1

Подходы к звукозаписи

Каждый, кто хоть раз задумывался о создании музыкального произведения практически неминуемо сталкивался с трудностями его реализации, а именно донесения "гениальной" идеи до конечного слушателя.

Самым лучшим вариантом, в этом случае, является аренда звукозаписывающей студии, а также, при отсутствии своей команды музыкантов, наём профессиональных сессионных работников. Однако мир несовершенен, и у большинства из нас нет лишних денег на осуществление такого мероприятия.


В современный век бурного развития электроники, выходом, как правило, является запись произведения в домашних или близких к ним условиях. Неоспоримыми плюсами в этом случае являются дешевизна записи, а также не лимитированное число дублей. Главным минусом, конечно, является неизбежное ограничение качества записи определяемое возможностями звукозаписывающей аппаратуры и акустическими свойствами помещения. Но поскольку этот вариант зачастую является единственно возможным, рассмотрю наиболее полюбившуюся мне методику формирования проекта музыкального произведения (песни). Так как близким для меня является стиль "рок", то в статье я буду рассматривать инструменты для создания песни в этом стиле. Хочу отметить, что в этой статье не буду останавливаться на философских вопросах сочинения самой песни, а также вопросах динамической и частотной обработки, выбора и использования музыкальной аппаратуры и инструментов. При необходимости эти ёмкие вопросы можно рассмотреть дополнительно. Постараюсь остановиться только на общих вопросах.


Запись песни у меня, как правило, начинается с записи барабанной партии. Отмечу, что существует и другой подход, в котором первой записывается гитарная партия (https://www.youtube.com/watch?v=s9N13nzCo1M). В этом определенно есть свои плюсы, так как можно в последствии более четко расставить акценты произведения, однако я начинаю именно с барабанов.


В настоящий момент существует множество программных продуктов, как универсальных, так и специализированных, позволяющих получить в домашних условиях относительно качественный звук барабанной установки. В дополнение к относительной простоте такого способа плюсом является возможность быстрой замены барабанной установки, в случае если оказалось, что она не в полной мере соответствует произведению. Еще одним важным плюсом является возможность оперативно корректировать партию ударных на любом этапе проекта. Говорить о записи живой установки в бюджетном случае не имеет смысла по причине его существенной сложности и дороговизны.


При создании своих песен, я обычно использую барабанную партию, состоящую из 12-14-ти дорожек (в зависимости от используемой программы). Это позволяет более гибко управлять звуком установки непосредственно при сведении. Методика обработки барабанной партии хорошо описана в (https://www.youtube.com/watch?v=hgEGkgHlwu8).


На втором этапе я обычно записываю партию бас-гитары для того, чтобы можно было сразу составить основу произведения. Из всех возможных способов обработки баса для себя я выбрал следующий. Одна записанная партия дублируется на два трека. Первый трек используется для получения низкочастотной основы баса, а второй - для его высокочастотной составляющей. Такой подход позволяет применить к трэкам различную обработку, а также более гибко управлять звуком инструмента при сведении.


Третьим этапом является запись партии ритм-гитары. Скажу сразу, что наиболее целесообразным, на мой взгляд, (если не единственно возможным) способом получения плотного гитарного звука, является запись так называемого дабл-трэка. Она состоит в записи двух дублей гитарной партии и размещении их на двух различных треках. Как правило, они обрабатываются различными эффектами и максимально разводятся по панораме.


Скажу также, что после долгих и мучительных попыток записи как гитар, так и баса, с использованием различных комбоусилителей и микрофонов, самым лучшим (из бюджетных) был признан вариант записи "в линию", а именно непосредственно в звуковую карту. Отмечу, что получение удовлетворительного звука здесь возможно только при согласовании выходного и входного сопротивлений инструмента и карты. На этот счет в интернете имеется огромное множество информации.


Отмечу также, что при записи соло-гитары не обязательно использовать дабл-трэк. Также для того, чтобы гитары имели частотные различия я обычно записываю их партии при различных комбинациях подключенных звукоснимателей.


Немаловажным этапом, по крайней мере для меня, является запись всевозможных дополнительных инструментов, дающих наполнение произведению: синтезаторов, фортепьяно, духовых, струнных и (чем черт не шутит) целого оркестра.


Дело в том, что при нынешнем развитии музыкальной индустрии все эти и многие другие инструменты можно приобщить к своему произведению исключительно с помощью миди-клавиатуры, программы сэмплера и множества имеющихся в сети библиотек.


Последним, но не менее важным этапом записи является запись голоса. Этот этап является наиболее ответственным, потому как голос традиционно является основным инструментом в песне (на то она и песня). Обработка вокальной партии, на мой взгляд, является наиболее трудоёмкой задачей и может включать в себя кроме стандартных динамической и частотной обработки также механическое (ручное) выравнивание уровня и устранение фальшивых нот.


Для получения объёма вокала я обычно использую несколько AUX дорожек: дорожку с ревербератором, дорожку с дилэем на 190 мс. и дорожку с дилэем длинной задержки, кратной темпу произведения (такт или полтакта). При этом уровень каждой из дорожек выставляется на пороге слышимость, что обеспечивает объём вокала не лишая его четкости.


Таким образом, я кратко попытался изложить основные моменты, присутствующие при составлении проекта музыкального произведения. При этом вне темы осталось множество важных вопросов, касающихся обработки инструментов и проекта в целом, записи акустических инструментов, а также технические вопросы, связанные с выбором инструментов и использованием акустической аппаратуры.


Без сомнения процесс создания произведения является сложным и требует усилий, но это и есть особенность любого из способов сделать мир лучше!

Дубликаты не найдены

+1
Дело в том, что информационных обзоров железа и плагинов в сети Интернет можно найти очень много. Ктому же эти вещи, как говориться, на любителя и зачастую не могут иметь объективной оценки. Я могу лишь написать о тех решениях, к которым пришел за долгие годы проб и ошибок. Здесь я говорю о ньюансах, о которых написано мало.
0
Годный пост. Странно, что не зашёл. Первый блин, как говорят одном городишке Ярославской области.

Пиши исчо
0

А теперь то же самое, только с картинками, выбором DAW, бюджетных звуковух, обзором свободных и ломаных VST и нюансами мониторинга, ага.

раскрыть ветку 3
0
Саундбластер+ кубейс 5.1 = вин)
раскрыть ветку 2
0

Не знаю, кубейс как-то не пошел (всё, что мне попадалось было ужасно глючным), а саундбластер вещь хорошая, но надо, по моему мнению, внешнюю карту. Сейчас карта Focusrite Scarlett. Звучит нормально и стоит не дорого, есть инструментальный и линейный вход. В качестве DAW - samplitude proX (старая), все есть, ничего лишнего и поэтому очень мало весит.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: