Полицейский полк «Центр»(Polizei-Regiment “Mitte”)

Полицейский полк «Центр»(Polizei-Regiment “Mitte”) Нацизм, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Преступление, История, Длиннопост

Полицейский полк «Центр» упоминался во многих материалах нашей группы. Теперь пришло время рассмотреть деятельность этой полицейской части непосредственно.

Штаб полка был сформирован летом 1941 года накануне операции «Барбаросса». В августе 1941 года полк был окончательно сформирован и имел трех-батальонный состав. Первым батальоном полка (I) стал 307-й полицейский батальон, вторым батальоном (II) стал 316-й полицейский батальон, третьим (III) – 322-й полицейский батальон. Первоначально подразделения полка были задействованы в охране тыла ГА «Центр», регулировке дорожного движения и охране советских военнопленных (например, лагеря Dulag 185 в Белостоке). С 19 по 22 августа 1941 года полицейский полк «Центр» подчинялся 221-й охранной дивизии и занимался охраной «Трассы № 1» Могилев – Бобруйск – Борки, вдоль которой подразделения полка создали пулеметные точки. До 1 сентября 1941 года полк подчинялся начальнику тылового района 580 (Korück 580). В июле 1942 года полицейский полк «Центр» был переформирован в 13-й полицейский полк.



В течение всего периода своего существования, полк «Центр» постоянно участвовал в военных преступлениях, основная масса которых совершалась в 1941 году. Находясь в оперативном подчинении инстанциям Вермахта, полк «Центр» был подчинен непосредственно Высшему фюреру SS и полиции (HSSPF) «Россия-центр» Бах-Зелевскому. До января 1942 года полком командовал Макс Монтуа.



С самого начала операции «Барбаросса» батальоны полка были задействованы в массовых убийствах гражданского населения. 1-й батальон (307) проводил расстрелы в Бресте. 2-й (316) и 3-й (322) батальоны проводили казни в Белостоке. 13 июля 1941 года Брест, в рамках инспекционной поездки, посещает группы высокопоставленных полицейских чиновников: начальник полиции порядка генерал Далюге, командир полицейского полка «Центр» Монтуа и HSSPF «Россия-центр» Бах-Зелевски. В своем выступлении перед личным составом 1-го батальона Далюге указывает на то, что батальону предстоит выполнить очень ответственную и тяжелую работу. На следующий день началась акция по ликвидации еврейского гражданского населения, в которой участвовали все подразделения батальона.



Утром, еврейскому населению Бреста был дан приказ – явиться всем мужчинам в возрасте от 16 до 60 лет на работы по уборке территории города. Районы города, где проживали евреи, были оцеплены ротами батальона. К полудню удалось собрать несколько тысяч человек. После полудня людям было приказано сдать все ценные вещи. После этого, группами по 30-40 человек, евреев начали перевозить на грузовиках к месту казни. Место это находилось рядом с крепостью, примерно в 100 метрах. Вокруг этого места было организовано двойное оцепление для предотвращений попыток побега. В этом месте еще в первой половине дня 60 мужчин были задействованы в рытье ямы, после чего они все были расстреляны. Людей, доставляемых на грузовиках, разгружали поодаль и конвоировали к яме группами по 10 человек. Жертвы должны были встать на краю ямы, после чего следовал залп расстрельной команды, состоящей из 20 стрелков, с дистанции 5 - 10 метров. Расстрельные команды формировались из 1-й и 2-й рот батальона. Акция в этом месте длилась два дня. 3-я рота батальона занималась расстрелами в месте, которое было расположено примерно в 30 минутах езды от города. После полудня и до 18 часов вечера 3-я рота расстреляла от 1000 до 3000 человек. В этом месте было отрыто 2 – 3 ямы. Людей загоняли группами по 10 человек к яме, после чего они должны были встать на краю спиной к яме. Расстрел осуществлялся 20 стрелками, причем один полицейский 3-й роты целился в голову, а другой - в сердце. В этой акции были расстреляны также 10 – 12 женщин, которые не были задержаны, но которые пошли на акцию со своими мужьями добровольно. Во время расстрела они обнимались и держались за руки. 3-я рота была задействована в расстрелах более 3-х дней. В первый день акции рота расстреляла 600 человек. В целом, рота убила более 1500 человек. В течение нескольких дней 1-й (307) батальон расстрелял 4435 человек, из которых 400 человек были русскими и белорусами и 4000 человек евреев. Далее шли подобные акции в районе Слуцка, Бобруйска и Могилева. В деревне между Слуцком и Могилевом дело доходило до изуверских случаев: там было расстреляно два русских крестьянина, один из которых был ранен и ему на грудь был сброшен валун весом в 30 кг.

307-й полицейский батальон убил на территории СССР и Польши 14 925 человек (по другим данным - 35 500).



Несмотря на многочисленные следственные действия органов юстиции ФРГ, ни один член 307-го полицейского батальона не был привлечен к ответственности за убийства. В 1960-х годах прокуратура Любека провела расследование в отношении четырех членов батальона, среди которых был командир 1-й роты обер-лейтенант Фридрих Нихоф. С одной стороны, в ходе предварительного расследования прокуратура Любека выдвинула серьезные обвинения в адрес командира 1-й роты. Нихоф обвинялся в убийстве тех самых двух крестьян, о которых упоминалось выше. Однако в процессе следствия прокуратура сделала всё, чтобы выявить противоречия в убедительных показаниях главного важного свидетеля. Более того, накануне своего выступления в суде, главный свидетель был повешен неизвестными. Суд Любека освободил Фридриха Нихофа в 1971 году.



Командир 2-й роты Зигфрид Клокер обвинялся в убийстве женщин и детей в районе Слуцка. Однако он ничего не мог вспомнить. На допросе 31 октября 1972 года он заявил: «Я лишь помню, что не имел отношения к убийствам евреев». Он также был освобожден, несмотря на то, что имелись сведения о его фанатичных нацистских убеждениях. В целом можно констатировать, что таинственная смерть главного свидетеля стала решающей для прекращения Дортмундского разбирательства.



2-й (316-й) батальон полицейского полка «Центр» имеет еще более мрачную историю. Первое массовое убийство батальон произвел в Белостоке 12 июля 1941 года. В период с 8 по 11 июля 1941 года HSSPF Бах-Зелевский приказал командиру полка Монтуа собрать мужчин евреев в возрасте 17 – 45 лет и затем расстрелять их за пределами Белостока. Евреи были собраны на стадионе, к месту казни людей перевозил автотранспорт 316-го и 322-го полицейских батальонов. Жертв расстреливали на бывших советских позициях в капонирах для техники и артиллерии. В этот день 2-й батальон не успел расстрелять всех собранных на стадионе, расстрел продолжался вечером при свете автомобильных фар. Оставшаяся часть людей была расстреляна утром следующего дня. Всего было убито около 3000 человек.

17 июля 1941 года батальон, вместе с айнзатцкомандой 8, расстрелял в Сломине около 1200 евреев, коммунистов и «подозрительных». Во второй половине июля 2-й батальон провел казнь гражданских лиц в болотистой местности южнее Барановичей. Место расстрела находилось в лесу. Члены батальона углубили уже имеющуюся яму, несмотря на то, что на дне ямы собралось значительное количество грунтовой воды. Глубина воды была примерно по колено. Командир 2-й роты посчитал это место неподходящим для расстрела и пытался получить согласие командира батальона на перенос места казни. Однако командир батальона отказался это сделать.



Уже после первого залпа вода в яме стала красной от крови расстрелянных. Грунтовые воды, смешанные с кровью, создавали ужасное зрелище. Попытка присыпать тела землей оказалась безрезультатной. Жертвы пытались бежать, но все попытки побега были пресечены. Всего было расстреляно минимум 100 человек.



19 октября 1941 года 2-й батальон участвовал в массовом убийстве советских граждан Могилева. В акции также участвовали айнзатцкоманда 8, украинский шума-батальон, полицейская команда «Вальденбург» и 5-я рота NSKK «Берлин». Уничтожению подлежали евреи без оглядки на пол и возраст. В результате убивали мужчин, стариков, женщин, детей и маленьких детей. Во время расстрела дело доходило до изуверских случаев, когда маленьких детей швыряли в яму прямо из грузовиков, или подбрасывали в воздух и обстреливали из автоматического оружия. Во время этой акции некоторая часть полицейских 2-го батальона получила психические травмы. Всего было убито 3726 евреев. Члены батальона и далее многократно расстреливали жителей Могилева, не имеющих документов. Расстреливали белорусов, евреев, в том числе женщин и детей. Зачастую расстрелы представляли собой хаотичную стрельбу, были случаи гибели полицейских по неосторожности. Во время массовых расстрелов полицейские, получившие психические травмы бросали оружие, вставали на трупы и начинали плакать. Часто землей засыпали еще живых людей. Маленьких детей швыряли в ямы как мусор. По послевоенным показаниям членов батальона, с акции в Могилеве дисциплина рухнула и каждый мог убивать так, как хотел.



История батальона явилась основанием для расследования и формирования обвинительного заключения от 25 февраля 1966 года в отношении Германа Крайкера и еще нескольких бывших членов батальона. Сам прокурор (!) в апреле 1968 года ходатайствовал об оправдательном приговоре всем обвиняемым. Главные виновники были мертвы, главным ответственным за убийства являлся Бах-Зелевский. Батальон подчинялся айнзатцгруппе Б. Отсутствие улик также сыграло свою роль. Приговор был отменен. Суд присяжных Бохума освободил 10 обвиняемых после 152 дней следствия.



По меньшей мере 116 членов 2-го (316-го) батальона служили в полиции после 1945 года. Было установлено 744 имен бывших членов батальона, из них по 398 было установлено место нахождения. Число жертв 2-го батальона составило минимум 10 000 человек.

В декабре 1941 года батальоны полка «Центр» были переброшены на фронт. 307-й батальон участвовал в городских боях в старом еврейском квартале Калуги, в деревнях Тинино и Пучково и в районе дороги на Знаменскую. Батальон стал частью полицейской боевой группы «Шимана» (командир оберст Вальтера Шимана). Шимана стал вторым командиром полка, сменив на этом посту Монтуа. Монтуа был заменен по причине отсутствия у него боевого опыта, в то время как Шимана был ветераном Первой мировой войны. К марту 1942 года в батальоне оставалось 60 человек. 316-й батальон действовал в районе Смоленск – Вязьма.

Источники:

Stefan Klemp: Nicht ermittelt: Polizeibataillone und die Nachkriegsjustiz. Ein Handbuch. Klartext-Verlag – Essen 2011, S. 260-265, 291-295.

Rolf Michaelis: Der Einsatz der Ordnungspolizei 1939-1945: Polizei-Bataillone - SS-Polizei-Regimenter (Deutsch) Taschenbuch, 2008. S. 96.

Massimo Arico: Ordnungspolizei Vol 1: German Police Batallions July 1939 - August 1942, Leandoer & Ekholm 2011, S. 408-411, 456.

Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 – 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. 2005. S. 527-539.

https://vk.com/wall-123941152_3359

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Блять, если были установлены их личности надо было их тоже как главного свидетеля перевесить сук конченный. Но это мое сугубо личное мнение. Обидно за детей просто и женщин.
раскрыть ветку (10)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще товарищ Сталин слишком гуманно поступил с Германией и немцами. Чудовищно, недопустимо гуманно. На мой взгляд, следовало бы так:

Для членов НСДАП, СС, СД, РСХА, гестапо, охраны лагерей и членов их семей - безусловная утилизация.

Для тех, кто принимал участие в агрессии против СССР и не замешан в военных преступлениях - пожизненное. Если замешан - утилизация.

Тоже самое для союзников райха и иностранных военных формирований (особенно венгров, эти по полной отличились).

Тоже самое для коллаборационистов, полицаев, бандеровцев, лесных братьев и прочих хиви.

Отдельная тема - крымские татары и кавказские народы. Их ни в коем случае нельзя было выселять, только суд и только по законам военного времени, по правилам которые выше. Многих сегодняшних проблем просто не возникло бы.

раскрыть ветку (9)
8
Автор поста оценил этот комментарий

О, безусловно вы бы своими руками взялись бы всех утилизировать?

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Была война. Противники сражались с оружием в руках. Уничтожали друг друга в бою. Одна из сторон победила, война закончилась. Лица, совершившие военные преступления, понесли наказание - от заключения до казни через повешение.
И тут, спустя 75 лет, вы предлагаете казнить всех без разбору, да ещё и членов семей. Да ещё и словцо-то какое поганое: "утилизировать".
То есть, за то, что отец служил, например, следователем в криминальной полиции (Amt V РСХА - вы ведь всё РСХА в подлежащие утилизации записали?) и раскрывал уголовные преступления - убийства, изнасилования, грабежи, то его молодая жена и четырёхлетняя дочь должны быть "утилизированы"? А пожилая мать и отец, безногий ветеран 1 мировой, тоже?
Жизненный опыт говорит, что такими кровожадными "утилизаторами" обычно выступают безвольные маменькины сынки и диванные дристуны, ни разу не бывавшие в настоящем бою.
Вам бы к Дирлевангеру - вы бы там прижились.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: оскорбления, грубое общение и провокации
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

@moderator, тут человеку плохо.

раскрыть ветку (1)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

😂😂😂😂сдулся? Иди мамке пожалуйся

8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
...членов их семей - безусловная утилизация...

То есть, стать такими же выродками?

2
Автор поста оценил этот комментарий
Анекдот вспомнил. Приходит в 1946 году в политбюро один товарищ и говорит:
- хочу вступить в КП!
- может вы хотели сказать в КПСС?
- нет , в КП, в СС я уже был.
2
Автор поста оценил этот комментарий
"Надо собраться всем хорошим людям и убить всех плохих"(с)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку