17

Покупка готового бизнеса. Пост второй. Часть третья. Общепит.

Всем привет!


В первую очередь хочу извиниться перед моими 352 подписчиками, а особенно перед @suffbl4, подписавшихся на меня из-за интереса к теме моих постов, за столь долгую задержку в выходе постов, большинство думаю уже и забыли о них. Задержка была вызвана очень большой рабочей загрузкой на протяжении последних 5 - 6 месяцев  и парой личных проблем, не позволяющих заняться постами. В общем, если кому интересно, я возвращаюсь к написанию постов про покупку готового бизнеса, а в последующем и про франчайзинг, который занимает теперь 50-60 процентов моего рабочего времени.


С моими другими постами по теме готового бизнеса можно ознакомиться по следующим ссылкам:

https://pikabu.ru/story/pokupka_gotovogo_biznesa_vvodnyiy_po... - вводный пост

https://pikabu.ru/story/pokupka_gotovogo_biznesa_post_pervyi... - общая информация о готовом бизнесе

https://pikabu.ru/story/pokupka_gotovogo_biznesa_post_vtoroy... - гостиничный бизнес

https://pikabu.ru/story/pokupka_gotovogo_biznesa_post_vtoroy... - интернет-магазины.


Сразу оговорюсь, посты создаются для людей, никогда не занимавшихся предпринимательской деятельностью, либо не имевших нормального опыта в той или иной сфере, то что я описывал в постах ранее и опишу в текущем известно людям, имевшим с этим дело, а вполне вероятно, такие люди знаю и гораздо больше меня в отношении описываемого.


За последние 1,5 года, специально под недавно прошедший ЧМ-2018, было открыто множество всевозможных мест, куда можно направить отдохнуть или насытить свое тело, хотя было и немало чисток мест. которые по мнению властей неудовлетворяли тем или иным критериям (но это тема для отдельного поста). Ну что ж, ЧМ прошел,  львиная доля туристов уехала, поток посетителей в гостиницах и общепитах приходит к своим нормальным показателям, соответственно что стало происходить? Правильно, на рынке готового бизнеса стали появляться сотни и сотни объявлений о продаже хорошего, налаженного, overприбыльного бизнеса с хорошей историей (угу, знаем - смотрели и причины продажи видим), что создало крайне существенный профицит на существующем рынке.


Вообще, покупка готового бизнеса сейчас это плохая идея, учитывая то, сколько времени и сил вам придется потратить на просмотр и анализ существующих приложений, я бы отложил этот вопрос до ноября, как минимум, а лучше до февраля - марта следующего года.


Ну что же, с вводной частью разобрался, дальше поедем по теме этого поста, а именно...про покупку заведений общепита.


Честно говоря люди, которые создают свой основной бизнес в рамках сферы общепита (именно создание кафе, ресторанов и т.д.) вызывают у меня по началу уважение, ведь лезть в достаточно маломаржинальную и крайне конкурентную область, и попытаться добиться там успеха стоит многого. За последние несколько лет приходилось общаться со множеством людей, которые входили в этот бизнес с горящими глазами, а по истечении 1,5 - 2 лет, либо продавали свое заведение целиком, либо закрывали и пытались продать оборудование, предметы интерьера и др. (вам достаточно зайти на авито и через строку поиска сделать запрос о покупке оборудования для ...ресторана/кальяной/кофейни), чтобы хоть как-то отбить свой минус по деньгам, что немного печалит, однако, также был свидетелем и абсолютно обратно ситуаций.


Итак, общепит, с чего бы начать, хмммм......ну пожалуй начнем с того, что мы сейчас можем увидеть из предложений на рынке:


1. Кофе с собой/островки с мороженным и другими десертами


Думаю не совру, сказав, что эта именно эти типы заведений в области общепита являются наиболее привлекательными для людей , которые: (1) хотят открыть/начать своей дело; (2) рассматривают варианты не только открытия точки с нуля, но и приобретение готовой торговой точки; (3) имеют достаточно ограниченный запас денег на первоначальные инвестиции. А как известно, спрос рождает предложение, что и видно по результатам последних 7 лет, когда стали массово появляться, как разовые, так и сетевые, и франчайзинговые точки общепита, предлагающие вам выпить какой-либо напиток и скушать вкусняшку.

Я не буду говорить о стоимости франчайзинговых точек в данном посте, но если интересна стоимость, то можете смело накидывать к той цене, что я укажу ниже 30 -120% (в зависимости от хотелок франчайзера и это отнюдь не старбакс, шоколадница и многие другие бренды).


Средняя цена для СПб и Мск в отношении таких вот общепитов составляет от 300 до 700 т.р., в зависимости от месторасположения, оборудования (его состояния, свое/прокат/лизинг), штата, наличия договоров и их условий с поставщиками ваших продуктов.


Будем честны, лично я бы не рекомендовал покупать такие точки у частников, и тому есть несколько причин:

1. В большинстве случаев бухгалтерия в таких точках это швах и хорошо, если если вам дадут вообще верные цифры и смогут их подтвердить счетами заказов расходников и данными об использовании продукции, пусть будет, из той же самой "Айко".

2. Легче купить все нужное оборудование на любом сайте-барахолке, что будет и дешевле для вас.

3. Персонал, продавца, который перейдет к вам, будет капать на мозг именно вам, если продавец скинет вам бизнес, если мы обсуждаем переход активов от одного ИП к другому, а не куплю-продажу ООО, с долгами по той же зарплате, и им все равно что вы ИП Пупкин, а должен им ИП Сволочной, кстати говоря, такими вещами порой и арендодатели не брезгуют, предварительно подписав с вами договор аренды, вроде не проблема, а приятного по итогу мало.


Говоря о кофе с собой/островках со всякими вкусняшками, как свою первую точку, т.е. без опыта в сфере общепита с позиции предпринимателя, хотелось бы сказать, что вам надо найти крайне веские основания, чтобы это все купить у частника, а не присоединиться к нормальной франшизе (с ними тоже бывает не мало проблем при выборе и открытии но об этом в другом посте), либо не открыть что-то свое.


Как показала моя практика, примерно 70-80% покупателей, либо приходили перепродавать такой бизнес в течение первого года, либо судились с продавцом, пытаясь вернуть свои деньги, отдав продавцу обратно бизнес, либо тихо-мирно закрывались. Причины били разные: не оправдало ожиданий; такое не для меня; мне продали геморрой под красивой оберткой.


2. Точки на фудкортах, кафе, бары


2.1 Точки на фудкортах


Несмотря на относительную популярность среди покупателей готового бизнеса островков с едой, фудкорт-точки пользуются, пожалуй, достаточно малой популярностью, что в первое время было странно для моего мозга, думавшего, что в ТЦ/ТРК/ТРЦ всегда много народа, найдется свой покупатель и на твою еду, а нет, мне потом объяснили, а в последствии я и сам убедился, что заходя на фудкорт с никому неизвестной продукцией, ты обрекаешь себя определенные страдания и сложности с привлечением клиентов, соревнуясь за внимание с известными сетями.


Итак, мы видим в предложении, что "Продаю готовый бизнес - кафе. Находится на фудкорте ТРК "Известный", есть сформированное меню, обученный штат, налажены поставки от эксклюзивных поставщиков продуктов отличного качества, рабочие готовы работать за копейки, а себестоимость еды 10 рублей, при ценнике в 100 рублей".


Что хочется сказать видя такое...

Покупка готового бизнеса. Пост второй. Часть третья. Общепит. Готовый бизнес, Покупка бизнеса, Общепит, Длиннотекст, Длиннопост

Я серьезно, стоимость таких точек выше чем общепита из п. 1, как правило, тут вам зарядят ценник от 600 т.р. до 1,5 - 2 млн.р., ведь продавец немало времени и денег потратил на: подготовку помещения, рекламу в самом ТРК, создание меню.

Такой вид общепита стоит очень долго на продаже,  так как ценник достаточно высок для подобного вида заведения, пытающегося конкурировать со всеми любимыми фаст-фудами,  а проблем много, просто хотя бы скачайте из сети договор аренды любого ТРК и посмотрите тот перечень условий, который вам выдвинет арендодатель, голова начнет болеть странице на 15 договора.


Стоит отметить особенностью для фудкорта и островка, что первое, что вы обязаны посмотреть это договор аренды и добиться встречи с арендодателем на тему: (1) перезаключения договора аренды на существующих условиях и (2) что у арендодателя нет претензий к: организации продавцом бизнеса исполнения обязательств перед ТРК, и я сейчас не про оплату, а про: вывоз мусора, оформление и подготовки торговой точки и много-много другое; (2) все перепланировки, перегородки, система вентиляции, пожарка настроенная продавцом в своей части помещения. все это согласовано с администрацией ТРК и претензий нет (очень много случаев бывало, когда арендодатель с покупателя начинал требовать исправить косяки продавца, либо просил денег. за то что все исправит арендодатель, в итоге случались достаточно громкие конфликты.


2.2 Кафе и бары


Это, пожалуй, мои самые любимые (за исключением клиник и стоматологий) и не любимые объекты для сделок.


Стоит отметить, что такие вещи достаточно редок продают, как готовый бизнес, часто распродают по частям (мебель, техника, товарные знаки, договор аренды (уступку)), но достаточно редко всю все заведение в целом, независимо от формы продажи (передача активов, продажа ООО и др.).


В данный пункт я также включаю всевозможные предложения о продаже шаурмичных, пекарен с зоной для еды и кальянных.


Сразу скажи, что покупку шаурмичной, как готового бизнеса я отношусь очень скептически, с организацией шавермы с нуля проблем нет и создать ее своими силами, как правило, проблем никаких не возникает, но если вы все-таки решили купить готовый бизнес в виде шаурмичной, то красная цена большинства таких заведений не  больше 250 т.р., все что выше, надо смотреть по доходности, организации процесса и особенностям, самая обычная шаурмичная стоить больше 200 т.р. не будет.


Рассматривая предложения о покупке общепитов подобного рода всегда стоит смотреть на организацию данного бизнеса с технической точки зрения и административной.


На что стоит обратить внимание:


1. Всякий раз, когда меня просили поучаствовать в осмотре/оценке кафе или бара, я всегда настаивал на участие в осмотре помещения специалистом из тех. надзора или пожарки, либо, по крайней мере хорошим тех. инженером или проектировщиком, специализирующихся в данных областях. Причина такого условия просто, очень часто в целях экономии собственники общепита делают вентиляцию подешевле и с нарушением существующего законодательства, что в итоге приводит: к штрафам; жалобам жильцов дома, если продавец решил подключиться к общедомовой вентиляции; требованиям устранить нарушения под угрозой расторжения договора аренды.


2. Если вы приобретаете бар или кафе в многоквартирном доме, то необходимо в обязательном порядке дойти до управляющей компании, председателя тсж и пообщаться на предмет наличии недовольства среди жильцов наличием кафе или бара (актуально для кальянных и баров, работающих после 23:00), так как может случиться так, что на общем собрании жильцов собственники квартир начнут требовать с арендодателя расторгнуть с вами договор аренды, а в отношении вашего заведения накидают много  жалоб в органы, с требованием осуществить проверку по тому или иному предмету, что доставит вам много неудобств, даже, если у вас все в соответствии с законодательством.


3. Если в доме, где находится объект вашего приобретения, располагается слишком много кафе/баров и других организаций, потребляющих электроэнергию в больших количествах, то рекомендую обратиться опять же в управляющую компанию/ сбытовую, с вопросом о том, сколько вообще мощностей вам могут предоставить, так как зачастую у нас на это не обращают внимание, что порой, приводит к black out`у и отключению электричества в доме.


4. Если в общепите имеет место торговля алкоголем посильнее пива/сидра/медовухи проверяем действительность лицензии на розничную продажу алкоголя, а также соответствия помещения лицензионным требованиям.


Если говорить о существующих ценниках кафе и баров, то тут идет гигантский разброс примерно от 600 т.р. до 10 млн. р., такой разброс связан со множеством факторов: местонахождение, целевая аудитория, обученность персонала, статусность, существующие условия по оплате и получению продуктов с поставщиками, используемое оборудование. Как по мне, то адекватные кафе/бары начинаются от ценника в 1,5 млн. р. в СПб, и примерно от 2,3 млн.р. в Мск.


Итак, что же стоит проверять при приобретении общепита, как объекта готового бизнеса?

Думаю можно остановиться на следующем списке:


1. Проходимость общепита.


Потратьте 2-3 дня личного времени или наймите кого-то, для целей проверки проходимости помещения.

Как это сделать?

Берем один будний день, пятницу и один выходной день в часы работы приобретаемого заведения и проводим подсчет, сколько человек в среднем пройдут мимо конкретного общепита, сколько зайдут/остановиться у него и сколько приобретут что-либо, так вы сможете вычислить % покупательской привлекательности и посещаемости вашего заведения.


2. Проверка деятельности.


2.1. Проверяем уставные документы организации.


2.2. Проверяем историю организации (суды, исполнительные производства, штрафы). На сегодняшний день множество сервисов по проверке контрагентов предоставляют 1 день бесплатного использования  системы. Не пожалейте время, оформите себе демо-доступ и проверьте состояния вашего продавца, там же вы сможете проверить действительна ли лицензия на алкоголь.

Если нашли проблемы, про которые продавец не рассказал, то допытываем зачем скрыл и требуем показать все документы.


2.3. Запросите у продавца все документы, возможно нарветесь на старые постановления к общепиту за нарушение тех или иных требований.


2.4 Проводим аудит действующих договоров, по всем договорам просим сверку расчетов предоставить, чтобы убедиться в отсутствие задолженности, если поймаете какого-нибудь торг. преда от поставщика пообщайтесь с ним, эти ребята кладец информации по клиентам и могут много интересного рассказать.


3. Проверка помещения и  организации хранения арендной плате ипродуктов.


3.1 Проверяем договор аренды, настаиваем на встрече с арендодателем и общении с ним, желательно запросить у арендодателя гарантийное письмо о том, что продавец договор не нарушал, а все перепланировки согласованы  арендодателем.

Также хорошо бы получить вторую гарантийку, по которой арендодатель согласен с вами заключить договор аренды на условиях, аналогичных условиям. установленным в действующем договоре аренды (если идет речь о перезаключении договора аренды на вас, ваше ООО), либо если действующий договор аренды подходит к концу.

Запросите  сверку расчетов, чтобы убедиться, что у продавца нет долгов по арендной плате и коммуналке.


3.2 Осмотр помещения.

Ищем через друзей/родственников/гугл специалистов по технадору  и технологов и являемся к продавцу бизнеса в согласованную время и дату на осмотр бизнеса (продавцу сообщать не надо о том, что приведет специалистов), если не пускает, то разворачиваемся и уходим, значит есть вероятность, что что-то скрывает, если пускает, пусть найденные специалисты все осмотрят все: вентиляцию, электрику, оборудования, правила хранения продуктов и пожарку и дадут вам все расклады. Поверьте, лучше заплатить 5 - 10 т.р. за выход каждого специалиста и понять что вам продают кране проблемный бизнес, чем его купить.


4. Смотрим финансовые показатели и работу общепита.


4.1 Проверка бух. отчетности и финансовых показателей заведения, соотносим с вашими результатами по проходимости и данными по закупке/расходу продуктов/списанию просрочки.


4.2 Проверяем среднемесячную выручку, смотрим показатели валовой  и чистой выручки, смотрим соотношения обязательных трат (ФОТ, аренда, коммуналка, плата поставщикам, маркетинг, CRM и др.) и необязательных (штрафы, приобретение лицензий (товарный знак, ПО, дополнительные маркетинговые мероприятия, участие в фестивалях).


5. Проверяем персонал


5.1 Мы имеем дело с общепитом, поэтому смотрим:

(1) наличие у персонала всех документов, в первую очередь мед.книжки; если есть иностранные граждане, то наличие того же патента для подтверждения права на работу;

(2) способ оформления персонала и выплаты з/п.


5.2 Смотрим текучку по персоналу, если текучка младшего персонала (уборщики, посудомойки, официанты) не так страшна, то текучка администраторов, поваров, кальянщиков, старших официантов (если есть) косвенно говорит о проблемах заведения.


5.3 Придите с семьей/друзьями/коллегами в соответствующее заведение общепита в роли обычных посетителей, посмотрите на качество работы в качестве обычного потребителя.


Думаю на этом я закончу сегодняшний пост, на все вопросы, как обычно, готов ответить в комментариях.

Следующие посты, если кого интересует, будут выходить раз в неделю в  субботу-воскресенье.


И помните, что все описанное выше и в предыдущих постах лишь снижают ваши риски купить разбитое корыто, а не нормальный готовый бизнес, все зависит от того на сколько вы сами тщательно подойдете к проверке приобретаемого вами актива. Среди существующих предложений на рынке готового бизнеса есть действительно классные и неплохие варианты, их только надо найти среди мусора, которого, к сожалению, больше.


Спасибо за внимание и хороших выходных :)


P.S. боянометр ругалсся на мои посты и мем с Гендальфом.

Найдены дубликаты

0

Интересно пишешь. Спасибо.
Есть вопрос.

Хочу купить бар, но сам не готов проверять. Можешь подсказать кого-нибудь в Тюмени или посоветовать как выбрать фирму для проверки бизнеса?

0

А по Питеру?)

0

Здравствуйте,скажите ,что должно входить в готовы бизнес обшепита при покупке.

раскрыть ветку 1
0
Здравствуйте, продублируйте вопрос пожалуйста на почту vsbutrimov@gmail.ru, вечером постараюсь дать развернутый ответ.
0

ееее, спасибо @Rufle !

раскрыть ветку 1
0
Всегда пожалуйста :)
Похожие посты
62

Покупка готового бизнеса. Пост второй. Часть вторая. Интернет-магазины.

Всем привет, продолжаю свою серию постов о покупке готового бизнеса, предыдущие посты можно увидеть в профиле.


Очень извиняюсь перед подписчиками за задержку поста (очень большую задержку), мне честно очень стыдно, рабочая загрузка не дает отдаться творчеству, впредь постараюсь выпускать посты почаще.


Итак, сегодня мы поговорим о приобретении интернет-магазинов. Честно говоря, составляя план на этот пост, задавался вопросом, а нужно ли говорить об интернет-магазинах, как о готовом бизнесе? Так как приобретение интернет-магазина, зачастую, дело не самое выгодное, а то и заведомо проигрышное (об этом ниже) изначально, исключения составляют только если:

1. вы приобретаете интернет-магазин, работающий под более менее известной франшизой, с исключительностью обслуживания соответствующей территории (какой-либо город, область, ...);

2. вы приобретаете интернет-магазин с исключительной дилерской лицензией на определенную территорию;

3. вы приобретаете всю сеть интернет-магазинов, со множеством точек самовывоза или налаженной системой доставки товаров;

4. вы приобретаете интернет-магазин создающий/торгующий эксклюзивным или, хотя бы, более менее редким для региона/станы товаром;

в остальных же случаях лучше создать интернет-магазин, при детальном изучении мануалов, отборе поставщиков/контрагентов и поиске специалистов, которые вам за отдельную плату: создадут сайт, осуществят раскрутку, настроят директ, контекстную рекламу, партнерские программы, яндекс-кассу (и иные платежные электронные средства), подготовят оферту/пользовательское соглашение/др., то для вас создание такого интернет-магазина не только выйдет дешевле, но и позволит рулить процессом его создания и заполнения, а не приходить в неведомо во что.


Но если вы все-таки решили купить интернет-магазин, для начала предлагаю рассмотреть виды интернет-магазинов (Далее - ИМ), которые вы можете купить:


1. Интернет магазин с собственными складскими запасами и наличием ассортимента. 

Как правило такие ИМ представляют из себя полноценные многостраничные сайты, либо на определенную тематику (сантехническое оборудование, велосипеды, телефоны и много-многое другое), либо сайты, продающие от ручек до тяжелых промышленных станков.

Такие магазины характеризуются, как правило, следующим:

- есть товарные запасы, закрепленные за ООО/ИП/ФЛ являющимся  реальным владельцем ИМ. Складские точки могут быть разные от оборудованного балкона/комнаты собственной квартиры под это дело до аренды одного единого или нескольких разных складских помещений;

- есть наемные специалисты, обеспечивающие продвижение, поддержку, развитие ИМ, осуществляющие его доработку;

- есть наемный персонал (консультанты, складские рабочие, курьеры), обеспечивающие сопровождение покупателя от подтверждения заказа до его выдачи;

- налажен способ доставки товаров не только почтой России, но есть и контракты со службами доставки, либо есть свой курьерский отдел;

- есть контракты с постоянными поставщиками, на поставку товара, в том числе и с предоставлением отсрочки выплаты такого товара.

ИМ указанной категории могут быть от совсем маленьких, где функции по всем вышеуказанным специалистам выполняете вы и ваш пес/кот/хомяк (отдадим должное волне на хомяков на пикабу) до большого ИМ, где все процессы доведены до автоматизации, кажый этап деятельности ИМ закупка товаров - приемки заказа - подтверждения заказа - отправки заказа - отгрузки заказа осуществляет конкретная группа людей, соответственно и цены на такие ИМ разнятся.

Большинство из того, что сегодня можно найти в продаже по первой категории ИМ варьируется по стоимости от 300 т.р. до 7-9 млн. р., без учета стоимости товарных остатков.


2. Одностраничные (landing) сайты с трендами. О таких ИМ мы с вами говорили в одном из предыдущих постов.

Такие ИМ создаются всегда для быстрой выручки, они не нацелены на долгое существование и могут иметь одно из следующих назначений:

2.1. создание ИМ, его раскрутка с целью быстрой продажи "лоху", который хочет купить дешевый ИМ, торгующий популярным на соответствующее время товаром (гироскутры, вейпы и многое-многое другое) и поднять бабла. Но вот только правда в том, что не тольько его продавец создает такие ИМ и не только ему его же продавец продает аналогичные ИМ, соответственно большинство людей, особенно не имеющих опыта в управлении и маркетинге ИМ, тонут в первые же месяцы.

2.2. предприниматель создает ИМ (не обязательно один) под конкретный товар, который пользуется большим спросом на данный момент, находится в тренде и продает его на Когда мода на соответствующий товар проходит, предприниматель начинает продавать другой востребованный товар на таком же одностраничнике, или на том же самом, просто изменив его наполнение и оформление.

При работе таких ИМ люди могут работать как через предварительную закупку соответствующего товара, так и при закупке такого товара на основании принятых заказов, благо алиэксперсс позволяет закупать многие трендовые товары с 2-3 дневной поставкой и не надо держать дома большие запасы.

Стоимость таких ИМ почти никогда не пересекает черту в 350-450 т.р. с учетом стоимости товарных остатков.


3. Интернет-магазин через дропшип.

В этом случае предприниматель не осуществляет никакой закупки продукции, он просто создает ИМ, причем ИМ может иметь любой из двух вышеуказанных форматов.

Задача такого ИМ находить клиентов и совершать продажи продукции другого ИМ или поставщика, не имеющего собственной интернет площадки для реализации своих товаров.

Схема работы таких ИМ может иметь одну из двух схем:

3.1 Продажа товаров производителя на основании агентского договора/договора возмездного оказания услуг/любого другого схожего по природе договоре согласно которому вы занимаетесь привлечением клиентов, передачей информации о заказе и клиенте непосредственному владельцу товара, а также перечисляете продавцу денежные средства, полученные за заказ от клиента, удерживая свою часть вознаграждения.

3.2. Продажа товаров без каких-либо предварительных договоренностей. Схема схожа с первой только в данном случае ваша прибыль заключается не в комиссии, которую вам выплачивает продавец товара, а в той наценку, которую вы сделаете.


Такой вид ИМ, по моему мнению, хорош для новичков, так как не нужно вкладывать деньги в закупку товара, организовывать прием звонков и доставку, иметь свой склад. Однако вы можете попасть на деньги если вас подвел продавец товара и не поставил его вовремя, либо поставил его с дефектом, так как за все эти проблемы отвечать перед покупателем вам.

Стоимость таких ИМ зависит от его раскрутки и заключенных контрактов с поставщиками (чем надежнее и лучше поставщики, тем дороже) Стоимость таких ИМ, как правило, по рынку 350 т.р. - 2 млн.р.


4. Партнерский (дилерский) интернет-магазин.

Фишка этой категории заключается в том, что в большинстве случаев вы просто регистрируетесь в партнерской программе интернет-магазина и начинаете его продвигать, осуществлять продажи товара, который производит ваш партнер.

В этом случае, в большинстве случаев, вам даже не надо создавать собственный сайт, вам просто предоставят поддоменное имя на основном сайте.

Ваша задача - продавать товар производителя-партнера в выбранном регионе, а с каждой продажи получать комиссионные. Этот вид ИМ идеален для тех, у кого есть собственный раскрученный блог или сообщество в социальной сети, где можно продвигать товары.

Такой ИМ вообще не советую покупать, только если не продается подобный ИМ с исключительным правом продажи на определенной территории, где подобный товар имеет спрос. Но если все-таки решили, то реальная цена такого "ИМ" от 10 до 200 т.р., в зависимости от спроса на продаваемый товар и наличия/отсутствия исключительного права осуществления продаж соответствующего товара от производителя.


5. Смешанный вид.

Можно открыть ИМ смешанного вида. Например, часть товара продается через предварительные закупки (собственные товарные остатки), а часть продаете по схеме дропшиппинга.


Итак, перейдем к самому главному, это проверка ИМ:


Что надо проверять при покупке ИМ


1. Самое первое, что мы проверяем при покупке любого ИМ - это на кого зарегистрирован ИМ, может ли продавец его продать. Так что всегда запрашиваем у продавца регистрационные документы о том, на кого зарегистрирован домен (кто является его владельцем) , кто является владельцем личного кабинета к хостингу.

2. После подтверждения информации, что продавец является лицом, управомоченным на продажу доменного имени и передачу ЛК у регистратора/хостодержателя, рекомендую заказать проверку у специалистов на наличие сайтов-клонов.

3. В случае наличия положительного результата по первым двум вопросам, запрашивайте у продавца акты сверки, подтверждения оплаты счетов перед регистратором/хостодержателем, в целях проверки отсутствия задолженностей по предоставляемым последними услугами.

P.S. если мы говорим о партнерке, где предоставляется поддоменное имя для осуществления деятельности, то первые три пункту мы исключаем из нашей проверки и запрашиваем через продавца у партнера поставщика/производителя, осуществляющего предоставление такого поддоменного имени, письменное согласие на изменение стороны партнера-продавца (дилера) по договору, в случае, если продавец ИП, если данный контркет на приобретаемом вами ООО, тот такое согласие можно не запрашивать, но рекомендую проверить наличие аффилированности между продавцом и партнером поставщиком/производителем, в целях минимизации рисков того, что с вами просто расторгнут договор через пару месяцев, а ваш поддоменник просто заберет обратно продавец (поэтому мониторим информацию через сервисы проверки контрагентов, формы, сайты судов).

4.Далее мы переходим к проверке непосредственно ИМ:

4.1. Проверяем конверсию сайта, т.е. соотношение уникальных посетителей и совершаемых покупок (прошу специалистов поправить, если есть неточность в определении конверсии для ИМ).

4.2. Проверяем прибыль от ИМ, запрашивая у продавца все данные о движении денежных средств. У ИМ, пожалуй один из самых высоких списков приема оплаты в сферах бизнеса, наиболее известными из них являются:

(а) безналичная оплата банковской картой/банковским переводом;

(б) оплата через электронные кошельки (киви, яндекс.деньги);

(в) наложенные платеж;

(г) sms-платеж;

прим. при наличии электронной кассы все кроме наложенного платежа в нее входит

(д) наличный расчет при получении товара от курьера.

Соответственно запрашиваем у продавца о методах и способах расчета в его ИМ, далее запрашиваем историю заказов (для изучения статистки по количеству заказов, например, за месяц) - отдельно запрашиваем историю реализованных заказов с подтверждением оплаты таких заказов - проверяем соотношение доходов и расходов, вычисляем профит от ведения деятельности посредством ведения деятельности через приобретаемый ИМ - запрашиваем у продавца документацию, связанную с возвратом/заменой товара ненадлежащего качества.

4.3. Изучаем репутацию ИМ по отзывам в Интернете.

4.4. Изучаем судебную историю продавца, связанную с деятельностью ИМ, в первую очередь смотрим на споры с потребителями - далее с контрагентами (поставщиками). Сначала проверяем продавца как ответчика, потом как истца, составляем статистику соотношения завершенных споров в пользу продавца и не в его пользу.

4.5. Изучаем действующие договоры с контрагентами (поставщики, дилеры, арендодатели, аутсорс-специалисты (бухгалтерия, юристы, IT, курьеры), операторы точек выдачи товаров, операторы услуг и др.), в случае отсутствия публичной оферты у контрагентов/дилеров на осуществление заказов, присоединение к партнерской сети, запрашиваем через продавца согласие контрагентов на заключение с вами аналогичных по своей природе и условиям договоров, которые заключены с продавцом на момент продажи ИМ. (прим. запрос согласия не применим если покупаем ООО на котором все эти конракты). Также проверяем по актам сверки отсутствие каких-либо задолженностей у продавца перед контрагентами.

4.6. При наличии товарных остатков, проводим с продавцом полную инвентаризацию всех товарных остаток, передаваемых вам вместе с ИМ. Зачастую всем лень ее проводить, особенно если товарных наименований от 100 и больше, а учтенных к реализации единиц более 500, пожалуйста не ленитесь и заставьте продавца совместно с вами провести такую инвентаризацию, либо по отдельному акту, в котором будет отмечено совпадение по количеству, качеству, серийникам передаваемых товарных остатков с информацией, предоставленной продавцом, либо посредством осуществления видеосъемки всей процедуры инвентаризации.

4.7. Проверяем всех сотрудников, работающих на продавца, получаем от сотрудников согласие на переход к вам на условиях, аналогичных условиям, на которых они работали на продавца, если есть несогласные или кто и так планировал уйти, то добиваемся от продавца взятие обязательств по договору по доукомплектованию штата до необходимого числа и обучения новых сотрудников.

4.8. Если покупаем ООО с ИМ, то также проверяем уплату всех обязательных платежей (налоги, отчисления в фонды).


Пожалуй на этой ноте пост закончу, я постарался вместить сюда весь необходимый базис действий, которые надо совершить при покупке ИМ.

Пост получился он несколько сумбурным в отличие от предыдущих в связи с усталостью, исправлюсь, можете кидаться тапками :)


Следующий пост, пожалуй, будет одним из самых интересных и больших (больше него будет только про франшизы и про сравнение приобретения готового бизнеса с ООО и без него). По датам ничего обещать не буду, понял, что с моим графиком это не мое, но до 10-го февраля должен справиться:)

Всем удачи!

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: