Помощь с теорией музыки #9

День добрый, комрады!


Пришёл час снова поведовать о теории музыки.

Сегодня кусачая тема - Кварто-квинтовый круг. Или, проще, "Квинтовый круг".


Этот круг - это расположение нот по-кругу, кэп. Но его особенность - это то, как они расположены!

**ноты

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

(Отсюда)


Из названия видно, что ноты расположены на кварту или квинту друг от друга. Это значит, что по часовой стрелке (например от C до G) - расстояние между нотами (интервал) - квинта. А против часовой (от G до C) - расстояние в кварту. Это нам позволяет упорядочить тональности по количеству диезов и бемолей в них.


От каждой из нот в круге можно построить тональность. И лучше всего именно с тональностями работает кварто-квинтовый круг. Хотя у него есть и другие применения.


Внешний круг - это мажорные тональности. Внутренний круг - минорные.

Почему они вместе? Потому что у них одинаковые ноты!

У каждой тональности есть параллельная ей тональность. У неё противоположное наклонение. То есть, у каждого мажора есть параллельный минор и, соответственно, у каждого минора есть параллельный мажор. И они в парах. "До мажор" и "ля минор" - параллельные тональности. У них одинаковые ноты: CDEFGAB. "Соль мажор" и "ми минор" - тоже параллельные. У них: CDEF#GAB.


Наши тональности, если двигаться по часовой или против часовой стрелки будут отличаться только одной нотой за раз.

То есть, тональности C (до мажор) и G (соль мажор) отличаются только одной нотой. Там, где у тональности "до" будет нота "фа", У тональности "соль" будет "фа диез".


Тональность до мажор: C-D-E-F-G-A-B

Тональность соль мажор: C-D-E-F#-G-A-B


Внимание! Не забываем про параллельные тональности. Тональности G и Am (параллельная C) тоже отличаются только в одной ноте.


Тональности F#m и Bm (оба миноры) тоже отличаются на одну ноту, потому что они на круге тоже рядышком.


F#m: C#DEF#G#AB

Bm: C#DEF#GAB


Заметили, что меняется даже не то чтобы нота, а знак возле одной из нот?

В этом вся мякотка. Если мы двигаемся по часовой стрелке - то мы прибавляем по одному диезу каждый шаг.

Если против часовой - то убираем по диезу, или добавляем по бемолю, если диезов нет.


Например. Мы все помним наш до мажор - CDEFGAB. Шаг вправо - CDEF#GAB. Шаг вправо - C#DEF#GAB. И так далее.

Также, шаг влево - CDEFGABb. Шаг влево - CDEbFGABb. Шаг влево - CDEbFGAbBb. И дальше.

И диезы: возьмём A - C#DEF#G#AB. Шаг влево - D - C#DEF#GAB. Шаг вправо - E - C#D#EF#G#AB.


Чудеса!


Ноты, у которых добавляются диезы или бемоли не меняются, и их можно запомнить:

F-C-G-D-A-E-B. Это значит, что, например, начиная с "до" на четвёртом шаге по часовой стрелке у нас добавятся четыре диеза - F#, C#, G#, D#. Улавливаете? :)
А потом два шага против часовой уберут два диеза с конца - G# и D# станут снова G и D.

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак - это то, что все аккорды из тональности написаны рядом.

Например тот же "до мажор". Его аккорды - это C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim (уменьшенный).

На квинтовом круге соседние ноты от С - это:

F C G

Dm Am Em.


Давайте расставим ступени тональности (карточка), чтобы было нагляднее:

F(IV) C(I) G(V)

Dm(II) Am(VI) Em(III)


Чудеса! (x2)


У мажора порядок ступеней:
IV-I-V (мажоры)
II-VI-III (миноры)


У минора порядок ступеней:

VI-III-VII (мажоры)

IV-I-V (миноры)


Но самое главное в квинтовом круге - это то, что шагая по нему - изменение в нашей музыке будут минимально на слух. И шаг именно на квинту или кварту часто используется в модуляции

Квинта и кварта, как консонансные интервалы (пост), с каждым шагом звучат немного более (или менее) весело.

Или можно просто по-кругу играть аккорды из него, и появится иллюзия постоянного "подъёма" или "спада" настроения музыки.


Чудеса! (x3)

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак, как переложить квинтовый круг на гитару, чтобы быстро считать количество знаков при ключе, название мажорной тональности и какие ноты в ней с диезами.


На картинке выше - шесть струн. 1 - самая тонкая, 6 - самая толстая. Всё как надо.

Номер струны - это количество диезов. "Нулевая" струна - это до мажор. У него нет никаких знаков, поэтому материально такую струну на гитаре не найти. Придётся запомнить.


Ну а дальше - просто. Первая струна - тональность G (синяя нота). Нот с диезами - 1 (синяя цифра). Какая? F# (жёлтая нота).


Или, например, пианист говорит на джеме гитаристу, что будет играть в тональности ля мажор.

Гитарист смотрит на гитару, находит тональность A - на третьей струне. И автоматически получает всю информацию: Тональность - A. Диезов - 3. Ноты с диезами - F#, C#, G#.


А крутотень в том, что ноты, указанные на картинке - это реальные ноты на гитаре (с обыкновенным строем). Значит, можно либо запомнить картинку и потом использовать это ещё и в нахождении нот на грифе. Или наоборот, можно выучить ноты на грифе гитары, и использовать это для наглядного построения квинтового круга.


Чудеса!


---


И для терпеливых (или любопытных, кто скроллит чуть выше комментариев), вот вам чудесный пример использования модуляций по кварто-квинтовому кругу. Попробуйте услышать, как музыка постепенно становится торжественнее, а потом, так же постепенно, становится немного спокойнее. Пример отличный!


А от меня всем чмоке, и до встречи в комментах и следующем посте.

Тот будет про последнюю карточку, а потом дуб, орех или мочало, начинаем всё сначала!


Хорошего дня!

Лига гитаристов

1.6K постов7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Включена премодерация.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё во времена компьютеров Спектрум я хотел научится по любым нотным записям брать название ноты и её длительность, и таким образом что комьютер играл музыку...

Помучав несколько человек, разбирающихся в музыке я понял что нифига понять не смогу - куча загадочный слов и правил, а длительность ноты в миллисекундах никто из них расчитать не может... С тех пор я забил на все попытки расшифровать нотные записи...

раскрыть ветку (9)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Длительность зависит от темпа. Можно посмотреть как работает миди в секвенсорах - станет понятнее.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Темп - 120 в минуту (к примеру)
Размер - 4/4 (к примеру)

Значит 1/4 нота длится 120/60/4 = 0.25 секунды.

Простейшая математика.
Только вот ноты с точками - это 1.5x длительности.
Есть легато, когда клавиша держится долго, и параллельно играется мелодия.

Или, моё любимое - Фермата - 𝄐 - знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты вплоть до «пока не растает звук».

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что-то не сходится. Если 120 в минуту, то наверное 60 (минута) / 120 (темп) / 4 (размер) = 0.125 с?


Почему темп на минуту делится? Почему 120/60/4 получилось 0.25, а не 0.5? Ничего не понятно!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Оу, да, точно. Перепутал местами "сколько раз" и "сколько за раз". Прошу прощения :)

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я также берусь за многие вещи. О! Можно распарсить сайт okCupid, скачать анкеты, фотки, сохранить по папочкам, чтобы выбирать проще было. Через два часа забил.

О! Можно делать фигурки из эпоксидки! Забил после первого опыта и осознания, что заливать её надо на балконе, а там сейчас холодно. Поэтому забил.

О! Можно переписать весь этот видео курс на ютубе на карточки, чтобы и самому научиться, и других научить!
Сделал половину - забил. Сделал ещё четверть - забил. Доделал через силу - забил на  год.

Спустя год, вот, я начал выкладывать сюда, чтобы были какие-то подвижки.

А то чистой мотивации не хватает, чтобы разгребать кучу информации.

Это либо надо очень сильно хотеть - значит иметь какие-то высшие цели. Либо очень понимать, что так надо - потому что есть высшие планы.


Может ещё не поздно расчехлить свой спектрум? ;)

Автор поста оценил этот комментарий

В спектруме было что-то из разряда одноголосной полифонии. Каждой комп клавише  соответствовал звук определенной тональности.

В программном коде надо было писать буквы и цифры. Буква это тон, а цифра это длительность.

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот даже не поленился, нашёл какие команды были доступны для воспроизведения нот на этом сопроцессоре, с помощью.команды Basic-128, "Play" (а не "Beep", о которой вы пишите):

https://zxpress.ru/article.php?id=5452

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Там ещё был трёхканальный музыкальный сопроцессор AY-8910, который достаточно неплохо играл музыку

Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку