Она прощает кучу ошибок пилотам-новичкам, её практически нереально свалить в штопор, даже специально, так что, ну не то чтобы проще некуда, но для полётов днём и ночью не только визуально, но и по приборам здесь встроен необходимый минимум приборов современного самолёта.

В общем, много и много теоретической подготовки.

На наземке мы все получили лётные книжки для записи своих упражнений и налёта вплоть до минуты и лётные тетради – в них записывается домашнее задание, т.е. твой конспект на тему, которую скажет твой пилот-инструктор или ты сам, если чувствуешь, что где-то провисаешь. Нас всех распределили по инструкторам. Я всю Цессну отлетал с Алексеем Николаевичем Журиным, крутой пилот, любит пошутить, но может и пожурить (каламбурчик-с), если накосячишь. Полёты с ним имели одну особенность – сам он широкоплечий и коренастый, представляете себе типичного десантника? Вот такой вот. А Цессна – очень узкая, ширина кабины на нижнем срезе окон спереди составляет 39,5 дюймов, метр, короче. Для сравнения, Opel Astra GTC 2009 года имеет ширину 1840 мм, ладно, отнимем 10 см на толщину дверей, получется 1,7 метра, так что Цессна сильно Уже хэтчбэка. Так вот, чтобы нормально, не скукожившись сесть вдвоём, приходилось кресла ставить в шахматном порядке, даже летом. А уж зимой, подходишь к самолёту, и под сильной струёй воздуха от винта снимаешь с себя куртку, кидаешь на заднее сиденье, а уж потом садишься, иначе сидеть рядом очень тяжело, но это я вперёд забегаю.

И вот, наступает день триумфа – первый полёт. Надо сказать, в группе у каждого инструктора курсанты с разным налётом, от тех, кто уже заканчивает программу Цессны, до ещё не летавших новичков. В одну полётную смену (5 часов) инструктор может взять на полёты от 2 до 5 человек, как он распланирует и то, когда ты полетишь ты знаешь заранее. Так вот, сидишь ты такой в вагончике и слышишь как твой борт запрашивает посадку, смотришь – сел, рулит по дорожке, а по времени подходит твоя очередь, ну и идешь с деланым спокойствием к самолёту, их него вылазит (выйти из Цессны нельзя по определению) другой курсант, ты садишься, ещё вроде бы помнишь, что нужно не только закрыть, но и заблокировать дверь. Так, наушники надел, кресло отрегулировал, вроде всё знакомо ещё по тренажёру, однако уже чуть нервничаешь. Ага, надо запросить выруливание на исполнительный, спросил: «Запрашивать исполнительный?», а тебе в ответ «А карту на предварительном кто выполнять будет?», ты такой: «Эээээ….», а про себя: «Ну баран, ну куда торопиться?». И что самоё интересное, внешне – спокоен, да и внутри дрожи нет, но есть ощущение как будто старый комп пытается ролик с ютуба открыть, мозг прям перегужается. Ладно, на исполнительном, контрольная карта, «537 к взлёту готов», «537, взлёт разрешаю», «взлетаю, 537»… Газ от себя до упора, «Внимание экипаж, взлетаем, ноги на полёт, рычаги фиксировать, отсчёт скорости» произносишь почти на автомате, винт взвывает от максимальных оборотов и самолёт начинает разбег, слышишь фоном отсчёт скорости и когда услышал «55», тянешь штурвал на себя… тут же раздаётся справа «Куда? Держи тангаж», а ты хоть и помнишь схему полёта по кругу, кстати, вот она:

Как я учился в Сасовском лётном училище. Часть 5. Первый полёт. Начало Авиация, Пилот, Лётное училище, Картинка с текстом, Длиннопост

но просто начинаешь офигевать сколько же информации одновременно разом нужно получить и обработать: держать необходимую скорость, тангаж, высоту, курс, крен, не забыть убрать закрылки, а тут ещё и первый разворот скоро…

Продолжение следует…

Показать полностью 7
389

Круговорот кота в природе

Дело было в Одессе в начале 90-х. Одному пилоту местного авиаотряда надоел его домашний шкодливый кот. И он решил от этого кота избавиться. Перед вылетом куда-то в Сибирь с промежуточной посадкой в Свердловске забирает кота в самолёт. Во время промежуточной посадки в Кольцово выпускает его в зале аэропорта и продолжает полёт дальше по маршруту. В то же время в Свердловске садится самолёт, летящий в Одессу, и один из членов экипажа, который был вхож в квартиру хозяина кота, узнаёт кота приятеля. Забирает кота, после возвращения в Одессу едет к дому приятеля и запускает кота в подъезд.

Приезжает хозяин кота, открывает дверь в квартиру и видит своего кота.

Немая сцена.

109

10 самых часто задаваемых вопросов об авиации [Часть 2]

Здравствуйте, ребят. Отдельное спасибо моим новым 94 подписчикам. Я никак не ожидал залететь в горячее и набрать более 2х просмотров.


Ссылка на первую часть


С рубрикой определились.


В прошлом посте я задал вопрос: почему на двигателе есть спираль? Многие из Вас ответили верно - это индикация работы двигателя, так как паркинг для самолетов - весьма шумная площадка, и что бы не быть тонко нарезанным - нужно посмотреть.

Отдельное спасибо пикабушнику @stvor,  за объяснения почему именно спираль выбрана. Кому интересно - спираль не размазывается инертностью зрения, как радиальные линии, а так же визуально вращается медленнее, что позволяет без труда заметить.


Далее часть вопросов будет от пикабушника @Scearllz.


1: Можно ли лететь в секции шасси?


Нет, это не реально. Начнем с малого - что аэропорт это не дача соседа, так просто добежать к самолету - реально, но сложно. Важно понимать, что в самолете каждый сантиметр используется, и лишнего места особенно для взрослой глупой особи не так много. Сюда же нужно добавить момент того, что даже RyanAir еще не додумался там перевозить людей по нескольким причинам. Они не герметичны, в них температура воздуха равна той, что снаружи. Около -60 градусов Цельсия что не подходит под стандарты пяти звезд.


2: Можно ли лететь в багажном отделении?


Тут потребуется подготовка и точное знание на какой тип воздушного судна (Далее ВС) мы проникаем. Есть такие, что имеют герметичные багажники, есть те - у кого есть и отапливаемые. Есть - и то и другое. К примеру на некоторых модификация A340 Virgin Atlantic передний багажник контролируется температурно и по давлению, но оно составляет не 8 тысяч футов, как в салоне, а около 15. Для чего - увы не знаю, полагаю спецгрузы.


3: Техобслуживание самолетов:

Невероятно обширный вопрос, который имеет под собой более 100 профессий, но если кратко:

А-Check: Происходит примерно каждые 300 полетов. Занимает около 50 человекочасов.

Обычный рутинный ремонт, подкрутить сидушку или заменить болтик.

B-Check: Происходит примерно каждые полгода. Занимает 150 человекочасов.

Проверка всего.

С-Check: Годичная проверка. Занимает около недели.

Тестирование всего.

D-Check: Даже если самолет распался на две части в воздухе и обе удачно сели - их сварят на этом обслуживании.

Капитальный ремонт.


4: Возможно ли попасть в кабину?


В полете - нет.


После посадки - да.


Я не летал ни одной из российских АК в качестве пассажира, кроме Аэрофлота. Но там не было времени на это. Европейские компании пускают без проблем, если у экипажа есть время. Многие капитаны пускают посидеть на "левую банку" и сами предложат сделать фотографию. 100% пускают из тех кого я знаю: Emirates, Qantas, Etihad, Wizz, RyanAir. UIA - запрещено правилами компании.


5: Как пилоты находят аэропорт?


В кабине есть 2 независимые ни отчего навигационные системы, плюс мы очень опираемся на наземные радиомаяки. Не на антенну Русского радио, конечно, но что-то похожее. Да и с эпохой экранов - все нарисовано, эдакий встроенный навигатор. При заходе очень часто есть горизонтальная навигация и вертикальная.


6: Топоры, лом, молотки и аптечки:


Вы удивитесь но все это абсолютно есть в пассажирском салоне, кроме топорика. Это все предназначено для пожаротушения когда огонь недоступен, например короткое замыкание за панелью приборов у пилотов или за кухней - у бортпроводников. Так же у экипажа есть полноразмерные защитные костюмы для борьбы с огнем. Пожар на борту - страшный сон любого пилота. При тренировках пилотам задымят кабину в симуляторах, подается настоящий кислород. При вытянутой руке - ногтей уже не видно. Это очень страшно.


7: Эвакуация:

Пожалуйста, оставьте вещи в салоне.


Нормативное время эвакуации с любого коммерческого борта - 90 секунд используя половину доступных выходов. Все самолеты тестируются на этот момент. Я летаю с паспортом в кармане. Это единственное что может оказаться сложным в другой стране, так прийдется париться с посольством и всем этим бюрократическим адом. Все остальное - застраховано. Это прописано на сайте авиакомпании и при покупке билетов. Вы - застрахованы. Эвакуация с самолета - не за пивом сходить: все будут знать кто Вы и с какого борта.


8: Почему самолет гудит когда к нему подходите при посадке/высадке?


Работает ВСУ - вспомогательная силовая установка. Это такой крошка-реактивный двигатель в хвосте самолета который дает энергию генераторам и заряжает батареи (не все), а так же позволяет работать системе кондиционирования. Именно благодаря сжатому воздуху от ВСУ и происходит запуск основных двигателей борта.


9: Почему на борт запрещено брать жидкости объёмом более 100 миллилитров?


Авиабезопасность - действительно на высоте, хотя нет ни одного доказанного случая когда сотрудники аэропорта предотвратили теракт. Дело в том что 100 миллилитров - слишком малый обьем что бы взорвать что-то, тот же прозрачный нитроглицерин. При посадке 500+ человек на борт какого-то "широкого" лайнера - проверять минералка в бутылке или нет у каждого пассажира - слишком долго.


Девушки, это относится к любой жидкости: духи, мицелярка, все остальное. Моя мадам после 100 вопросов "Есть ли что-то в сумочке более 100 мл?" все равно умудрилась отдать на контроле какой-то свой флакон, а обвинить в этом меня. И да, лучше утилизовать жидкость, а не выбрасывать в упаковке в урну парфюм, к примеру. Сотрудники авиабезопасности за этим наблюдают, и халява - всегда хорошо.


10: При контроле у меня помазали руки ватным диском - что это?


Это стандартная процедура, при изготовлении или контакте с взрывчатыми веществами - те оставляют микрочастицы, а прибор их замечает. В случае если возникнут вопросы - будете общаться с полицией, на борт могут не допустить.


11: Бонусный вопрос для комментаторов:

Почему крылья некоторых самолетов резко изогнуты вверх или вниз?

Показать полностью
1465

10 самых часто задаваемых вопросов об авиации

Всем снова здравствуйте! Оказывается писать на Пикабу не так уж и страшно, поэтому попробую  написать пост о авиации/перелетах и 10 самых частых вопросах которые их окружают, потому что яжпилот


1: Молния попадает в самолет и ломает все на своем пути, убивая пассажиров и непосредственно ведет к крушению.


Молния весьма неприятный аспект, и действительно может повредить некоторую электронику на борту. Но сам самолет - клетка Фарадея, так что тем кто внутри не будет ровно ничего страшного. Молния бьет довольно часто в борта.


2: Попадание птицы в двигатель/в самолет - катастрофа.


Незапланирование барбекю - весьма неприятная штука, и 2-3 килограмма пернатого безумства вполне способны потушить двигатель. Экстренный возврат и посадка.


3: Зачем выключать электронику при взлете и посадке?


Ни самолет телефон, ни тем более наоборот друг другу не вредят. Просто нужно что бы Вы были внимательны на самых критических фазах полета. Это единственная причина.


4: Почему маску на себя сначала необходимо надеть, а лишь потом на ребенка/другого пассажира?


Это не миф, действительно сначала помоги себе - потому что в случае декомпрессии на борту на круизный высоте у Вас будет около 13-15 секунд времени перед тем как отключится. Не забываем, что маска сработает только в том случае - если ее потянуть вниз. Сработает химический генератор который и будет производить кислород. Но возможность дышать 100% кислородом есть только у экипажа. В масках смешивание воздуха салона с кислородом происходит. Время работы генератора - 15 минут и эта штука становится ооооочень горячей.


5: Пилот уснул?


Да, при перелетах от двух часов можно спать одному из двух в кабине. Называется контролируемым отдыхом. Не более 45 минут + еще 20 минут после пробуждения ничего не трогаешь. Конечно, если это не ЧП.


6: Турбулентность, все умрем


Не умрем. Да, нервным неприятно. Пилотам хоть какое-то развлечение. Ничего не случится и крыло не отвалится, оно рассчитано на такие нагрузки умноженные вдвое.


7: Зачем нужны открытые иллюминаторы на взлете и посадке?


Все просто. Это критические фазы полета и соблюдать понимание происходящего за окном - крайне важно. Никто не хочет что бы открыли дверь в пламя.

То же самое касается выключенного света в ночное время суток -- дайте глазкам привыкнуть. Учебники гласят что требуется вплоть до получаса до полной адаптации.


8: Курение на борту, действительно ли нельзя?


Это правило авиакомпании. Но если Вы купите свой самолет - пепельницы там есть. На пассажирских бортах они оставлены для того, что бы особо нетерпящим было куда потушить бычок. Iqos, Jool и прочие штуки которые безопасны и генерируют не так много дыма - вполне можно попробовать, но если знать куда выдыхать и как не палится. Многие экипажы таким промышляют.


9: Странная просадка самолета после взлета, что это?


Уборка механизации крыла. Уменьшается сопротивление, смещается точка давления, уменьшается площадь крыла. Абсолютно нормально, так и было задумано.


10: Экипаж и борода: почему не летают бородачи?


Кислородная маска должна плотно прилегать к лицу. Вот и вся наука.


11 - бонус:

Зачем на всех двигателях нарисованы белые/контрастного цвета спирали? Жду ответ в комментариях!


UPD: Большое спасибо кто подписался!

UPD 2: Спрашивайте, на все постараюсь ответить в меру компетенции!

Показать полностью
40

Как куют крылья будущих пилотов

Приветствую, дорогие пикабушники! Читал тут сотни материалов про пилоты молодцы, пилоты не молодцы, и вообще что у пилотов с Пикабу 49,5. Ну вы поняли.


Решил рассказать и немного приоткрыть завесу тайны того, как собственно молодые мальчики и немного девочки становятся теми самыми кто сидит в кабине и клацает табло "пристегните ремни" и собственно решают, когда мы позволим 180 людям идти пописать или не позволим при этом злобно хихикая в кабине пока автопилот делает все за нас.


Я студент одной из европейских школ по подготовке пилотов, так что в странах СНГ, а также на других планетах может все немного отличаться. Начинается все с простого: приезжайте, мы с Вами поговорим, посмотрим и вообще познакомимся. Перво-наперво -- медицина. Нам необходимо получить так называемый Class 1 Medical Certificate. Очень похоже на пресловутый ВЛЭК, но все же проще.

Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост

Далее куча тестов, включая английский язык, пространственную ориентировку и все возможное. Стоит заметить что у тебя есть штурвал, педали и различные игрушки которые нужно проходить. После чего если все хорошо-здорово - психолог. Вы болтаете, смеетесь, а ты пытаешься контролировать свои жесты тем самым палишься что ты нервничаешь.


Далее начинается интересности: 770 часов теории, 28 экзаменов и привет - небо! Ты садишься в маленький самолетик и взлетаешь. Так как моя школа - организация коммерческая и эффективных сов чуть больше чем дохрена -- то и получается что 9 часов и если инструктор не уверен что ты не развалишь самолет, но уверен что ты скорее вернётся чем нет - первое соло. Знаменательный день для каждого кто когда-то влюбился в авиацию.

Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост

Вот так и летаем, кроме красоты и отработки навыков не выпускать из организма то, что должно выйти только в специальной комнате при тряске, особо ничего не происходит. Ты просто повторяешь и повторяешь.


Сюда кто-то дочитал? Поехали теперь по интересному.


Садится солнце, прекрасный закат и ты готовишь самолет к вылету, масса взлетная,  масса посадочная, погода, осадки, ветра, маршрут, планы полета -- ты все это делаешь сам. Потом приходит инструктор и вы взлетаете в ночь. Первые 2 часа ночных - тоже самое что и днем, смотришь в окно и наслаждаешься. После - отказы. Но полосу видно прекрасно километров за 7, что при нашей скорости - можно и перекурить пока подойдешь.


Есть отдельная каста инструкторов: те кто призваны учить, а не просто намётывать себе часы что бы потом пойти на Боинг или Эирбас. Вот они и творят то, от чего все волосы на теле дыбом встают. К примеру тут картой закрыта панель приборов от студента, второй экран переведен в режим карты, а огни на полосы выключены. Сажай, крошка.


Видео без звука что бы по голосу не узнали инструктора.

Ночных у нас, к сожалению, не так много и лишь полчаса из них сольные, так что не часто удается летать по ночам, разве что когда при IFR (Полеты по приборам) возвращаешься к вечеру, но там все чуть-чуть иначе и визуальный контакт важен только при минимуме что частенько ниже 200 метров. Прикреплю немного еще фотографий ниже и с удовольствием отвечу в коментариях на вопросы!

Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост
Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост
Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост
Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост
Как куют крылья будущих пилотов Авиация, Пилот, Студенты, Летное училище, Видео, Длиннопост

Где я учусь пока говорить не буду, как и не буду подтверждать или опровергать тех, кто выскажет предположения.

Показать полностью 6 1