"Депрессия — это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела, в течение, по меньшей мере, двух недель."
На сайте Всемирной организации здравоохранения материал под названием "Что необходимо знать о депрессии" начинается с этих слов.
Первый пункт. Самый разумный подход — первым делом учитывается время. Потому что наиболее типичные депрессивные симптомы, предложенные там же во втором пункте — нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины и отчаяния — они могут краткосрочно возникнуть и у здорового человека, оказавшегося в сложной ситуации и/или не рассчитавшего своих сил. Вот если застрял в этом деле — да, тогда это уже проблема, требующая серьезного решения. Правда, принято считать, что рефлексы устанавливаются в срок от двадцати до сорока суток — может, есть иные данные, но две недели тут выглядят как перестраховка. Некоторые специалисты двухнедельное уныние рассматривают скорее как "есть опасность застрять", чем как "уже застрял". Соответственно, если две недели живешь в унынии и без интереса — пора принимать меры, чтобы не застрять.
А когда застрял — вылезать уже сложнее. Это понятно.
Традиционный подход к лечению депрессии — разговорная терапия (термин оттуда же, с сайта ВОЗ) и таблетки.
С таблетками всё ясно: депрессия характеризуется химическими изменениями в голове (нейромедиаторы устраивают карнавал, точнее Хеллоуин, всякой мотивирующей химии становится меньше, а подавляющей — больше) — ну вот таблетками на этот химический баланс можно повлиять.
С разговорной терапией интереснее. И сложнее. Потому что слишком тут всё индивидуально. Речь идет о восстановлении или создании такой карты мира, которая позволила бы человеку аккуратно адаптировать свои природные данные под внешние условия. По данным той же ВОЗ, приведенным года четыре назад, лишь 2-3% депрессивных случаев носят чисто эндогенный характер (то есть там разговаривать бесполезно, нужно именно на гормональном уровне проблему решать), а у остальных — 97-98 человек из 100, абсолютное большинство! — депрессия имеет психогенный характер. То есть приобретенный. Все случаи, когда жилось спокойно и радостно, а потом стало неспокойно и грустно — вот это и есть психогенные случаи.
Однако депрессивные дела — они же не очевидные. Порез, ушиб, дырка в зубе или еще где-то, повышение температуры, потливости или артериального давления — это понятно. Это можно измерить или просто увидеть и потрогать. А как измеришь депрессию? Может, человек вообще притворяется. Поди проверь. Вроде, жил себе благополучно, потом на ровном месте потерял ко всему интерес. С чего это вдруг?
Со стороны это иногда выглядит именно так.
Да и самому человеку бывает сложно разобраться в том, что происходит. Особенно если депрессия возникает не вследствие разового стресса (например, резкого негативного изменения — увольнения с работы, большой материальной потери, развода, утраты близкого человека и т.д.), а разрастается потихонечку как реакция на неочевидную корявость в образе жизни. "Занимаюсь не совсем тем делом, которое мне по душе, но ничего, можно потерпеть". "Живу не совсем с тем человеком, с которым хотелось бы, но ничего, можно потерпеть". "Трачу на жизнь больше сил, чем получаю, но ничего, окрепну". "Не понимаю, зачем вообще живу, но ничего, можно об этом не думать".
Человек может заставить себя делать то, чего он не хочет делать, но заставить психику позитивно реагировать на то, что человеку не нравится, невозможно. И на адаптацию в духе "стерпится-слюбится" надеяться тоже не стоит. Статистика ВОЗ на это прозрачно намекает. Самые сложные депрессивные случаи — это как раз случаи вот такого постепенного засасывания в болото, когда первый же вопрос специалиста "когда у вас это началось?" вызывает ступор.
...
Одна из интереснейших тем — самостоятельная работа со своей депрессией.
Точнее, так: интересно выяснить, возможен ли какой-то алгоритм, который мог бы применить к себе каждый, страдающий от депрессии. То, что люди излечиваются от депрессии без всякой медицины — медицинский факт; всего-то и требуется, что поменять образ жизни с не устраивающего на устраивающий. Люди так и от онкологии излечиваются — тоже без всякой медицины. Плюнул на всё и на всех, начал жить так, чтобы самому нравилось — и внезапно всё прошло. Таких случаев полно описано.
При этом ванильно-глянцевое "живи так, как тебе хочется" влетает в одно ухо и вылетает в другое. Потому что если человек, обладающий свободой выбора, долго живет в сложных для себя условиях — значит, либо у него есть какие-то выгоды от такой жизни, либо у него в голове нет осознанных вариантов другой жизни. И никакими глянцевыми призывами тут дело не исправишь.
Интересная история получается, если рассмотреть проблему с точки зрения триады "самооценка-безопасность-эмоции". Словом "эмоции" здесь обозначены стимулы, которые в норме идут с трех основных направлений: получение удовольствия, удовлетворение интереса и достижение смысла. Ну или как это подается в некоторых духовных практиках — удовольствие для тела, удовольствие для мозга и удовольствие для духа. Немножко упрощенно, но по сути идеально точно. Баланс между этими направлениями у людей различается так же, как различаются отпечатки пальцев. Никакого единого "правильного" варианта не существует. Ключевую роль здесь играют природные данные (я уже затрагивал эту тему), а воспитание, образование и остальной жизненный путь могут лишь незначительно скорректировать этот баланс. Да, в иных случаях даже незначительная корректировка случайно может стать критической, но сути дела это не меняет: человек чувствует себя комфортно только тогда, когда он занимается тем, что "прописано" в его природе. Занимаясь чем-то другим, антиприродным, человек может себя разогнать ради каких-то выгод (например, работать на нелюбимой работе ради денег), но в долгосрочной перспективе это ведет к пополнению статистики ВОЗ.
Ключевой вопрос самооценки — "имею ли я смысл". Депрессия очень редко возникает у людей из благополучного детства, то есть у тех, чьи родители сразу задали детям умолчательное ощущение их смысла (устойчивый месседж "ты нам нужен" — ребенок не способен оценивать ситуацию с третьей позиции, поэтому "я нужен родителям" создает базовое ощущение "я нужен в принципе", а если "я нужен" — значит, "я имею смысл"). Людям же с искореженной самооценкой приходится метаться в поисках самоутверждения между статусами — "я жена/муж", "я родитель", "я хорошо зарабатываю", "я начальник", "я красавец/красавица", "я умный/умная" — короче, "я в чем-то очевидно успешен/успешна" — с тем, чтобы компенсировать внешней успешностью хроническую внутреннюю неустроенность. А потеря статусной позиции лупит по психике так, что там может возникнуть диагноз и повеселее депрессии.
Безопасность — фактически это вопрос выживания. Тревожность задана в качестве одного из параметров депрессии (хотя хроническая тревожность — вполне самостоятельный диагноз), и вот если человек оказывается в перманентно небезопасной ситуации — психика вынуждена запускать механизмы адаптации, которые до определенного порога держат человека в напряжении, а потом — когда силы заканчиваются — снижают чувствительность к внешним раздражителям. Вплоть до апатии и дереализации. И то, что субъективно воспринимается как "потеря интереса" — иногда это просто защита психики от перенапряжения, вызванного хроническим ощущением опасности.
Далее: если где-то возникает сложность, но у человека нет возможности изменить ситуацию, то начинается волевое насилие над собой. Это когда отсутствует удовольствие от дела, отсутствует интерес к делу, отсутствует понимание смысла дела, но всё это преодолевается силой. Это когда ради самооценочного статуса человек давит свою природу. Это когда ради результата человек постоянно преодолевает ощущение опасности.
Волевые ресурсы — это, собственно, ресурсы осознанного управления собой. Эти ресурсы нужны для любой осознанной деятельности. Когда воля подавлена, человек не сможет заниматься даже тем, что "прописано" в его природе. Субъективно это ощущается как "нет сил" и обязательно вызывает то самое постоянное состояние уныния — первый симптом в определении депрессии.
То есть воля — это вопрос физической и психической формы. Чем лучше форма, тем больше возможностей по преодолению неблагоприятных условий. Чем хуже форма, тем меньше таких возможностей. Чем неблагоприятнее условия, тем больше нужно сил. Здесь всё по-честному. Как с деньгами: их может не хватать как из-за малого дохода, так и из-за больших расходов. Всегда хорошо, когда доход превышает расход.
Соответственно, что у нас получается. Нормальная жизнь — это когда человек получает какие-то удовольствия для тела, для мозга и для духа, а еще он должен чувствовать, что имеет смысл, а еще должна быть безопасность, а еще должна быть хорошая форма, которая обеспечивала бы необходимую движуху. Если с самооценкой всё хорошо и жизнь безопасна — значит, можно себя целиком отдавать своим интересам (это примерно и есть модель идеальной жизни). Если самооценка так себе — значит, какие-то ресурсы всегда будут уходить на завоевание и удержание статуса. Если жить небезопасно — значит, какие-то ресурсы всегда будут уходить на преодоление опасности или на избегание оной.
И вот ЛЮБОЙ из этих факторов может стать критическим для возникновения депрессии. Может случиться потеря интереса или интересов, может быть удар по самооценке, может быть тревожно от опасности, может не хватать формы, чтобы со всем этим делом справляться.
Более того, в каждом депрессивном случае возможна любая комбинация этих факторов. И поди там еще ни один из них не упусти, и поди еще разбери, какой влияет сильнее, а какой слабее.
А это значит, что нет такого инструктивного подхода, который сработал бы во всех случаях. Нет такой инструкции, которая подошла бы всем и каждому.
Другое дело, что понимание всей этой схемы позволяет довольно резво локализовать проблему или проблемы.
Возможно ли это сделать самостоятельно? — да, но при двух условиях. Во-первых, способности человека к анализу должны быть выше уровня неандертальца. А во-вторых, должно быть достаточно ресурсов для того, чтобы собрать в кулак хоть какую-то волю и углубиться в проблему. Если чисто схему рассматривать — ерунда: удовольствие для тела, мозга, духа, самооценка, безопасность, форма — последовательно это разгрести, найти сложные места в схеме, определить приоритеты, продумать способы решения проблем — конечно, это не вопрос пяти минут, но это и не космос. То есть вполне доступная вещь.
"А как же химия в голове?" — а химия — это не старуха с клюкой. Если речь идет о психогенной депрессии, то надо понимать, что человек не родился с корявым химическим составом в голове и что никто ему насильно в организм неправильную химию не вводил. То есть нарушение химического баланса возникает именно как реакция на психогенные факторы. Начнете налаживать жизнь — постепенно и химия подстроится. Здесь тоже всё по-честному. А вот как раз трескать таблетки и думать, что теперь оно само всё наладится — это не вполне по-честному. Я это вообще рассматриваю как грязный метод адаптации психики к реальности — конечно, метод необходимый, если воля раздавлена напрочь и если человек думает, например, о суициде, но в тех ситуациях, где надо решать реальную проблему, а человек уходит от волевого решения и пытается заменить волю таблетками — вот это неправильно.
...
Три совета напоследок.
1. Как я уже сказал, любой из факторов — эмоциональные стимулы (тело-мозг-дух), самооценка, безопасность, форма — может стать критически важным для возникновения депрессии.
И в такой ситуации странно говорить, что что-то одно важнее другого. Если каждый фактор может стать критическим — значит, всё важно, всему надо уделять внимание.
Но всё-таки — на мой взгляд, важнейшим вопросом является вопрос самооценки. "Имею ли я смысл?" — кажется, это главный вопрос в жизни. Хотя и не всегда осознаваемый. У меня уже были посты на эту тему, повторяться не хочу — скажу лишь, что когда вы придете к мысли "я имею смысл в любом случае" (даже если все вокруг дают месседж "ты не имеешь смысла", даже если родители дают месседж "ты имеешь смысл только если делаешь то, что мы сказали", даже если во внешней жизни результаты не такие, как хотелось бы, и даже если у самого/самой потеряно ощущение-понимание своего смысла — всё равно "я имею смысл в любом случае") — вероятность депрессии очень здорово снижается. А качество жизни очень здорово повышается. Если всё человечество будет просыпаться с мыслью "я имею смысл в любом случае" — мировая статистика по депрессии изменится в правильную сторону, готов держать пари на любую сумму.
2. Чтобы шевелиться, нужна воля. Чтобы углубляться в свои внутренние проблемы — тоже нужна воля. Чтобы пойти к специалисту — и здесь тоже нужна воля. Речь идет об осознанных усилиях, которые возможны только в тех случаях, когда это позволяет форма — и физическая, и психическая. Рефлекторный внутренний протест можно преодолеть осознанным нервным усилием только в том случае, если форма это усилие позволяет.
Про прогулки, зарядки, сон и правильное питание пишут давно и много. Про медитацию пишут не так много, но последнее время стали писать больше — отрадный факт.
Однако важно помнить, что само по себе улучшение формы решит депрессивную проблему только в тех случаях, когда, собственно, упадок формы и послужил главной причиной депрессии, а остальные факторы не сыграли критической роли. То есть найти интерес, обесценить статусность, определить стратегию безопасности — это всё решается головой, а не силой. И форма в таких случаях — это лишь вспомогательный ресурс, который одинаково вредно как недооценивать, так и переоценивать. Ну вот как бензин для машины — конечно, это ресурс определяющий. Без бензина машина никуда не поедет. Но и при наличии бензина — машина сама по себе не поедет куда надо. Нужен человек, нужна его голова, нужна его осознанная инициатива, чтобы привести всё это дело в движение. Да, без бензина не будет никакого движения, но и наличие бензина не решает сразу всех проблем. Это просто ресурс, который позволяет двигаться туда, куда надо человеку. Маршрут, смысл данного маршрута — эти вопросы не имеют отношения к наличию бензина.
3. Когда форма начинает давать сбои, психика запускает компенсаторные механизмы, которые, заразы, не осознаются как компенсаторные — и человек принимается чрезмерно себя подстегивать стимулами со всех направлений. Часто создается великолепный винегрет, в котором не сразу и разберешься — например, когда внезапно появляется потребность в частой смене сексуальных партнеров: повышается самооценка (постоянное завоевание, а через это дело — самоутверждение), да плюс еще и просто люди новые (интерес), да плюс еще и для тела новые ощущения — и всё это дело стимулирует в условиях, когда просто волевыми ресурсами себя собрать уже сложно. Ну сюда же и излишества в еде, и алкоголь, и наркотики, и азартные игры, уход с головой в компьютер, в компьютерные игры, в социальные сети, а так же раздувание своей важности через всякую материальную показуху или там карьерный статус — в общем, у кого что.
Когда не хватает формы для своих проектов — может, надо решать вопрос со стороны формы, а может, надо с проектами разобраться. Нет ли там, например, чего завышенного (из-за проблем с самооценкой) или просто лишнего (из-за того, что занимаешься не тем, что интересно или в чем видел бы смысл). Дело это довольно сложное, иногда лучше бы разбирать его со специалистом, но главное — сразу честно определить как проблему тот факт, что где-то появляются излишества. И не с пристрастиями бороться, а разбираться с их причиной.
И вообще — лучше не бороться там, где можно договориться.
В том числе и с самим собой.
Прекрасного всем настроения. :)
Больше статей в VK: Ad Notanda
Нет ссылок на цифры.
Терморегуляцию, осмоконтроль и дыхание тоже к бессознательному отнесли?
я вам советую лсд 300мкг. увидите многое. и даже бросите пить и всякие гадости потреблять - это гарантированно минимум на полгода.
но есть одно но. это флешбек называется. под ним можно легко шагнуть в окно, но это совсем другая история