Помощь с теорией музыки #5

Следующей темой после гамм будут тональности.


Всё гениальное - просто. Также как взяв определённые ноты мы получим гамму, построив от каждой из нот трезвучие - мы получим тональность.


Также как для гармоничной мелодии нам нужно ограничить все возможные ноты какой-то гаммой - в песне все существующие аккорды ограничиваются тональностью.


Вторым шагом заглянем внутрь нашей тональности. Так как она полностью строится на определённой (и одноимённой) гамме - то и только ноты "разрешённые" гаммой можно использовать в тональности.


Рассмотрим гамму До-мажор: C-D-E-F-G-A-B.

И построим аккорды для каждой ноты ("ступени"):
C-E-G - до мажор,
D-F-A - ре минор,

E-G-B - ми минор,

F-A-C - фа мажор,

G-B-D - соль мажор,

A-C-E - ля минор,

B-D-F - си уменьшенный (малая терция + малая терция).


Заметно, что ограничение нот вносит в нашу тональность мажорный-минорный окрас. Это важно.


Также как три конкретные ноты вместе - это конкретный аккорд.

Также как семь конкретных нот - это гамма.

Семь конкретных аккордов определяют нашу тональность.


Чаще всего первым шагом в создании новой песни или композиции - это выбор тональности.

Или импровизация, пока выбранные ноты/аккорды не сложатся в определённую гамму и тональность.

Помощь с теорией музыки #5 Гитарист, Пианисты, Музыка, Теория музыки, Ноты, Длиннопост

Также как и параллельные гаммы (например До и Ля-минор), параллельные тональности также состоят из одинаковых нот и, как следствие, из одинаковых аккордов.

Расстояние в терцию между параллельными тональностями позволяет довольно мягко менять общее "настроение" композиции с весёлого на грустное и обратно. Один из способов так делать.


Если построить тональности от каждой известной нам ноты, можно собрать их в таблицу:

Помощь с теорией музыки #5 Гитарист, Пианисты, Музыка, Теория музыки, Ноты, Длиннопост

(По таблице наглядно видно, какие аккорды стоит использовать в какой тональности и какие тональности считаются параллельными.)


В этой таблице аккорды сгрупированы по тональностям (мажор и параллельный минор) и расположены по ступеням:

- Для мажорных тональностей, первый аккорд - первая, последний аккорд - седьмая ступень.

- Для минорных тональностей:

- - первый аккорд - третья ступень (вспоминаем, что параллельный минор - на терцию вниз)

- - шестой аккорд - первая ступень (та же нота, что и название тональности (не забываем, что, например, A# и B♭ пока одно и то же)).

- - уменьшенный аккорд на второй ступени (последний аккорд в ряду)


**Обратите ещё внимание, что в каждой тональности есть все семь "букв" нот и они не повторяются. Так можно проверить, что тональность построена правильно.


---


Про использование тональностей будет дальше. Если по матчасти чего-то не хватает - пишите, дополню, исправлю и объясню.


Спасибо!

Удачного понедельника!

Лига гитаристов

1.6K постов7.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Включена премодерация.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

H - это Си, В - это Сиb.  В русской нотной грамоте по крайней мере.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

#comment_158739911
Существует несколько "стандартов" обозначения нот, как ABC..., до-ре-ми, AHC итд.
В России классически сложилось так, что B - это си-бемоль, потому что музыка так была построена. А потом, как понадобилась обычная си - ввели H, как следующую букву после соль.

Для удобства я пользуюсь алфавитной системой. Где у каждой чистой ноты своя чистая буква.
Это удобнее, например, рассматривая гамму как набор всех нот от A до G с разным набором диезов/бемолей. К тому же, "В - это си, к тому же си-бемоль" усложняет структурирование.
Если при чтении наткнуться на H - значит, ты на уровне, когда ты уже разбираешь ноты/аккорды песни. А значит сможешь загуглить и узнать, чем B отличается от H.
Если при чтении сыгать В не как си-бемоль, а как си - то это тоже слышно.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Это не правильно. Ты пишешь "для удобства", "мне так понятнее". Но это НЕ ВЕРНО. Не следует менять правила по собственной прихоти. Ещё и тиражировать такое в постах.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не меняю правила.

Есть нотация, в которой есть В и Н - это немецкая, которая перенялась российской школой.

При этом, официально в России используется нотация до-ре-ми, а не буквенная.

То есть, латинские буквы - уже не совсем естественно для русской академической музыки.


С другой стороны, нотация немецкой школы была подтянута для удобства фригийский песнопений так, что В - это си-бемоль, а Н - это си.


Ещё есть английская нотация, в ней именно на алфавите строится структура нот, и в ней В - это си, и нет никакого Н.


Я не спорю, что, может, стоит указать различия в разных нотациях из разных стран. Но не согласен, что использование одной нотации - это неправильно.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0_(%D0%...

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я понимаю. И пользуешься ты американской системой. Не всегда то, что просто является лучшим/хорошим.
Есть правила. Есть устоявшаяся система обозначений, которую изучают в НАШЕЙ стране.
А. Тебе удобнее, потому что наверняка много цифровок у тебя именно иностранной музыки.
Но! Прости за пафос! Считаю, что сначала нужно изучить вопрос с классической точки зрения, а затем уже ознакамливаться с другими.
Ты же позиционируешь свои посты, как помощь в изучении ЭТМ. Вот это вызывает у меня некое сопротивление.
Извини. Я поддерживаю всячески изучение любых областей музыки. Но, для упрощения не стоит неопытным начинать с ошибок.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я не согласен с тем, что надо начинать изучение с классической точки зрения. Это не единственный верный путь.

Я не стараюсь переизобрести академическую ЭТМ, но и своего, кроме опечаток, я не придумываю.


Английская система - такая же система как и остальные. И нельзя сказать, что в той же Англии люди страдат от того, что знакомятся с немецкой нотацией (с В и Н) уже после того, как разобрались в азах.


Честно, я считаю, что усложнять понимание нот традициями не стоит свеч. Тем более, если традиции пошли от стиля музыки, который сейчас не в ходу, и обосновываются тем, что в "НАШЕЙ" стране так было давно.


Плюс, на волне того, что всё больше ПО использует универсальную "алфавитную" систему, первой учить традиционную нотацию может навредить.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку