Подпольные советские миллионеры.

О них не было статей в Forbes — для них были статьи Уголовного кодекса.


Созданная Сталиным в 1930-е годы командно-плановая централизованная экономика была крайне неэффективна, о чем свидетельствует хронический дефицит, сопровождавший СССР до самой его кончины. Вопреки официальным заявлениям о перевыполненных планах, из закрытых докладов партии и правительству ясно, что план ни одной из пятилеток не был не то что перевыполнен, но даже просто выполнен. В условиях дефицита с 1930-х годов расцветал черный рынок, удовлетворявший половину потребностей граждан.


А раз был черный рынок, значит, были и его герои — подпольные миллионеры. И если серьезная борьба на уничтожение черного рынка могла привести к вымиранию большей части населения (и власти это понимали), то миллионеры время от времени попадались под репрессивный каток советской власти.


Николай Павленко

Подпольные советские миллионеры. Миллионер, СССР, Преступление, Длиннопост

Время деятельности: Великая Отечественная война — начало 1950-х


Этот предприимчивый сын раскулаченного крестьянина сумел во время войны создать не просто какую-нибудь небольшую артель, а настоящую частную строительную корпорацию с численностью в несколько сотен сотрудников, работавшую на всей европейской части СССР.


С началом Великой Отечественной войны Павленко был призван в действующую армию и отступал вместе с войсками вглубь страны, пока не дошел до Вязьмы. После этого он дезертировал, выписал себе поддельные документы и организовал в Калинине (Тверь) первое предприятие — «Участок военно-строительных работ № 5 Калининского фронта» (УВСР-5). За взятку в типографии Павленко отпечатал необходимые документы — накладные, договоры и т.п., подобрал на фронтовых дорогах с десяток брошенных грузовиков и бульдозеров и, пользуясь неразберихой военного времени, встроил УВСР-5 в систему военно-строительных частей Калининского фронта.


«Частное» подразделение Николая Павленко, поставленное на довольствие и снабжаемое пополнением, вместе с фронтом дошло до Берлина, ремонтируя дороги и мосты, строя аэродромы и госпитали, иногда даже вступало в бой с прорвавшимися в тыл немцами. «Командир» и его «подчиненные» получали звания, награждались медалями и орденами.


К концу войны бюджет мифического УВСР-5 достигал 3 миллионов рублей, а сам Павленко ездил на немецких автомобилях представительского класса «Хорьх» и «Адлер». Получив за взятку железнодорожный эшелон из тридцати вагонов, Павленко вывез из Германии реквизированное у местного населения продовольствие, а также трофейные грузовики, тракторы, автомобили и другую технику. Все это распродали в Калинине на черном рынке. После этого Павленко демобилизовал большую часть своего «подразделения», насчитывавшего к тому времени около 300 человек, при этом каждый из офицеров получил от 15 до 25 тысяч рублей, а рядовые — от 7 до 12 тысяч. Себе «командир» оставил около 90 тысяч рублей.


Дальше Павленко организовал в Калинине строительную артель «Пландорстрой». Вскоре переехал во Львов, далее — в Кишинев, где контроль был не таким жестким, как в центральных регионах страны. Там он организовал 1-е Управление военного строительства (УВС-1), вскоре превратившееся в одну из крупнейших в регионе строительных организаций. У предприятия была своя вооруженная охрана, личный состав поступал из местных военкоматов. Подряды УВС-1 получало от промышленных предприятий и организаций Молдавии, Украины, Белоруссии, западных областей РСФСР и Прибалтики.


Платил Павленко наличными, в три-четыре раза больше, чем на госпредприятиях, и строил на совесть, в чем позже признавались даже следователи, которые вели «дело Павленко». У заказчиков претензий к работе УВС-1 тоже не возникало.


С 1948 по 1952 год УВС-1 по подложным документам заключило 64 договора на сумму 38 717 600 рублей. По фиктивным счетам в отделениях Госбанка Павленко получил более 25 миллионов рублей. Бизнес, надежно прикрытый взятками, работал без сбоев.


Подвела случайность. Одному из сотрудников УВС-1 недоплатили за облигации госзайма, и он написал заявление в местную прокуратуру. Началась проверка, в ходе которой выяснилось, что УВС-1 нигде официально не числится.


14 ноября 1952 года в результате широкомасштабной операции, тщательно спланированной органами госбезопасности пяти союзных республик, строительная «империя» Николая Павленко была ликвидирована. Арестовали почти 400 человек. В квартире Павленко, который к тому времени уже был в звании полковника, обнаружили несколько чемоданов с деньгами на общую сумму 34 миллиона рублей. Приговор предсказуемый: в апреле 1955 года Павленко расстреляли. Еще 16 подсудимых получили сроки от 5 до 20 лет.


Борис Ройфман

Время деятельности: 1940-е — начало 1960-х


Этот подпольный бизнесмен создавал цеха при различных государственных предприятиях и организациях с 1947 года. В 1957 году Ройфман запустил производство неучтенной продукции в трикотажном цехе общества глухонемых в Калинине.


Сколотив капитал, Ройфман стал штурмовать столицу: купил за 2000 рублей должность заведующего мастерскими психоневрологического диспансера в Краснопресненском районе Москвы и добился разрешения (тоже за взятки) создать при психдиспансере трикотажный цех. В доле были все, от главврача до рядовых сотрудников. При диспансере Ройфман оборудовал подпольный цех, закупил для него несколько десятков трикотажных машин на разных госпредприятиях и сырье — шерсть. Продукция сбывалась через «прикормленных» торговцев на рынках и вокзалах.


К 1961 году, когда в стране объявили денежную реформу, Ройфман был миллионером. Обменять миллионы старых рублей на новые было затруднительно, но проблема была решена уже не раз испытанным способом — за взятку сотрудникам нескольких сберкасс, в которых производился обмен. Подпольный цех раскрыли случайно: партнер Ройфмана Шакерман поссорился со своими родственниками, а те донесли в прокуратуру — мол, живет не по средствам. Бдительные органы провели проверку, вскрыли деятельность подпольного цеха, вышли на Ройфмана. Во время обысков в нескольких тайниках нашли десятки килограммов золота. По решению суда Ройфмана и Шакермана расстреляли.


Ян Рокотов

Подпольные советские миллионеры. Миллионер, СССР, Преступление, Длиннопост

Время деятельности: конец 1950-х — начало 1960-х


После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в 1957 году в Москве, ударными темпами начинает развиваться фарцовка.


Идя навстречу пожеланиям трудящихся, насмотревшихся на иностранцев и возжелавших одеваться стильно и оригинально, предприимчивые молодые люди быстро наладили нелегальную торговлю с интуристами. Со временем среди фарцовщиков появились свои «короли». Наиболее заметной фигурой в этой сфере — не только по положению, но и по трагичности своей судьбы — является Ян Рокотов. Именно он первый создал хорошо организованную и выстроенную систему — со своей иерархией и законами, со сложной схемой посредников для скупки валюты и товаров у иностранцев.


Начав создавать свою империю в 1957 году, уже к 1959-му Рокотов превратился в подпольного миллионера. Чтобы проще было заниматься бизнесом, он стал милицейским осведомителем и время от времени сдавал некоторых из своих коллег и даже собственных «сотрудников», находившихся на низших ступенях фарцовой иерархии.


Неизвестно, как долго бы все это продолжалось, если бы не вмешалась большая политика. Во время поездки Хрущева в Западный Берлин в ответ на слова советского лидера «Берлин превратился в грязное болото спекуляции» из зала кто-то крикнул: «Такой черной биржи, как ваша московская, нигде в мире нет!» Получив публичную оплеуху, Хрущев пришел в ярость и приказал на корню извести фарцовку. Развернулась кампания по борьбе с фарцовщиками и валютчиками. Нужен был показательный процесс. В мае 1961 года Рокотова арестовали, чуть позже взяли двух ближайших соратников — Файбишенко и Яковлева. При обыске у Рокотова изъяли около 1,5 миллиона долларов в разной валюте и золоте. Общий оборот подпольной «империи» Рокотова составил 20 миллионов рублей.


По советским законам, максимальное наказание для Рокотова, Файбишенко и Яковлева было 8 лет. Но Хрущева это не устраивало. Дело пересмотрели, суд назначил новое наказание в соответствии со специально принятым законом: 15 лет лишения свободы. Однако Хрущев жаждал крови и, вмешавшись в судебный процесс, прямо приказал вынести смертный приговор — это уже было вопиющим нарушением юридических норм. Ради дела Рокотова, Файбишенко и Яковлева в Уголовный кодекс внесли изменения, в соответствии с которыми установили смертную казнь за валютную контрабанду. Несмотря на то что закон обратной силы не имеет, дело пересмотрели и его фигурантов приговорили к смертной казни. 16 июля 1961 года приговор привели в исполнение.


Зигфрид Газенфранц и Исаак Зингер

Время деятельности: 1950-е — начало 1960-х


Еще одни трикотажники-частники, в меру своих сил латавшие дыры советского дефицита, работали в городе Фрунзе, столице советской Киргизии. Газенфранц и Зингер выкупили устаревшее оборудование у трех пошивочных артелей, оборудовали в заброшенных военных ангарах ткацкую фабрику и наняли на работу портных из местных еврейских общин.


Через короткое время они стали обладателями миллионных капиталов со всеми атрибутами роскошной жизни: купленный в одном из московских дипломатических представительств, хоть и подержанный, но «Роллс-Ройс», огромный дом с прислугой.


Этими непомерными тратами цеховики себя и выдали. В январе 1962 года по «трикотажному делу» КГБ арестовал 150 человек. По свидетельству задержанных, показания из них выбивались кулаками. Газенфранц и Зингер обвинялись в хищениях социалистической собственности. На это Зигфрид Газенфранц резонно отвечал: «Мы государству ущерб не нанесли. Сколько было у государства, столько и осталось. Мы выворачивались на собственные деньги, выпускали неучтенную продукцию. Нас судить за хищения никак нельзя». 21 обвиняемого, в том числе и Газенфранца с Зингером, приговорили к расстрелу, применив закон задним числом: аресты произошли еще до принятия поправок, вводящих смертную казнь за экономические преступления.


Артем Тарасов

Подпольные советские миллионеры. Миллионер, СССР, Преступление, Длиннопост

Время деятельности: перестройка


Тарасов известен как первый легальный советский миллионер. Но этого статуса ему пришлось добиваться с боями.


Началось все в 1987 году, когда он открыл первое в Москве брачное агентство и за пять дней заработал 100 тысяч рублей, при том что средняя зарплата в СССР тогда составляла 120 рублей. Поднялся скандал, Тарасова объявили спекулянтом и на шестой день кооператив закрыли.


Предприниматель не унывал и открыл новый бизнес: кооператив «Техника» — мастерскую по ремонту импортной аппаратуры. Достать импортные детали было почти невозможно, но умельцы в фирме Тарасова умудрялись ставить на иностранную технику советские детали. Когда это вскрылось, Тарасова обвинили в воровстве зарубежных деталей. Но, поскольку от клиентов не было ни одной жалобы (техника, хоть и с отечественными деталями, но работала), следователям не за что было зацепиться, дело развалилось. Бизнес Тарасова расширялся, фирма перешла на закупку компьютеров и программного обеспечения для госструктур, даже для КГБ.


Поскольку расчет в те годы был только наличными, к началу 1989 года на счету фирмы оказалось более 100 миллионов долларов. Тарасов стал самым богатым человеком в СССР. В том же году вышел закон, согласно которому в кассе фирмы должно быть не более 100 рублей. Тогда Тарасов просто поделил весь зарплатный фонд среди своих сотрудников — всего у него работало 1800 человек. Когда один из сотрудников-коммунистов сделал обязательный партвзнос — 3% от своей зарплаты в 3 млн рублей, в партячейке обомлели.


Информация молниеносно дошла до самого верха. Пришла представительная комиссия, составленная аж из восьми различных организаций: КГБ, ГРУ, ОБХСС, Минфин, КРУ Минфина, финансовые территориальные отделения. Сняли кассу, в ней оказалось 959 837 рублей 48 копеек. Комиссия проверила документы: все оказалось законно. Но тут вмешался Горбачев, сказавший: «Мы не позволим превращать нашу социалистическую родину в капитализм. Мы этих толстосумов должны призвать к ответственности». Комиссии пришлось разорвать первоначальный протокол, фирму закрыли.


Тарасову грозила расстрельная 93-я статья УК СССР «Хищение государственной собственности в особо крупных размерах». Миллионер решился на нетривиальный шаг: он пришел на телевидение, в популярную программу «Взгляд», и рассказал свою историю на всю страну. А в конце объявил: если докажут, что он спекулянт, он готов к расстрелу хоть на Красной площади. В последующие дни материалы с ним сделали многие советские и иностранные СМИ, и расстреливать медийную персону стало как-то неудобно. Вскоре Тарасова избрали народным депутатом РСФСР, так что и преследовать его оказалось невозможным. Артем Тарасов до сих пор является одним из самых богатых людей в мире.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Созданная Сталиным в 1930-е годы командно-плановая централизованная экономика была крайне неэффективна, о чем свидетельствует хронический дефицит, сопровождавший СССР до самой его кончины

Когда статья начинается с вранья - дальше можно не читать.

раскрыть ветку (12)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен с Вами
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я прочитал начало и полез в комменты. Видимо потому что она не была эффективной, мы восстановили отставание от запада в один век в промышленности за 10 лет.
2
Автор поста оценил этот комментарий

+100500

Либеральное говно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

А что, дефицита не было? Плановая экономика хороша в военное время, во всё остальное конкуренция будет двигателем.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Дефицит в СССР был по целому ряду причин, как один из примеров это директора магазинов которые специально убирали все с полок чтоб потом продавать из-под полы в двое дороже.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Конкуренция в её бытовом понимании - это миф, жупел для идиотов, уверовавших в Невидимую Руку Рынка.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Избавиться от дефицита можно одним способом. И это не зависит от типа экономики.
Вот заходите Вы в магазин, а там айфоны лежат по 100 тыщ. - бери не хочу.
Причем если их сделай по пять - будет дефицит. Не?


Ну вот есть у вас завод, огромный заводище. И производит он машины.
А все хотят машины. А производительность завода ограничена, ну не можете вы сразу сделать 2, 3, 100 заводов. Это большие предприятия, которые требуют много ресурсов.

Машин не хватает. Как сделать чтоб хватало? Да элементарно - поднять цены в 100 раз.

Будут лежать.

Но в СССР нельзя было от фонаря повышать цены. Вот и отгадка.

Плохо это или хорошо, когда цену поднимает перепродавец?

Чтоб избавить социализм от дефицита, можно было дать завмагам право поднимать цены как они хотят, и разницу класть себе в карман. Что и сделал Ельцин.

Ура, все пляшут все довольны, деньги Вы отдаете спекулянтам - продавцам. Рынок победил! Завмаги стали олигархами! Урааааа!!!!!

Да?


Кроме того. Капитализм сейчас в гораздо большей степени плановое хозяйство чем было в СССР. Империализм называется.


PS. Ну хоть капельку нужно разбираться, в вопросах гос. устройства.

Для общего развития https://www.youtube.com/watch?v=lcJDp09r0hQ

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Ты говоришь о национализированных заводах, которые действительно имели ограниченные возможности по выпуску а/м. Например автоваз, да его продукция распродавалась. Потому что другой не было. И качество данной продукции было, как бы сказать кхм. И направленность данного автозавода была узкая - машины для честных строителей советского будущего. В одной нише были еще три завода, заз, иж и азлк, про который говорили "автомобиль заранее лишенный качества". Спасибо плановой экономике, автомобили надо выпустить, а будут они хорошие или нет это уже не важно.
Логично, что после того как у ответственных заводов появилась конкуренция они успешно загнулись.
Все тоже самое касается и всех остальных отраслей производства. Сельского хозяйства, легкой промышленности, автопрома, машиностроения.
Перед тобой стоит план который надо выполнить, какое будет качество это не важно.
Возьмем сельское хозяйство. Колхоз - большая тяжелая структура которая занимается обработкой огромных полей и поставляет зерно на определенные мккомольные заводы. Он не заинтересован в том, чтобы искать другие рынки сбыта и направления, выкладываться в ниокр и получать новую технику для обработки земли. Каков итог - где все колхозы? Их больше нет.
И так можно продолжать до бесконечности.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот сейчас ВАЗ стал частью концерна RENAULT-NISSAN  и все изменилось?
Ну нельзя же быть таким наивным-то!  

Капитализм сейчас - ИМПЕРИАЛИЗМ. Это значит, что рынки все поделены. Кругом договорняк и квоты.
Да вы хоть, что делайте - если в стране  есть металла на 100 тыс. автомобилей 200 тыс вы не сделаете.  
А если вы захотите сделать 200 тыс. Вам нужно будет договориться с поставщиками  металла, чтоб они запланировали производство. А они в свою очередь запланируют рудники. И пр.

Без гарантии сбыта ни одно предприятие жопу не оторвет от стула.


Логично, что после того как у ответственных заводов появилась конкуренция они успешно загнулись.

Нелогично. Загнулись ВСЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ после того, как за бугор стала гнаться нефть. А в ответ по закону товарного обмена были завалены рынки иностранными товарами.


Например, в нашей стране емкость рынка 100 тыс. авто, 300 тыс. стиралок, 300 тыс телевизоров, и 300 тыс. холодильников в год.  И на это как-то пыхтели наши предприятия.

И больше не продастся!


И вдруг страна вылила за бугор нефти на 100 млрд $ в год.  Что это значит?
Что страна обязана ввести товаров на эту сумму.   ЦБ под это выпускает  3 000 млрд рублей, и ... они попадают в оборот.  Причем их получают бюджетники.

И для завершения товарного обмена,  на эти 100 млрд $  товар должен быть куплен.

И население получив свои рублики  выкупает эти иностранные товары.  Продавцы иностранных товаров получив рублики, несут их в ЦБ обменивают на $ и сваливают.

Цикл нефть в обмен на товары завершен.  У заграницы куплено 100 тыс. авто, 300 тыс. стиралок, 300 тыс телевизоров, и 300 тыс. холодильников. (Т.е. весь рынок)


А что наш производитель? Да в жопе наш производитель. У него никто ничего не купил.

Причем, если население будет покупать отечественное, то товарооборот не завершится. И ЦБ установит такой курс - чтоб иностранное все-таки раскупили.


Вот и весь ответ.

Причем если вы заметили - я ни слова не сказал о качестве. Уж поверьте в мире производится дерьма не меньше. На каждое качество найдется свой покупатель.

Но ... что-бы вы не делали в стране, ЦБ сделает так, чтоб купили иностранное.


И как только падает цена нефти и газа - то оживляется отечественная экономика.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нефть продавали за границу и во времена СССР.
Что за дичь про обязательный ввоз товаров на ту сумму на которую продали нефть?
Что за бред про оживление экономики при низких ценах на нефть?
Ты, часом, не из секты святого федорова?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да он наркоман, забей никак не поймет что часть бабок от нефти оседает на счетах компании а не в государстве
Автор поста оценил этот комментарий
Вам подробно расписано. Если Вы товары не ввозите - зачем нефть продавать? Товарообмен называется.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку