387

"Похоронная бабка".

Сейчас люди живут все более обособленно, что ли. И это, как бы, с одной стороны и хорошо. Другую сторону рассматривать...у каждого в этом плане есть свои сожаления. Но я не о том.
Когда-то, не так и давно, многие люди жили, что называется, общинно: свадьбы, дни рождения, какие-то даты обязательно принято было отмечать вместе с соседями.
А у нашего закутка была своя "похоронная бабка". Без неё не обходились ни одни похороны и/или поминки.
Не успеют усопшему глаза закрыть - глядь, а на порог уже под руки привели бабу Аришу.
И тут же, с порога, начиналось "ревизорро", повергавшее родню и близких в священный трепет и наводящее на них страх и ужас, ибо изначально все они сделали "не так", не по-людски".
Перво-наперво: гроб. Никаких шелков-бархатов, только кумач. Рюшечки должны быть только: молодым - белые, старым - чёрные. Переубедить - себе дороже. Если рюшки не совпадали по цвету, то посылали гонца к бабе Арише домой и он приносил искомые рюши, которые спешно менялись. Был ещё крестик на крышке гроба, который тоже исследовался и вносились правки, но крестик "страдал" редко.
Следом инспектировались "читалки" - бабушки, которые призывались читать по покойному Псалтырь: форма одежды только черная, столик со свечами-лампадами - только деревянный и только на 4х ножках, под ноги бабкам - только круглый темный домотканый коврик, на стол - рушник, под книгу - только деревянное сито, накрыть новым белым полотенцем. Если что- то не совпадало - снова бежали гонцы, тащили нужное, спешно все менялось. Читали чтоб натощак. Как отчитают первую половину - дать жидкого чая с сухарями. Понятно, что родственники все вибрировали, начиналась бестолковая суета.
Но вот, первые указания розданы, родня и близкие могут посидеть рядом с усопшим, попрощаться, поплакать, помолиться.
Однако, близится время приготовления поминальной трапезы. Бабу Аришу ведут на кухню. И тут уже наступает очередь трепетать стряпухам.
Ножи не такие, продукты не такие, кастрюли не такие, кутья не такая, блины не такие, компот не красный, пирожки не такие. Все не такое. Бедные бабы шибаются лбами, баба Ариша, акы орлица или царица грозно зыркает со своего трона и погоняет, погоняет, повелевает.
Самый хоррор наступает при приготовлении борща и лапши. Ну, борщ ещё так-сяк, его варить наши бабоньки умели. Но не дай Бог бросить зелень! Тогда - ВСЕ (хз что "все", но таки ВСЕ!!!).
А вот лапша... Для бульона тщательно отбирались петухи (непременно петухи), бульон оцеживался раз на пять, через пять слоев новой марли. Никакой картошки! Но главное в лапше - лапша. Бабе Арише приносили чуть не сотню домашних яиц и она била их, отделяя только ярко-желтые желточки. Штук 20 надо было. Лапшу замешивали без воды, катали деревянной скалкой до толщины папиросной бумаги, чуть подсушивали раскатанное тесто и скручивали в плотные трубочки. Резала лапшу собственноручно баба Ариша. Все ж рукожопые... Лапша запускалась в бульон и начинался новый виток - разварилась она или нет, разлезлась или крепкая, заглядывали в кастрюлю поминутно. Разлезлась!!! Теперь ВСЕ!!!! А, нет, не разлезлась. Ну слава Богу...
А не дай же Бог опять кто-то бросит зеленушки...
От лапши бабу Аришу могло отвлечь только пюре. Картошка не такая, воду дважды слить, молоко не такое, масло не такое, толкушка не такая... Пюре было нежнее лебяжьего пуха.
Вроде бы все готово, столы накрыть, главна штука - не должно быть вилок, вот не должно!
Досадливо оглядев трапезу, в сердцах махнув рукой (что взять с рукожопых?), баба Ариша ехала на кладбище, кинуть горстку землицы на гроб покойного.
Заключительная часть марлезонского балета начиналась там. Вместе с бабой Аришей к могиле доставляли и ее стульчик. Сидела на нем она молча, горестно подпирая кулачком подбородок. Когда гроб был закопан на половину, она "вдруг" спохватывалась: расческу/очки/портсигар/всякуюмуйню положили? Нет??? Ну ВСЕ, это ВСЕ!!! Родственники начинали выть и причитать с новой силой, утешающие принимались утешать. Под шумок гроб закапывался полностью, вой умолкал слышалось только тихое всхлипывание.
Выход бабы Ариши: "А батон положили? Исть захочет, и нечего... ", - новая волна воя, причитаний, утешений.
Но вот уже и холмик готов, и веночки пристраивают.
Пора!
- Куды на грудя-то становитя венки? Куды-ы? Иму ж чижало-о-о...
Взвывшую с новой силой родню спешно пакуют по машинам и увозят от греха подальше.
На поминках баба Ариша сидит на почётном месте, с собой ей накладывают большую сумку снеди на помин, она читает какой-то печальный стих, поет Царство Небесное, и наконец-то отчаливает.
До встречи на следующих поминках.
Власти похоронной бабки положил конец отставной мент, брат одной умершей прежде времени хорошей женщины.
Кухонного терроризма он видеть не мог, он руководил копанием могилы, ну и наруководился, ясен пень, грамм на 300. К погребению был слегка " ужален", конечно же горем.
Вопросы о расчёске, очках пропустил, искренне оплакивая сестренку. Но встрепенулся, услышав, что сестра захочет есть, а батона нет...
- Вы уху ели, мля? Живьем закапываете человека? А ну, выкапывайте к уям!
Кое-как ему объяснили, что это так, к слову-с, что так типа положено говорить... Успокоился. До венков. Потом снова рвался выкапывать голодную задавленную венками сестру. Когда до него снова донесли, что это так...к слову-с, обернулся к бабе Арише и молвил голосом человеческим:
- Ты, старая, не боись! Тебя под батонами похороним. Ачо? И сытно, и лехко лежать!
Видно, что-то в бабе Арише тогда сломалось, на похороны и поминки она больше не ходила. Хотя поминальный харч принимала на помин исправно.

Дубликаты не найдены

+32

Когда умерла тётка, я была вынуждена взять на себя часть обязанностей, в том числе и одежду. Пришла какая-то левая абсолютно бабища ( бабушкой эту колоду с могучими брежневскими бровями назвать было сложно) , которую никто не знал, и давай голосить, дескать, нелюди, в платье нарядили ( нужно было юбку и блузу), платок неправильный ( надо было бязевое недоразумение), и самый бомбёж у бабищи был от того,что надеты на покойную красивые плотные капроновые чулки. Святотатство!

У меня тогда нервы сдали, ну я и взяла старый веник, которым мать покойной кошачье говно сгребает с кафеля в ванной ( я не специально, просто именно он под руку попался). Вернулась к голосящей, аккуратненько помелом её по плечу тюк:

- Дорогая, а чёт я тебя не знаю. А ну пошла нах** отсюда, мне тебя веником взгреть ничего не стоит.


Мне опоздавшие на вынос долго не верили, пока бабушка и дед не подтвердили на поминках мои слова.

+28
Если бы меня так хоронили, я бы встал и дал пизды.
+21

Это лучший рассказ о похоронах,который я читала в жизни!(он же и первый,но не суть)

+42
С одной стороны бабка своей ролью была распорядителем и отвлекала заботами и делами от горя, а когда наоборот, давала проститься, подумать.
НО с точки зрения церкви и христианства, все эти присказки и традиции - в лютая ересь и язычество! (главное покойного отпеть, помолиться, помянуть и над телом не измываясь похоронить), а тут же скифские обряды (еда, нужные вещи, ещё личного коня зарыть надо). Да какое дело мёртвым, да и "там наверху" с какими рюшками и цветами саван?! С учётом коммерции, сейчас это дело ещё больше разраслось.

А так, рассказ интересный, легко читается. Плюс.
раскрыть ветку 2
+11
Какой процент из этого драпированного старопердуньего "контингента" верят в учение Христа, а не в тупорылые обряд, которые разные во всех деревнях? А никакой. В вере языческой волхвы вели, а теперь каждая бабца сама себе архимандрит.
+6

Помянуть едой или горячительным - тоже язычество.

+10

"А батон положили? Исть захочет, и нечего... ",

это ж на один раз,а потом? надо дверцу для батонов оставлять.

раскрыть ветку 2
+16

Хуле там дверцу! Батонопровод нужен!

раскрыть ветку 1
+2
Батонопровод...мляяя..
До слез
+9

Какая колоритная бабуся!.. И действительно, всех (ну, почти) своей клоунадой отвлекала от горя.


А текст написан - просто волшебно!)

+6

Я вот понимаю, что она от чистого сердца, и хочет как лучше... Но если бы на похороны кого-либо из моих близких такая бабуля приперлась, я бы точно найух послала.

ЗЫ: Текст написан замечательно, читала с удовольствием! Автору моё почтение.

+5
Я до сих пор с содроганием вспоминаю все детские деревенские похоронные обряды,бррррр .
+5
А каши как же? Неужели у вас на поминках каш не было? Это ВСЕ!
раскрыть ветку 4
+11
Блииииин.....
Хотя и моих поминок еще не было. И это ВСЕ!!!!
раскрыть ветку 1
+2

А кисель? Кисель забыли?! Ну всё...

+1

А кутья????

раскрыть ветку 1
+1
Кутью упомянули.
+4
Вообще все эти правила священники считают суеверием.
+2
Жила я в небольшом поселке. Кварталов 7 всего. До города 30 минут. Жил у нас Толя-Щи. Безобидный Дурачек-мужичек. Он приходил на похороны и шел на помин ради щей, потом на 9 дней и сороковой. Его присутствие уже воспринималось как обязательная часть. Он садился, тихонько сьедал свою порцию, потом с широченной улыбкой говорил "Спасибо, вкусно, Щиии" и прихрамывая уходил.
Со слов родственников усопших, от этого становилось чуть легче.
+2

Давайте лучше поговорим про общинность, мне кажется мы живем на заре эры Общинность 2.0, только в будущем общины будут состоять не из родственников или соседей а по интересам в виртуальности

+3

Сколько ж ёбнутых среди человеков. А ведь можно тела просто сжигать, экономия времени, места и денег. Ну или с пользой использовать, если там органы хорошие например. Но нет, надо нарядить, хлебом обложить, голосить, пиздеть, молитвы читать, на всех орать, наебениться водочкой и типа норм.

+1
Лапшу описали - у меня мама такую делает, один в один, сама режет, из домашних петухов, без картошки. Праздничное блюдо в семье. прочитала, и будто в детстве вновь)
+1
Такое ощущение, что читаю о веке, скажем, XVI.
0
Не знаю где эта бабка жила, но вы там все на голову е...тые если раз за разом терпели такой трешак от полоумной бабки!
0

Как хорошо написано! Аж есть захотелось! Лапша, картошечка как пух))

0

Как-то трагично этот пост было читать под "Light of the Seven" из "Игры престолов".

0

Вижу - написала Акация, сразу аккуратненько плюсик ставлю, чтоб не забыть. А то забуду - и ВСЁ!!! :)

0
дать жидкого чая с сухарями

А густого чая точно нельзя?

0
Эхххх. И борщ варила, и лапшу катала, и кутью запаривала. Тяжело это, когда сам. А так, придёт такая бабка, глядишь, и отвлечешься.
0
В деревнях до сих пор сильны похоронные традиции,но потихоньку бабки уходят в мир иной ,все забывается.
0
Пост супер!!!
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: