Помощь с теорией музыки #7

Очередная карточка. Теперь уже говорим серьёзно по теме гармонии.


Вся музыка состоит из конструкций, которые в той или иной степени "стабильны" или "консонансны" и не расплываются. В аккорде есть устойчивые звуки, в гамме и тональности есть устойчивые ступени.

На другой чаше весов - неустойчивые ступени, которые в нашей голове стараются "выпрямиться" и, музыкальным языком, стремятся разрешиться в устойчивую ступень.


Когда люди поют, если строка вопросительная - то чаще она закончится на неустойчивый звук.

Если строка утвердительная - то на устойчивый. Такие секреты часто помогают. Тем более, что сама музыка построена именно на том, как мы воспринимаем звуки, и устойчивые-неустойчивые звуки неплохо повторяют наши интонации при разговоре (поэтому многие советуют импровизировать на гитаре будто поёшь).


Если взять тональность и сыграть все её аккорды друг за другом - можно заметить, что у каждго аккорда свои характеристики. При чём, нельзя из поделить только по "весёлости" или "мощности". У каждого аккорда, у каждого обращения, у каждой ступени свои уникальные особенности. И изучением этих особенностей аккордов в тональностях занимается функциональная гармония.


Развёрнуто объяснить про ф. гармонию мне пока будет сложно. Это вряд ли на один отдельный пост. Скорее, на несколько. Потому что это как раз методический подход к созданию музыки. И при этом, не настолько "математический", чтобы отторгать слушателя.

Главная идея ф. гармонии - это то, что для того, чтобы внести определённую эмоцию в мелодию, можно руководствоваться определёнными описанными "эпитетами" к каждой ступени. И тем самым построить настоящую историю с развитием событий, развязкой и остальными фишками.

Помощь с теорией музыки #7 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Длиннопост

Гармонический оборот - это зацикленное повторение определённых аккордов.

Гармонический оборот занимает больше одного такта, поэтому он воспринимается уже не ушами, как звук, но уже мозгом. На основании "постепенного" изменения звуков с разными эмоциями.


То есть, Am-C-Dm-G из Звезды по имени Солнце - это гармонический оборот.

Любая последовательность аккордов, которая повторяется во времени - это гармонический оборот. Но, чем медленнее происходит изменение - тем меньше вероятность, что мозг изменение воспримет.


Можно сказать, что также как мы прыгаем с ноты на ноту внутри такта, на более высоком уровне мы прыгаем с аккорда на аккорд внутри группы тактов (квадрата).


Табличка ниже, по идее, должна помочь "представить" себе, какие аккорды используются в какой тональности.


Здесь я не указываю ступень тональности, потому что табличка со ступенями уже была, а здесь давайте посмотрим на тональности с другой точки зрения, без завязки на порядковые номера ступеней аккордов.

Помощь с теорией музыки #7 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Длиннопост

Доминанта от доминанты - самый стабильный звук из тональности, построенной от доминанты первоначальной тональности.

То есть, главная доминанта от C - это G, а от G - это D.

Ре мажор не входит в тональность "до", но входит в тональность "соль". При этом, благодаря красоте и гармоничности отношений между близкими гаммами и тональностями - ДД звучит достаточно интересно и к месту.


---


**Относительно правила, что нельзя переходить из доминанты в субдоминанту - на этот счёт ходит много споров, потому что есть знаменитые песни, в которых это делают. Да и самому можно подобрать такие аккорды из доминантной и субдоминантной групп, чтобы этот переход звучал достаточно чисто или в тему.


Дальше остаётся ещё три карточки. Потому начну сначала и пойду исправлять все с первой, учитывая комменты.


Спасибо!

Лига гитаристов

1.6K поста7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Включена премодерация.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Папа, ты с кем сейчас разговариваешь (неустойчивый звук)

Работать бы пошёл (устойчивый звук)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Всё так.

Если посмотреть на диалог - то там фразы заканчиваются то на устойчивые, то на неустойчивые звуки. Показывая законченность или незаконченность мысли

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку