Помощь с теорией музыки #9
День добрый, комрады!
Пришёл час снова поведовать о теории музыки.
Сегодня кусачая тема - Кварто-квинтовый круг. Или, проще, "Квинтовый круг".
Этот круг - это расположение нот по-кругу, кэп. Но его особенность - это то, как они расположены!
**ноты
Из названия видно, что ноты расположены на кварту или квинту друг от друга. Это значит, что по часовой стрелке (например от C до G) - расстояние между нотами (интервал) - квинта. А против часовой (от G до C) - расстояние в кварту. Это нам позволяет упорядочить тональности по количеству диезов и бемолей в них.
От каждой из нот в круге можно построить тональность. И лучше всего именно с тональностями работает кварто-квинтовый круг. Хотя у него есть и другие применения.
Внешний круг - это мажорные тональности. Внутренний круг - минорные.
Почему они вместе? Потому что у них одинаковые ноты!
У каждой тональности есть параллельная ей тональность. У неё противоположное наклонение. То есть, у каждого мажора есть параллельный минор и, соответственно, у каждого минора есть параллельный мажор. И они в парах. "До мажор" и "ля минор" - параллельные тональности. У них одинаковые ноты: CDEFGAB. "Соль мажор" и "ми минор" - тоже параллельные. У них: CDEF#GAB.
Наши тональности, если двигаться по часовой или против часовой стрелки будут отличаться только одной нотой за раз.
То есть, тональности C (до мажор) и G (соль мажор) отличаются только одной нотой. Там, где у тональности "до" будет нота "фа", У тональности "соль" будет "фа диез".
Тональность до мажор: C-D-E-F-G-A-B
Тональность соль мажор: C-D-E-F#-G-A-B
Внимание! Не забываем про параллельные тональности. Тональности G и Am (параллельная C) тоже отличаются только в одной ноте.
Тональности F#m и Bm (оба миноры) тоже отличаются на одну ноту, потому что они на круге тоже рядышком.
F#m: C#DEF#G#AB
Bm: C#DEF#GAB
Заметили, что меняется даже не то чтобы нота, а знак возле одной из нот?
В этом вся мякотка. Если мы двигаемся по часовой стрелке - то мы прибавляем по одному диезу каждый шаг.
Если против часовой - то убираем по диезу, или добавляем по бемолю, если диезов нет.
Например. Мы все помним наш до мажор - CDEFGAB. Шаг вправо - CDEF#GAB. Шаг вправо - C#DEF#GAB. И так далее.
Также, шаг влево - CDEFGABb. Шаг влево - CDEbFGABb. Шаг влево - CDEbFGAbBb. И дальше.
И диезы: возьмём A - C#DEF#G#AB. Шаг влево - D - C#DEF#GAB. Шаг вправо - E - C#D#EF#G#AB.
Чудеса!
Ноты, у которых добавляются диезы или бемоли не меняются, и их можно запомнить:
F-C-G-D-A-E-B. Это значит, что, например, начиная с "до" на четвёртом шаге по часовой стрелке у нас добавятся четыре диеза - F#, C#, G#, D#. Улавливаете? :)
А потом два шага против часовой уберут два диеза с конца - G# и D# станут снова G и D.
Ещё один лайфхак - это то, что все аккорды из тональности написаны рядом.
Например тот же "до мажор". Его аккорды - это C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim (уменьшенный).
На квинтовом круге соседние ноты от С - это:
F C G
Dm Am Em.
Давайте расставим ступени тональности (карточка), чтобы было нагляднее:
F(IV) C(I) G(V)
Dm(II) Am(VI) Em(III)
Чудеса! (x2)
У мажора порядок ступеней:
IV-I-V (мажоры)
II-VI-III (миноры)
У минора порядок ступеней:
VI-III-VII (мажоры)
IV-I-V (миноры)
Но самое главное в квинтовом круге - это то, что шагая по нему - изменение в нашей музыке будут минимально на слух. И шаг именно на квинту или кварту часто используется в модуляции
Квинта и кварта, как консонансные интервалы (пост), с каждым шагом звучат немного более (или менее) весело.
Или можно просто по-кругу играть аккорды из него, и появится иллюзия постоянного "подъёма" или "спада" настроения музыки.
Чудеса! (x3)
Ещё один лайфхак, как переложить квинтовый круг на гитару, чтобы быстро считать количество знаков при ключе, название мажорной тональности и какие ноты в ней с диезами.
На картинке выше - шесть струн. 1 - самая тонкая, 6 - самая толстая. Всё как надо.
Номер струны - это количество диезов. "Нулевая" струна - это до мажор. У него нет никаких знаков, поэтому материально такую струну на гитаре не найти. Придётся запомнить.
Ну а дальше - просто. Первая струна - тональность G (синяя нота). Нот с диезами - 1 (синяя цифра). Какая? F# (жёлтая нота).
Или, например, пианист говорит на джеме гитаристу, что будет играть в тональности ля мажор.
Гитарист смотрит на гитару, находит тональность A - на третьей струне. И автоматически получает всю информацию: Тональность - A. Диезов - 3. Ноты с диезами - F#, C#, G#.
А крутотень в том, что ноты, указанные на картинке - это реальные ноты на гитаре (с обыкновенным строем). Значит, можно либо запомнить картинку и потом использовать это ещё и в нахождении нот на грифе. Или наоборот, можно выучить ноты на грифе гитары, и использовать это для наглядного построения квинтового круга.
Чудеса!
---
И для терпеливых (или любопытных, кто скроллит чуть выше комментариев), вот вам чудесный пример использования модуляций по кварто-квинтовому кругу. Попробуйте услышать, как музыка постепенно становится торжественнее, а потом, так же постепенно, становится немного спокойнее. Пример отличный!
А от меня всем чмоке, и до встречи в комментах и следующем посте.
Тот будет про последнюю карточку, а потом дуб, орех или мочало, начинаем всё сначала!
Хорошего дня!
Лига гитаристов
1.6K поста7.7K подписчиков
Правила сообщества
Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.
При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.
Включена премодерация.