Дубликаты не найдены

0
Это не размеры матрицы а светосила объектива 1,8
Похожие посты
104

История фотографии: от дагерротипа до "полароида"

Автор: Павел Заикин.

Дата написания: 11.03.2018


Любите ли вы смотреть фотографии с котиками в интернете? Глупый вопрос, конечно. А знаете ли вы, что люди додумались фотографировать котов только через 30 с лишним лет после того, как появилась фотография?


Почему так нескоро, что этому способствовало и как сделать снимок стало проще, чем сказать "кис-кис" - читайте ниже...

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Фотографии котиков появились много позже самой фотографии. Причина проста — вы можете представить себе кота, который спокойно просидел бы в одной позе целых восемь часов?


Да, именно столько длилась экспозиция самой старой из дошедших до нас фотографий. Её автором был Жозеф Ньепс – французский офицер, государственный служащий и изобретатель.


Сейчас будет немножко химии. Если нет желания углубляться в тонкости процесса, следующие три абзаца можно пропустить.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Жозеф Нисефор Ньепс


Суть метода Ньепса проста, как заваленный горизонт. На полированную оловянную пластинку он нанёс слой «иудейского битума», разместил её в камере-обскуре и навёл на окно собственной комнаты. На протяжении дня свет, попадавший в окно и, соответственно, в камеру, делал битум всё менее растворимым в смеси лавандового масла и бензина. Вас удивляет сочетание этих веществ? А в чём вы обычно растворяете битум?


К концу дня те участки пластинки, которые были сильнее освещены, покрылись плотной, несмываемой коркой, оставаясь после обработки бензином и маслом чёрными. Менее освещённые обезжирились до зеркального блеска. Фактически, получился негатив.


Но не этого добивался Ньепс. Он уже экспериментировал с хлорсеребряной бумагой, дававшей недолговечные негативы. Получить полноценный снимок тогда так и не удалось. На этот раз изобретатель использовал металл, который и решил протравить кислотой. Полимеризованный под действием света слой битума смылся-таки, обнажив блестящее олово. Зато те участки, на которых к тому моменту покрытия уже не было, после травления стали шероховатыми и способными удерживать типографскую краску!

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Самая старая из дошедших до нас фотографий. Выполнена методом гелиографии на оловянной пластине, 1826 г. …

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

…и её отпечаток.


Всё это мало напоминает привычное нам фотографирование. Что поделать! Гелиография Ньепса вообще-то создавалась как новый метод литографии. И изобретатель считал большой удачей, что такой снимок можно было тут же использовать как типографское клише для печати получившегося изображения на бумаге, несмотря на низкую светочувствительность битума и полное отсутствие на зафиксированном изображении деталей и прочих полутонов. Больше того!

Некоторые из своих первых гелиографических снимков начиная ещё с 1823 года Ньепс делал при помощи камеры-обскуры прямо на литографский камень, а не на металлическую пластину. Но камни оказались слишком хрупкими… Да, сохранение изображения оказалось куда более сложной задачей, чем его получение.


Сам принцип камеры-обскуры был известен ещё древним китайцам и грекам периода Аристотеля. Итальянский учёный XVI века Джамбаттиста делла Порта детально описывал, как на стене комнаты, в которую свет попадает единственно через крохотное отверстие, на стене появляются изображения людей, стоящих снаружи. Правда, перевёрнутые. Он предлагал использовать эти изображения для выполнения рисунков. Что характерно, за свои изыскания делла Порта попал в поле зрения инквизиции.


Так что же из себя представляет эта самая камера-обскура? Как следует из названия, это некоторое пространство или, если угодно, помещение (коробка, ящик, комната, зал, от латинского camera – «комната»), не имеющее никаких источников освещения (о чём свидетельствует латинское же obscūra, т.е. «тёмная»), кроме уже упоминавшегося небольшого отверстия в стене. Лучи света, проходя через это отверстие, создают на экране, в роли которого выступает противоположная стена камеры (желательно белая) перевёрнутое изображение объектов, расположенных по ту сторону «дырявой» стены.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Примерно так и пользовались камерой-обскурой живописцы


Ко второй половине XVII столетия портативные камеры-обскуры использовались астрономами для наблюдения солнечных затмений, а пейзажистами - для получения наиболее «достоверных» форм.


Есть мнение, что многие художники эпохи Возрождения и Нового времени использовали это полезное изобретение. Но старались не рассказывать об этом, ибо подобный каминг-аут означал бы признание перед коллегами в профанации профессии. Да-да, задолго до изобретения фотоаппарата люди считали, что техника убьёт искусство живописи!


Как показали опыты Ньепса, опасения оказались преждевременными. Полученные им снимки не шли ни в какое сравнение даже с акварелями начинающих художников.


Но время не стоит на месте! И вот к усовершенствованию процесса фотографирования стали подключаться всё новые исследователи. Например, Луи Дагер, кстати, партнёр Ньепса, обнаружил совершенно новый способ проявления и закрепления изображения. 7 января 1839 года Франсуа Араго, известный физик и астроном, доложил о его изобретении на заседании Парижской академии. Именно эта дата и считается днём изобретения фотографии.


С докладом Араго связана интересная история. Француз Ипполит Байяр к тому моменту уже разработал собственную технологию фиксации изображения. Если не вдаваться в детали, то в результате получался-таки позитивный снимок в единственном экземпляре, достаточно качественный, но требовавший выдержки в десятки минут. А ну-ка, пролистайте свои фотографии и представьте, что для их изготовления пришлось бы позировать примерно с полчаса. Ну как? Не поплохело?


Может быть, именно поэтому первым сфотографировать людей смог именно Дагер. Посмотрите на фото ниже. Вон там, в левом углу, видите? Этот кадр был сделан в конце весны 1838 года. Там запечатлены чистильщик обуви и его клиент. Они и не думали фотографироваться. Так получилось.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Первый фотоснимок (дагерротип), на котором оказались запечатлены люди


Но вернёмся к нашему Байяру. Когда он понял, что его технология позволяет получать полноценные снимки, он рассказал об этом своему доброму знакомому, Франсуа Араго, и попросил устроить как-нибудь встречу со светилами французской науки, чтобы удивить их изобретением. Тот убедил изобретателя повременить с презентацией нового метода фотографии широкой публике… И спустя три недели французское правительство выкупает права на дагерротипию, назначив её изобретателям пожизненную пенсию. А Байяр в обмен на передачу Академии наук секрета своего процесса получил горячий привет и сумму, которой едва хватило на новую камеру.


Строго говоря, всё это ещё не было фотографией в современном значении. Люди научились получать изображение без помощи кистей и красок, смогли зафиксировать его... А что же с ним делать дальше?


Ответ на этот вопрос дал англичанин Уильям Тальбот. В 1841 году он получил патент на негативно-позитивный способ фотопечати. Теперь при помощи негатива можно было напечатать сколько угодно снимков, что Тальбот и сделал, издав три года спустя первую книгу с фотографическими иллюстрациями.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

"The Pencil of Nature" - первая книга, снабжённая фотоиллюстрациями. Уильям Тальбот, 1844 г.


К середине XIX столетия фотография постепенно перестаёт быть диковинкой и постепенно превращается в серьёзный бизнес. Открываются всё новые ателье, и самым популярным жанром надолго становится портрет. Дарить фотопортрет «на память» считалось хорошим тоном, а семейная фотография считалась вполне благовидным предлогом, чтобы созвать представителей трёх-четырёх поколений. Кроме того, документируются путём фотографирования различные культурные и исторические ценности. Наконец, уже в 50-х годах позапрошлого столетия начинает использоваться фотомонтаж.


Длинная выдержка, характерная для фотографии той эпохи, создавала сложности при съёмке животных и даже людей. Во всяком случае - живых. А вот с мёртвыми было гораздо проще.


Проблемы с санитарией, отсутствие антибиотиков и вакцинации поддерживали уровень смертности на стабильно высоком уровне. Особенно это касалось детей. И, не успев насладиться обществом внезапно умершего родственника, люди порой старались оставить себе на память хотя бы его фотографию, пусть и посмертную. Существовали фотостудии со специальными штативами и гримёрами, позволявшими запечатлеть усопшего не хуже, чем пока ещё живых. Такой жанр получил название «post mortem».

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Фотография post mortem. Живые есть?


С началом Крымской войны стало популярным новое явление – фоторепортаж. Обычно первым военным фотографом называют англичанина Роджера Фентона. Однако это не совсем верно.


Фентон действительно был одним из энтузиастов фотографии. Свои ранние работы он презентовал в 1852 году после поездки по России. Вскоре он основал британское Фотографическое общество и стал его первым секретарём, а в 1855 был направлен в Крым, откуда привёз десятки снимков.


Однако за год до того на фронте побывал австрийский подданный Кароль Шатмари. Он снимал и английские, и французские, и даже русские войска, что дало повод туркам заподозрить в нём шпиона. Чтобы проявлять снимки, ему пришлось оборудовать «тёмную комнату» в небольшом фургоне, по которому однажды открыли огонь турецкие артиллеристы. Но не попали.


Тем не менее, Шатмари тоже не может называться первым военным фоторепортёром. Самые ранние военные снимки-дагерротипы датируются периодом Американо-мексиканской войны. Правда, фамилию оператора, сделавшего их, история до нас не донесла.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Офицеры штаба войск США. Американо-мексиканская война, 1848 г. Возможно, первая фотография, где запечатлены животные.


Из года в год появляются новые методы и технологии. Амбротипия, ферротипия, коллоидный процесс и гумми-печать – эти и другие способы получения и закрепления изображения стали известны в третьей четверти XIX столетия, и некоторые из них ограниченно используются до сих пор.


Постепенно фотография становится по-настоящему «мобильной». Сухая фотоэмульсия, остающаяся пригодной к использованию на протяжении многих месяцев, и начало промышленного производства фотоматериалов, позволяют запечатлеть самые отдалённые уголки нашего мира.


А экспериментаторы уже вели работы по получению цветных снимков. Значительный успех в этом направлении был достигнут знаменитым британским физиком Джеймсом Максвеллом. В 1861 году, читая лекцию на тему теории «Трёх основных цветов», он продемонстрировал снимок, на котором можно было различить цветное изображение завязанной узлом ленты традиционного шотландского «тартанового» орнамента.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Первое цветное фото...

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

...и негативы, сложение которых позволило его сделать


Впрочем, Максвелл, так же, как и изначально Ньепс, не ставил перед собой цели усовершенствовать фотографию. Поэтому патент на «трихромию», т.е. цветную пигментную фотопечать, был выдан только в 1868 году французу Луи дю Орону. Ну а в продаже цветные фотопластинки появились много позже и первоначально были не по-карману большинству фотолюбителей. Кроме того, цветные снимки первоначально были паршивого качества и быстро выцветали.


К этому же периоду относится появление первых «зеркалок». 20 августа 1861 года англичанин Томас Сэттон запатентовал однообъективный зеркальный фотоаппарат. Светозащитная крышка на корпусе служила «шахтой» для наблюдения.


Во многом знаковым можно назвать 1872 год. Он не принёс никаких значимых изобретений и технологий. Однако именно с этого года люди поняли, наконец, кого им необходимо фотографировать - котиков! Американец Гарри Поинтер опубликовал более двух сотен снимков под общим названием «Коты Брайтона». Часть из них он снабдил поздравительными надписями, превратив в открытки. И они таки пользовались определённым спросом. Дошло до того, что на своей «фирменной карточке» Пойнтер впервые в мире изобразил не свой портрет, не фотокамеру, а кота.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Кот Шах. Снимок сделан в 1870 г., опубликован - в 1872. Автор - Гарри Поинтер, США. Это первая фотография кота.


Ну, а чтобы фотографировать котиков, нужно соответствующее оборудование. И оно становилось всё более совершенным. Особенно это стало заметно с 1888 года.


Во-первых, как раз тогда были изобретены т.н. «пресс-камеры» со скоростным затвором. Это позволило отрабатывать недоступные другим камерам короткие выдержки и производить «моментальную» съёмку подвижных котов и прочих объектов не только со штатива, но и с рук.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Пресс-камера "Goerz" - первая фотокамера, имевшая штатный затвор для съёмки с короткой выдержкой


А во-вторых, американец Джордж Истмен наладил производство своих «Kodak Box», снаряжённых рулоном фотоплёнки на сотню снимков. Когда лента кончалась, камеру целиком отправляли фирме-изготовителю, и за десять долларов получали её вновь снаряжённой вместе с готовыми снимками с предыдущей плёнки. Первые «бокс-камеры» Истмена оснащались лентами на бумажной основе, и лишь со следующего года в них стали устанавливаться рулоны целлулоидной плёнки.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Реклама компании "Eastman Kodak Company" с изображением камеры "Kodak Box" и слоганом: "Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное".


Так окончательно оформилось разделение фотографии на профессиональную и любительскую.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Фотография, сделанная при помощи камеры "Kodak Box". Обычно снимки распечатывались круглыми, что позволяло скрывать искажение, создаваемое объективом фиксированного фокуса


Любопытно, что ещё за десять лет до того фотокамеры, использовавшие гибкую плёнку с нанесённой на неё фотоэмульсией, появились в России. Их использовал в своей лаборатории изобретатель польско-литовского происхождения Леон Варнерке. Вскоре он открыл фотостудию в Лондоне и даже был награждён медалью Королевского фотографического общества. Однако, из-за несовершенства технологий тех лет, предложенный Варнерке способ получения негативов оказался чрезмерно дорогим и сложным для повсеместного использования…


К началу ХХ столетия фотография окончательно стала обыденным явлением. Качество фотоматериалов становилось всё лучше, а фотографическое оборудование – всё доступнее широким слоям жаждущих. И иногда людям, ранее не замеченным в изобретательской деятельности или творчестве, стали приходить в голову интересные идеи, связанные с фотосъёмкой.


Например, немецкий аптекарь Юлиус Нойброннер однажды решил проследить путь своих голубей, при помощи которых он наладил быструю доставку лекарств клиентам. Но как это сделать? Самым верным способом он посчитал фотографирование маршрута при помощи лёгкого фотоаппарата, который несла бы сама птица.

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Юлиус Нойброннер с голубем и камерой для него


За пару лет он разработал с десяток моделей компактных прочных камер и хитрую «сбрую» для их крепления на груди «оператора». К 1907 году ему удалось добиться качественных снимков буквально с высоты птичьего полёта. Вот когда началась история экшн-камер и прочих GoPro!

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Снимок, сделанный при помощи "голубиной камеры"


Эта находка была настолько революционной, что первоначально Нойброннеру даже не хотели выдавать патент на «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху». Чиновники от науки ему просто не поверили! Зато на международных выставках появление крылатых фотографов неизменно вызывало фурор.


Вскоре и военные заинтересовались этой находкой. К тому моменту фотографирование при помощи воздушного шара существовало уже несколько десятилетий (а если точнее – с 1858 года). При этом большой баллон был очень уязвим для огня с земли, в отличие от птиц, которые, как считалось, способны без особых проблем сделать достаточно качественные снимки вражеских позиций. Однако стремительное развитие авиации положило конец наработкам в этой области, хотя определённый интерес к птицам и животным со стороны различных спецслужб существует до сих пор.


А перед самой Первой Мировой появилась камера, которой суждено было совершить буквально переворот в профессиональной и любительской фотографии – знаменитая «Лейка». Правда, из-за войны и последующих неурядиц начало массового выпуска этих камер пришлось только на 1925 г.


Чем же эти аппараты так примечательны?

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Фотоаппарат «Leica»


Во-первых, они использовали широко распространённую плёнку шириной 35 мм. Распространённую в кинематографе, но не в фотографии! Долгое время эти камеры снаряжали, просто отрезая от рулона киноплёнки кусок нужной длины. Такое решение значительно упрощало и удешевляло обслуживание - теперь не нужно было искать, где же продаются фотоматериалы, подходящие к конкретно твоей камере.


Во-вторых, эти аппараты были не слишком дорогими, весьма компактными, удобными и при этом позволяли получать снимки «профессионального» качества даже дилетантам. Наконец, более поздние модели оснащались встроенным дальномером, получили возможность настройки выдержки одним движением пальца, сменный объектив, автоматический счётчик кадров… Эти и другие усовершенствования, постепенно добавляемые в процессе производства, сделали камеры «Leica» одними из самых популярных в мире на протяжении десятилетий.


Незадолго до начала Второй Мировой войны компания «Eastman Kodak» начала выпуск плёнки «Kodachrome», подходящей и для фотосъёмки, и для кино, и для цветных слайдов. Качественная цветопередача, очень мелкое зерно и долговечность (т.н. «архивная стабильность») надолго сделали компанию «Кодак» безоговорочным лидером на рынке цветных фотоматериалов. С развитием производства цветные фотографии перестают быть «чудом техники» и становятся всё более доступными рядовому потребителю. Лишь в 80-х годах конкуренты, использовавшие более простую технологию проявки, смогли составить полноценную конкуренцию «Kodachrome».


Принципиально новый подход к созданию фотоснимка продемонстрировал Эдвин Ленд, основатель «Polaroid Corporation». Он предложил технологию получения «моментальных» снимков. Сразу же после момента съёмки негатив автоматически прижимается к специально подготовленной фотобумаге и при помощи тонкого слоя проявляюще-фиксирующей пасты формирует позитивное изображение. Несколько секунд, максимум – минута, и фотографию котика можешь вручить ему лично, пока не убежал!

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Одна из первых камер "Polaroid"


Изначально такой девайс продавался как дополнение к уже существующим «обычным» камерам. Получившиеся снимки очень ценились фотожурналистами, т.к. были сразу же готовы для передачи бильдаппаратом (фототелеграфом) в любую точку мира, что значительно повысило оперативность журналистики. С этого же момента ведут отсчёт своей истории всевозможные «экспресс-фото на документы за 5 минут».


Правда, изначально все материалы «полароидного» фотопроцесса были чёрно-белыми. Но прогресс на месте не стоит, и в 1972 году появились т.н. «цветные интегральные комплекты», листы которых являются одновременно и плёнкой, и фотокарточкой. Каждый состоит из более, чем 14 слоёв и не требует никаких манипуляций после съёмки. Камеры «полароид» приобрели привычный нам вид.


В том же году компания «Texas Instruments» запатентовала «Электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». Приближалась цифровая эра, а с ней - абсолютно новый взгляд на фотографию. Но это уже совсем другая история...

История фотографии: от дагерротипа до "полароида" Cat_cat, История, Фотография, Фотоаппарат, Старое фото, Камера, Длиннопост, Амбротипия

Источник: https://vk.com/wall-162479647_1670

Автор: Павел Заикин. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257669313

Личный хештег автора в ВК - #Заикин@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020


Администрация предложила поучаствовать в эксперименте по системе вознаграждения на Пикабу для активных авторов.

Вы можете поддержать наше творчество рублем. Яндекс: 4100 1623 736 3870. Часть суммы уйдет напрямую автору текста, для мотивации, часть на развитие нашего сообщества. У нас нет спонсоров и мы ничего не рекламируем, паблик существует на пожертвования наших читателей. В пометке к платежу укажите для кого он и откуда, например "С Пикабу для *имя_автора*", чтоб мы не запутались. Если Яндекс вам неудобен, остальные реквизиты есть в описании паблика в ВК или могут быть написаны в комментариях по вашей просьбе. Поддерживать ли нас рублем - дело абсолютно добровольное. Но при этом реально помогает мотивировать авторов и ускоряет выход статей. Спасибо.

Показать полностью 19
77

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение

Часть первая

https://pikabu.ru/story/kogda_podarok_ot_prodavtsa_okazalsya...

Дарёному коню в зубы не смотрят, но всё же и мне и читателям было интересно знать о состоянии камер. Сегодня нашёл время, чтобы в них поковыряться.


Итак, первый аппаратец - это обычный Зенит-3М 1963 года выпуска для внутреннего рынка... Но с экспортным объективом Industar-50.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост
Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Внешнее состояние - пойдёт! Местами поцарапан, низ помят, словно в него специально тыкали остриём ножа; краска сильно не стёрлась, но это неважно. Всё равно он будет использоваться по прямому назначению и получать новые "боевые шрамы", а не стоять на полке.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост
Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Объектив на просвет выглядел не впечатляюще. Пришлось потратить на него последнюю каплю асептолина, пустой бутылёк из-под которого я каким-то чудом до сих пор не выбросил. Под слоем разной пылюхи скрывалось вполне себе нормальное стекло. Видимо, из-за отсутствия передней крышки он за эти 55 лет просто насобирал на себя всякую дрянь, в том числе пыль от кофра. Ну и традиционно высохла смазка, отчего фокусировочное кольцо скребёт, как косарем по яйцам.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Зеркало опускается при взводе и поднимается при спуске, что не может не радовать. Так была устроена механика первых Зенитов. Не очень удобно при съёмке, когда перед тем, как заняться настройкой объектива, приходится сначала взводить затвор. Однако, в этом есть свой интерес. Такая же система была реализована на многих среднеформатных фотоаппаратах типа Хассельбладов и Киевов.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Затвор фотоаппарата неисправен. Это я заметил ещё по "наскальной живописи" одного из предыдущих владельцев фотоаппарата, оставленной на головке переключения выдержек.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Таким образом он пытался нацарапать себе истинное положение выемок на селекторе. Когда я попробовал попереключать, то обнаружил, что ни с его метками, ни с "заводскими" выдержки не совпадают вообще. Возможно, затвор основательно так провернули. Либо его разбирали и неудачно собрали. Но не беда, это всё заменяется/ремонтируется.

Что касается штор, то внешне они неплохие. Мягкие, каким-то чудом не скукожились и не осыпались.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Но тут есть один проблем: они легко проминаются пальцем, что говорит о слабом натяжении. По этой же причине, а также из-за высохшей смазки они основательно так тормозят. В крайнем случае, могли стереться тесёмки. Но это тоже не проблема. Тоже всё замечательно чинится. Это ж Зенит!

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

В целом по этому аппарату всё, переходим ко второму.


Экспортный Zenit 3M, 1966. В таком же кофре, и внешне весьма хорош.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост
Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Ни царапин, ни вмятин не заметил вообще. Тонкие потёртости видны на рёбрах частей, окрашенных в чёрный цвет, но опять-таки это неважно.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Объектив не такой грязный. Я даже пока что не стал протирать переднюю линзу, и так видно, что стекло в норме. Смазка, конечно, высохла, так что тоже скребёт...

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Касательно внутренностей - тут всё та же картина...

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Шторы под замену, дылы-былы... "Стандартная операция, стандартная процедура". Селектор выдержек вроде как работает корректно, и зеркало опускается. Можно считать, что аппарат на половину рабочий.


Переходим к третьему. Зенит 3М с большим шнобелем!

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Урожай 1965 года, на который установлен убитый Гелиос-44, ради которого вся сделка и затевалась. Внешний вид у него хуже, чем у всех, к слову. На тушке и царапины, и потёртости, и местами сходит краска. Но, главное, что у него с внутренностями всё отлично. Об этом позже.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост
Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Объектив, конечно, страшнее ядерной войны, но стекло идеальное, вообще не деградировало, а значит, внешность обманчива. Почистить, полирнуть, смазать, прикрутить отвалившееся кольцо фокусировки и недостающие болты, и можно пользоваться!


Кстати, он на пятнадцать, мать его, лет старше фотоаппарата. Если верить серийнику, выпуск 1950 года. У меня только один вопрос - для чего его производили в те годы? Первый Зенит пошёл в серию в 1952 году!.. Но возможен такой вариант, по аналогии с объективами Индустар 22 для Зорких, производившихся там же: на самом деле, цифра 5 в серийнике - это не десятилетие, а год. Тогда получается, что объектив 1955 года, что выглядит более правдоподобно.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост
Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Техническое состояние - обалденное. Шторы мягкие, ходят нормально, не тормозят. Погонять на всех выдержках, правда, поленился - всё равно фотоаппарат пойдёт на профилактический ремонт, как и два его собрата, и вот уже после ремонта есть смысл попередёргивать затвор с бОльшим пристрастием, чтобы проверить работу мастера.

Когда подарок продавца оказался серьёзнее покупки: продолжение Покупка, Подарки, История, Ретро, СССР, Хобби, Обзор, Фотоаппарат, Длиннопост

Вот такие вот аппараты.

Показать полностью 19
69

Операция "Leningrad".

Операция "Leningrad". Юмор, Фотоаппарат, Камера, Ремонт, СССР, Техника, История, Рассказ, Длиннопост

Однажды мой друг, колеся по стране, откопал в каком-то большом колхозе типа Москвы или Питера фотоаппарат Ленинград производства ГОМЗ. Да не простой, а редчайший Export Edition. Серийник свидетельствовал о том, что произведена была эта шайтан-машина в 1962 году.

Это легендарный аппарат, в своё время самый технологически продвинутый. Он вместе с Кометой и всем нашим стендом брал Гран При Всемирной фотографической выставки в Брюсселе в 1957 году с характеристикой "круче некуда" (ну, это я утрирую - там предложение такое пространное было, типа: "это самый автоматизированный фотоаппарат на данный момент, и с текущим уровнем развития технологий придумать что-то лучшее невозможно"). Только вот если Комета так и не увидела свет, то Ленинград производили продолжительное время. Но напроизводили немного в сравнении с обычными массовыми камерами - семьдесят восемь с чем-то тысяч. Стоил пожиратель фотоплёнки бешеных денег, был трудоёмок в производстве и часто ломался; ремонтировался с трудом и благим матом, поэтому такого большого спроса на него не было.

Собственно, в чём крутость этого кирпича... В нём советские конструкторы впервые в мире воплотили самовзводящийся затвор. Вайндером сейчас новомодно это называть. В стакане взводной головки находилась мощная стальная пружина по типу часовой. Нужно было сделать примерно пятнадцать оборотов головки, и затвор взведён на полную. После этого можно было фоткать им со скорострельностью пулемёта НСВ Утёс: раскручивающаяся пружина после каждого спуска взводила затвор сама. Завода хватало на 2-12 кадров (смотря сколько поел каши перед тем, как ворочать взвод). Я лично на другом Ленинграде нахолостую выжимал под двадцать. Но это нахолостую! На порожнем аппарате и 25 щелчков можно было сделать, легенда гласит. И ещё нужно иметь в виду, что пружина тащила не только затвор, но и фотоплёнку. Работа проделывалась просто колоссальная. Так что неудивительно, что очень быстро пружина уставала и отбрасывала копыта. Что уж говорить про наш аппарат, который б/у и которому на тот момент было 58 лет.

Находкой тут же заинтересовался один известный американский собиратель советской фототехники. Но его немного огорчало техническое состояние...

Была у нашего экземпляра одна ма-а-аленькая проблемка - вылетал глазок дальномера вместе с куском резьбы, на которой держался... Ну, и затвор переклинило. Штора ни тудыма, ни сюдыма. Товарищу хватило толку ослабить винт, удерживающий пружину, чтобы сбросить завод, если она там под нагрузкой. Действительно, оказалось, что пружина была взведена. Получается, взведённый фотоаппарат простоял чёрт знает сколько лет! Но затвор от этой манипуляции не заработал. Благо, что мастер в городе есть. Спросив коллекционера, нужен ли ему за доплату в стоимость ремонта исправный аппарат и получив добро, сдали пожилому ремонтёру. Тот не сразу за него принялся - ещё отходил от ремонта предыдущих двух Ленинградов (вообще он ими обычно не занимался, потому что такое давно не приносили, но так вышло, что в ту пору случился ленинградовый бум). А когда через пару недель взялся за наш заказ... В общем, сто раз пожалел. После съёмки верхней крышки он обнаружил там горстку пыли и черепков. Из аппарата буквально посыпался песок. Собранное на лист бумаги содержимое, которое он позже вернул нам в пакетике, выглядело примерно так:

Операция "Leningrad". Юмор, Фотоаппарат, Камера, Ремонт, СССР, Техника, История, Рассказ, Длиннопост

Это дальномерное устройство. Не узнаёте? Вот и я не узнал. Оно просто превратилось в пыль, за исключением нескольких фрагментов (крупные, в том числе и вышеупомянутый глазок с куском резьбы, мы попросили мастера присобачить на клей-момент для виду). Сделано оно было из силумина. По ходу, аппарат использовался или хранился в сильнокислой среде, поэтому металл просто разложился, как заклёпки в канистрах с горючим у экспедиции Скотта.

Ладно... Оправившись от культурного шока, пожилой мастер склеил ошмётки дальномера, разобрался с затвором, запилил новую штору из зенитовской, всё смазал, перебрал и также промаслил объектив и вернул нам. Выписал гарантию на месяц даже. Мы получили перевод от заказчика, были готовы выслать ему камеру, но тут случилось непредвиденное... И, как обычно, виновниками торжества стали мои кривые руки.

Я по привычке сделал кучу подробных фоток сего чуда советского фотопрома себе на память и записал на видео работу затвора. Потом решил завести ещё раз. Ну и, собс-но, завёл! На очередном повороте в стакане раздалось жужжание. С тем же звуком моё сердце штопором ушло по диагонали в правую пятку. Нажал на кнопку спуска - вроде, лопатит. Продолжил жмякать спусковую кнопку и получил четыре кадра. Ладно, взвожу снова. После нескольких оборотов то же жужжание, и больше не тянет. Затвор снова отлопатил только четыре кадра... Ё@#$% твою дивизию!!! Звоню мастеру, описываю проблему. Тот и говорит - мол, доигрался! Пружина лопнула посередине, наверное. А пружина-то туда никакая не подойдёт, кроме родной: от будильников - короткая будет, а от настенных часов - слишком широкая. Да и проделать дырку в такой твёрдой стали в домашних условиях невозможно. Правда, позже оказалось, что вполне себе реально - у друга дома совершенно случайно завалялся гравёр с мелким камнем. Но, к счастью, не пригодился.

Мастер согласился бесплатно помочь. Типа по гарантии, хоть и случай не гарантийный. Вот это спасибо! Принёс ему камеру. Он снял стакан (здесь надо отметить, что процедура ювелирной точности требует - чуть в сторону уведёшь, и намертво заклинит), и там уже увидел, что произошло. Пружина, как оказалось, была жива, как Ленин. Сорвало замок на стенке стакана, за который был зацеплен её конец. Мастер выточил из какого-то инструмента для тонкой работы зубило, срубил им остатки замка, затем просверлил в этом месте дыру (прямо над надписью "Сделано в СССР"), нарезал в ней резьбу, потом взял болт, выточил на его конце некое подобие замка и ввернул в стакан. Зацепил на сие произведение опыта и смекалки пружину, предварительно ослабив её, удачно посадил обратно взводную головку, и вуаля! Зафурычило! Так наш экспортный экземпляр стал вдвойне редкой модификацией - он единственный, у которого в стакане на один болт больше. XD Возвращая камеру, мастер посоветовал мне (и попросил передать будущему хозяину) не заводить привод больше чем на 12 оборотов, иначе швах-бабах, и кирдык! Ну и лишил гарантии, ибо то, что он там наваял, не вписывается ни в какие ГОСТ-ы и сделано на страх и риск клиента.

В итоге что мы имеем... Дальномерка по сути своей превратилась в шкалку. Как если бы в Чайку воткнули мотор, Юпитер-8 и револьверный видоискатель.

Операция "Leningrad". Юмор, Фотоаппарат, Камера, Ремонт, СССР, Техника, История, Рассказ, Длиннопост

На визире в центральном прямоугольнике вместо вида из окошка дальномера теперь красовалась известная картинка Каземира Малевича. Затвор с чутка кастрированным заводом отрабатывал 8 кадров на холостую, но это при заводе на 15 оборотов ( мастер продемонстрировал полный завод, когда возвращал аппарат, а сам я уже больше 12 не давал, как и рекомендовано). Отправили в США. Коллекционер, конечно, жалел о том, что Leningrad Export, мать его, Ediition попался в таком состоянии, но, может быть, это был один из последних экспортных Ленинградов, что вообще остались на руках у населения. А выкупить/выменять такой сверхраритет у других коллекционеров ну о-о-очень сложно.

На этом эпопея нашего силуминового Франкенштейна закончилась, и все облегчённо выдохнули. В первую очередь мастер, который после этого долго ещё не принимал никаких заказов - занялся ремонтом в квартире, тем самым дал глазам отдых. Ибо ремонтировать три подряд в хлам убитых Ленинграда - это врагу не пожелаешь!

Первая фотка и картинка - моё художество, а "прокаченная" Чайка - это друг прикольнулся.

Показать полностью 2
180

В чём прикол от этого старого хлама?..

Иногда оставляю здесь заметки о своём хобби - ковырянии в плёночных фотоаппаратах, их перепродаже, фотографировании на плёнку. Ну и обязательно через раз в комментах находятся люди, которые искренне не понимают, чего такого в этих портативных приспособлениях для самообороны и забивания гвоздей, и зачем они нужны в наш век высоких технологий. XD

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Окейно, попробую объяснить...

Категория первая и основная: коллекционеры. Коллекционеры бывают разные: жёлтые, белые, красные. Во всех смыслах... Ну и у всех крыша едет по-разному. Одни ищут древние, как овно мамонта, образцы фотографического оборудования

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Другие собирают фотоаппараты в весьма узком диапазоне. Например, только довоенные и военного периода немецкие камеры. В общем, трофейные.

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Третьи специализируются на экзотике, которой нет в их стране или которые встречались единично. Например, в американских антикварках специально для таких коллекционеров толкают за бешеные бабки наши Зениты-Е. Представьте себе такую картину - В Сан-Франциско город в стиле диско в магазине б/у фототехники американец отгружает 50 баксов за какой-нибудь Зенит-Е с Индустаром 50-2 производства БелОМО. В то время как у нас они и пяти баксов не стоят (курс доллара принять за 70 рублей).

На фото Е-шка производства КМЗ. Более качественная сборка и чёрный цвет, в отличие от посеребрённых БелОМО. Но всё равно не ценится, ибо в сумме их вместе с модификациями ЕТ и ЕМ  было произведено более 12 миллионов штук. Из них "всего-то" три миллиона - КМЗ.

Короче... Лень было искать в Интернете БелОМО, просто эта фотка была под рукой. :)

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

К слову, на американский рынок Зениты-Е в своё время поступали, но под другими названиями. Например, Kalimar SR200. Названия для экспорта в разные страны - это вообще отдельная и весьма весёла тема.

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Впрочем, к ним же можно отнести и тех, кто просто собирает уникальные камеры и прототипы фотоаппаратов. Недавно даже был случай кражи у одного коллекционера прототипов некоторых зенитовских камер в аэропорту. Вернее, вряд ли вор знал про то, что стырил концепты. Он прихватизировал сумку, в которой незадачливый собиратель их перевозил. Пока что история повисла в воздухе, либо просто пострадавший не рассказывал о том, чем закончилось дело.

И четвёртая замеченная мною разновидность коллекционеров: те, кто либо коллекционирует камеры одного производителя от прототипа самой первой модели до самых бестолковых щелевых мыльниц последних лет его существования, либо вообще роется в мелких отличиях и модификациях одной модели. Там, надпись нанесена выше или ниже, или вообще на другой части корпуса, рычаг таймера полностью металлический или с пластмассовой вставкой... или пластмассовый с металлической вставкой... или вообще есть он или нет, если модель производилась с 50-х годов и до развала Советов, цвет кожзама вплоть до полутонов, разные формы ушек для ремешка, количество "глаз" у светоприёмника сернисто-кадмиевого экспонометра, специальные праздничные малотиражные серии с какими-нибудь значками типа 50 лет Советской власти, 50 лет Октября, 50 лет Победе, Олимпиада-80 и всё и т. п.

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Есть и те, кто собирает всё подряд, что достойно называться антиквариатом, и кто собирает различные специальные камеры, производившиеся для спецслужб (копировальные машины, фотосканеры, фотопулемёты, фотоаппараты для аэрофотосъёмки, шпионские фотоаппараты), за продажу которых в теории можно и присесть, если засветишься. Меня пока что пронесло... Шутка! Я таким стараюсь не торговать.

Зачем им всё это? Чтобы знать, что в конце пути ничего уже не вернуть исполнили-таки свою мечту, собрали все камеры, какие мечтали иметь, что жизнь прожита не зря. Вот стоят они на стеллажах, а старик плачет от умиления, вспоминает, как гонялся за каждой конкретной камерой по всему миру... Обычное хобби, в общем! Кто-то получает удовлетворение от коллекционирования марок, кто-то - от автомобилей, а кому-то достаточно собрать все модификации Зенита-Е (вот уж точно на всю жизнь хватит!).

Категория вторая: профессиональные фотографы. Которые имеют собственные лаборатории (звучит внушительно, но на самом деле чаще всего это просто заставленная фотохиминвентарём ванная комната), покупают не только дешёвые любительские плёнки, но и требующие особого обращения специальные (в частности плёнки с высоким ISO, позитивные плёнки, которые усрёшься замучаешься проявлять). Которые покупают не разведённые в бутылях универсальные реактивы, а порошки с веществами и с помощью них и подручных средств сами мутят растворы.

Ну, там, метол, сульфит натрия, бромистый калий, тиосульфат натрия, кровяная соль, Фейри (да, это именно тот Фейри, о котором вы подумали), Белизна (она самая), кофе, цикорий... Парацетамол на крайняк. Ну и внутрь его, чтоб башка не болела!

Для таких фанатов до сих пор выпускают фотохимию, посуду, фотоувеличители и прочее оборудование. А вот профессиональные камеры, блин, выпускать перестали! Последними были Никон F6 и FM10 моделей для типа 135, производство которых недавно свернули...

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Хотя стоп! Лейка! Они всё ещё делают две свои легендарные плёночные дальномерки - Leica M7 и Leica MP. Но стоят они... Как тысяча б/у Зенитов-Е. Или как один отреставрированный "Запорожец". Так что Лейка - это не только профессиональное средство для фотографирования на плёнку, но и показатель статуса! Впрочем, после покупки такого статус может временно понизиться до уровня "положить зубы на полку".

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Ладно, рассмотрим другой вариант. Который, впрочем, в другой от леек лиге, потому что это средний формат, тип 120. Киевский Арсенал! Они до сих пор производят профессиональные среднеформатные камеры под брендом Аракс. Это копии легендарных моделей, выходивших в Советах под брендом Киев. Как правило, фотографы-среднеформатчики как раз-таки носятся с этими бандурами. Ну, и с японскими Мамиями, которые, вроде как, что-то там производят или до недавнего времени производили.

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Впрочем, ничто не мешает им купить старый фотоаппарат или объектив подешёвке, вбухать денег в его ремонт и прокачку и получить свой собственный инструмент для работы. Всё как с машинами!

Для чего им это нужно? Опять-таки хобби. Подходящая плёнка, прямые руки фотографа и богатая лаборатория или даже собственная студия по монтажу в особо запущенных случаях позволят сделать снимки, которые не уступают снимкам с профессиональных цифровых камер. Обойдётся всё это в копеечку и много времени будет потрачено, но всё равно интереснее чем просто нажимать на кнопки цифровика, а затем торчать в фотошопе и исправлять свои кривые руки кривой мышкой.

Это ещё что! Некоторые фанатики на фотопластины и даггеротипы фотографируют! И расходники для них тоже производят. Правда, объёмы небольшие. Но достаточные.

Ну и категория три! Хипстеры и прочие обыватели, которые хотят прикоснуться к "дедовской технологии". Увидели на полке/в ящике с хламом/в чулане старый фотоаппарат, захотели попробовать. На них-то, наверное, и растёт производство современной малоформатной фотоплёнки. Всё настолько запущено, что некоторые успевшие уйти производители возвращаются. В 2010-м появился вообще новый производитель фотоплёнки - Револог. Со своей фишкой, ориентированной на обывателя: на плёнку по приколу нанесена текстура. При печати с негатива она проявляется на снимке. Получается фотография с фоном, градиентом или другим эффектом. Своеобразная альтернатива двойной экспозиции (вспоминаем Смену-8М, на которой вечно забывали перемотать кадр). Забавная штука! Это вам не в компутере градиент и текстуру подкладывать!

Револог очень точно прочувствовали момент. Ведь спрос на плёнку вскоре начал стремительно расти, и они со своими вундерплёнками успели занять часть ниши, на которую фактически держат монополию Кодак и Фуджи.

Это снято на Револог КолорПлас:

В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост
В чём прикол от этого старого хлама?.. Фотоаппарат, Фототехника, Камера, Пленка, Интересное, Познавательно, СССР, Фотография, Длиннопост

Вот на этих трёх китах и держится спрос на старые фотоаппараты. Кому-то поиграться, кому-то на полку поставить, а кому-то - собственно, пофоткать

P. S. Бли-и-ин, как же эта дама справа похожа на Лауру Браниган!

ППС. фотки есть и мои, и не мои... Но в большинстве своём не мои... А, всё равно тег "моё" влеплю!

Показать полностью 16
142

Железная выдержка и непоколебимый стандарт против цифрового шума.

В предыдущем посте я обещал рассказать о цифровом шуме подробнее. Если вы считаете, что не до конца понимаете, откуда берется цифровой шум на фото и то, как с ним бороться - добро пожаловать в мой пост :)


Большинство начинающих фотографов и достаточно внимательных любителей поселфиться на смартфон, знают, что в условиях слабой освещенности, фотография получится не совсем качественная. Причины две - количество света за время выдержки и ISO. Слишком долгая экспозиция не позволит четко "заморозить" кадр и появится смаз. А высокое значение ISO покроет всё фото разноцветными точками. Высокое ISO может спасти ситуацию и избавить от смаза. Но и добавит шум. Так ли это или нет? Давайте разбираться.


Мысленный эксперимент

Проведем простой эксперимент: возьмем два снимка в слабом свете с одинаковой выдержкой, со штатива, в формате RAW. Для правильного экспонирования поднимем ISO на первом снимке. А на втором снизим до минимума, который позволяет камера. В итоге увидим, что один снимок получился "шумным" (если света было действительно мало и ISO поднят значительно), а второй - тёмным, но за то без шума. Верно ли утверждение, что два файла содержат в себе одинаковое количество шума? В большинстве случаев - да, верно!


Что такое ISO?

Многие люди, которые знакомы с фототехникой скажут, что это чувствительность матрицы. И изменяя значение ISO, мы уменьшаем или увеличиваем количество света, которое способна захватить матрица. В сознании фотографов отложилась мысль "чем больше ISO, тем больше шумов". Во многих случаях это не так! В большой массе современных цифровых камер, значение ISO никаким образом не влияет на работу матрицы! Бывают исключения, но он них чуть позже. Spoiler: в основном это камеры Canon.


И всё же, что означает цифра значения ISO?

В далекие годы, когда трава была черно-белой зеленее, а люди снимали на пленку, появилась необходимость стандартизовать светочувствительность этой пленки, которая зависела от "химии" изделия. В 1974 году Международная организация по стандартизации закрепила в своих документах новый (уже не первый) стандарт на фотопленки. Международная аббревиатура этой организации - ISO! Пленочные стандарты обзавелись родственником в виде стандарта чувствительности цифровых сенсоров уже в 1998 году и пройдя два этапа коррекции в 2006-м году, он дошел до наших дней.

Знакомьтесь - "ISO 12232:2006 Preview. Photography -- Digital still cameras -- Determination of exposure index, ISO speed ratings, standard output sensitivity, and recommended exposure index". По какой-то причине, сотрудники ISO не стали выдумывать новый термин для обозначения этого самого "speed rating" и использовали собственную аббревиатуру, которая по правилам читается по буквам - "АйЭсОу", и превратили её в имя собственное, которое должно читаться как слово - "Айсо". Как итог - значение "цифровых" ISO привязали к ISO химическим. То есть, за основу была взята шкала чувствительности фотоэмульсий.

А теперь самое важное, что следует из этого абзаца - "цифровое" значение ISO не диктуется физическими условиями работы одной лишь матрицы, а описывает результат всех преобразований в целом. Физические принципы работы матриц различных производителей могут быть разными, но выходной результат всегда можно будет описать стандартом ISO и использовать в подсчетах экспозиции.


Что из этого следует?

Вывод простой - результат, соответствующий определенному значению ISO может быть получен без изменения каких-либо физических параметров в работе матрицы! Просто подняв яркость до требуемого уровня. А все исходные данные хранятся в RAW-файле. Таким образом, имея RAW-данные, можно симулировать различные значения ISO, используя соответствующий софт (Adobe Lightroom, например).

В этом правиле всё же есть исключения. Некоторые камеры действительно изменяют параметры работы матрицы (например, вольтаж). Но далеко не на всём отрезке значений ISO.

Проверить, как ведёт себя ваша камера при различных значениях ISO можно самостоятельно или на сайте. Там представлены снимки с одинаковой парой выдержка-диафрагма, но с разным ISO. При этом снимки выровнены на определенное количество "стопов" программно, чтобы соответствовать первому снимку (с минимальным ISO).


Какие параметры съемки влияют на шум?

Ниже представлю несколько примеров того, как различные параметры съемки влияют на шум. Примеры взяты из чужой статьи.


Выдержка:

8 сек, f/2.8, ISO 3200

4 сек, f/2.8, ISO 3200 (+1 стоп в постобработке)

2 сек, f/2.8, ISO 3200 (+2 стопа в постобработке)

Железная выдержка и непоколебимый стандарт против цифрового шума. Фотография, Шум, Техника, Фотоаппарат, Камера, Iso, Выдержка, Диафрагма, Длиннопост

Диафрагма:

8 сек, f/2.8, ISO 3200

8 сек, f/4.0, ISO 3200 (+1 стоп в постобработке)

8 сек, f/5.6, ISO 3200 (+2 стопа в постобработке)

Железная выдержка и непоколебимый стандарт против цифрового шума. Фотография, Шум, Техника, Фотоаппарат, Камера, Iso, Выдержка, Диафрагма, Длиннопост

ISO:

8 сек, f/2.8, ISO 3200

8 сек, f/2.8, ISO 6400 (-1 стоп в постобработке)

8 сек, f/2.8, ISO 12800 (-2 стопа в постобработке)

Железная выдержка и непоколебимый стандарт против цифрового шума. Фотография, Шум, Техника, Фотоаппарат, Камера, Iso, Выдержка, Диафрагма, Длиннопост

Все 3 набора кадров из примеров выровнены по уровню экспозиции при помощи обработки RAW-файла. И что мы видим? Если выровнять экспозицию (яркость) фото, сделанных с одинаковой выдержкой и значением диафрагмы, но с разным ISO, то уровень шума будет одинаков! В третий раз повторюсь - есть исключения. Первый вариант исключения: каждое значение ISO даёт свой уровень шума. Например, Canon EOS 6D (источник - всё та же статья):

Железная выдержка и непоколебимый стандарт против цифрового шума. Фотография, Шум, Техника, Фотоаппарат, Камера, Iso, Выдержка, Диафрагма, Длиннопост

Второй вариант исключения: камера ведет себя одинаково на отрезке, к примеру от [400] до максимума. Отличия только в диапазоне от [100 до 400).


Dorithur, твою матрицу! Ты расскажешь, откуда берется шум или нет?!

Окей, окей. Расскажу.

Но сначала поговорим о погоде. У меня вчера шел дождь, а у вас?

Ах да, шум... шум дождя... ммм....


Пару слов о том, как работает матрица: "ловит фотоны". Вроде уложился.

Фотоны - это кусочки света. Наши глаза тоже их ловят, передают сигналы в мозг и тот рисует картинку. Фотоны хоть и двигаются очень быстро (внезапно - со скоростью света), но источники света испускают ограниченное количество этих ребят. Отражается от объектов и того меньше, ведь часть поглощается. Отражаются точно в глаз или объектив лишь избранные. И если источник света достаточно слабый, то и на матрицу попадает меньше этих замечательных частиц.

Матрица разделена на светочувствительные участки, каждый из которых отвечает за отдельный пиксель итогового изображения. Давайте представим, что каждый такой участок это квадратный стаканчик. И все они выстроены рядами. И идет дождь!


У нас есть возможность открыть заслонку над всеми стаканчиками. И чем больше время, на которое мы откроем заслонку, тем больше капель попадёт в каждый стакан в среднем. И если "экспонировать" стаканчики на очень короткое время, то в них попадёт очень мало капель. И разница между каждый из них может быть существенная. Если в каждый стакан в среднем упало по 3 капли, то в какой-то могла упасть и одна, или вовсе ни одной. В такой ситуации невозможно точно определить степень интенсивности дождя по одному стакану. Ошибиться можно на несколько сотен процентов!


Если заслонку открыли на более продолжительный промежуток времени, то в среднем каждый стаканчик получил по 200 капель, а разброс по всем - от 180 до 220 капель, и ошибка оценки интенсивности дождя по одному стаканчику составит всего 10 процентов. Чувствуете разницу? 200% и 10% это очень много.


Догадываетесь, к чему всё идет? К матрице, конечно же. Если матрица при короткой экспозиции получает очень мало фотонов, то камере сложно точно решить за каждый пиксель, какой цвет к нему применить. В среднем черный пластик из предыдущего поста будет черным, но отдельные пиксели могут окрасить себя в те цвета, в которые они окрасили себя... Это и есть одна из составляющих шума. Недостаток данных приводит к неправильной интерпретации.


ISO в данном случае будет выступать неким порогом, по достижении которого яркость и цвет итогового пикселя меняется. Перенесем аналогию с дождем и стаканчиками на ISO. Предположим, что условное ISO у нас на минимуме, что подразумевает максимальную точность. Минимальному значению будет соответствовать следующая шкала:
0 - 50 капель: слабый дождь или его отсутствие
50 - 100 капель: средний дождь

100 - 150 капель: сильный дождь

150 - 200 капель: ливень

Можно довольно точно определить силу дождя даже по одному стаканчику. Но только при условии, что среднее значение по всем стаканчикам было между 0 и 200 капель. 5 капель четко идентифицируется как очень-очень слабый дождь. Яркость пикселя минимальная. 35 капель - уверенный слабый дождь. Пиксель чуть ярче.


Повысим ISO до условного максимума. Теперь градация следующая:

10 капель: слабый дождь или его отсутствие

20 капель: средний дождь

30 капель: сильный дождь

40 капель: ливень

Те же 5 капель в стаканчике теперь оценивают силу дождя как более мощную, чем 35 капель при минимальном ISO! А 35 по данной шкале это уверенный сильный дождь! Пиксель гораздо ярче, чем в первом случае. 100 капель, которые расцениваются по первой шкале как сильный дождь, в данном случае будут представлять нечто невообразимое, что невозможно оценить. Яркость пикселя максимальная. Полный пересвет.


Для более точной оценки лучше всего открывать заслонку на большой промежуток времени (длинная выдержка) и использовать более широкую шкалу оценки (низкое ISO). Но это можно делать до тех пор, пока стаканчики не заполнятся до верху. Если это случилось, то какую шкалу ни применяй, то мы узнаем, что дождь был гораздо сильнее, чем мы ожидали, но не оценим точно его интенсивность на отдельных участках, т.к. все стаканчики будут заполнены на 100%.


Это и есть причина более яркой картинки при повышении ISO и большего количестве шума, если время экспонирования осталось прежним. Излишне высокое ISO при длительной экспозиции "заполнит стаканчики до верху" и кадр будет просто белым.


Из этого примера так же следует, что чем большее количество капель допустимо при определенном уровне ISO, тем более точно мы сможем оценить промежуточные значения силы дождя ("очень слабый", "слабый", "ближе к среднему" и т.д.) над конкретным набором стаканчиков. В фотографии это называется "динамический диапазон". Чем он шире, тем больше градаций яркости может передать камера. Наивысшее значение динамического диапазона будет при минимальном ISO.


Уф-ф-ф-ф. Как всегда. Сестра таланта от меня сбежала, так что извините. Хотел всё уместить в еще более короткий пост, чем получилось, но придется пилить еще как минимум одну часть. В ней поведаю о других составляющих шума.

Показать полностью 4
155

Потеряли Фотоаппарат с фото дня рождения дочки =(

В Самаре, в Крутых ключах, на улице Жалнина между домами 12 и 14  19 марта, около 13-00.


У дочки было 5 лет, ходили в детский клуб на праздник, скорее всего когда шли обратно около машины уронили сумку и не заметили как он выпал, уже когда отъехали решили проверить и поняли что его нет, вернулись на место, так же ничего не нашли.


Самое неприятное что весь день рождения фоткали именно на него.


Если вдруг он кому то очень приглянулся и не хочется расставаться, пришлите пожалуйста фотки анонимно на почту playmama5@gmail.com



Фотоаппарат  SONY Nex-F3

Потеряли Фотоаппарат  с фото дня рождения дочки =( Потеря, Фотоаппарат, Sony, День рождения, Помощь

Из особых примет: вспышка не держится в сложенном состоянии, нет крышки объектива, на последних фотках детский праздник


Каменты для минусов будут внутри

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: