Поговорим об Окситании?
Как вы можете знать, территория, которую сейчас занимает Франция, когда-то являла собой нечто иное…
Как известно, Франция делится на север и юг. Южная часть этой страны получила называние Окситания. И разница между ними не просто географическая – по-сути, это два разных мира!
Что нас может интересовать в первую очередь?.. Это окситанский язык, который, удивительным образом повлиял на становление, в том числе и русской поэзии первой трети XIX века.
Окситанский (провансальский) язык, так называемый - langue d’oc, вплоть до начала XX века являлся разговорным языком юга страны.
По сравнению с французским (langue d’oil) – это совершенно другой язык, имеющий свои особенность и письменность, а в Средние века под влиянием этого языка и особенностей окситанской культуры развилась богатейшая литература, в первую очередь поэзия трубадуров!
Как вы уже знаете «oc» и «oil» означают «да» соответственно в провансальском и старофранцузском.
Но, пожалуй, начнём с самого начала!
Зарождение окситанской культуры началось в период правления Рима, когда античная империя захватила эти земли и начала насаживать местному, в основном, кельтскому населению собственные устои.
Тогда все эти земли были частью провинции, называемой Аквитания, а территория севернее именовалась Галлией. В Средние века Окситания представляла собой единое государственное образование под властью королевства вестготов, а затем в составе Франкского государства.
После неудачного раздела Франкского государства регион был разделён на множество небольших королевств, которые постоянно выясняли отношения друг с другом.
С IX по XIII век на земли Окситании претендовало графство Фуа, герцогство Аквитания, графство Тулуза, королевство Арагон. В конце концов это привело к крупному конфликту – «Великой южной войне», которая продлилась 97 лет!
Возможно, именно это противостояние не позволило создать единое окситанское государство, которое бы смогло противостоять французскому влиянию.
Однако, как ни странно, именно то время стало расцветом!
Окситанский язык начал использоваться в самых различных текстах, начиная от художественных, заканчивая научными и религиозными, а к XII веку мы уже можем говорить о расцвете окситанской культуры. Этому во многом способствовали появившиеся в регионе трубадуры.
Нужно понимать, что все, как говориться, «трубадурские художества» – это исключительно устная поэтико-музыкальная традиция (записывать то, что пели трубадуры начали позже и не они сами), и помимо поэзии и музыки трубадуры повлияли на многие аспекты жизни.
По существу, они создали куртуазную (от courtois - учтивый, рыцарский) культуру, которая позже повлияла на все аспекты жизни далеко за пределами Окситании.
Как иллюстрацию можно вспомнить о, так называемой «куртуазной любви».
Современники не знали понятия «куртуазной любви», которое появилось только в XX веке: они предпочитали другие латинские термины: «Прекрасная любовь» (bonne amor), «Истинная любовь» (vraie amor), а также «Утончённая любовь» (fine amor) — именно так называли данное явление.
Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой.
Модель отношений, которую нам представляют трубадуры и средневековые авторы, выглядит таким образом: неженатый мужчина, чаще — юноша (как правило, из знатного рода), обращает внимание на замужнюю женщину и преклоняется перед ней!
Для трубадуров любовь — это живое начало, крепость духа и совершенствование личности, которое также требует дисциплины
Влюблённый юноша, покоряясь знатной даме, не ждёт вознаграждения за своё ожидание. Такая неопределённость дает ему возможность совершенствования своих моральных качеств!
Подчиненный знатной даме молодой человек фактически дарует избраннице свою свободу. Женщина получает выбор: принять или отвергнуть этот серьёзный дар.
Принимая подобное внимание, дама не становится более свободной: ведь любой дар требует вознаграждения...
Это отношения по контракту: вассал может пользоваться привилегиями своего сеньора (в данном случае — сеньоры), а также вниманием той, которой подарил свою свободу.
Но есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом. Истинным её хозяином был муж. А посягнуть на собственность сеньора — серьёзное преступление, за которое сурово наказывали!
Сам процесс куртуазных отношений был увлекательным и очень пикантным.
Подобные связи следовало держать в тайне: посторонние уши и глаза портили всю картину. Влюблённые подолгу могли находится в неопределённом состоянии: женщина не сразу шла на встречу желанию своего верного любовника. Ожидание рождало мечты о блаженстве.
Именно в этой среде и расцвела культура, подарившая миру многие произведения, в которых мечта о наслаждении была важнее самого наслаждения: герои становились чувственнее, женские черты стали более разборчивыми, на первое место выходили добродетели.
Провансальская литература XII века обращала внимание на рыцарские романы, в которых герой всегда сталкивался с определёнными сложностями на пути любви к прекрасной даме.
Окситания пала перед натиском Римской католической церкви, которая в 1209 году объявила крестовый поход против, так называемых альбигойцев (катар).
Именно Окситания стала местом, где процветало это учение, во многом и благодаря влиянию трубадуров. После того, как последний замок пал, трубадуры рассеялись по миру и вместе с этим разнесли свою культуру повсеместно!