Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области

Летчики отказались катапультироваться, чтобы увести падающую машину от жилых домов.
4 июня 1969 года в поселке Махнево упал военный истребитель. Фото: предоставлено Владимиром Кислых

Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области Миг-15, Катастрофа, Летчики, Свердловская область, Длиннопост, Трагедия, Подвиг

В 240 километрах от Екатеринбурга среди уральских лесов находится небольшой поселок Махнево. Сегодня, как и полвека назад, в нем живет около трех тысяч человек… А ведь  50 лет назад Махнево чуть не разрушил падающий с неба истребитель. О том вечере, 4 июня 1969 года, старожилы до сих пор вспоминают с дрожью и благодарностью. С дрожью, потому что когда советский МиГ-15 с ревом пролетал над головой, жизнь в поселке на мгновение замерла. А с благодарностью потому, что мужественным летчикам ценой своей жизни удалось увести истребитель в соседний лес.


Поселок Махнево находится к северу от Екатеринбурга. Фото: КСЕНИЯ КРИВОЩЕКОВА

Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области Миг-15, Катастрофа, Летчики, Свердловская область, Длиннопост, Трагедия, Подвиг

По нашей просьбе местные жители вспомнили события полувековой давности, которые долгие годы были неизвестны широкой общественности.


НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ ОБРАЗОВАЛАСЬ ВОРОНКА

Вечером 4 июня трудяги из совхоза в Махнево заканчивали работу и готовились расходиться по домам. В это же время с аэродрома Салка, что под Нижним Тагилом, в небо поднимался истребитель МиГ-15. В его кабине сидели лейтенант Николай Илюшкин и майор Юрий Левшин. Опытные пилоты. Первые минуты полет шел нормально, но затем на аэродром вдруг поступило сообщение: «В двигателе истребителя резко упала тяга». Сразу после этого связь с МиГ-15 прервалась. К этому моменту военная машина как раз приближалась к границам поселка Махнево. Рабочие, возвращавшиеся домой, сначала увидели в небе красные красивые огоньки. Затем разглядели корпус боевого самолета. С каждой секундой он становился все ближе и ближе. Тяжелая стальная машина буквально пронеслась над головами, а уже через несколько минут с грохотом рухнула в соседнем лесу. Тогда люди поняли, что чуть не погибли. Но в ту ночь никто не пошел искать догорающие обломки - думали, что пилоты успели катапультироваться. Когда к утру те так и не объявились, местные мужики собрались и отправились на их поиски в лес. Пилотов не нашли - они погибли вместе с самолетом.


Болото, в которое упал истребитель. Фото: предоставлено Владимиром Кислых

Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области Миг-15, Катастрофа, Летчики, Свердловская область, Длиннопост, Трагедия, Подвиг

- Истребитель тогда в болото упал, - вспоминает Владимир Кислых, директор школы в Махнево. - Сила взрыва была такой, что там образовалась воронка, а вокруг нее валялись обломки фюзеляжа. Чуть позже из Нижнего Тагила прилетели два вертолета. Врачи буквально по кусочкам собирали пинцетами то, что осталось от летчиков. А двигатель, ушедший в «землю» на глубину в шесть метров, потом только с помощью спецтехники удалось вытащить.


ПИЛОТЫ ОТКАЗАЛИСЬ КАТАПУЛЬТИРОВАТЬСЯ
Еще не один день местные жители находили в лесу вокруг места падения обломки самолета.
- Я тогда совсем юным был, учился в десятом классе. И помню, что друзья все хвастались, кто какой обломок смог найти, - вспоминает Владимир Кислых.
Но подробностей авиакатастрофы никто в ту пору не знал. Лишь спустя 32 года после крушения уже повзрослевшему Владимиру Кислых удалось восстановить картину произошедшего.


Обломки самолета, лишь малая часть фюзеляжа сохранилась так хорошо. Фото: предоставлено Владимиром Кислых

Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области Миг-15, Катастрофа, Летчики, Свердловская область, Длиннопост, Трагедия, Подвиг

- Признаюсь, я всю жизнь мечтал понять, что же произошло в тот день, - говорит директор местной школы. - Смерть военных - дело секретное. И лишь после запросов в Министерство обороны и в ФСБ удалось разузнать всю правду. При проведении служебного расследования было установлено, что самолет разбился по причине попадания птицы на лопатки турбины двигателя. Майор Левшин и лейтенант Илюшкин до последней секунды старались совершить аварийную посадку. У них была реальная возможность катапультироваться и спасти себя, однако они понимали, что если покинут самолет, то он превратится в неуправляемый стальной снаряд с горючим, который упадет на поселок.
Важный момент, отмечает Кислицын, в том, что минимальная высота катапультирования у этого истребителя - 450 метров. То есть последние полкилометра до земли пилоты отводили самолет, уже зная, что выжить им не удастся.


УРАЛЬЦЫ ИЩУТ РОДСТВЕННИКОВ ГЕРОЕВ
В 2002 году жители Махнево установили памятный знак на том самом месте в лесу, где образовалась воронка от взорвавшегося самолета. Ежегодно 4 июня в местной школе проходит занятие, на котором детям рассказывают о подвиге двух летчиков, спасших когда-то поселок от разрушения. Юрий Левшин был родом из Коломны, а Николай Илюшкин - из Волгограда.
- Я служил с Левшиным. Он был первоклассным летчиком! - говорит Гертруд Пастухов, заслуженный военный летчик СССР. - Ему было 35. Юра всегда знал, как вывести самолет из критического положения. Хоть ночью разбуди, спроси - скажет. Мы с ним часто летали вместе. Однажды при посадке сломалась правая стойка шасси, но Левшин сумел предотвратить аварию и успешно закончил полет. Он был командиром эскадрильи, и мне не верилось, что он умер. Как так?! Они ведь вылетали на обычную разведку погоды! Такие полеты делаются регулярно, ничего особенного в них нет.


Так выглядит истребитель МИГ-15 сейчас. Спустя 50 лет он почти не отличается от советской модели. Фото: МИХАИЛ ФРОЛОВ

Полвека назад истребитель МиГ-15, чуть не упал на посёлок в Свердловской области Миг-15, Катастрофа, Летчики, Свердловская область, Длиннопост, Трагедия, Подвиг

Вздыхая, Пастухов подтверждает, что катапультироваться из МиГ-15 не составляет особого труда.
- Если Левшин и погиб, то только потому, что до последнего пытался спасти мирных жителей от верной смерти, - добавил ветеран.
В 1969 году погибших пилотов не стали хоронить на Урале, а передали их останки родным. И сейчас жители Махнево ищут этих людей, чтобы отблагодарить за подвиг, сохранивший жизни жителям поселка.
ОЛЕГ ГАЛИМОВ

https://www.ural.kp.ru/daily/26985/4045210/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Это их подвиг в песне "Огромное небо" прославили?

раскрыть ветку (16)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Это песня про собирательный образ подвига пилотов, которые ответственность за других ставят выше собственной жизни. Подобный случай не единственный. Звучит гнусно, грустно и пошло, но в том и есть работа военного - погибать, чтобы жили другие. И в мирное время в том числе.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Что гнусного в том, что бы служить Родине и людям?

4
Автор поста оценил этот комментарий
А город подумал, ученья идут?
6
Автор поста оценил этот комментарий

У меня неясное подозрение что все эти рассказы про "хотели увести подальше" ,не более чем байки.

Пруфов очень мало,или совсем нет.Обычная сказка,чтобы подсласьить пилюлю.

Пилоты до последнего борются за живучесть,стараясь посадить машину и все

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вздор. Штатный лётчик не будет бороться за технику, если отказ не по его вине. Испытатель, да, будет. У него работа такая, что надо разбираться и сделать это проще, сохранив самолёт, так как нет гарантий, что по самописцам ситуация будет понятной.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

То есть все эти рассказы про героев-выдумка? Ок

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, я сказал только про спасение машины. Лётчик докладывает руководителю полётов ситуацию, опытный офицер понимает что к чему, даёт добро на катапультирование. Машина дешевле человеческой жизни.

Но если летит на населённый пункт, любой вменяемый лётчик будет до последнего уводить машину от людей. Это и есть геройство.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Но если летит на населённый пункт, любой вменяемый лётчик будет до последнего уводить машину от людей. Это и есть геройство.

Не спорю геройство,но как доказать что летчик именно уводил а не тупо планировал? Где учитывается этот тонкий момент?

Летчик доложил"буду уводить машину?" Переговоры есть?

Я именно про эту доказательную базу
Автор поста оценил этот комментарий

Достаточно много свидетельств, когда самолет преднамеренно отводили от жилых массивов. Хороший пример катастрофа МиГ-19(?) В ФРГ, когда он чуть не упал на плотные застройки. Пилоты специально не вышли из кабинета, а приводнили машину на озеро, но от травм скончались.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Стоп,стоп.Какие "свидетельства?"

Летательный аппарат не может взять и сразу приземлиться.От места неполадки,до места посадки всегда какое-то расстояние. Двигатель отказал,пилоты пошли на посадку,самолет падает за домами.

Вывод:"они хотели увести самолет от домов".

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё можно катапультироваться.

Но с дивана сложно это понять.

Автор поста оценил этот комментарий

Як-28

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну а здесь какое геройство если вы пишите что они не вышли из кабинета? Я так понял самолетом управляли дистанционно, пилоты находились в специальном кабинете, и когда самолет начал падать на жилые массивы, то они не вышли из кабинета побросав все, а героически сидели до конца направляя беспилотную машину в даль от людей. И где здесь подвиг?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ахахах, какой ты остроумный!

Автор поста оценил этот комментарий

Скорее https://ok.ru/video/43426581033 с 1:00

Автор поста оценил этот комментарий

Судя во вики - про случай в Берлине с Як-28

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку