Подвесные лодочные моторы СССР. Часть 6.3. Становление отрасли.
Затянул я с новым постом, но времени и сил не остается от слова совсем. Как и обещал, в этом посте закрою тему становления отрасли производства лодочных моторов в СССР. Пост будет большим, но 4-ю часть делать тоже перебор. Закрывать будем тремя наиболее яркими представителями, которые были произведены в больших количествах и дошли до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются на водоемах бывшего СССР по своему непосредственному назначению. Это моторы ЗИФ-5 («Стрела»), МЛ-20 «Чайка» и «Кама».
Начнем в хронологическом порядке с лодочного мотора «Чайка» МЛ-20:
Данный мотор выпускался приблизительно с 1948 по 1956 год в городе Щербаков (ныне Рыбинск). Мотор представлял собой точную копию английского лодочного мотора «British Anzani Pilot».
Двигатель мотора одноцилиндровый, двухтактный. Выдавал чуть менее 2 л.с. Он имел водяное охлаждение, для чего на гребном валу была установлена помпа. Довольно редкое решение для моторов такой мощности тех лет. Как правило, вода в систему охлаждения загонялась гребным винтом. По всей видимости, причина появления помпы довольно проста, ее скопировали вместе с мотором с британского аналога. Мотор был снабжен бензобаком на 1.5 литра, который выполнял роль кожуха, накрывая собой двигатель мотора. Также он имел отверстие посередине, в котором крутился маховик. Такая конструкция выглядела изящно и позволяла защитить владельца от случайных травм маховиком, но сыграла с мотором злую шутку.
Мотор не имел румпеля как такового, его роль выполнял металлический «поручень» опоясывающий мотор по периметру, на нем же был закреплен рычажок регулировки открытия дроссельной заслонки.
В целом можно сказать, что мотор был выполнен качественно, имел приятный внешний вид, хорошую систему охлаждения и малый вес. Однако пуск мотора был довольно затруднительным, а конструкторский просчет с баком мог довольно быстро вывести мотор из строя. Более того, у мотора были слабые уплотнения редуктора, из-за чего там постоянно находилось некоторое количество воды. В результате данный мотор, хоть и встречается на вторичном рынке, но в основном интересует коллекционеров, так как использовать его по прямому назначению довольно проблематично.
Всасывание топлива было поршневое, как на мотоцикле, что существенно затрудняло пуск двигателя. Зажигание контактное МЛ-10К, позже его версия для двухцилиндрового мотора также перекочевала на "Москву", а затем на «Ветерки», где успешно использовалась вплоть до перехода на бесконтактную систему зажигания. Охлаждение мотора обеспечивалось потоком воды, загоняемым в систему гребным винтом, помпа охлаждения отсутствовала. Мотор имел двухлопастной винт, передачи отсутствовали, гребной винт приходил в движение сразу после пуска двигателя.
Достоинств у мотора немного и они весьма сомнительны. Основным достоинством было то, что его можно было купить. Также он был очень неприхотлив к качеству топлива, а двигатель имел довольно большой ресурс, что позволило многим из этих моторов дожить до наших дней и до сих пор успешно эксплуатироваться. Также мотор сравнительно легкий для своего времени – 24 кг.
Недостатков у мотора куда больше и они существеннее. Зажигание МЛ-10 в первые годы своего производства было довольно ненадежное и давало слабую искру. У мотора была чудовищная вибрация, в результате чего рука владельца быстро уставала, а лодка и мотор гремели на весь водоем. Особенно сильно у мотора гремел нижний кожух, поэтому его выкидывали практически сразу после покупки, в результате моторов с ним сейчас найти практически невозможно, а стоит он отдельно, как запчасть, как целый «Ветерок». Ручной стартер имел стальной тросик и очень быстро изнашивался, да и не обеспечивал должного усилия для запуска двигателя, поэтому стартеры летели в металлолом вслед за нижним кожухом. Кстати, все это делало мотор еще легче. Отсутствие помпы охлаждения тоже играло свою роль, поток воды, загоняемый гребным винтом, был недостаточен для охлаждения 5-ти сильного двигателя. Крайне затруднен был пуск двигателя. Поршневое всасывание и отсутствие нейтрали делали этот процесс крайне долгим и трудоемким.
Минусов, как водится, гораздо больше. Мотор очень сильно вибрировал, был крайне шумный. Вода, орошающая цилиндр, парила, создавая клубы пара, при соответствующем ветре идущие на рулевого. Поршневое всасывание и древний карбюратор делали пуск мотора крайне затруднительным. Ручной стартер, вечно отваливающийся с «Дружбы» здесь отваливался в воду и пропадал навсегда. Но основным недостатком мотора был его ресурс, не превышавший 100 часов.
Мотор изначально разрабатывался для леспромхозов, где его унификация с бензопилой должна была облегчить ремонт, однако так же поступал и в розничную продажу. Однако недостатки мотора привели к тому, что Ленинградский НТО Судопрома вообще не рекомендовал мотор к производству, а у простых граждан он не пользовался популярностью, даже несмотря на дефицит моторов. В результате мотор производился всего 3 года, и производство было закрыто.
Видео с работой моих «Стрелы» и «Камы» можете посмотреть по ссылке в комментариях. «Чайка» у меня есть и заводится, но компрессии нет вообще, и в воде она глохнет, пока ищу на нее поршневые кольца.
На этом закончу с постами о становлении отрасли, над темой следующего поста подумаю. Пост будет либо о заводах, производивших лодочные моторы в нашей стране, либо о моторах, не попавших ни в один из опубликованных постов.