1443

Почему все дороги ведут в Рим

В ответ на пост

All roads lead to Rome

Римляне строили дороги в первую очередь в стратегических целях, чтобы можно было быстро перебрасывать войска. Первая мощёная дорога пролегла от Рима до Капуи. Строили её под руководством цензора Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н.э. Протяжённость дороги, которую так и назвали Аппиевой, составила почти двести километров. Римский историк Диодор Сицилийский отмечал, что на обработанные камни для этого тракта ушла почти вся тогдашняя римская казна.

Почему все дороги ведут в Рим Древний Рим, История, Дорога, Яндекс Дзен, Длиннопост

Аппиева дорога, современное фото.

Источник: warspot.ru

В дальнейшем дороги Риму также обходились весьма недёшево. Чтобы контролировать траты на их постройку, традиционно строительство каждой дороги курировал цензор. Дороги старались строить как можно более прямыми. Заранее размечались все места поворотов, на пересечениях с реками возводились мосты. Планирование дорог было серьёзным делом, перед постройкой каждого участка проводилась тщательная геодезическая съёмка. Для этого применялись специальные инструменты. Например, «грома», предшественник угломера, представлял собой крестовину с привязанными на концах грузиками на нитках. Уклон измеряли посредством «хоробата», линейки длиной около 6 метров с канавкой, в которую заливали воду. Направление определялось «диоптром» — треугольником с отвесом.

Почему все дороги ведут в Рим Древний Рим, История, Дорога, Яндекс Дзен, Длиннопост

Остатки основания «Золотого мильного камня» на римском форуме.

Источник: wikipedia.org

В зависимости от топографии местности, дорогу вписывали в рельеф. Под неё выкапывалось углубление, либо же делалась насыпь. Землю для этого брали из канавок по краям будущей дороги. Слабый грунт укрепляли подпорками. В итоге, дорога должна была быть ровной и слегка приподнятой над поверхностью, чтобы с неё стекала дождевая вода. Иногда для особо важных военных дорог параллельно строили ещё один путь, для всадников. Вдоль дорог ставились специальные каменные указатели, на которых значилось расстояние до ближайшего населённого пункта. Кроме того на таком камне, высотой до 4 метров, высекали имя императора, в чьё правление он был установлен. А в 20 году до н.э. Октавиан Август установил в Риме «Золотой мильный камень». Это была позолоченная бронзовая колонна. На неё нанесли названия основных городов Римской Империи с расстояниями до них. Своего рода «нулевой километр», главная точка отсчёта для любых расстояний.

Почему все дороги ведут в Рим Древний Рим, История, Дорога, Яндекс Дзен, Длиннопост

Древнеримский мавзолей в Глануме, современная Франция.

Источник: wikipedia.org

Вдоль дорог также строились склады, постоялые дворы, почтовые станции. Последние размещались через каждые 10-15 км, чтобы гонец мог на ней сменить лошадь и быстро домчать донесение до адресата. А через каждые 30-50 км располагалась большая станция, на которой можно было отдохнуть и выспаться. У такой станции были свои кузница и харчевня. Благодаря этой налаженной системе, срочные известия передавались со скоростью до 80 километров в сутки. Кроме того, рядом с дорогами часто строились храмы (например, в честь Меркурия, покровителя путешественников), мавзолеи и прочие памятные знаки, в том числе в честь побед римского оружия.

Почему все дороги ведут в Рим Древний Рим, История, Дорога, Яндекс Дзен, Длиннопост

Фрагмент «Пейтингеровой скрижали» с изображениями римских дорог.

Источник: wikipedia.org

Карты дорог римляне изображали на специальных свитках — итинерариях. На них содержалась информация о длине участка дороги, расстояниях между городами, места размещения постоялых дворов, а также описания препятствий на пути. Трём римским географам: Поликлиту, Феодоту и Зенодоксу, было поручено властью соправителей Юлия Цезаря и Марка Антония составить итинерарий для всех римских дорог. Они трудились более четверти века. Результат выгравировали на каменной плите и выставили в столице возле Пантеона. Ещё более известна «Пейтингерова скрижаль», дошедшая до нас в виде копии снятой в XIII веке. Эта карта римских дорог постоянно дополнялась вплоть до V в.н.э., её полная длина — почти 7 метров. Общая протяжённость римских дорог, показанных на ней, составляет 200 тыс. км.

Почему все дороги ведут в Рим Древний Рим, История, Дорога, Яндекс Дзен, Длиннопост

Малая Фламиниева дорога, между Болоньей и Ареццо, наши дни.

Источник: wikipedia.org

Поговорка «Все дороги ведут в Рим» значила очень простую вещь — по любой из римских дорог в конце концов можно было добраться до столицы римского государства. Именно дороги объединяли огромные пространства Империи, а порой и ещё только завоёвываемых римскими легионами стран. В каждой новой провинции, римляне сперва строили именно дороги, и после этого вдоль них возникали новые города и другие селения, обустраивались торговые площади, ставились укрепления для обороны от варваров. Без римских дорог не было бы и Рима — такого, каким мы его знаем.


© Булат Мамлиев

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ancient_rome/pochemu-vse-dorogi-...

Найдены дубликаты

+54

Римские дороги не севере Португалии:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 56
+64

пара тысяч лет прошла) а дороги все еще указывают направление. рим - величайшее государство.

ещё комментарии
+12
А можете сказать где именно эти дороги, а то через неделю лечу в Португалию, интересно было бы найти их.
раскрыть ветку 2
+9

А почему так узко? Два человека еле разойдутся. Или поросла дорога по краям?

раскрыть ветку 1
+1

Разве римляне дошли до Северной Португалии?

раскрыть ветку 4
-6
Не знаю до сих пор, как написать тут свой индивидуальный комментарий, можно только ответ на чей то((
раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+34
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+13
Римлян на Россию на хватило. Жаль.
раскрыть ветку 2
+40

В крыму сохранились остатки римской дороги на Севастополь - вполне узнаваема

раскрыть ветку 3
+25

Вот со спутника видна часть: https://yandex.ru/maps/-/CKEJUFOA

0
По морю вроде ближе гораздо.
раскрыть ветку 1
+109
Планирование дорог было серьёзным делом, перед постройкой каждого участка проводилась тщательная геодезическая съёмка. Для этого применялись специальные инструменты.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 125
+172

увы, знания древних утеряны. в частности до сих пор не могут повторить "чтобы дорога возвышалась". упорно строят так, чтобы говно стекало с газонов на дорогу.

раскрыть ветку 121
+48
В итоге, дорога должна была быть ровной и слегка приподнятой над поверхностью, чтобы с неё стекала дождевая вода.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+31

Есть подозрение, что не 80, а 800. Если предположить, что наездник и лошади менялись. Между станциями 10 км, галоп 40 км в час (пруфы найдите сами, это не сложно). 40*20. 4 часа суммарно на передачу пакета, разгон лошади и увеличенное расстояние между станциями. Но это реально "до", т.е. предел, близкий к теоретическому, хотя и вполне достижимый при определенных условиях.

раскрыть ветку 8
+6

Да, даже в спокойном темпе лошади 20 км/ч за 5 часов уже 100 км

раскрыть ветку 5
+3

Тоже в глаза бросилось. 80 км в сутки можно и без лошадей. А если гонцов менять каждые 15 км, то ещё быстрее.

раскрыть ветку 1
+16
Каждый раз, читая о Риме, понимаю, что вот оно - книжное фентези. TES: Oblibion любил именно за атмосферу древнего Рима в поздние эпохи. Это абсолютно иная цивилизация, от которой мы взяли только крохи и до тех культурного уровня так и не поднялись больше.
раскрыть ветку 78
+20

Крохи?

Римское право. Бюрократия. И во многом государственное устройство.


Держалось это всё на рабах. Как только рабам пришлось дать чуть больше свобод и имущество рассыпалось весьма быстро. Переход к феодализму Рим не пережил. Ну как минимум Западный.

раскрыть ветку 63